Валютное регулирование в условиях санкций: что надо знать бизнесу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование в условиях санкций: что надо знать бизнесу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Деятельность предпринимателя на валютном рынке может пониматься как деятельность любого субъекта правоотношения, имеющего юридический статус предпринимателя, что ассоциируется с пониманием валютного рынка в широком смысле, а также как деятельность предпринимателя — профессионального участника, если речь идет о валютном рынке России в узком смысле.

Валютный рынок и предпринимательская деятельность

Иными словами, участниками валютного рынка России могут быть непрофессиональные участники и его профессиональные участники.

На протяжении длительного периода, начиная с 1930 г. и вплоть до 1986-1987 гг., валютное регулирование в нашей стране было достаточно слабым, оно сводилось к урегулированию порядка распределения валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также к установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков.

Официальный курс формально был основан на корзине шести западных валют, но реально ничего не отражал.

Господствовала жесткая валютная монополия государства.

Все валютные поступления распределялись через валютный план.

Предприятия и организации не имели права на заработанную ими иностранную валюту.

Исключительно государство через свои органы государственного управления (Министерство финансов, Государственный банк, министерства и ведомства) вправе было заниматься куплей-продажей иностранной валюты, совершать иные операции и сделки с валютой и валютными ценностями как на своей территории, так и за границей.

Валютный рынок в России начал формироваться в конце 80-х — начале 90-х гг., собственно, в тот самый период, когда начали формироваться предпринимательские отношения в России.

Так, 4 августа 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР N 776 «О мерах по формированию внутреннего валютного рынка», в котором определялась задача по созданию внутреннего валютного рынка и достижению конвертируемости рубля.

Была создана двухуровневая банковская система.

Право на открытие счетов и осуществление расчетов в иностранной валюте получили коммерческие уполномоченные банки.

На основании генеральных лицензий банки начали проводить валютные операции на внутреннем и внешнем валютных рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках.

В результате валютных операций между уполномоченными коммерческими банками и Центральным банком начали складываться обменные курсы валют.

В период формирования предпринимательских и рыночных отношений (1991 г.) образовались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный.

По специальному курсу рубля осуществлялась продажа экспортной выручки российских резидентов Республиканскому валютному фонду (40% объема совокупных доходов от экспорта).

Валютные ресурсы покупались у предприятий по пониженному курсу, что не способствовало расширению экспорта товаров и услуг.

В соответствии с Указами Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 » О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» и от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» был отменен специальный коммерческий курс, и при расчетах доходов и расходов государственного бюджета для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета стал применяться курс рубля, котируемый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) на основе спроса и предложения на валютном рынке.

В условиях формирования и развития рыночных отношений в России предпринимателю необходимо выходить на внешний рынок, осуществлять внешнеторговые операции, приобретать за рубежом новое оборудование, патенты, лицензии, продавать товары и оказывать услуги.

В связи с этим современное российское законодательство предоставляет предпринимателям право иметь иностранную валюту в собственности, создавать на предприятии валютный фонд, свободно открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение валютных операций, покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые ЦБ РФ; осуществлять все виды валютных операций в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том числе осуществлять платежно-расчетные отношения с иностранными контрагентами по внешнеторговым сделкам в иностранной валюте.

Вместе с тем законодательство возлагает на предпринимателя-непрофессионала некоторые обязанности: приобретать иностранную валюту из законных источников в порядке и на условиях, предусмотренных законом; хранить валюту в уполномоченном банке; покупать и продавать иностранную валюту исключительно через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, осуществлять обязательную продажу поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

При этом в законодательстве права и обязанности предпринимателя определяются в зависимости от того, какой статус имеет предприниматель, а именно является он резидентом или нерезидентом.

Под резидентами понимаются: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами; находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.

Нерезидентами являются: физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.

Следует заметить, что выполнение предпринимателем прав и обязанностей во исполнение требований валютного законодательства не означает непосредственную деятельность предпринимателя на внутреннем валютном рынке России.

Для того чтобы осуществлять такого рода деятельность, необходимо быть профессиональным участником валютного рынка.

Специфика внутреннего валютного рынка России проявляется в том, что он представлен главным образом межбанковскими валютными биржами и уполномоченными коммерческими банками.

В качестве профессиональных участников на валютном рынке выступают коммерческие банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на совершение валютных операций, а также межбанковские валютные биржи.

Коммерческие банки и небанковские кредитные организации, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций, называются, согласно Закону о валютном регулировании, уполномоченными банками.

Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности

Валютный рынок и внешнеэкономическая деятельность связаны самым непосредственным образом.

Внешнеэкономическая деятельность проявляется в экспорте и импорте товаров и услуг, в совершении сделок по купле-продаже иностранной валюты, в обмене интеллектуальной деятельностью и т.д.

Отношения в области внешнеэкономической деятельности, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг и результатов интеллектуальной деятельности, регулируются комплексно: с помощью норм гражданского, валютного, таможенного, налогового и другого законодательства.

Валютное законодательство предусматривает осуществление контроля за поступлением валютной выручки на валютный рынок государства с целью защиты экономических интересов Российской Федерации.

Другими словами, цель валютного регулирования внешнеэкономических отношений — обеспечить полное и своевременное поступление иностранной валюты при экспорте и импорте товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в Российскую Федерацию.

Основными правовыми актами, служащими такой цели, являются Закон о валютном регулировании, Таможенный кодекс РФ, КоАП РФ, Указы Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»; от 6 марта 1995 г. N 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», постановление Совета Министров — Правительства РФ от 6 марта 1993 г. N 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», Инструкция Банка России N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13 октября 1999 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», Инструкция Банка России N 91-И и N 01 -11/28644 от 4 октября 2000 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

При экспорте и импорте товаров российские предприниматели заключают договоры (контракты) содержащие валютно-финансовые условия о цене товара, способе (форме) и валюте платежа (валюте долга, страховании валютного риска и др.).

При экспорте товаров российский предприниматель должен не только заключить контракт со своим контрагентом, но и вступить в определенные отношения с уполномоченным банком, в котором у него открыт валютный счет, а также с таможенными органами, осуществляющими контроль за прохождением товаров через границу Российской Федерации.

По каждому заключенному контракту предприниматель-экспортер оформляет в уполномоченном банке Паспорт сделки, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля.

Для оформления Паспорта сделки экспортер предъявляет оригинал и копию контракта, на основании которого был составлен Паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается осуществление операции, связанной с движением капитала, для проведения которой требуется разрешение Банка России, экспортер обязан предоставить уполномоченному банку копию соответствующего разрешения.

Паспорт сделки подписывается экспортером и уполномоченным банком, в котором для экспортера открыт транзитный валютный счет и на который в последующем должна поступить вся валютная выручка, полученная от контрагента-нерезидента.

Читайте также:  Как оспорить штраф ГИБДД : точная инструкция для автовладельцев

Подписание Паспорта сделки означает для экспортера и уполномоченного банка принятие на себя определенных обязанностей.

Банк принимает контракт на расчетно-кассовое обслуживание и выражает согласие на выполнение функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.

В свою очередь экспортер обязуется обеспечить полное соответствие сведений, указанных в Паспорте сделки, условиям контракта и зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту на транзитный валютный счет.

В частности, уполномоченный банк имеет право отказать в подписании сделки, если будет установлено: несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в Паспорте сделки; несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства РФ; отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, и др. (п.3.9 вышеназванной Инструкции N 86-И).

Помимо экспортера и уполномоченного банка в отношении по валютному регулированию и контролю экспортных операций участвуют таможенные органы.

Они принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении в дополнение к грузовой таможенной декларации и прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством, ксерокопии Паспорта сделки, подтвержденной подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и оттиском круглой печати экспортера.

Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в Паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта.

При отсутствии расхождений и выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии Паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью, что позволяет таможенным органам осуществить выпуск товара за пределы Российской Федерации.

Экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в уполномоченный банк оформленную согласно требованиям ксерокопию грузовой таможенной декларации.

По каждому контракту, в соответствии с которым оформлен Паспорт сделки, банк ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу экспортера или переводом экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.

Валютное законодательство предусматривает ответственность экспортера и уполномоченного банка за нарушение правил валютного контроля за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта товаров.

Такая ответственность может быть применена на основании КоАП РФ (ст.15.25 «Нарушение валютного законодательства»), а также Закона о Банке России и Закона о валютном регулировании.

Иностранная валюта является средством платежа по импортным контрактам, и, может уплачиваться с банковского счета импортера, в том числе вперед, в форме авансового платежа, когда еще не поставлен товар на территорию России, может оплачиваться выданным импортером простым или переводным векселем, выраженным в иностранной валюте или в валюте РФ.

Передача товаров, импортируемых по контракту на территорию Российской Федерации, возврат уплаченного импортером аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи по контракту в пользу импортера могут быть осуществлены как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

Базовым документом валютного контроля при импорте товара является Паспорт импортной сделки.

Его оформляет предприниматель-импортер в уполномоченном банке, в котором у него открыт валютный счет и в котором осуществляются расчеты за импортируемые по контракту товары.

Предприниматель-импортер представляет вместе с Паспортом импортной сделки копию контракта, заверенную в установленном порядке, а также заверенные копии разрешений на осуществление валютных операций, полученные импортером, в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ осуществление валютных операций, предусмотренных условиями контракта, требует получения соответствующих разрешений.

Регулирование движения капитала

Среди операций, которые связаны с регулированием движения капитала, выделяют прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также иные валютные операции, которые имеют срок более 180 дней.

Существует несколько ключевых форм валютного регулирования движения капитала:

  • Лимит на вывоз национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг.
  • Процедура разрешения вывоза капитала, иными словами, все без исключения операции по вывозу капитала должны быть разрешены к исполнению органами валютного контроля.
  • Запрет на инвестиции нерезидентов и продажа им национальных ценных бумаг.
  • Принудительная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке.
  • Лимит на ввоз валюты в страну и её вывоз для частных лиц.
  • Лимит на форвардные продажи национальной валюты.

Валютные ограничения движения капитала

Валютные ограничения движения капитала имеют тесную связь с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жёстких разрешительно-запретительных мер и наблюдается стремление осуществлять уведомительные процедуры и тщательно фиксировать информацию обо всех видах движения валюты.

Среди форм валютных ограничений выделяют режим валютного управления. Его суть заключается в том, чтобы установить договорённость и провести эмиссию национальной валюты, которая обеспечивается иностранной.

Пример 2

Гонконг является отличным примером механизма валютного ограничения движения капитала.

Монетарные власти Гонконга удерживают долларовые резервы покрытия банковских резервов в гонконгских долларах и наличной валюты в обращении. В этой связи налагается определённая фискальная дисциплина, однако гонконгский регулятор не может работать в качестве кредитора последней инстанции, что отличает его выгодно от центрального банка.

Выбирая конкретные формы валютного регулирования, к примеру, западные страны, действуют под влиянием собственной валютной политики в процессе восстановления конвертируемости валют после Второй мировой войны. Переход к частной обратимости валют становился причиной постепенного отказа от некоторых валютных ограничений. Таким образом, происходило сужение круга валютных ограничений и мер валютного контроля, а его следствием стало сокращение прямого вмешательства государства и рост значимости косвенного регулирования рыночного характера.

Страны с переходной экономикой и развивающимися рынками проходят процесс становления валютного регулирования посредством сочетания прямого и косвенного регулирования валютного рынка. Более глубокая интеграция национального хозяйство в мировое чревато большим стремлением государства к созданию условий и мер, которые способствуют снижению неблагоприятных последствий воздействия внешних причин для своей экономики.

Определение 3

Валютное регулирование – это самостоятельный метод государственного регулирования экономики наравне с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием.

Особенность валютного регулирования в том, что с одной стороны оно зависит напрямую от денежно-кредитного регулирования, поскольку валюта – это деньги, которые используются в международных экономических отношениях. А с другой стороны – валютное регулирование влияет на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование в свою очередь воздействует на валютные отношения.

Алгоритм валютного регулирования можно представить в виде последовательности следующих этапов:

  1. Установление целей валютного регулирования.
  2. Формирование валютной политики.
  3. Осуществление валютного регулирования.
  4. Осуществление контроля за реализацией валютного регулирования.
  5. Корректировка процесса валютного регулирования.

Процесс регулирования валютных отношений состоит из нескольких ровней:

  1. Уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, располагающие огромными валютными ресурсами и принимающие активное участие в валютных операциях.
  2. Государственный уровень.
  3. Межгосударственный уровень.
Определение 4

Валютное регулирование – это составная часть механизма осуществления валютной политики, которая проводится с целью достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.

Таким образом, можно смело говорить о том, что валютная политика представляет собой комплекс мер, которые реализуются в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношениях.

Валютная политика состоит из мер, которые обеспечивают:

  • Относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты.
  • Формирование золотовалютных резервов страны.
  • Необходимый уровень капиталовложений в национальную экономику.
  • Эффективное управление государственным внешним долгом.
  • Функционирование системы международных расчётов и международного движения капитала.
  • Экономическую безопасность страны, которая состоит из решения проблем экономического роста, безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса.

Формирование ключевых направлений валютной политики прежде всего должно быть подчинено общегосударственным интересам и одновременно с этим не должно противоречить принципам международной валютной системы, в пределах которой происходит развитие всех видов валютных отношений между субъектами мировой экономики. С юридической точки зрения политика должна быть оформлена на основе национального валютного законодательства и с учётов международных норм, двусторонних и многосторонних соглашений.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Способы и инструменты

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

  • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).
Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

  • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
  • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
  • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
  • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
  • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.

    Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

    Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

    В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

    В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

    • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

    • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

    • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

    • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

    • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

    • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

    • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

    Таблица 1

    Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты уполномоченными банками в 2006 г.

    (млн. долл. США; конец периода)

    Доллар США ЕВРО Прочие валюты Всего Сальдо
    Месяц ввоза-
    ввоз вывоз ввоз вывоз ввоз вывоз ввоз вывоз вывоза
    Январь 943,20 99,82 726,64 1,24 1,61 1,02 1671,46 102,09 1569,37
    Февраль 138,76 111,72 489,89 0,22 0,96 0,16 629,61 112,10 517,51
    Март 119,07 260,60 427,63 0,50 2,73 0,69 549,43 261,79 287,64
    Апрель 228,70 230,83 345,58 0,79 1,44 1,00 575,72 232,62 343,10
    Май 106,49 377,55 441,25 0,75 2,05 0,81 549,79 379,11 170,69
    Июнь 75,83 850,39 547,57 1,18 2,80 0,73 626,19 852,30 -226,10
    Июль 687,43 268,57 315,94 1,53 3,70 1,50 1007,07 271,60 735,47
    Август 784,13 156,12 261,56 1,89 1,01 2,80 1046,70 160,81 885,89
    Сентябрь 1500,58 132,65 85,20 6,08 1,24 1,53 1587,02 140,25 1446,77

    Методы валютного регулирования

    Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

    • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
    • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
    • защита национальной экономики и валюты;
    • введение ограничений по операциям с валютой;
    • девальвация и ревальвация;
    • управление золотовалютными резервами;
    • реализация и приобретение золота;
    • внесение изменений в режим обратимости валюты;
    • диверсификации резервов валюты;
    • регулирование баланса.

    Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

    • импортных и экспортных;
    • ценных бумаг;
    • по обмену валютных ценностей;
    • реализация доли валютной выручки.

    Институционный аспект валютного регулирования

     N 
    п/п
     Наименование 
    государственного органа
     Правовая основа функционирования
    государственного органа
     1 
    Центральный банк Российской
    Федерации (Банк России)
    Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
    "О Центральном банке Российской Федерации
    (Банке России)" (ред. от 07.02.2011)
     2 
    Федеральная таможенная 
    служба
    Положение о Федеральной таможенной
    службе, утвержденное Постановлением
    Правительства РФ от 26.07.2006 N 459
    (ред. от 20.06.2011)
     3 
    Федеральная налоговая 
    служба
    Положение о Федеральной налоговой службе,
    утвержденное Постановлением Правительства
    РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от
    24.03.2011)
     4 
    Федеральная служба по 
    финансовым рынкам
    Положение о Федеральной службе по
    финансовым рынкам, утвержденное
    Постановлением Правительства РФ от
    30.06.2004 N 317 (ред. от 08.04.2011)
     5 
    Федеральная служба по 
    финансовому мониторингу
    Положение о Федеральной службе по
    финансовому мониторингу, утвержденное
    Постановлением Правительства РФ от
    23.06.2004 N 307 (ред. от 24.03.2011)

    Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

    Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций:

    • Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
    • Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
    • Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
    1. передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
    2. дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
    3. получение валютных ценностей по праву наследования;
    4. приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
    • Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
    • Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
    • Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
    • Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.

    Регулирование валюты в России сегодня

    С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.

    После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.

    Мировая экономика не может существовать без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

    Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них.

    Его участниками являются крупные коммерческие банки, финансовые и инвестиционные компании, фондовые биржи, ТНК, центробанки, посреднические организации и отдельные лица, международные финансовые организации.

    Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка.

    Валютный рынок — это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.

    Валютный рынок обеспечивает своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разницы курсов валют.

    Валютный рынок подразделяется: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по степени организованности.

    Валютные операции — банковские операции на валютных рынках, связанные с куплей-продажей иностранной валюты. Валютная операция осуществляется на условиях немедленной поставки валют и в форме срочных сделок, т.е. поставка валюты в будущем по курсу, существовавшему на момент заключения сделки. Срочные валютные операции проводятся как для страхования от валютных рисков, так и для спекуляции на разнице между фактическими и ожидаемыми курсами. Ряд валютных операций представляет собой сочетание сделок.

    Основное назначение валютного рынка заключается в обеспечении его участников иностранной валютой и регулирование валютного курса. Валютный курс – цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Валютные отношения экономически развитых стран основываются на «плавающих» валютных курсах, зависящих от спроса и предложения на национальные валюты на соответствующих рынках.

    Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы — это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

    Читайте также:  Условия получения социального контракта в 2022 году

    Целью данной работы является: показать сущность валютного рынка, рассмотреть понятие валютного курса, а также изучить проблему конвертируемости национальной валюты.

    Задачами работы служат: изучение специализированной литературы по данной теме, систематизация собранных материалов, приобретение навыков работы в университетской электронной библиотечной системой, написание реферата, рассмотреть основные подходы в исследовании проблем валютных курсов и валютных рынков в зарубежной и отечественной литературе, дать характеристику валютного курса, выявить особенности функционирования рынка иностранных валют.

    Актуальностью является то, что валютный рынок это один из разделов в области финансов. Без знания валютного рынка мы не можем успешно развивать экономику. Для успешности работы в области валютных рынков нужно знать основные положения, без которых нельзя быть грамотным участником в валютных отношениях.

    Иными словами, с функциональной точки зрения валютный рынок обеспечивает своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разницы курсов валют. Таким образом, в работе будут рассмотрены вопросы о валюте и её разнообразии, валютном курсе и факторах влияющих на него, а также валютном рынке, его видах и участниках.

    Что касается самих валют, то 90% оборота рынка приходится на: американский доллар, евро и японскую йену. Безоговорочным лидером на валютном рынке является доллар США, торговля по которому занимает примерно 80% рыночного оборота. Перечисленными валютами торгуют практически во всех финансовых центрах. Это обусловлено такими причинами:

    Доллар США:

    1. доллар США является мировой резервной валютой;

    2. поскольку США на протяжении всего 20 века являлась и является ведущей в мире державой, политические и экономические процессы внутри США имеют большое влияние на валютный рынок;

    3. доллар выступает главной расчетной единицей в мировой торговле;

    4. за последнее время сформировалась мощная «долларовая зона», в которую вошли как Северная, так и Южная Америка;

    Доллар является универсальным платежным средством в международным бизнесе, валютой-убежищем при различных финансовых и политических кризисах в других странах, а также объектом международных инвестиций, благодаря большому объему высоконадежных ценных бумаг — государственных долгосрочных облигаций США. Уверенность в стабильности американской экономической и финансовой системы, в том, что все доходы по государственным долговым ценным бумагам будут своевременно выплачены, не реквизированы и не обложены неожиданным налогом, привлекает на этот рынок как частных иностранных инвесторов, так и иностранные правительства. В последние годы небывалый рост демонстрирует рынок американских акций, притягивающий огромные капиталы иностранных и внутренних инвесторов, что служит дополнительным источником силы доллара. С середины 80-х годов американские акции стали более выгодным вариантом вложения денег, чем золото: акции росли, а цена золота падала. В период же после 1993 года американские акции растут настолько быстро, что уже не только независимые эксперты, но и официальные лица неоднократно высказывали опасения, что цены акций чрезмерно завышены и их падение может оказаться слишком резким и привести к финансовому и экономическому кризису.

    Евро:

    Появившаяся 1 января 1999 года, объединила 11 европейских наций в самый мощный экономический блок мира, на долю которого приходит¬ся почти пятая часть глобального выпуска товаров и ус¬луг и мировой торговли. В состав евро-региона («Euro-area») входят Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португа¬лия, Финляндия и Франция, занимающие территорию 2365000 кв. км с населением 291 миллионов человек (для сравнения — в США 269 миллионов, в Японии — 126).

    Новая валюта заменила ЭКЮ (Европейская валютная единица ECU (European Currency Unit ) — синтетическая валюта (currency busket — валютная корзина), взвешенная комбинация двенадцати Европейских валют, принятая в 1979 г. Заслуживает на сегодняшний день особого внимания, так как служит основой Европейского режима обменных курсов (ERM — exchange rate mechanism), который укажет ориентиры при введении международной валюты Евро и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза («зоне Евро»).

    Правовой статус Евро определился соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на принципах и нормах международного частного права.

    Однако одновременно Евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.

    В правовых актах ЕС, касающихся Евро, выделяются следующие положения:

    — Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в Евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в Евро.

    — Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к Евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за Евро.

    — Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на Евро.

    — Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС размещаются только в Евро.

    — Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в Евро.

    — 1 января 2002 года в обращение были выпущены купюры и монеты Евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте были в обязательном порядке конвертированы в Евро и прекратили свое существование. После этого Евро превратился в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратили хождение и на территории третьих стран.

    — Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение неограниченного времени обменивались на Евро кредитными учреждениями на территории союза.

    Тем не менее, вопреки часто высказываемой точке зрения даже в отдаленной перспективе Евро не сможет полностью вытеснить доллар и занять его нынешнее место на международных валютных и финансовых рынках. Реальными являются лишь два «сценария»:

    1. Евро и доллар займут примерно равные позиции в мировой валютной системе;

    2. Доллар сохранит, хотя и в несколько ослабленном виде, свое доминирующее положение.

    Японская йена:

    1. Япония наиболее индустриально развитая страна в Азии, успешно конкурирующая с США на мировых рынках практически во всех областях;

    2. вывод производств за территорию Японии позволяет говорить о создании большой и мобильной интеграционной группировки стран Юго-Восточной Азии, для которой иена является основной валютой;

    3. иена мало зависит от политических событий внутри Японии;

    4. высокая стоимость пункта иены делает ее привлекательной для валютных спекуляций;

    Японская йена прошла сложный путь от пос¬левоенного уровня 360 йен за доллар, определенного аме¬риканской оккупационной администрацией, до курса около 80 йен за доллар в 1995 г., после чего ее уровень вновь существенно понизился и опять сильнейшим образом ук¬репился во второй половине 1998 года.

    1. Авдокушев Е.Ф. Международные экономические отношения. – Москва.,-2011.

    2. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи.-Москва.,1998.

    3. Валютный и денежный рынок: Курс для начинающих. Учебное пособие. 2012.

    4. Гугнин В.К. — Межбанковский кредитный рынок России. 2012.

    5. Дадашева О.Ю. Инвестиционная деятельность банков // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012.

    6. Деньги, кредит, банки. Под ред. Е.Ф. Жукова. – Москва., — 2013.

    7. Деньги, кредит, банки. Справочное пособие. Под редакцией Г. И. Кравцовой, 2013г.

    8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова, А. В. Печникова и др. 2012.

    9. Журавлева Г.П. — Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. 2011

    10. Кочетков А.А. — Экономическая теория: Учебник для бакалавров. 2013.

    11. Лайди А. — Валютный трейдинг и межрыночный анализ: Как зарабатывать на изменениях глобальных рынков. 2013.

    12. Мировая экономика. Введение во внешнеэкономическую деятельность. Москва.2011.

    13. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров). Учебное пособие. 2012.

    14. Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». Москва. 2012.

    15. Усатова Л.В. — Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие. 2013.

    16. Финансово-кредитный словарь. Под редакцией Грязнова А.Г. 2012.

    17. Хмыз О.В. — Современные валютные рынки и международные платежные системы. Москва. 2012г

    18. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013).

    19. Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2013.

    20. Жолобов П.С. Особенности организации валютного регулирования в России // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012. №9

    21. Копина А.А. Валютная политика Содружества Независимых Государств // Финансовое право. 2013. №3

    22. Мотохин А.М. Новый этап развития валютного регулирования в России // Международные банковские операции. 2012. № 3.

    23. Полянская В.А. Как сделать паспорт сделки // Главная книга. 2013. № 1.

    24.Сергеева М.А. Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля // Международные банковские операции. 2012. № 2.

    25. Флорова Г.Н. Учет валютных операций // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2012. № 11.

    26. Яковлева М. Опасности валютных операций // Расчет. 2012. № 8.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий