Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чём разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат, специалитет и магистратура: в чём разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.

Программы профепереподготовки подходят тем, кто хочет получить образование, эквивалентное магистерскому, но не может потратить на это два года. Подобный курсы предполагают экспресс-обучение за год. Правда, выпускнику по итогу обучения выдадут не диплом магистратура, а документ о прохождении переподготовки. Но какая разница, если знания будут практически эквивалентными?

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Что представляет собой специалитет?

Специалитет — полноценное высшее образование, которое занимает от 5 до 5,5 (реже — 6) лет, в зависимости от направления подготовки и формы обучения. Уровней как таковых здесь нет: студент заканчивает 5 курсов один за другим, проходит практику и защищает дипломную работу на пятом курсе.

Специалист проходит не только базовые, фундаментальные дисциплины, но и узкую подготовку, которая касается выбранной профессии.

Важные преимущества специалитета:

  • после окончания специалисты могут поступить в аспирантуру и начать преподавательскую деятельность в вузе;
  • специалисты имеют право работать в государственных органах.

Важное уточнение: после специалитета больше шансов найти работу. Работодатели берут специалистов охотнее, чем бакалавров.

Недостатки тоже есть:

  • если вы решите продолжить обучение или найти работу за рубежом, к вашей степени возникнут вопросы (в других странах действует Болонская система);
  • поступление в магистратуру после специалитета не дает отсрочку от армии.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Отличия между этими системами есть, и они довольно серьезные:

  • срок обучения. Специалитет занимает 5 лет, обучение на двух ступенях Болонской системы — не меньше 6 лет;
  • однородность обучения. Специалитет — последовательное и однородное обучение, где программа усложняется с каждым годом (вузов со специалитетом осталось мало — это вузы творческой направленности, военные, медицинские, педагогические, технические). Болонская же система подразумевает 4 года классического высшего образования (знакомого российским студентам) и 2 года исследовательской работы;
  • право выбора. Будущий специалист, конечно, может взять академический отпуск и сделать перерыв, а потом восстановиться в вузе. Может он, как и будущий бакалавр, сменить учебное заведение. Но все это сложно и не относится к стандартным ситуациям. Студенты, выбравшие Болонскую систему, знают: они могут сменить профессию после бакалавриата и поступить в магистратуру не только в другом вузе, но и в другой стране;
  • универсальность. Специалитет — сугубо российское (а ранее — советское) явление. В большинстве стран мира поддерживается именно Болонская система. У бакалавров больше возможностей поступить в зарубежную магистратуру, а у магистров — получить работу в другой стране.
Читайте также:  Пособия по беременности и родам. Как рассчитываются и выплачиваются

Продолжение учебы в европейских странах. На каком уровне это возможно?

При обучении на бакалавра можно проучиться примерно пару лет в русском высшем учебном заведении и потом перевестись в университет за границей. Правда придется потерять 1-2 курса. Сразу после окончания школы поступить в европейский бакалавриат невозможно. В государствах Европы учатся 12-13 лет в школе, поэтому в русском аттестате нет нужного количества зафиксированных учебных часов. Можно поступить после специалитета и бакалавриата на программу магистерского обучения. В Европе бакалавриат обладает более общим характером и для студентов предусмотрено больше стипендий. Еще один вариант получения образования – это переход в докторантуру после магистратуры. Также, как и в российской аспирантуре в ней надо обучаться от двух до шести лет.

Чем отличается бакалавриат от специалитета?

  • Продолжительность курса. Для бакалавра этот срок составляет 4 года, на специалитете учатся от 5 до 6 лет (в зависимости от выбранной специальности).
  • После бакалавриата выпускник вуза может продолжить обучение в магистратуре. Специалитет условно приравнивается к степени магистра и позволяет поступить сразу в аспирантуру.
  • Бакалавр может поступить в аспирантуру после получения степени магистра.
  • Специалитет – обучение по узкому профилю. Бакалавры получают базовое образование по профессии и имеют возможность при трудоустройстве выбора профессиональной квалификации.
  • Бакалавры могут учиться в магистратуре на бюджете (при условии успешного прохождения конкурса и сдачи вступительных экзаменов). Если дипломированные специалисты захотят стать магистром, они будут обучаться на коммерческой основе, потому что второе высшее образование по российским законам платно.

В российских вузах бакалавриат предлагают абитуриентам чаще, чем специалитет. Эта форма пользуется большим спросом, потому что во всем мире считается достаточным уровнем высшего образования.

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Связанные вопросы

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

История профессионального образования в России

Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.

В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.

Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.

Читайте также:  Дисциплинарная ответственность работника

Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.

В чем разница между специалистом и бакалавром?

Специалист и бакалавр — это квалификация, которую получит выпускник после вуза. При этом, диплом специалиста — это полноценное законченное высшее образование, в то время как бакалавриат — законченное высшее первой ступени, продолжить образование можно на второй ступени — в магистратуре. Из-за этого обучение по европейской системе, в бакалавриате, обычно длится 4 года, в то время как учеба в специалитете занимает от 5 лет.

Бакалавриат Специалитет
от 4 лет от 5 лет
действителен во всем мире, признающем Болонскую систему действителен в России
бюджетное место в магистратуре (по конкурсу) платное место в магистратуре (как второе высшее)
программы двойного диплома с зарубежными вузами программы двойного диплома только с российскими вузами
поступление в аспирантуру только после магистратуры поступление в аспирантуру по диплому специалиста

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения.

Ненастоящие причины получать высшее образование

Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.

Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:

  • «Чтобы не быть дворником»

    Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.

  • Потому что родители настояли (и оплатили)

    С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.

  • Все сверстники поступают

    Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.

Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.

Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.

Образовательная программа бакалавриата и магистратуры

Первая ступень высшего образования в болонской системе называется бакалавриат. Студент, поступивший на обучение по этой программе, при выпуске из вуза получит квалификацию «бакалавр», которая будет указана в его дипломе.

Срок обучения по программе начального высшего образования (бакалавриат) составляет четыре года. Диплом бакалавра подтверждает высшее образование его владельца (см. Закон № 273-ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 10). Эта степень является базовым высшим образованием. Для получения специализации требуется следующая степень высшего образования – магистратура.

Те бакалавры, которые имеют желание продолжать обучение более углубленно или по более узкой специальности, могут обучаться еще в течение двух лет по программе магистратуры и получить при выпуске степень магистра (Закон № 273-ФЗ ч. 3 ст. 69).

Следует уточнить, что лица со степенью бакалавра могут продолжить обучение в магистратуре любого вуза, в том числе и другого. При поступлении на магистратуру студент проходит конкурсный отбор.


Похожие записи:

Добавить комментарий