Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автотехническая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
Как будут оценивать ущерб
Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.
При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.
Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).
Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.
Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:
- Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
- Предоставить автомобиль в назначенное время
- В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
- Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Порядок проведения автоэкспертизы
Автотехническая экспертиза при ДТП. Организация любой автотехнической экспертизы, независимо от ее вида, осуществляется компанией «Инвест Консалтинг» следующим образом.
- Вы звоните нам и заказываете услугу с выездом специалиста на место происшествия или хранения поврежденного транспортного средства.
- После предъявления документов и обсуждения условий сотрудничества заключается договор на предоставление нами услуг.
- Специалист отправляется на место аварии и проводит тщательное исследование участка дороги и транспортного средства. Он фиксирует важные факты, необходимые для объективного проведения автоэкспертизы.
- Около 3–5 дней (в сложных случаях не более 14 дней) нашими специалистами выполняется анализ данных и проведение необходимых расчетов.
- Составляется заключение и передачей его заказчику. В дальнейшем, заключение может использоваться для подачи претензии страховой компании, составления иска в суд и других целей.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП
Всегда с недоверием отношусь к рекламным предложениям типа «стоимость заключения независимой автоэкспертизы – от 1500 рублей». За такую сумму эксперт наверняка ограничится поверхностным осмотром, либо вообще напишет свои выводы со слов заказчика. Также реальная цена за экспертное исследование может оказаться в разы выше, т.е. не будет иметь ничего общего с рекламным слоганом.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП на практике? Это зависит от региона и населенного пункта, наличия или отсутствия других экспертов в зоне доступности. Тарифы на независимые экспертизы определяются по рыночным ценам. Рекомендую заранее изучить прайс-листы и прозвонить несколько экспертных организаций. Разница в стоимости может составлять до 30% при одинаковом объеме исследований.
Этапы независимой экспертизы
Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:
- выбор независимой организации;
- заключение с ней договора;
- оплата работы независимого эксперта;
- согласование даты и времени проведения исследования ТС;
- оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
- прибытие на экспертизу;
- эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
- эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
- клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
- сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.
Алгоритм проведения независимой экспертизы
- Перед проведением экспертизы автовладельцу нужно получить справку о ДТП из ГИБДД. Ее заполняет инспектор. Ее еще называют определением ГИБДД О ДТП (форма №154).
- Последующим шагом будет обращение в страховую фирму виновника ДТП с соответствующим заявлением, к которому прикрепляется копия паспорта, ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис КАСКО либо ОСАГО, диагностическая карточка, реквизиты банковского счета заявителя (туда будет перечислена страховка).
- В течение пяти рабочих дней страховщиком будет проводится оценка автомобиля. После этого можно обращаться к независимому эксперту. Также можно подождать, когда будут произведены соответствующие выплаты (около 30 дней).
- Если по итогам проведения независимой экспертизы автомобиля после ДТП выяснится, что сумма, выплаченная страховщиком, занижена и существенно отличается от суммы, названной независимым экспертом, можно подавать в суд заявление на фирму-страховщика с просьбой о возмещении ущерба.
Как показывают отзывы юристов, независимая оценка автомобиля после ДТП и последующее обращение в суд должно произойти сразу после того, как будет выявлено, что страховщик занизил сумму возмещения ущерба, так как в большинстве случаев страховые фирмы не производят доплату без решения суда.
Где и как можно ее сделать?
Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.
Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.
Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.
Критерии выбора независимой фирмы:
- Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
- Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
- Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
- Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.
Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Что представляет собой независимая экспертиза после аварии и зачем ее проводить?
Для того чтобы уменьшить убытки от ДТП и сберечь собственные нервы, важно ознакомиться с основными моментами осуществления независимой оценки после аварии. Такую процедуру называют независимой экспертизой. Она представляет собой исследование поврежденного ТС сторонними организациями, проводящими оценку, которая позволяет судить о реальном ущербе, причиненном авто в результате ДТП.
Независимая оценка авто после аварии нужна, если:
- владелец машины желает уточнить правильность компенсационных выплат, осуществляемых страховой компанией при ДТП;
- имеется подозрение, что при осуществлении оценки СК не учтены какие-либо скрытые недостатки;
- собственник авто хочет узнать полную стоимость восстановительных ремонтных работ;
- автовладелец планирует направить исковое заявление в судебную инстанцию.
Инструкция проведения независимой экспертизы после ДТП
Рассмотрим более подробно инструкцию проведения независимой экспертизы после аварии:
- На первом этапе следует выбрать оценочную организацию. К ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Для начала нужно собрать максимальное количество информации о ней. Эти данные можно поискать на автомобильных форумах, посмотреть в рейтинге, изучить отзывы в интернете, узнать мнение от знакомых, уточнить сведения при личном обращении в офис компании. После сбора и анализа всей полученной информации можно составлять договор, но только после ознакомления с его образцом.
- На втором этапе необходимо произвести оплату услуги. Если вы являетесь частным лицом, то экспертиза оплачивается наличными в организации или через банк с комиссией. Вам выдается квитанция, доказывающая внесение средств в кассу. Если вы являетесь ИП или представителем какой-либо фирмы, то вам направляется счет на оплату для перечисления средств со счета в банке.
- На третьем этапе следует определить место и время осуществления осмотра машины. Этот момент обсуждается напрямую между вами и экспертом. Как правило, оценочные работы осуществляют в автосалоне, где имеются все необходимые условия для их проведения.
- На четвертом этапе следует оповестить всех участников дорожно-транспортного происшествия и СК о проведении независимой оценки. Это нужно, если:
- обнаружены скрытые недостатки, не выявленные при первом осмотре страховщиком;
- компенсационные выплаты составляют меньше, чем цена ремонтных работ по факту;
- виновное лицо не осталось на месте аварии;
- на место ДТП не были вызваны инспекторы ГИБДД.
Вам не могут отказать в возмещении компенсационных выплат, даже если виновное лицо не получило уведомление о проведении независимой оценки.
- На пятом этапе оценщик должен ознакомиться с документами, составленными инспекторами ГИБДД при выезде на место аварии. После этого он обязан сделать фотографии аварийного ТС со всевозможных ракурсов, уделяя внимание участкам повреждения. Эксперт обязательно должен сфотографировать пробег и номер кузовной части машины. После проведения осмотра он обязан составить акт, который позволит в дальнейшем сделать все необходимые расчеты.
- На предпоследнем, шестом этапе следует дождаться расчетов, которые проводятся через специальные компьютерные программы. В них эксперты вносят сведения об авто, его комплектацию и дополнительные опции. Затем осуществляется расчет ремонтных работ и их цена. В некоторых случаях восстановительный ремонт по полису ОСАГО довольно сильно отличаются по цене ремонта по автостраховке КАСКО. Это объясняется тем, что при обязательном страховании стоимость запчастей и работ берется из РСА, а при расчетах по КАСКО — из прайс-листа официальных дилеров.
- На заключительном этапе принимаются результаты осмотра и расчетов. Расчеты предоставляются оценочной организацией в виде отчета, который представляет собой мнение эксперта. В нем содержится оценка уровня повреждений авто, причины их появления, техника и масштаб требуемого ремонта, процесс расчета цены работ, размер причиненных убытков, сумма возмещения за восстановление.