Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь — не позднее 15 октября и т д.
Тарифы по страховым взносам «на травматизм»
Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).
При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).
В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.
На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.
Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.
Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.
Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.
Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.
Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.
Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.
Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.
На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.
Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.
Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.
За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.
Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.
Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.
Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.
Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Объединение ПФР и ФСС
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).
Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
-
осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;
-
назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;
-
предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
-
организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года
С 2023 года меняется порядок исчисления взносов по пониженным тарифам (Федеральные законы от 14.07.2022 № 239-ФЗ, 323-ФЗ, 321-ФЗ.
1. С 2023 года пониженные тарифы применяются к выплатам за деятельность в студенческих отрядах. Условия уплаты страховых взносов по пониженным тарифам следующие (пп. «а» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ, новый пп. 20 п. 1 ст. 427 НК РФ):
-
студенческий отряд включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;
-
выплаты осуществляются по трудовым договорам или договорам ГПХ (предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);
-
выплаты осуществляются в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.
Ранее такие выплаты нужно было облагать по общим тарифам. Взносы на ОПС с них не уплачивались (пп. 1 п. 2 ст. 422 НК РФ).
2. Для организаций и ИП с 2023 года устанавливаются единые пониженные тарифы страховых взносов. Таких тарифов 3, поскольку всех плательщиков, применяющих пониженные тарифы, объединяют в три группы (пп. «г» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ).
В первую группу (применяют единый пониженный тариф в размере 7,6 % в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0 % — свыше единой предельной величины базы) входят:
-
социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН). Речь о СОНКО, которые ведут деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального), социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, а также осуществляют театральную, библиотечную, музейную и архивную деятельность;
-
благотворительные организации, применяющие УСН;
-
IT-организации;
-
участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
-
резиденты территорий опережающего развития;
-
резиденты свободного порта Владивосток;
-
резиденты особой экономической зоны в Калининградской области;
-
российские организации, которые занимаются производством и (или) реализацией собственной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказанием услуг (выполнением работ) по созданию такой продукции;
-
российские организации, которые включены Минпромторгом России в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
-
организации, зарегистрированные на Курильских островах;
-
студенческие отряды, указанные выше (пониженные тарифы действуют в отношении выплат в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования).
Во вторую группу (применяют с 2023 по 2027 год (включительно) тариф в размере 0 % (как в пределах единой предельной величины базы, так и свыше ее)) входят:
-
организации, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам);
-
международные компании, получившие статус участников специальных административных районов (на территориях острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области) и производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам).
В третью группу (применяют единый пониженный тариф взносов бессрочно с 2023 года в размере 15 %, но не ко всем выплатам, а только к той части, которая превышает МРОТ, установленный федеральным законом на начало года) входят:
-
участники проекта «Сколково» или проектов, связанных с инновационными научно-технологическими центрами, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ;
-
субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);
-
субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является предоставление продуктов питания и напитков, среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек, соответствующие условиям, указанным в подпункте 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Страховые взносы федеральный или региональный бюджет
Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор).
Страховые взносы федеральные или региональные
Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:. Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.
Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога сбора и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги сборы , которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров работ, услуг , так и финансовых средств.
Налоги в бюджет субъектов РФ
Рассматривая в отдельном материале федеральные налоги и сборы мы отмечали, что федеральные налоги и налоги федерального бюджета – не одно и то же. Но ситуация с региональными налогам иная. Все 3 налога субъекта РФ в соответствии с бюджетным законодательством зачисляются в бюджеты субъектов РФ в размере 100% (п. 1 ст. 56 БК РФ).
Кроме того, в бюджеты субъектов РФ идут и некоторые федеральные налоги (полностью или частично) (п. 2 ст. 56 БК РФ).
В бюджеты субъектов РФ поступают, к примеру, следующие федеральные налоги (п. 2 ст. 56 БК РФ):
- региональная часть налога на прибыль, исчисляемая в 2017-2024 гг. по налоговой ставке 17% (п. 1 ст. 284 НК РФ);
- 85% перечисленного налоговым органам НДФЛ;
- 100% акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно;
- 100% налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Как изменятся страховые взносы
Помимо незначительного изменения в ставках, в 2023 году кардинально изменится порядок уплаты страховых отчислений. Это связано не только с объединением фондов, но и с обязательным для всех налогоплательщиков переходом на систему Единого налогового счета.
Начиная с 2023 года перечисление всех бюджетных платежей будет производиться по единому реквизиту казначейства на налоговый счет организации или ИП, и с него автоматически распределяться по разным ведомствам.
Подробнее рассмотрим начисление и уплату страховых взносов.
Налоги, сборы и страховые взносы
Если физическое лицо решит поохотиться, с него могут взять сбор за пользование объектами животного мира. Если физическое лицо решит привезти из-за границы для личного пользования товар, подлежащий таможенному декларированию, то ему придется уплатить таможенную пошлину.
В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства, освоение которой позволит читателю в дальнейшем легко разобраться в самых запутанных налоговых ситуациях. Обязательные платежи государству рассматриваются не с позиции их сборщика, как в других книгах по налогообложению, а с позиции плательщика – предприятия, предпринимателя, обычного человека