Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» наличие возбужденного уголовного дела является основанием для ОРД.
Возбуждение уголовного дела является наиболее общим основанием для проведения ОРМ. При этом неважно, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Возбуждение уголовного дела представляет собой начальную стадию уголовного судопроизводства.
Сам же факт возбуждения уголовного дела доказывает установление достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, свидетельствующих о совершении или подготовке преступления) и соответственно начала предварительного расследования. Процессуально это отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. Основания отказа в возбуждении уголовного дела установлены ст. 24 УПК РФ.
Факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает других оснований для проведения ОРМ. Отказ в возбуждении уголовного дела является лишь процессуальным решением по конкретному случаю.
Оперативно‑розыскные мероприятия по возбужденным уголовным делам могут проводиться по поручению следователя, в производстве которого находится данное дело, либо без такого поручения.
Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то в соответствии с требованиями УПК РФ оперативный аппарат обязан принять необходимые оперативно‑розыскные меры для установления преступника. Это обусловлено тем, что оперативный аппарат является одновременно и органом дознания. При этом если нет поручения следователя, в производстве которого находится нераскрытое дело, то это не должно сковывать инициативы и активности оперативных работников. О результатах проводимых ОРМ по возбужденному уголовному делу оперативные аппараты должны ставить следователя в известность. Таким образом, ОРО обязаны принимать все исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, установление события преступления и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Установление факта совершения конкретным лицом умышленного преступления является достаточным основанием для подозрения его в причастности к другим преступлениям. Это позволяет проводить ОРМ с целью получения необходимой проверочной информации. Возложенная на оперативный аппарат органов внутренних дел задача раскрывать преступления не снимается с них после установления лица, совершившего преступление.
Розыск скрывшихся лиц
При объявлении скрывшегося человека в розыск принимается решение об использовании меры пресечения в виде заключения под стражу. В соответствии со 108 статьей УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу для скрывшегося преступника применяется только в случае объявления его в международный розыск. В других случаях заочное избрание меры пресечения в качестве заключения под стражу недопустимо.
Если разыскиваемое лицо обнаружено, то орган дознания уведомляет об этом инициатора розыска. Он должен принять в отношении этого лица меры, которые указаны в розыскном задании, включая задержание и меру пресечения, которая не связана с лишением свободы, если ее избрали.
Следователь, прекращая производство по уголовному делу или уголовному преследованию, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого сразу же прекращает розыск. Для этого нужно уведомить об этом орган дознания, который получил поручение на проведение розыска. Следователь должен вынести мотивированное постановление о прекращении розыска.
Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
Органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; оперативный розыскной следствие дознание
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:
- соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
- начало следствия в исходной точке правонарушения;
- соблюдение границ ведения расследования;
- следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
- обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
- запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
- в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
- привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
- своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.
Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:
- раскрытие преступления;
- поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
- создание полноценной базы доказательств;
- доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
- обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.
Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.
Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:
- составление полноценной доказательной базы;
- предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
- применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
- прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.
Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:
- акт обвинения;
- постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
- обвинительное заключение.
Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.
Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.
Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.
Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.
Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:
- уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
- уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.
Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.
Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:
- когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
- когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).
Дознание имеет следующие особенности:
- ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
- срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
- отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.
Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.
Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.
Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.
Ст 315 ук рф основания розыска
Основания розыска В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.
Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания. При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска. Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления. Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как: 1) отпали основания для его приостановления; 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью. О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ). Если известно, что в отношении вашего мужа возбуждено уголовное дело и объявлен розыск, то необходимо явиться к должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Если считаете, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, то вы вправе постановление о возбуждении дела обжаловать в прокуратуру или суд, в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ. В жалобе излагаются основания, по которым, по вашему мнению, указанное постановление должно быть отменено. Такие же действия могут быть совершены и по отношению к постановлению об объявлении розыска. Поскольку, как указано выше, преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, то избрание меры пресечения в отношения вашего мужа в виде заключения под стражу – маловероятно. В этом случае учитывается также те обстоятельства, что обвиняемый имеет постоянное место жительства, ранее не привлекался к какой-либо ответственности, положительно характеризуется по месту жительства, а также иные обстоятельства, положительно характеризующие его личность.
Федеральный розыск – это…
Существует несколько видов розыска. Все они различаются по масштабу проводимых розыскных мероприятий:
- Местный – проводится в том же населенном пункте, где проживал пропавший.
- Региональный – территория охвата расширяется до пределов региона.
- Федеральный – розыск пропавшего лица ведется на территории всей страны.
- Межгосударственный – проводится в масштабах стран СНГ.
- Международный – розыскные мероприятия ведутся по всему миру. Чаще всего объявляется в том случае, если достоверно известно, что разыскиваемое лицо пересекло границу государства.
Как их разыскивает полиция?
Круговорот преступников в природе
— Валерий Владимирович, для начала поясните, пожалуйста, что означает понятие «федеральный розыск»?
— Федеральный розыск означает проведение на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан. Только сразу оговорюсь: преступником человека может назвать только суд. Мы разыскиваем лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Для этого в системе органов внутренних дел созданы специализированные разыскные подразделения, которые не только непосредственно устанавливают местонахождение преступников, но и координируют работу по данному направлению всех служб полиции. Кроме того, мы оказываем содействие Федеральной службе исполнения наказания в задержании осужденных лиц.
— Сколько лиц обвиняемых, подозреваемых, подсудимых объявляется в розыск ежегодно?
— В среднем в России ежегодно объявляется в розыск около 100 тысяч человек. На величину данного показателя влияет большое количество факторов. Это и общее состояние криминогенной обстановки в стране, и изменение в действующем законодательстве, и складывающаяся судебная практика, и др. Например, в связи с увеличением суммы неуплаченных государству налогов, необходимой для привлечения к уголовной ответственности, после 2009 года много дел было прекращено. Что касается результативности разыскной работы, то мы оцениваем ее по двум показателям: удельный вес преступников, которых мы разыскали в текущем году, и снижение остатка разыскиваемых лиц. Если называть цифры по первому показателю, то в 2009 году задержали 104 тысячи из 129 объявленных в розыск, в 2010-м — 87 из 110 тысяч, в прошлом году — 77 из 99 тысяч. Как видите, находим мы ежегодно около 80% подозреваемых и обвиняемых. Что касается второго показателя, то и он свидетельствует о повышении эффективности работы органов внутренних дел: за последние три года число разыскиваемых преступников уменьшилось на 10 тысяч человек.
Как ищут людей в федеральном розыске?
Следственных мероприятий, проводимых с целью установления местонахождения разыскиваемого, много. Как только поступает информация о пропавшем, все сведения передаются в ГИЦ МВД РФ в шифрованном виде. Вся информация появляется в оперативно-справочных картотеках информационных центров.
Список лиц, находящихся в федеральном розыске, в обязательном порядке публикуется на официальных интернет-ресурсах органов внутренних дел тех субъектов Российской федерации, где может находиться разыскиваемый.
Для проведения розыскных работ актуальны следующие виды деятельности:
- наблюдение, как за жилищем разыскиваемого, так и за теми местами, где он может появиться;
- наведение справок;
- проведение процедуры отождествления личности;
- контроль за корреспонденцией, отправленной от имени разыскиваемого или приходящей на его адрес;
- прослушка телефонов родных и знакомых;
- внедрение в ближайшее окружение разыскиваемого, это также может помочь в выяснении местонахождения пропавшего;
- обыск помещений, где может находиться разыскиваемый.
Комментарий к ст. 208 УПК РФ
1. Приостановление предварительного расследования — это временный перерыв в производстве процессуальных действий, вызванный, как правило, невозможностью участия в них обвиняемого (подозреваемого), сопровождаемый принятием мер по устранению возникших препятствий для движения дела. Приостановление производства по делу возможно и в судебном производстве (ст. 238 УПК).
2. Основания для приостановления расследования по делу — это наличие предусмотренных законом обстоятельств, которые препятствуют дальнейшему производству. Эти препятствия принято делить на физические и юридические. Физические препятствия есть невозможность участия обвиняемого (подозреваемого) в процессуальных действиях. Это участие обеспечивает одно из важных начал состязательного процесса — принцип очности.
3. Юридические основания для приостановления предварительного расследования — это необходимость решения по нему правового вопроса, который находится вне компетенции органа предварительного расследования, ведущего данное уголовное дело. В настоящее время юридическим основанием для приостановления дела является ожидание решения Конституционного Суда Российской Федерации. Орган расследования вправе (но не обязан) приостановить уголовное дело, если получено уведомление Конституционного Суда РФ о том, что он принял к своему рассмотрению жалобу гражданина на нарушение его конституционных прав законом, который применен или подлежит применению в данном деле (ст. 98 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Таким образом, данное юридическое основание не является абсолютным препятствием для движения дела в стадии предварительного расследования .
———————————
Вместе с тем ст. 103 того же Закона предусматривает обязательное приостановление производства по делу, когда суд общей юрисдикции сам обращается с запросом в Конституционный Суд о проверке конституционности применяемого или подлежащего применению в данном уголовном деле закона.
4. Кроме оснований для приостановления необходимо соблюдение условий, предусмотренных ч. ч. 4 — 5 ст. 208 УПК (таких обстоятельств, которые сами по себе не влекут приостановление дела, но без наличия которых принять данное решение нельзя).
Общими условиями для всех оснований являются:
1) отсутствие обстоятельств, влекущих прекращение дела. Отсутствие события, состава преступления, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого исключают возможность приостановления дела (об основаниях для прекращения дела см. коммент. к ст. 24);
2) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого. Это условие вытекает из обязанности осуществления уголовного преследования (принятия всех мер по установлению события преступления и изобличению лиц, его совершивших — ч. 2 ст. 21 УПК). О понятии следственных действий см. коммент. к ст. 164.
Специальные условия для отдельных оснований установлены ч. ч. 4 — 5 комментируемой статьи. Дополнительно к ним следует отнести наличие в деле подозрения или обвинения (для п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 208 УПК); отсутствие оснований для заочного рассмотрения дела, предусмотренных ст. 247 УПК, если обвинение уже предъявлено (для п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 208). См. коммент. к ст. 247. Без необходимых условий уголовное дело может быть прекращено (ст. 24) или продолжено расследованием, в том числе с продлением его сроков (ст. ст. 162, 223).
5. В комментируемой статье в редакции ФЗ от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ впервые предусмотрена возможность приостановления расследования в отношении подозреваемых. Это объясняется распространением института приостановления производства на дознание, в котором обвиняемый появляется лишь на этапе его окончания (см.: ч. 1 ст. 47, ст. ст. 223, 225). Однако возможность приостановления дела в отношении подозреваемого порождает проблему снижения стандарта доказанности участия лица в совершении преступления. Обвиняемый появляется в деле тогда, когда его участие в совершении преступления установлено (см. коммент. к ч. 1 ст. 171). Напротив, подозреваемый — вероятный участник совершения преступления. Приостановление дела в отношении лица, чья виновность для органа расследования еще не доказана, ведет к отступлению от обязанности принять все возможные меры по изобличению виновных (ч. 2 ст. 21 УПК). Поэтому следователь не должен приостанавливать дело в отношении подозреваемого, поскольку за двухмесячный срок он вполне может определиться со статусом подследственного: либо привлечь его в качестве обвиняемого, либо прекратить его преследование.
Розыск, что это такое и каким он бывает
Розыскная работа является одним из основных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Она направлена на обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Розыскная работа органов внутренних дел-это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц, становлению личности неизвестных граждан; предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.
Розыск скрывшегося обвиняемого — это основанная на федеральных законах и подзаконных нормативных актах совместная деятельность субъектов расследования (следователя, дознавателя, прокурора, суда), других сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, проводимая при непосредственном руководстве и контроле со стороны субъектов расследования, как инициаторов розыска, путем производства следственных и розыскных действий, оперативно-розыскных и организационно-технических мероприятий, осуществляемая во взаимодействии с другими правоохранительными органами, а также государственными и общественными учреждениями, отдельными группами населения и гражданами, для обнаружения и задержания скрывшегося обвиняемого.
Изучение и анализ розыскной деятельности показали, что при розыске обвиняемых проводятся разнообразные оперативно-розыскные мероприятия.
23,9 % из числа опрошенных оперативных работников осуществляли преследование по «горячим следам».
65,6 % — участвовали в блокировании дорог и транспортных узлов.
7 % — в организации засад.
25,3 % — информировали близлежащие территориальные органы внутренних дел в целях организации совместных мероприятий.
49,3 % — проводили подворные и поквартирные обходы.
30,1 % -осуществляли наблюдение в местах возможного появления разыскиваемого или сбыта похищенного.
4,2 % — использовали оперативные и криминалистические учеты и АИПС.
8,4 % -информационно-справочные учеты.
8,4 % — обращались за помощью к населению через печатные издания, радио и ТВ.
25,3 % — осуществляли розыск обвиняемых путем личного сыска.
Кроме того, к источникам розыскной информации следует относить: опрос граждан; наведение справок; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Субъекты розыскной деятельности передают информацию о результатах проводимого розыска по различным каналам связи. В основном передается информация правового характера (доказательственная, собираемая субъектами расследования, и оперативно-розыскная, собираемая работниками служб и подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных органов).
В настоящее время розыск обвиняемых, скрывшихся в период предварительного следствия, регламентирован в ст. 208-210 УПК РФ.
Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Новеллой законодателя является введение еще одного основания приостановления предварительного следствия: когда местонахождение обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). При этом предварительное следствие может быть приостановлено и до истечения его срока (ч. 4 ст. 208 УПК РФ).
Немаловажное значение для правоприменительной практики имеет определение перечня розыскных действий, проводимых следователем и органом дознания. Уголовно-процессуальный закон не содержит этого перечня. К числу таких действий следует отнести: запросы о возможном месте нахождения обвиняемого по месту его прежнего жительства или работы; истребование от администрации организаций, учреждений и предприятий сведений (документов), способствующих установлению места нахождения обвиняемого; изучение (по соответствующим запросам) архивных уголовных дел в отношении обвиняемого с целью изучения его родственных и иных связей; запросы в адресное бюро о возможной перемене места жительства обвиняемого; запросы в паспортно-визовую службу о возможной перемене паспортных данных обвиняемым либо получении им нового паспорта; запрос в отдел виз и регистрации о выезде обвиняемого (временно или на постоянное место жительства) за границу или о принадлежности его к гражданству другого государства; запросы в бюро ЗАГС о возможной перемене фамилии обвиняемым либо его смерти; запросы в соответствующие центры занятости населения о возможном трудоустройстве разыскиваемого; запросы в лечебные учреждения (больницы, поликлиники, санатории, профилактории) о возможном нахождении в них обвиняемого; запросы в морги областных бюро СМЭ, а также танатологические отделения больниц — о возможном поступлении трупа разыскиваемого; запросы в военкоматы — о месте нахождения обвиняемого (призыв на военную службу или военные сборы); запросы в информационные центры органов внутренних дел о местонахождении обвиняемого; запросы в СИЗО, ИБС, спецприёмники и другие спец учреждения — о возможном нахождении в них разыскиваемого обвиняемого; запросы в места возможного появления обвиняемого, где необходимо предъявить документы (аэропорты, железнодорожные вокзалы, гостиницы и т. п.)
Производство розыска скрывшегося обвиняемого представляет собой одну из функций органов предварительного следствия и дознания. При этом основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими названную деятельность этих органов, являются, кроме УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.) и Инструкция об организации розыскной работы органов внутренних дел (1993 г.).
Как жить в чужой стране и попытаться решить свои проблемы?
Не первый раз обращаясь к народному фольклору вспомним еще одну поговорку — «Тише воды-ниже травы» Вот именно это должно стать девизом в вашей новой жизни в любом из выбранных вами мест.
Сложно поменять привычки в одночасье, особенно вредные. Находясь в розыске, вы должны избегать любых конфликтных ситуаций где бы они не возникли, быть вежливым и уважать законы страны, в которой вы проживаете, особенно учитывая то, что вы априори в такой ситуации вы не уважали закон собственной страны)
Нельзя связываться с родными и знакомыми посредством голосовой связи или соц. сетей. Используйте шифрованные мессенджеры Wick и CoverMe.
Старайтесь легализовать свое пребывание в выбранной стране, иначе вас могут депортировать на Родину.
Никогда не расслабляйтесь и не думайте, что если вам удалось бежать, то вы в безопасности.
Решить ваши проблемы конечно вряд ли удастся, но быть в курсе заведенного на вас и ваших подельников вполне. Для этого вашим родные и близким нужно, с вашей финансовой помощью нанять адвоката. Опять повторюсь связываться с родными и близкими с помощью шифрованных мессенджеров. Точно также связываться и с адвокатом. Никто кроме адвоката не сможет предложить вам действенные варианты решения проблемы. Выбрать адвоката желательно, конечно тоже заранее (опять же превентивные меры) Это очень сложный и ответственный вопрос, т. к. большинство адвокатов — это просто предприниматели и вы для них в первую очередь дойная корова. Но из всех этих предпринимателей нужно выбрать того, кто обладает нужными связями. Ведь лучше не тот адвокат, кто лучше знает закон, а тот, кто обладает связями, чтобы этот закон обойти.
Прежде чем начать любое дело нужно взвесить все лучшее и худшее, что можно получить от него. Грамотно оценить риски, подготовиться к этим рискам заранее, это главная задача для вас. Импровизация хороша в юморе и джазе, но не в том, как скрыться с розыска. В этой статье мы рассмотрели много вариантов для того, чтобы скрыться от розыска, но главное, что они есть. И Должны быть у вас в не только в голове, но и реализованы превентивные меры. Свобода — высшая ценность человека. Поэтому если вы рискуете ей, то не ставьте все на «zero»
Огромное вам спасибо, коллектив адвокатов «Человек и Закон» и редакция программы. Я обратился с такой проблемой, которая наверное, редко встречается в юридической практике. Несколько лет назад в поезде у меня украли паспорт. Я получил новый и забыл про это. Полицейские, в рамках расследования другого уголовного дела, задержали подозреваемого в кражах, который предъявил мой утерянный паспорт. Следователи не проверили документ, и по решению суда этот неизвестный гражданин был условно осуждён. Информация о якобы моей судимости дошла до руководства моей войсковой части, где я в тот момент служил по контракту. Из-за этой судимости, меня уволили из войск. Мои обращения в прокуратуру, в органы следствия, в суд не повлияли никак. Мол, я судим и точка. Ни смотря на то, что в дату совершения преступления я находился на службе в наряде, что подтверждают документы. В общем госорганы правопорядка отмахнулись от меня, как мухи. Я обратился за помощью к адвокатам в Правовой центр «Человек и Закон». Благодаря квалифицированной юридической помощи и опытному адвокату Марсу АбраровичуТарасову , мне удалось доказать, что осуждённое лицо и я это разные люди. Они помогли мне утроить очную ставку с адвокатом, который тогда защищал обвиняемого, и он подтвердил, что я и его подзащитный разные люди. Сняли отпечатки пальцев, которые также подтвердили мою невиновность. Благодаря работе коллектива «Человек и Закон», именно коллектива, потому что они как врачи на консилиуме, на каждом совещании обсуждают всем составом способы помощи гражданам. А как известно, одна голова хорошо, а две и ещё больше лучше. Благодарен профессионалам, как и юристам, так и журналистам, спасибо Вам. Благодаря Вашей помощи, я теперь вновь принят на контрактную службу в армию и могу теперь снова планировать своё будущее.
Спасибо правовому центру «Человек и Закон», адвокатам Нагорному Е.А. и Тарасову М.А. за то, что вытащили моего сына из-за решётки. Мы всё ещё не можем прийти в себя от счастья. Мой сын попал в тюрьму по «нехорошей» статье — «изнасилование». Когда я обратилась в «Человек и Закон» за помощью, суд уже закончился и сыну дали реальный срок, хотя он не совершал этого преступления. Адвокат по уголовным делам Евгений Нагорный изучил все материалы дела и нашёл множество подтверждений халатной работы следствия, не заинтересованного в установлении истинных обстоятельств произошедшего, а желающего только посадить человека и поставить себе за это очередную галочку. Адвокат Нагорный подал апелляцию, в итоге моего сына освободили прямо в зале суда, где рассматривалась жалоба.
Мы желаем вам удачи во всех делах. Материнское сердце спокойно, благодаря вам. Низкий поклон! Сердечная благодарность!
Хочу выразить искреннюю сердечную благодарность адвокату по уголовным делам правового центра «Человек и Закон» Марсу Тарасову . Только благодаря ему я избежал тюрьмы.
Волею судьбы, я оказался впутан в некрасивую историю вокруг растраты госсредств на космодроме «Байконур», хотя я всего лишь подрабатывал там сторожем. По делу я проходил одним из подозреваемых, на меня всё время давили следователи, требовали, чтобы я сознался в преступлении, которого я не совершал. Местные адвокаты за моё дело не брались — считали бесперспективным. Тогда я обратился в правовой центр «Человек и Закон». Адвокат по уголовным делам правового центра Марс Тарасов немедленно приехал и, внимательно изучив все бумаги, сказал, что у меня есть надежда. Благодаря грамотно избранной им тактике, мне удалось из подозреваемого стать свидетелем и избежать скамьи подсудимых. Спасибо!!!
> Подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам
Приостановление предварительного следствия связано с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст. 208 УПК РФ). Перед принятием решения о приостановлении предварительного следствия по указанному основанию следователь должен установить сам факт отсутствия подозреваемого или обвиняемого в месте производства предварительного следствия.
Для этого следует:
Провести проверку по месту его жительства,
Опросить членов его семьи и соседей о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого,
Проверить, не призван ли он на военную службу, не помещен ли в больницу,
Не арестован ли по другому уголовному делу, не выехал ли в командировку на роботу или отдых,
Не находится ли его труп в морге и т.д.
Только после проведения такой проверки следователь может сделать обоснованный вывод, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия и уголовное дело по этому основанию может быть приостановлено.
По этому основанию предварительное следствие может быть приостановлено как в том случае, когда обвинение было уже предъявлено, так и в том, когда лицо скрылось еще до вынесения постановления о привлечении этого лица в качестве обвиняемого.
Основание, предусмотренное п. 2 ст. 208 УПК РФ предусматривает два варианта действий обвиняемого исходя из его умысла:
1. когда обвиняемый умышленно скрывается от органов, осуществляющих уголовное преследование или суда, с целью избежания неблагоприятных для себя последствий в связи с его привлечением к уголовной ответственности. При этом в материалах уголовного дела должны быть зафиксированы данные, указывающие на это обстоятельство. Обвиняемому в этом случае должно быть известно, что правоохранительные органы обладают достаточной информацией о том, что именно он совершил какое-либо преступление, но, тем не менее, скрывается от следствия и суда. Это характеризует личность обвиняемого с наиболее негативной стороны.
2. когда последнему неизвестно, что правоохранительные органы установили его как лицо, совершившее преступление, либо он по объективным причинам не может сообщить о своем местонахождении следствию.
Нам представляется, что особо следует выделить факт акцентирования в законе внимания правоприменителя на любых причинах, препятствующих установлению местопребывания обвиняемого, за исключением его действий, умышленно направленных на то, чтобы скрыться от органов прокуратура, следствия, дознания или суда. Ими могут быть: выезд в командировку, переезд на новое местожительство, болезнь, о которой неизвестно следствию и органам дознания и т.п. Важно, чтобы эти обстоятельства возникали независимо от умысла обвиняемого, направленного на избежание уголовной ответственности.
В любом случае, следователь обязан предпринять меры, направленные на выяснение данных, свидетельствующих о том, почему не установлено местопребывание обвиняемого. И отразить это в постановлении о приостановлении предварительного расследования, как свой субъективный вывод, сделанный им из оценки собранной информации, свидетельствующей о том, что-либо обвиняемый скрывается от следствия и суда, либо по иным причинам не установлено его местопребывание.
Приостанавливать производство предварительного расследования по вышеуказанному основанию, из-за неустановления местопребывания обвиняемого, следует и тогда, когда следователь не может точно установить, что обвиняемый скрывается от следствия и суда, т.е. не может собрать доказательства умышленных действий обвиняемого, направленных на то, чтобы избежать предусмотренной законом ответственности. Оба случая фактически являются разновидностью одного основания для приостановления дела, но каждый из них имеет самостоятельное значение.
В зависимости от того, скрылся ли обвиняемый от следствия или его местонахождение неизвестно по другим причинам, по разному исчисляется срок давности по приостановленному делу, и, следовательно, определяется деятельность розыска См: Репкин Л.М . Приостановление предварительного следствия. Волгоград, 1971. С. 13. .
Как проверить нахождение человека в розыске
Существует как минимум несколько жизненных обстоятельств, при которых нужно проверить человека на розыск, уголовный или любой другой. В частности, вам может потребоваться проверить на розыск потенциального сотрудника или делового партнера по бизнесу. Как узнать находится ли человек в федеральном розыске?
Существует несколько способов проверить в розыске ли человек.
- Проверить розыск интересующего человека по официальной базе МВД. Для этого достаточно воспользоваться соответствующей страницей «Внимание, розыск!» на официальном сайте госструктуры. Именно здесь можно проверить и установить нахождение в розыске по базе МВД по всем регионам РФ.
- Узнать в розыске ли человек, пробив его по базе судебных приставов (ФССП России). Обратите внимание на то, что здесь представлены сразу две базы розыскников. В первой собраны сведения о лицах, подозреваемых в совершении преступлений. Если вам нужно узнать, в розыске ли данный человек в отношении совершения уголовных преступлений, информацию нужно искать именно здесь. Вторая база объединяет информацию о гражданах, в отношении которых открыто исполнительное производство. Другими словами, должников, не подозреваемых в совершении тяжких правонарушений.
- Пробить интересующего вас гражданина по онлайн-базе Главного управления по вопросам миграции. Имейте в виду, что здесь нет конкретной информации о разыскиваемых гражданах. Однако вы всегда можете проверить на действительность паспорт подозрительного лица, что часто помогает в таких вопросах.
- Проверка через онлайн-базу интерпола. Здесь можно пробить информацию, касающуюся лиц, объявленных в международный розыск. Во всех остальных случаях такой пробив будет нецелесообразным.
За что могут подать в федеральный розыск?
Кто разыскивается в федеральном розыске:
- Граждане, подозреваемые в совершении преступлений. Часть 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса РФ дает возможность следователю объявить человека, подозреваемого в совершении преступления в федеральный розыск.
- Попасть в список разыскиваемых можно и за невыплаты, например, алиментов. В розыск должников по исполнительному производству может объявить судебный пристав-исполнитель. Руководствуется специалист федеральным законом, а точнее – ст. 65 «об исполнении производства».
- В список также вносят пропавших без вести. Это могут быть как дети, так и взрослые граждане. Заявление о розыске принимается спустя трое суток с момента получения последних сведений о пропавшем. В федеральный розыск лицо подается не сразу, а лишь спустя три месяца после местных поисков, не увенчавшихся успехом.
- Регулярно пополняют федеральный список разыскиваемых уклонисты, не желающие идти служить в ряды вооруженных сил и те, кто уклоняется от явок в военкомат по повесткам.
Но даже самого злостного неплательщика алиментов или заядлого рецидивиста не так просто внести в список лиц, находящихся в федеральном розыске. Сначала соответствующие инстанции разыскивают человека на местном уровне.
В каких случаях подают в федеральный розыск? Если в течении определенного времени розыск на местном и региональном уровне не дал положительных результатов.
Для различных категорий разыскиваемых определены свои сроки:
- Для без вести пропавших период составляет три месяца.
- Лицо, находящееся в уголовном розыске, объявляется в федеральный розыск спустя полгода безуспешных поисков на местном и региональном уровне.
В особых случаях решение об объявлении человека в федеральный розыск может быть принято и раньше, если все возможные варианты поиска на местном уровне были исчерпаны, или имеются веские доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы региона.
Какой срок может грозить при задержании после федерального розыска?
У мужа условный срок два года,дали полтора года назад,не отмечался ни разу,уехали жить в другой город,его объявили в федеральный розыск,задержала полиция,сейчас в СИЗО,какой срок может ему грозить?
Согласно статье 190 Уголовно-исполнительного кодекса:
В случае неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей (не менять места жительства без уведомления специализированного органа, трудоустройство, запрет посещения определенных мест, и др. ), не явке по вызову в уголовно — исполнительную инспекцию, а также при наличии иных обстоятельств, начальник уголовно — исполнительной инспекции (командование воинской части) вносит в суд представление о возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей либо представление о продлении испытательного срока.Решение о возложении на осужденного дополнительных обязанностей либо о продлении ему испытательного срока принимается судом.
Наиболее строгой мерой воздействия на условно осужденного является отмена условного осуждения и исполнение наказания, назначенного приговором суда.
То есть в Вашем случае максимальное наказание — замена данного срока (условного) на реальный срок или иные меры наказания по совершенному им преступлению. Все будет решаться судом индивидуально.
Если суд посчитает что лицо может исправится без реального отбывания наказания то назначает данному лицу условное осуждение.
Условно осужденному назначается испытательный срок в течении которого он должен вести себя примерно и ходить отмечаться в уголовно исправительную инспекцию. И если он все это выполняет то по истечении испытательного срока он освобождается от наказания и с него снимается судимость.
А если условно осужденный в течении в течении испытательного срока скрылся от контроля.То суд по представлению органа осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания назначенного приговором суда.
Скрывающимся от контроля признаётся условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течении более 30 дней (ч.6 ст. 190 УИК)
статья побег 313 УК РФ ему не грозит. Нужно просто взять приговор и прочитать резулятивную часть там будет написано примерно следующее
Свадьбина А.Ю. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, и назначить наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание считать условным, с испытательным сроком 2 года.
В данном случае испытательный срок в 2 года отменяется и назначается реальный срок 2 года и 6 месяцев лишения свободы.