Раздел VI ЖК РФ. Товарищество собственников жилья (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VI ЖК РФ. Товарищество собственников жилья (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.

Правление ТСЖ занимается текущими вопросами управления и эксплуатации дома. Все существенные вопросы, которые влияют на жизнь в доме, должны решаться на общем собрании собственников. Для принятия решений нужно набрать более 50% голосов.

Товарищество собственников жилья как способ управления МКД имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно:

Преимущества
Оперативное решение возникающих проблем ТСЖ состоит из собственников помещений, расположенных в МКД, а значит из лиц, заинтересованных в решении любой проблемы за короткие сроки.
Прозрачность всех финансовых операций В любой момент каждый из членов Товарищества или собственников жилья вправе запросить для ознакомления все документы, отражающие движение бюджетных денежных средств.
Самостоятельный выбор контрагентов Данный вид управления позволяет прибегать к услугам надежных и проверенных подрядчиков, выбранных членами ТСЖ, или производить ремонтные работы своими силами.
Сокращение затрат Жилищно-коммунальные взносы включают в себя оплату ресурсов и услуг, действительно необходимых жильцам МКД.
Эффективное использование общедомовых помещений и конструкций ТСЖ вправе использовать все помещения общего пользования, конструкции и придомовую территорию с целью получения выгоды (сдача в аренду для размещения офисов, рекламы и т.д.).
Недостатки
Ошибки в управлении Поскольку среди жителей МКД не всегда находятся специалисты, риск доверить управление многоквартирным домом некомпетентному лицу очень велик.
Повышенная стоимость услуг и ресурсов Как правило, выполнение разовых работ для ТСЖ обходится на порядок дороже, чем для Управляющей компании, имеющей постоянных подрядчиков и скидки.
Ограниченный бюджет Суммы, находящейся на счете Товарищества не всегда хватает на оплату внеплановых работ, что создает дополнительную финансовую нагрузку для жильцов МКД.
Несовершенство действующего законодательства В случае отказа от оплаты жилищно-коммунальных услуг некоторыми собственниками, ресурсоснабжающая компания в судебном порядке может взыскать долг непосредственно с Товарищества.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются собственники при регистрации ТСЖ, становится грамотное документальное оформление на всех этапах создания организации.

Куда подается жалоба?

В случаях, когда проблему, возникающую между собственниками и ТСЖ, не удается решить на общем собрании или путем обращения к председателю, не удовлетворенный качеством предоставляемых услуг гражданин вправе обратиться с жалобой в:

  1. Жилищную инспекцию. Данный контролирующий орган вправе обжаловать своими постановлениями действий Товарищества собственников жилья, а также провести проверку:
    • технического состояния МКД;
    • качество предоставляемых ресурсов и услуг;
    • состояние конструкций, коммуникаций и инженерных сооружений;
    • соответствие работы некоммерческой организации действующему законодательству.
  2. Роспотребнадзор. Орган, защищающий права потребителей во всех сферах. Именно поэтому, при отказе в рассмотрении жалобы в ТСЖ, потребитель жилищно-коммунальных услуг вправе обратиться за защитой в компетентный орган, который впоследствии проверит законность действий некоммерческой организации.
  3. ФНС. Если нарушения, допущенные ТСЖ, касаются неправомерного пользования денежными средствами собственников, последним следует обратиться в налоговую инспекцию для проведения дальнейшей проверки.
  4. Прокуратуру. Еще один способ привлечь нарушителей к ответственность – обратиться в Прокуратуру. Органы государственного надзора обязаны провести проверку по факту поступившей жалобы и привлечь к ответственности нарушителей.
  5. СУД. Обращение в данную инстанцию становится крайним способом решения конфликтной ситуации. Поскольку судебное разбирательство предполагает собой затраты, начинать тяжбы следует лишь в случае, когда обращение в вышеперечисленные инстанции не принесло желаемого результата.
Читайте также:  Соседские войны: как решить споры на даче

Составление заявление в суд – ответственное мероприятие, поэтому, для успешного завершения дела истцу стоит воспользоваться услугами компетентных специалистов.

Полномочия товарищества и управляющего ТСЖ

Согласно ст. 144 ЖК, органами управления товарищества собственников жилья является общее собрание и правление. Их компетенции разделены законодательством. Главным считается общее собрание, тогда как правление наделено административно-распорядительными функциями.

Правление подчиняется общему собранию, но реализация полномочий товарищества осуществляется по прямому указанию первого. Например, для выполнения функций объединения правление может нанять и заключить трудовой договор с управляющим ТСЖ. Как правило, через него и реализуются основные полномочия товарищества.

В частности, управляющий имеет право:

  • заключать договоры на управление, предоставление коммунальных услуг;
  • нанимать и привлекать подрядчиков для выполнения работ;
  • составлять доходную и расходную сметы, перечислять средства исполнителям;
  • распоряжаться общим имуществом МКД, в том числе сдавать в аренду и предоставлять в пользование;
  • выявлять нарушения законодательства со стороны жильцов и собственников помещений: неузаконенные перепланировки, реконструкции;
  • привлекать заемные средства для реализации уставных целей;
  • контролировать работу подрядчиков;
  • взыскивать задолженность по оплате коммунальных услуг;
  • застраивать выделенные участки и так далее.

В законе не сказано, кем утверждается должностная инструкция управляющего ТСЖ. Согласно п. 5 ст. 148 ЖК, полномочиями по найму сотрудников в товарищество наделено правление, потому именно оно будет определять объем полномочий управляющего, которые, в свою очередь, должны быть прописаны в заключенном с ним договоре.

Управляющий будет предпринимать все действия от лица товарищества на основании выданной ему доверенности. Однако при этом управляющий ТСЖ вместо председателя действовать не может.

Зарплата председателя ТСЖ

В контексте недовольства работой председателя жильцов часто интересует, имеет ли право председатель ТСЖ получать зарплату в 2020 году. С правовой точки зрения, председатель не является наемным работником ТСЖ – он руководит органом управления товарищества, потому трудовой договор с ним не заключается. Следовательно, на зарплату он претендовать не может. В то же время за его работу может быть назначена некая форма финансовой компенсации, рассматриваемая с точки зрения закона как вознаграждение.

Ответ на вопрос, кто утверждает размер оплаты председателю ТСЖ, находим в пп. 1 п. 1 ст. 145 ЖК. В соответствии с этим документом, определение размера вознаграждения членам правления относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Обычно такие сведения вносятся в Устав товарищества.

На основе внесенных сведений производится расчет. Обычно сумма вознаграждения привязывается к объему выполненных работ в виде доли их стоимости.

Закон не устанавливает, как проверить законность начисления зарплаты председателю ТСЖ. Это может сделать ревизионная комиссия путем проверки финансовой отчетности товарищества и сравнения ее с реализованными на практике работами.

Устав как основной документ

Полный объем имеющихся у товарищества прав должен быть закреплен в Уставе этого юридического лица.

Перечень прав ТСЖ может включать в себя право выполнять работы по перепланировке помещений дома, переустраивать прилегающий земельный участок под МКЖД для оборудования детской площадки, автомобильной парковки и др.

Полномочия этой организации, внесенные в Устав, не должны противоречить положениям ЖК РФ. Права, закрепленные в основном документе ТСЖ, являются дополнительными правомочиями организации, необходимыми для реализации целей конкретного товарищества.

При необходимости внесения существенных корректировок (в частности, для реорганизации организации, выполнения реконструкции дома, изменения соотношения расходуемых денежных средств), правление обязано созвать общее собрание собственников жилых помещений дома и поставить на повестку дня соответствующие вопросы.

Если на собрании за принятие решения проголосовало более 50 % голосов собственников жилья, то товарищество наделяется соответствующими правами.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Нижнем Новгороде

Что должен делать председатель товарищества собственников?

Полномочия председателя и срок, на который он избирается, должны быть отражены в уставе ТСЖ. Лицо, занимающее данный пост, обязано выполнять следующие функции:

  • Обеспечивать исполнение решений правления ТСЖ;
  • Действовать от имени товарищества без доверенности, в том числе предоставлять отчётность в контролирующие органы, распоряжаться средствами на расчётном счёте ТСЖ;
  • Подписывать платёжные документы и договора с подрядчиками;
  • Рассматривать обращения жильцов;
  • Предоставлять отчет о проделанной работе и потраченных средствах.

Полномочия правления ТСЖ

О каких именно полномочиях идет речь? Задача руководства товарищества — заниматься его непосредственной деятельностью. Весь перечень необходимых для этого полномочий регулируется все тем же Жилищным кодексом (его статьей 147). В Уставе организации должны обязательно разграничиваться действия, входящие в компетенцию непосредственно правления и общего собрания жильцов. То есть должны иметься четкие указания, что именно председатель со своими заместителями могут решать на заседании правления ТСЖ, не прибегая к предварительному оповещению жильцов.

В большинстве случаев речь идет о таких полномочиях правления:

  1. Непосредственном руководстве деятельностью товарищества с назначением на конкретные работы определенных исполнителей и формировании кадров ТСЖ.
  2. Заключении от имени собственников жилья договоров, связанных с коммунальным обслуживанием.
  3. Сборе средств на ремонт и обслуживание многоквартирного дома.
  4. Ведении делопроизводства с выдачей всех необходимых бумаг и справок.
  5. Ведении банковского и бухгалтерского учета с переводом средств по договорам на оплату труда подрядчиков.
  6. Проведении общих собраний жильцов с заполнением соответствующего протокола.
  7. Защите в судебных инстанциях интересов членов товарищества.
  8. В ситуации неуплаты жильцами долгов по коммунальным услугам — обращении в официальные инстанции (от администрации города до суда и прокуратуры).

Глава 2 Система управления ТСЖ как основа его эффективного функционирования.

После образования ТСЖ и регистрации его в качестве юридического лица вопрос о выборе способа управления, как правило, решается в пользу управления ТСЖ.

Действительно, затратив значительные усилия на организацию ТСЖ и имея избранное общим собранием правление, вряд ли целесообразно передать многоквартирный дом управляющей организации, ориентированной на получение прибыли и часто не имеющей ни необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, ни квалифицированного персонала.

Однако, осуществив выбор в пользу ТСЖ, следует в первую очередь создать собственную дееспособную систему управления как основу эффективного функционирования ТСЖ.

Вопросу создания такой системы посвящена настоящая глава.

Комитет по тарифам Санкт-Петербурга к числу коммунальных услуг относит услуги энергоснабжающих организаций. Стоимость услуг этих организаций слагается из двух показателей: тарифа на энергоноситель и норматива потребления этого энергоносителя.

Оба эти показателя устанавливаются Комитетом по тарифам. Их величина в значительной мере находится в зависимости от давления, оказываемого на Комитет по тарифам монополистами – поставщиками энергоресурсов. Однако немаловажная роль принадлежит дифференцированному распределению тарифов и нормативов в зависимости от ряда местных условий, характерных для каждого вида энергоносителя. Именно такой, дифференцированный подход к проблеме стоимости энергоносителей избран Комитетом по тарифам, что подтверждается приведенным ниже текстом и таблицами.

Стоимость холодной воды в месяц на 2010 г. для квартир с различным оборудованием приведена в табл. 3.1.

При наличии приборов учета расхода воды в квартире тариф (13,15 руб./куб. м) умножается на расход воды по прибору.

Размер платы за горячее водоснабжение дифференцируется в зависимости от нормы потребления в квартирах с ванной и без ванны.

Размер платы за газоснабжение представлен табл. 3.2 (на II–IV кварталы 2010 г.).

Размер платы за электроснабжение для дневного и ночного тарифов в квартирах устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия электрической плиты.

Должностные права и обязанности председателя ТСЖ перед жильцами — что это такое, дома

Обслуживание многоквартирного дома должно обязательно осуществляться. Но реализовать таковой процесс можно будет различными способами.

Одним из самых выгодных на сегодняшний день — учреждение товарищества собственников жилья. При помощи такового учреждения возможно будет избежать самых разных сложностей.

При этом следует учесть, что существует специальный законодательный документ, который определяет вопрос функционирования такового учреждения.

Читайте также:  S7 требования к ручной клади в 2023 году

Одной из обязательных должностей является председатель. Таковой имеет свои обязательства перед жильцами ТСЖ, его работниками, а также некоторые права.

По возможности ознакомиться с ними нужно будет не только самому председателю, но также лицам, проживающем в доме, обслуживание которого осуществляется данным учреждением.

Таким способом возможно будет снизить вероятность возникновения спорных, сложных ситуаций.

Порядок управления многоэтажкой

Обязанности правления ТСЖ исполняют:

  • Всеобщие сборы жильцов (главный орган);
  • Правление;
  • Председатель ТСЖ.

Создается товарищество для продуктивного общего управления многоквартирным домом. Управление позволяет:

  • Эксплуатировать МКД эффективно;
  • Продуктивно управлять ресурсами, которые находятся в собственности.

Создание представляет собой ряд этапов:

  1. Определение МКД, которые будут входить в кооператив, и на жильцов которых будут распространяться полномочия правления;
  2. Формирование инициативной группы, в которую входят жильцы, имеющие профильное образование и обладающие опытом исполнения властных полномочий;
  3. Обобщение информации о жильцах, а также объявление общего сбора жильцов;
  4. Оформление результата общих сборов посредством Протокола, описывающего основные вопросы и принятые решения;
  5. После принятия решения о создании Товарищества, проводится подготовка учредительной документации, прописывающих состав жильцов, входящих в управляющую ТСЖ организации, права и обязанности ТСЖ;
  6. Утвердить устав можно путем голосования на повторном общем собрании;
  7. Регистрация установочной документации в государственных инстанциях, открытие расчетного счета в банке, направление сведений балансодержателю МКД;
  8. Передача многоэтажки Товариществу осуществляет комиссия территориальных органов исполнительной власти совместно с органами правления ТСЖ. О результатах передачи оформляется Акт и передается техдокументация на МКД.

Основными функциями, ради выполнения которых и создается ТСЖ, является:

  • управление общим имуществом дома;
  • его эксплуатация;
  • обслуживание и ремонт.

Для жильцов-участников товарищества это выражается в бесперебойном поступлении в их квартиры света, воды и прочих ресурсов, своевременном ремонте помещений общего доступа и оборудования, обустройстве территории вокруг дома и т. д.

Для самого ТСЖ осуществление управления производится путем:

  • составления смет доходов и расходов;
  • заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг и подрядными организациями;
  • расчета платежей за эти ресурсы и услуги;
  • своевременной их оплата;
  • организации и проведения ремонта, уборки, благоустройства территории и т. д.

Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Основные статьи КоАП РФ, по которым наказывают управляющие МКД организации и их должностных лиц, и размер штрафных санкций за каждое из нарушений хорошо знают почти все УО и ТСЖ. Уголовная ответственность для компаний и лиц, работающих в сфере управления многоквартирными домами, наступает реже.

Мы решили сделать обзор видов уголовных преступлений, которые могут совершить УО, ТСЖ и жилищные кооперативы, управляя многоквартирными домами. Уголовная ответственность по УК РФ может наступить как по общим для всех лиц в России основаниям, так и в ситуациях, которые связаны конкретно с деятельностью по управлению домами.

Большинство управляющих организаций знают о таком уголовно наказуемом нарушении, как подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. Рассмотрим подробнее, за какие ещё преступления в сфере управления многоквартирными домами и по каким статьям могут осудить руководителей и/или сотрудников УО/ТСЖ.

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда УО/ТСЖ грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении многоквартирными домами, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере, нанесение тяжкого вреда здоровью или же смерть одного или более лиц.

При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний. Это может быть:

  • лишение свободы до 10 лет;
  • арест сроком до 6 месяцев;
  • принудительные работы;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • штрафы, в некоторых случаях достигающие 0,5–1 млн рублей;
  • лишение права занимать должности/вести деятельность сроком до 5 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий