Централизованное снабжение бюджетных учреждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Централизованное снабжение бюджетных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Схема проводок по отражению операций по централизованным поставкам неподведомственным учреждениям и у заказчика, и грузополучателя несколько изменится. У заказчика суммы перечисленных авансов, зачет аванса и оплата счетов поставщика отражаются теми же проводками, что и в первом случае. У заказчика меняется корреспонденция счетов по отражению сумм отправленных ценностей согласно документам поставщиков. Указанные суммы отражаются по дебету счета 1 401 01 241 «Расходы на субсидии государственным организациям» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов.

Централизованное снабжение подведомственных заказчику бюджетных учреждений

Разъяснения по отражению операций по централизованным поставкам материальных ценностей у заказчика и у грузополучателя, приведенные в Письме Федерального казначейства N 42-7.1-01/2.2-397, в случае если заказчик является вышестоящим учреждением, не отличаются от правил учета, предусмотренных п. 245 Инструкции N 70н. Прокомментировать их можно следующим образом:

  • суммы перечисленных авансов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту аналитических счетов счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • на суммы отправленных ценностей согласно документам поставщиков проводки делаются по дебету аналитических счетов счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» и кредиту счетов 1 302 xx 730 как увеличение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов;
  • зачет аванса отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • оплата заказчиком счетов поставщиков отражается по дебету счетов 1 302 xx 830 как уменьшение кредиторской задолженности по приобретению соответствующих нефинансовых активов и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»;
  • у бюджетного учреждения — получателя материальных ценностей суммы поступивших основных средств, нематериальных активов, материалов отражаются по дебету аналитических счетов счета 1 106 00 000 как увеличение капитальных вложений в соответствующие нефинансовые активы и кредиту аналитических счетов счета 1 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Затем стоимость полученных активов подлежит отражению на счетах учета нефинансовых активов.

Безвозмездное поступление НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений нефинансовых активов (НФА) в 2022 году:

  • по счетам 401.10 не потребовалось изменений;

  • по счету 304.04 начиная с версии 2.0.83 доработаны операции отражения внутриведомственных передач и поступлений материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), непроизводственных активов (НПА), объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать в бухгалтерских записях по поступлению НФА классификационные признаки счета (КПС) для казенных учреждений вида «классификация доходов бюджетов» (КДБ), для автономных и бюджетных учреждений — вида «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».

В БГУ 2 операции безвозмездного поступления нефинансовых активов оформляются следующими документами:

  • Поступления ОС (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.Х1-401.10); Централизованное снабжение (107.Х1-304.04.310);

  • Поступление ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);

  • Поступление ОС, НМА, НПА (имущества казны) с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);

  • Принятие к учету ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное получение (401.10); Централизованное получение (304.04);

  • Принятие к учету ОС, НМА, НПА (имущество казны) с типовыми операциями Поступление от других организаций (401.10); Внутриведомственное поступление (304.04);

  • Поступление МЗ (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.ХЗ-401.10); Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (107.ХЗ-304.04.340);

  • Поступление МЗ с типовыми операциями Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (304.04.340); Безвозмездное поступление прочее (401.10);

  • Поступление МЗ (имущество казны) с типовыми операциями Внутриведомственное поступление; Поступление от других организаций.

Варианты централизованного снабжения и документальное оформление

Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.

Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.

Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:

1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;

2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.

Процесс организации закупки

Шаг 1. Выявление потребности. Определите требования к закупаемым товарам исходя из ожидаемых характеристик конечного продукта.

Шаг 2. Анализ запасов. Актуализируйте данные о наличии товаров на складе, при нехватке запасов – выявляем количество, необходимое закупить.

Шаг 3. Поиск и выбор поставщика. Рассмотрите коммерческие предложения, выберите одного или нескольких поставщиков, заключите контракты, определите условия и периодичность поставок.

Важно! Выбор поставщика осуществляется с учетом политики компании. Концентрация на одном поставщике позволит получать бонусы и скидки, что выгодно для оптовиков. Но при этом существуют определенные риски срыва поставок и ограничения со стороны партнера.

Шаг 4. Подготовка, размещение и контроль заказа. Автоматизация операций процесса от подготовки заказа до его оплаты и получения сокращает сроки между поставками и позволяет оптимизировать работу отдела закупок. Постоянный контроль за соблюдением сроков и выполнении обязательств поставщика.

Шаг 5. Получение и осмотр товара. Бракованная продукция подлежит возврату и замене. Данные условия необходимо предусмотреть в договоре с поставщиком на этапе подписания договора. На данном этапе также важно правильно организовать на складе хранение сырья по номенклатуре товара, соблюдая технические возможности хранения с сохранением потребительских свойств.

Шаг 6. Документальное сопровождение. Подразумевает подписание входящей документации, оплата товара и возможная претензионная работа, если имеются споры с поставщиками по поводу сроков, количества и качества приобретенного сырья.

Каждый этап закупок предполагает вовлечение большого числа исполнителей и информационных потоков. Речь идет о внешних поставщиках и потребителях, планово-производственном отделе, отделе логистики и транспортировки, отделе контроля качества. Ошибка одного из исполнителей может привести к искажению информации о закупках и возможным финансовым потерям.

Учет операций по централизованной поставке у заказчика

Для осуществления полноценного процесса централизованного снабжения необходимо три участника:

  1. Поставщик материальных ценностей — сторона, с которой заключается государственный (муниципальный) контракт (договор).
  2. Заказчик — вторая сторона заключенного контракта (договора), обеспечивающая расчетную часть процесса.
  3. Грузополучатель — сторона, в адрес которой поступят материальные ценности.

Отражение порядка оформления операций по централизованному снабжению закреплено в Инструкции № 162н разд. 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями».

Также проведение централизованных закупок и заключение контрактов с поставщиками регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение контракта (договора) и денежные расчеты при централизованном снабжении казенных учреждений берет на себя сторона заказчик, которая выступает их главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Сторона-грузополучатель только принимает материальные ценности.

Все текущие взаиморасчеты между заказчиком и грузополучателем оформляются извещениями в двух экземплярах согласно первичным учетным документам. (п.154 Инструкции № 162н).

Первичный экземпляр извещения формируется заказчиком и уведомляет грузополучателя о том, что материальные ценности отправлены в его адрес, в свою очередь грузополучатель со своей стороны осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей и уведомляет об этом заказчика ответным (вторым) экземпляром извещения о принятии к учету поступивших материалов. Согласно п. 155 Инструкции № 162н, существует и вариант когда грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика самостоятельно оформляет извещение в двух экземплярах и направляет их заказчику для заполнения его части.

Принятие к учету поступивших материальных ценностей осуществляется на основании первичных документов учреждения-заказчика. Помимо первичных документов заказчика, содержащихся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», необходимо указать следующие реквизиты:

  • полное наименование заказчика;
  • полное наименование грузополучателя;
  • реквизиты контракта, по которому осуществляется централизованная поставка;
  • код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются бюджетные обязательства;
  • иные реквизиты, предусмотренные заказчиком в рамках учетной политики.

Хозяйственные операции по централизованному снабжению на стороне заказчика могут отражаться двумя способами, в зависимости от условий заключения контракта (договора) с поставщиком.

Первый вариант, когда поставка материальных ценностей осуществляется напрямую грузополучателям. В этом случае заказчик отражает расчеты с поставщиками и грузополучателями и оформляет бухгалтерские записи на основании полученных от поставщиков оправдательных документов, которые будет подтверждать исполнение обязательств по поставке материальных ценностей грузополучателям и (или) извещений от грузополучателей, подтверждающих поставку.

Обращаю ваше внимание, что при условии формирования извещения заказчиком стоимость материальных ценностей, которые были отгружены грузополучателям, должна учитываться на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» до момента их фактического получения грузополучателем. После того, как заказчиком будет получено извещение о подтверждении получения материальных ценностей грузополучателем, сумма со счета 05 подлежит списанию.

Второй вариант, когда поставка имущества осуществляется непосредственно заказчику для дальнейшей передачи грузополучателям. В этом случае вложения в данные материальные ценности заказчик отражает в бюджетном учете при его получении от поставщика. Затем заказчик передает имущество грузополучателям, высылая им извещение с приложенными первичными документами, представленных поставщиком в подтверждение исполнения им обязанностей по поставке материальных ценностей в рамках централизованного снабжения. При получении имущества грузополучатель должен направить второй экземпляр извещения заказчику с подтверждением получения материальных ценностей.

Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

Для упрощения понимания отражения хозяйственных операций по централизованному снабжению можно обратиться к таблице 1, где расписаны основные хозяйственные операции и бухгалтерские проводки для их отражения.

Таблица 1. Проводки для операций по централизованному снабжению

Операция Дт Кт
Перечисление аванса поставщику по условиям заключенного контракта (договора) 1 206 3Х 56Х 1 304 05 3Х0
Поступление имущества напрямую грузополучателю 1 304 04 3Х0 1 302 3Х 73Х
Отражение стоимости материальных ценностей, отгруженных поставщиком в адрес грузополучателя 1 304 04 3×0 1 302 3Х 73 х
Отражена одновременно по забалансовому учету стоимость оплаченных и отгруженных грузополучателю материальных ценностей Забаланс 05
Списана с забалансового учета стоимость материальных ценностей, полученных грузополучателями по централизованному снабжению на основании полученных от них вторых экземпляров извещений Забаланс 05
Отражена стоимость произведенных вложений в объекты 1 106 3Х 3Х0 1 302 3Х 73Х
Отражена передача грузополучателю сформированных вложений в объекты 1 304 04 3Х0 1 106 3Х 4Х0
Произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса в рамках централизованного снабжения 1 302 3Х 83Х 1 206 3Х 66Х
Произведен окончательной расчет с поставщиком за поставку 1 302 31 83Х 1 304 05 3Х0

Учитываем операции по централизованному снабжению в бюджетном учете

Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.

Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.

Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:

1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;

2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.

Понятие “централизация закупок в контрактной системе” можно найти в ст 26 44 ФЗ. Суть такой закупки заключается в том, что может выполнять функцию по приобретению продукции для обеспечения нужд госзаказчиков один центр, который является в роли уполномоченного органа.
Возложить на себя некоторую часть обязанностей смогут группы потребителей, они представлены ниже:

  • Органы гос власти и местного самоуправления
  • Казенные и местные учреждения, вне зависимости будут ли они являться государственными или муниципальными
  • местные администрации

Основными целями данной системы будут являться следующие:

  • Первая цель заключается в уменьшении стоимости покупаемых товаров и услуг, с помощью большего объема. Преимущество данного способа заключается в приобретении продукции сразу на несколько детских садов района. При наличии ситуации, когда детский сад проводил тендер, то в данном случае стоимость за единицу продукции была значительно больше.
  • Вторая цель заключается в разгрузке заказчиков в области проведения процедур. В основном тендерами занимается выбранный уполномоченный орган, тем самым детские сады освобождаются от сложных процедур.

В самом начале уполномоченный орган должен принять решение о разработке или же по наделению центра полномочиями. Также необходимо учесть момент при котором в данном решении будут прописываться обязанности центра. В связи с этим потребуется принять решение о том, как будет выбираться поставщик
Каким образом будут создаваться комиссии по закупка. Со стороны уполномоченного органа может следовать привлечение заказчиков данные комиссии или же этого не делать.

Определиться с тем, с кем будет сотрудничать центр. Существует особое агентство по централизации закупок, которое может возложить на себя работу по проведению тендеров почти для каждого из заказчиков. Или же уполномоченный орган имеет возможность оказывать услуги выборочно, для нескольких покупателей.

В какой именно отрасли возможно проводить централизованные тендеры. Например, через центр происходит процесс по приобретению отечественного программного обеспечения или же лекарственный средства.

Централизованные закупки по 44-ФЗ: что это такое, когда и кем они проводятся?

Проведение тендера в централизованной форме имеет свои преимущества и недостатки. В числе достоинств можно выделить следующие:

  1. Данный вид закупок упрощает для заказчика процесс определения поставщика из-за передачи части нагрузки на уполномоченную инстанцию.
  2. При приобретении более крупных объемов товара в централизованном формате поставщики могут “сдать” более выгодные предложения по цене, что позволит дополнительно сэкономить бюджетные деньги.
  3. Контрактный управляющий выступает квалифицированным специалистом, который может провести тендер без нарушений закона со стороны организатора и при этом получить максимальную выгоду.

Но есть и отрицательные аспекты централизации закупок:

  1. При приобретении товаров, работ и услуг при централизации могут возрасти сроки исполнения по контракту, так как закупаемые партии будут больше, чем при обычном тендере. Несмотря на экономию бюджетных денег, данный нюанс может вызывать определенные неудобства для заказчиков.
  2. Не все потенциальные поставщики могут взяться за крупный заказ, из-за чего уменьшается конкуренция, так как небольшие поставщики не могут обеспечить объемы поставок.

Порядок проведения централизованных закупок варьируется в зависимости от региона. Рассмотрим порядок проведения закупок через централизованные инстанции в разных регионах.

В Саратовской области работает ГКУ СО «Агентство по централизации закупок». Задачами данного агентства стала организация работы по проведению закупок для исполнительных органов власти Саратовской области, а также бюджетных и казенных учреждений. Агентство работает в рамках ч. 1 ст. 26 44-ФЗ. Оно принимает заявки на проведение электронных аукционов и конкурсов с разной НМЦК (кроме строительно-монтажных работ).

Порядок проведения закупок через агентство будет следующим:

  1. При планировании закупки в плане-графике заказчику необходимо установить галочку в графе о том, что предполагается централизованная закупка.
  2. Если заказчик планирует провести закупку в форме конкурса или аукциона, то он передает в адрес ГКУ СО «Агентства по централизации закупок» заявку. К ней прилагаются все необходимая документация, запросы, коммерческие предложения и ответы на них от поставщиков, расчеты НМЦК и техническое задание на закупку. Сведения передаются посредством электронной системы, разработанной агентством для взаимодействия с поставщиками.
  3. После получения заявки на проведение закупки агентство в течение 20 дней проводит проверочные мероприятия. Оно анализирует предоставленные документы, проводит экспертизу заявки, определяет соответствие заявки плану и плану-графику, проверяет комплектность документов, наличие в документации необходимой информации, соответствие закупки правовым нормам.
  4. Агентство разрабатывает необходимую документацию и начинает процедуру закупки, а также размещает извещение о закупке.
  5. Формируется комиссия по закупке, в состав которой входит представитель заказчика. С его участием будут рассматриваться заявки на участие и формироваться все протоколы.
  6. Если в ходе закупки участники направляют запрос на разъяснение закупочной документации, то такой запрос перенаправляется агентством заказчику.
  7. После проведения закупки агентство публикует протокол проведения итогов на ЭТП.
  8. Заказчик направляет проект контракта победителю закупки.

Для того чтобы внедрить модель централизации в закупочную отрасль, заказчику необходимо принять решение о создании центра и наделении его ряда полномочий. Такой документ называется соглашением о проведении закупок. В указанное соглашение включаются и обязанности, которые передаются центру. В данном документе необходимо остановиться на следующих аспектах:

  1. Кто и каким образом будет выбирать поставщика. Например, здесь можно установить различие по признаку НМЦК. Так, в Калининградской области заказчики могут самостоятельно провести закупку, стоимость которой находится в пределах 500 тыс. р.
  2. Процедура формирования комиссии по закупкам. Так, центр может привлекать представителей заказчика в работу комиссии или не привлекать его.
  3. Отрасль проведения тендеров в централизованной форме. Например, отечественное ПО закупают централизованно через Минкомсвязи (на основании Постановления Правительства №658 от 2018 года).
  4. Для каких заказчиков будет работать центр. Например, некоторые центры производят закупки для всех исполнительных органов власти и региональных бюджетных учреждений (как в Саратове), другие работают с ограниченным кругом заказчиков (например, в г. Кушва центр работает с четырьмя конкретными госзаказчиками).

В соглашении о проведении централизованных закупок необходимо разграничить сферу ответственности заказчика и центра. В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как проводятся проверки при централизации закупок, следовательно, они осуществляются в штатном режиме. Контрактная служба несет ответственность в пределах тех полномочий, которые сохранились за ней и не были переданы центру по ч. 5 ст. 38 44-ФЗ.

Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Для работы в контрактной системе в организации-заказчике необходимо назначить конкурсного управляющего или сформировать закупочную комиссию (в зависимости от годового объема закупок).

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.
Читайте также:  Платежное поручение по НДФЛ в 2023 году: новые реквизиты и образец заполнения

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Варианты централизованного снабжения и документальное оформление

Согласно условиям договора поставки при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю.

Помимо договора и сопроводительных документов поставщика, еще одним важным документом, применяемым для оформления взаимосвязанных расчетов между заказчиком и грузополучателем, является извещение (ф. 0504805). Такое извещение в обязательном порядке формируется в двух экземплярах.

Порядок и очередность оформления извещений при централизованном снабжении устанавливаются учетной политикой учреждения-заказчика:

1) в случае формирования заказчиком извещений об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей последний при получении извещений осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) и уведомляет заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом также путем направления извещения;

2) в случае формирования грузополучателем извещений о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика оба экземпляра извещения направляются заказчику. Заказчик при получении извещений заполняет их в своей части и возвращает в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

Изложенные выше правила оформления извещений установлены Инструкцией № 162н. Хотя названная инструкция применяется учреждениями, являющимися участниками бюджетного процесса (в частности, казенными учреждениями), по мнению автора, указанные правила могут быть распространены и при оформлении взаимоотношений по централизованному снабжению бюджетных и автономных учреждений.

Что такое централизованные закупки

Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика.

Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы.

Порядок проведения централизованных закупок регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.

Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.

Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение условий контракта, начальной максимальной цены. Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками.

По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: планирование закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.

При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.

Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме.

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

— принятие и подтверждение финансовых обязательств;

— санкционирование выполнения финансовых обязательств;

— подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ СНАБЖЕНИЮ ВЫШЕСТОЯЩИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ-ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯМИ

При централизованном снабжении все расчеты с поставщиками за материальные ценности производит вышестоящая организация (главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств), имеющая право на централизованное заключение государственной (муниципальной) закупки, после чего материальные ценности передаются на баланс бюджетополучателю.

При этом вышестоящая организация посылает бюджетному учреждению извещение в двух экземплярах, к которому прилагается копия счета поставщика на приобретаемые материальные ценности. После приема материальных ценностей бюджетное учреждение отправляет один экземпляр извещения с отметкой о получении ценностей вышестоящей организации. При получении данного документа вышестоящая организация производит соответствующие бухгалтерские записи в регистрах учета.

Централизованное снабжение бюджетных учреждений

Деньги, расчеты и расчетные документы учитывают с 14-го по 19-й и на 30-м счетах забалансового учета.

  • Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)»

На 14-м счете учитывают неоплаченные документы финансового органа. На счете 15 — предъявленные платежные и инкассовые поручения по платежам в бюджеты, судебным исполнительным листам органа, осуществляющего кассовое обслуживание, учреждения.

Учет документов ведется в карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.

  • Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»

Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется по актам ревизий, проверок и другим аналогичным документам.

На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их погашения или списания.

Если погашение или взыскание проводится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.

  • Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств»

Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам:

  • 201 00 «Денежные средства учреждения»;
  • 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;
  • 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов).

Учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений, в разрезе КОСГУ, видов валют.

В конце года остатки по счетам на следующий год не переносятся. То есть счета 17 и 18 должны быть закрыты на 31 декабря отчетного года.

  • Счет 19 «Невыясненные поступления прошлых лет»

Учет сумм невыясненных поступлений ведут финансовые органы, органы Федерального казначейства или главные администраторы доходов бюджета по датам зачисления и датам их уточнения.

  • Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

Счет применяют для учета расчетов при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России или платежных агентов. Аналитический учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или другим выплатам.

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета:

  • Счет 04 «Сомнительная задолженность» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»

На учете задолженность отражается, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом.

Учет задолженности ведется в карточке учета средств и расчетов:

  • по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
  • в разрезе видов выплат, поступлений и по кредиторам для кредиторской задолженности.

Аналитический учет ведется в разрезе кодов классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, контрагентов, кодов финансового обеспечения.

Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или, если на счет поступили деньги, в погашение долга.

Учет обеспечения гарантий ведут на счетах 10 и 11.

  • Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»

Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.

  • Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»

Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

В 2020 году в Инструкцию № 157н ввели новые забалансовые счета:

  • Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
  • Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»
Читайте также:  Порядок возврата прав после лишения за пьянку

На счете подрядчик учитывает результаты долгосрочных договоров строительного подряда.

  • Счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо» — для учета операций с ценными бумагами.

РЕПО — это покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи.

  • Счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС» — для учета операций с ценными бумагами, применяют органы Федерального казначейства.

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Как провести централизованные закупки: пошаговая инструкция

Л.Ю.Симонова,
редактор-эксперт
журнала «Бюджетный учет»

Централизованные поставки

Централизованные поставки применяются во многих учреждениях. Это может быть снабжение больниц лекарственными средствами и оборудованием, образовательных учреждений пособиями и оборудованием, филиалов учреждений материальными запасами и т.д.

Чтобы разъяснить ряд вопросов, возникающих при организации централизованных поставок, в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н (далее — Инструкция N 162н) внесен раздел 6 «О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями», в котором приведен порядок отражения бухгалтерских операций.

В процессе централизованных закупок, как правило, участвуют три стороны: заказчик, грузополучатель, поставщик.

Заказчиком является получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного или муниципального контракта на централизованную поставку. Он же производит расчеты с поставщиками по централизованному снабжению (поставкам). При процедуре централизованного снабжения поставщик в первичных учетных документах должен обязательно отразить дополнительные реквизиты:

полное наименование государственного (муниципального) заказчика;

наименование учреждения (грузополучателя);

реквизиты государственного (муниципального) контракта, договора, по которому осуществляется централизованная поставка.

Одним из обязательных документов, которые нужно оформить при централизованных поставках, является Извещение (ф.0504805). Его оформляют и учреждение-заказчик (далее — Заказчик) и учреждение-грузополучатель (далее — Грузополучатель).

В случае формирования документа Заказчиком Грузополучатель при получении Извещения (ф.0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей следит за их прибытием и сообщает Заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр документа. Если в срок, достаточный для транспортировки, материальные ценности не поступили в адрес Грузополучателя, он должен известить об этом Заказчика для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

В рамках формирования учетной политики и согласно условиям государственного (муниципального) контракта на поставку учреждение-грузополучатель вправе при получении имущества от поставщика оформить Извещение в двух экземплярах с направлением их учреждению-заказчику. При этом учреждение-заказчик оформляет Извещение в своей части и направляет его учреждению-грузополучателю.

Заказчик

Процедура централизованного снабжения отражается в учете и Заказчика и Грузополучателя.

В случае если условиями договора на поставку материальных ценностей предусмотрено перечисление аванса, то Заказчик, выполнив указанную операцию, делает следующие записи:

Дебет 1 206 31 560, 1 206 32 560, 1 206 34 560

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств», «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению нематериальных активов», «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»

Кредит 1 304 05 310, 1 304 05 320, 1 304 05 340

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»

— перечислен аванс поставщику согласно договору.

В зависимости от условий контракта, заключенного с поставщиком, груз может быть доставлен в адрес Заказчика и в дальнейшем распределен им в пользу подведомственных учреждений или напрямую Грузополучателю. На основании полученных от поставщика первичных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке материальных ценностей Грузополучателю и (или) Извещения от Грузополучателя с приложением документов, подтверждающих поставку, Заказчик отражает хозяйственные операции следующими записями:

— по договору, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу Грузополучателя:

Дебет 1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 340

«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кредит 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— поставлены материальные ценности подведомственному Грузополучателю;

— по договору, предусматривающему исполнение централизованной поставки в пользу Заказчика с дальнейшей передачей приобретенного имущества в рамках централизованного снабжения в пользу Грузополучателя:

Дебет 1 106 11 310, 1 106 31 310, 1 106 32 320, 1 106 34 340

«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 1 302 31 730, 1 302 32 730, 1 302 34 730

До получения от подведомственного учреждения подтверждения о получении материальных ценностей, оплаченных и отгруженных в его адрес, вышестоящее учреждение учитывает их на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». При получении соответствующего подтверждения стоимость указанных ценностей списывают с данного счета.

Аналитический учет по данному счету ведут в книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке. Учет ведут по каждому учреждению-грузополучателю.

При возврате тары поставщику бюджетное учреждение на сумму стоимости возвратной тары производит запись:

Дебет 130404340 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»

Кредит 110505440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи.

Централизованное снабжение материальных ценностей может происходить за счет:

— Общий фонд,

— Других поступлений специального фонда,

— Собственных поступлений специального фонда.

Кроме того централизованные поставки может осуществлять бюджетное учреждение или хозрасчетная.

От этого зависит отражения в учете этих операций.

Однако во всех случаях взаимоотношения между главным распорядителем бюджетных средств, учреждением — заказчиком и учреждением — закупщиком, а также имеющей статус хозрасчетной организации, регулируются соглашением о централизованной поставке или другим ведомственным документом по этому вопросу.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

соответствие планам закупок;

проверка комплектности документов;

наличие в документах необходимых сведений;

соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.


Похожие записи:

Добавить комментарий