Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оставил медицину: куда идти работать с образованием врача». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если медицинское учреждение (например, стоматологическая поликлиника) решило принять в штат на должность медицинской сестры учащуюся четвертого курса стоматологического факультета, ее принимают на работу по трудовому договору.
Условия допуска к работе
Осуществлять медицинскую деятельность на должностях среднего медицинского персонала допускается при наличии:
- справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей освоение образовательной программы высшего медицинского образования в объеме и по специальности (направлению подготовки), соответствующим требованиям к образованию, установленным Порядком;
- положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского персонала (далее — экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
Неоконченное, неполное или незаконченное высшее образование: отличие
Часто можно встретить различные формулировки — неполное высшее образование, незаконченное или неоконченное. И у многих соискателей, а также специалистов по кадровому делу, появляется вопрос — в чем разница при использовании такой терминологии, и как следует применять правильно наименование уровня образования в трудоустройстве. В целом, есть следующие правила по применению каждого из вышеозначенных терминов:
- Неполное высшее образование. На текущий момент этот термин вышел из употребления и не предполагает практического применения как показателя наличия определенных знаний. Однако, этот термин является легитимным, если рассматривается вопрос наличия у человека диплома о неполном высшем образовании — подобный диплом указывается в кадровой документации именно в таком виде.
- Неоконченное высшее образование. Именно эта формулировка сейчас является основной в рамках трудовых взаимоотношений. Ее применяют при трудоустройстве человека, используют в резюме и во внутренних кадровых документах предприятия. В то же время в трудовой книжке запись об образовании такого типа не вносится — вместо этого указывается предыдущая ступень образования, полученная соискателем и подтвержденная соответствующими документами.
- Незаконченное высшее образование. Чаще всего формулировка в виде незаконченного образования применяется в разговорной речи. Однако и некоторые специалисты по кадровому делу или работники, считают допустимым ее к применению в документации, когда рассматривается ситуация, при которой работник фактически продолжает обучение в ВУЗе и находится в процессе получения высшего образования.
Зачем нужны такие документы
Фактически справка о неполном высшем образовании никакого веса не имеет, в законе нет такого термина, однако в некоторых случаях бывшем студенту документ может понадобиться.
- Например, при трудоустройстве. Не все работодатели столь щепетильно относятся к наличию высшего образования у работников, однако за несколько курсов университета будущий работник уже получил некоторые знания о профессии, так что справка даст ему дополнительные преимущества при решении вопроса о приеме на работу.
- Если человек решил продолжить образование, восстановиться в том же вузе или другом университете. В справке будет отражен уровень освоения материала, поэтому часть предметов можно будет перезачесть даже в другом учебном заведении, а не начинать обучение с нуля.
- В некоторых государственных органах тоже может потребоваться подтверждение уровня образования (органах соцобеспечения, пенсионном фонде и пр.).
- Справка может потребоваться и студенту, если он в настоящее время продолжает обучение. Этот факт будет указан в документе.
Однако поскольку законодательно такое понятие не закреплено, у университетов и академий нет обязанности выдавать подобные справки, это дело добровольное и отдано на усмотрение вузов. А если администрация приняла решение удостоверять факт обучения в своем университете до определенного курса, то грамотно составленный документ должен содержать:
- данные учебного заведения с указанием факультета, кафедры и специальности;
- личные данные студента;
- период обучения;
- список дисциплин и результаты сдачи экзаменов, зачетов;
- причина отчисления или указание на продолжение обучения.
Основной минус подобной образовательной траектории в том, что на полный цикл учебы уходит очень много времени, особенно у тех, кто поступает в колледж после 11-го класса.
В оптимальном варианте, когда в колледж идут выпускники 9-го класса, срок обучения составляет 4 года в колледже + 6 лет в вузе. Обычно они заканчивают учебу в возрасте 26-29 лет, если идут работать врачами общей практики, в том числе в педиатрии. Этот срок увеличивается для тех, кто хочет специализироваться в узкой области (хирургия, неврология, эндокринология и т.п.).
С большим сроком обучения могут быть связаны возникающие проблемы в личной жизни. Учащимся после вступления в брак и, особенно, рождения ребенка приходится обеспечивать семью, а для этого приходится совмещать работу и учебу. Не всем семейным студентам это под силу, и из-за материальных проблем они могут бросить учебу.
Причины, по которым медработники уходят из медицины
Почему врачи и средний медицинский персонал бросают медицину? Их достаточно много: объективные и субъективные.
Перечислим самые распространённые:
-
Профессиональное выгорание – это объективный фактор. В условиях высокой нагрузки выгорание происходит быстрее. На фоне проводимых реформ в сфере здравоохранения ощущения неудовлетворённости профессиональной деятельностью отмечается чаще. Сегодня это НМО, замена сертификации на аккредитацию. Другим фактором, который обостряет выгорание – это негативные публикации в СМИ, которые очень часто неверно отражают тот или иной конкретный случай. Такие публикации в СМИ генерируют негативный общественный импульс в отношении всего медицинского сообщества.
-
Профессиональные показания. Во-первых, это связано с вредными и опасными условиями труда: инфекции, негативные физические факторы. Например, для рентгенологов, рентген-лаборантов имеются свои ограничения. Медицинские работники имеют возможность уйти раньше на пенсию. Но если силы позволяют поработать, то встаёт вопрос о выборе новой профессии.
-
Финансово-экономическая необходимость. Из-за невысоких зарплат специалист вынужден искать дополнительные источники дохода. Первый вариант: подрабатывать по профессии в других медицинских организациях. Второй вариант: внутреннее совмещение, дополнительная нагрузка на месте работы. Третий вариант: искать заработки в других сферах. Многие после того, как попробовали себя в других профессиях, в итоге уходят именно туда.
Право лиц с неоконченным или полным высшим медицинским образованием работать на должностях среднего медицинского персонала
Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5 ФЗ № 323 «Об основах. »).
Порядок допуска этой категории лиц устанавливается в приказе Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2012 года №239н «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» и соответствующим Положением. Данное Положение (п.2 ч.I) гласит, что вышеуказанная категория лиц должна положительно сдать экзамен «по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала». Положительный результат должен быть подтверждён выпиской из протокола сдачи экзамена. Требования к образованию лиц, желающих сдать этот экзамен и перечень средних медицинских и фармацевтических специальностей, к работе по которым эти лица могут быть допущены, представлены в части II настоящего Положения (п. 4-7):
4. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология» в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:
медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая);
медицинская сестра участковая; медицинская сестра процедурной;
медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра приемного отделения;
медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинский регистратор.
5. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Медико-профилактическое дело», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:
помощник (врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене); помощник энтомолога.
- 6. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности среднего медицинского персонала — гигиенист стоматологический.
- 7. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «Фармация» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности среднего медицинского персонала — фармацевт.
Можно ли стать фармацевтом
Для фельдшера не существует переподготовки на фармацевта. Фармацевт — это специалист, окончивший химико-фармацевтический или медицинский ССУЗ по специальности «Фармация».
Фармацевты работают, в основном, в аптеках, занимаясь продажей лекарственных средств. Также они могут изготавливать простые лекарства по готовым рецептам.
Поступить в колледж можно после 9 или 11 класса, однако фельдшеру целесообразнее пойти в медицинский ВУЗ и по окончании стать провизором, то есть специалистом с высшим образованием в области фармакологии.
Провизор может работать не только в аптеке. Этому специалисту доступны широкие возможности профессионального развития и применения полученных знаний:
- разработка и испытание новых препаратов в НИИ;
- изготовление сложных лекарств на фармацевтических фабриках;
- контроль качества лекарств на фабриках, складах и в лабораториях;
- преподавание в медицинском ВУЗе.
Таким образом, фельдшер может стать фармацевтом или провизором только отучившись заново в ССУЗе или ВВУЗе по полной программе и получив новый диплом.
То же касается и ряда других специальностей, имеющих непосредственное отношение к медицине. Например, фельдшер не может стать фельдшером-лаборантом, несмотря на сходные названия профессий. Для того, чтобы работать в области судмедэкспертизы, необходимо закончить колледж по специальности «Лабораторная диагностика».
Можно ли занимать должность стоматолога без ординатуры
Можно ли работать стоматологом без обучения в ординатуре? Без дополнительной подготовки молодой специалист может устроиться на работу стоматологом общей практики, в обязанности которого входят:
- оказание неотложной помощи при выявлении острой зубной боли;
- проведение обследования рта пациента с целью выявления заболеваний зубов, десен и так далее;
- установка диагноза и разработка плана лечения;
- направление пациента на дополнительное обследование (рентген, консультации узкопрофильных специалистов и так далее);
- пломбирование и реставрация зубов, изготовление и установки виниров;
- лечение или удаление пульпита;
- удаление корней, зубов;
- диагностика и лечение пародонтита;
- лечение альвеолита;
- лечение перикоронита;
- остановка кровотечений;
- наложение швов;
- перевязка после операционного вмешательства;
- вправление вывихов челюстей;
- установка вкладок, штифтов, коронок, пластиночных протезов
- отбеливание, снятие зубного камня, профессиональная чистка, снятие гиперчувствительности;
- обезболивание. Принятие решения о необходимости дополнительного введения обезболивающих препаратов или использования иных методов;
- профилактика заболеваний у взрослых и детей. Обучение нормам гигиены полости рта;
- мониторинг пациентов, входящих в группу риска.
При приеме на работу молодые специалисты должна знать:
- Конституцию РФ;
- специализированные медицинские нормативные акты;
- правила работы со стоматологическим оборудованием;
- санитарные нормы и правила проведения дезинфекции;
- технику безопасности;
- методы обезболивания;
- основы формирования среди населения здорового образа жизни;
- правила поведения медицинских работников в чрезвычайных ситуациях.
🧔🏼 Медицинский советник
Медсоветников набирают тоже фармацевтические компании. Его обязанности отличаются от медпредставителем уровнем ответственности. На такие должности берут врачей с опытом работы в рядах фармпредставителей от 5 лет и выше.
Медицинские советники в основном работают в офисе и очень плотно сотрудничают с маркетинговым отделом. В их обязанности также могут входить командировки, но не более 50% от общего времени работы.
Функциональные обязанности советников отличаются в зависимости от целей компании и продукции, которую она производит/распространяет. Обычно медсоветники отвечают за определенный отдел: офтальмология, кардиология, женское здоровье и т.д.
При поиске сотрудника фармацевтические компании требуют:
- диплом о высшем медицинском образовании;
- практический опыт работы в определенной медицинской сфере;
- опыт ведения научной деятельности.
В некоторых случаях на должность советника привлекаются только врачи со званием кандидата медицинских наук и/или знанием иностранного языка. Медсоветнику придется обрабатывать огромное количество информации, проводить презентации, выступать перед большими и малыми аудиториями, общаться с самыми разными людьми.
Кратко об этапах медицинского образования в РФ
Решил написать серию постов, посвященных системе медицинского образования в РФ, удивительному порядку ценообразования в этой системе, особенно в сегменте последипломного образования (ординатуры) и грядущих перспективах. Информация будет полезна не только людям, желающим поступить в медицинский ВУЗ, но и тем, кто уже числится студентом в этих прекрасных заведениях и не надумал уходить из медицины, а готовится стать специалистом.
Какие ступени обучения на врача существуют в РФ?
1. Медицинский ВУЗ (срок обучения – 6 лет)
В процессе обучения студент осваивает обширную программу, сдает многочисленные экзамены. Итог всего этого: прохождение государственной аттестации и процедуры аккредитации специалиста (с января 2016 года) на 6 курсе и получение диплома + сертификат об аккредитации специалиста (позволяет работать сразу после ВУЗа, см. п.2). До января 2016 года – только государственная аттестация и выдача ТОЛЬКО диплома без права самостоятельной работы в качестве врача.
2. Аккредитация (регулируется приказом № 334н от 2 июня 2016 года)
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.
После освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с ФГОС в медицинском ВУЗе).
В настоящее время все выпускники медицинских ВУЗов на 6 курсе проходят процедуру первичной аккредитации. Аккредитация совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников.
Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:
– тестирование (60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения РФ; время теста 60 минут);
– оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях на станциях;
– решение ситуационных задач.
*База тестов, паспорта станций и задач находится в открытом доступе.
*Результат прохождения этапа аккредитации оценивается как “сдано” или “не сдано”. Аккредитуемый допускается к следующему этапу в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».
*На каждый этап дается 3 попытки. В случае несдачи соответствующего этапа повторно пройти процедуру аккредитации возможно не ранее, чем через 1 месяц в соответствии с графиком работы аккредитационной комиссии (“не ранее, чем через 1 месяц” и “через 1 месяц” не одно и то же).
*Аккредитуемый признается не прошедшим этап в случае:
– нарушения требований порядка прохождения аккредитации, в т.ч. использование средств связи;
– оценки комиссией этапа аккредитации как “не сдано”.
Тут есть один очень важный нюанс: если раньше, выпускник не имел права практиковать сразу после окончания ВУЗа, то теперь он имеет право занимать медицинскую должность и работать самостоятельно. Разъяснения этого момента содержатся в письме Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 16-5/10/2-4889 “О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста”:
в настоящее время в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях; “Врач-стоматолог” (специальность “Стоматология общей практики”), “Врач-терапевт участковый” (специальность “Лечебное дело”), “Врач-педиатр участковый” (специальность “Педиатрия”), “Врач клинической лабораторной диагностики” (специальность “Медицинская биохимия”), “Врач функциональной диагностики” (специальность “Медицинская биофизика”), “Врач-статистик” (специальность “Медицинская кибернетика”), “Врач-эпидемиолог” и “Врач по общей гигиене” (специальность “Медико-профилактическое дело”) или фармацевтическую деятельность на должностях: “Провизор” и “Провизор-технолог” (специальность “Фармация”), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста.
Министерство здравоохранения Российской Федерации полагает возможным допуск указанных специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и просит довести данную информацию до сведения территориальных органов Росздравнадзора.
• Первичная специализированная аккредитация
После ординатуры (выпуск ординаторов 2018 года избежал этого, по причине отсутствия стандартов аккредитации) и профессиональной переподготовки – “первички”, а также в отношении лиц, получивших образование на территории иностранного государства (с 2018 года).
Этапы те же, что и при первичной аккредитации.
Каждые 5 лет в течение всей профессиональной деятельности (с 2021 года).
Зачем нужен документ о неполном высшем образовании
Справка о незаконченном высшем образовании – это документ, который покажет, сколько курсов отучился студент, какие предметы прошел и в каком количестве. А это значит, что работодатель сможет увидеть прямое доказательство вашей учебы и определенных знаний.
Он может понадобиться в одном из следующих случаев:
- Нужно внести в трудовую книжку период обучения в вузе. И это подходит не только для полного, но и для неполного высшего образования.
- В будущем студент захочет продолжить обучение. При наличии справки он сможет восстановиться на курс, с которого был отчислен.
- Студент хочет учиться в другом вузе. Наличие справки позволит ему не проходить обучение по уже пройденным дисциплинам.
Зачем нужны такие документы
Фактически справка о неполном высшем образовании никакого веса не имеет, в законе нет такого термина, однако в некоторых случаях бывшем студенту документ может понадобиться.
- Например, при трудоустройстве. Не все работодатели столь щепетильно относятся к наличию высшего образования у работников, однако за несколько курсов университета будущий работник уже получил некоторые знания о профессии, так что справка даст ему дополнительные преимущества при решении вопроса о приеме на работу.
- Если человек решил продолжить образование, восстановиться в том же вузе или другом университете. В справке будет отражен уровень освоения материала, поэтому часть предметов можно будет перезачесть даже в другом учебном заведении, а не начинать обучение с нуля.
- В некоторых государственных органах тоже может потребоваться подтверждение уровня образования (органах соцобеспечения, пенсионном фонде и пр.).
- Справка может потребоваться и студенту, если он в настоящее время продолжает обучение. Этот факт будет указан в документе.
Однако поскольку законодательно такое понятие не закреплено, у университетов и академий нет обязанности выдавать подобные справки, это дело добровольное и отдано на усмотрение вузов. А если администрация приняла решение удостоверять факт обучения в своем университете до определенного курса, то грамотно составленный документ должен содержать:
- данные учебного заведения с указанием факультета, кафедры и специальности;
- личные данные студента;
- период обучения;
- список дисциплин и результаты сдачи экзаменов, зачетов;
- причина отчисления или указание на продолжение обучения.
Работа для лиц с неполным высшим медицинским образованием
Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5 ФЗ № 323 «Об основах. »).
Порядок допуска этой категории лиц устанавливается в приказе Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2012 года №239н «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» и соответствующим Положением. Данное Положение (п.2 ч.I) гласит, что вышеуказанная категория лиц должна положительно сдать экзамен «по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала». Положительный результат должен быть подтверждён выпиской из протокола сдачи экзамена. Требования к образованию лиц, желающих сдать этот экзамен и перечень средних медицинских и фармацевтических специальностей, к работе по которым эти лица могут быть допущены, представлены в части II настоящего Положения (п. 4-7):
4. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология» в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:
медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая);
медицинская сестра участковая; медицинская сестра процедурной;
медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра приемного отделения;
медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинский регистратор.
5. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Медико-профилактическое дело», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:
помощник (врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене); помощник энтомолога.
- 6. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности среднего медицинского персонала — гигиенист стоматологический.
- 7. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «Фармация» в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности среднего медицинского персонала — фармацевт.
С порядком проведения экзамена можно ознакомиться в части III Положения.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 марта 2012 г. N 239н
«Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала»
Приказом Минздрава России от 27 июня 2016 г. N 419н настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июня 2012 г.
Регистрационный N 24563
Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала
(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 19 марта 2012 г. N 239н)
См. Порядок допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала, утвержденный приказом Минздрава России от 27 июня 2016 г. N 419н
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в медицинских и фармацевтических организациях лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием.
2. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии академической справки (диплома о неполном высшем профессиональном образовании), подтверждающей освоение основной образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме и по специальности, соответствующим требованиям к образованию, установленным настоящим Положением, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (далее — экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
3. Лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома о высшем медицинском или высшем фармацевтическом образовании по специальности, соответствующей требованиям к образованию, установленным настоящим Положением, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
Российское законодательство предоставляет право лицам с незаконченным высшим медицинским образованием работать на должностях среднего медицинского персонала. Условия и порядок такого допуска установлены Приказом Минздрава России от 27.06.2016 № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» (далее — Порядок). До августа 2016 года действовал аналогичный порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 19.03.2012 № 239н. Однако новый норматив принес ряд изменений, которые будут отражены в статье ниже.
Осуществлять медицинскую деятельность на должностях среднего медицинского персонала допускается при наличии:
- справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей освоение образовательной программы высшего медицинского образования в объеме и по специальности (направлению подготовки), соответствующим требованиям к образованию, установленным Порядком;
- положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского персонала (далее — экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
- Виноград Фрукты и ягоды
- Персик Фрукты и ягоды
- Тунец Рыба и морепродукты
- Какао Напитки
Не регистрировались? Вы можете зарегистрироваться
- Войти с помощью:
Впрочем, говорить о том, как определиться с выбором профессии и университета, сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ, куда потом проще устроиться на работу, мы не будем – этому посвящены другие статьи. Давайте рассмотрим ситуации, в которых по тем или иным причинам человеку не удалось закончить обучение.
Почему выбираем такую тему? Потому что, как говорится, дело это житейское. Случиться может всякое: семейные проблемы, разочарование в выбранной специальности, материальные трудности, банальная неуспеваемость, когда покидаешь учебное заведение не по собственной воле. Выходит, что вроде бы и учился, а вроде бы образование и неполное.
Высшее неполное образование – это ситуация, которая может произойти с каждым. Вот только не каждый знает, что за этим неокончанием последует: можно ли будет продолжить учебу позже, дадут ли на руки какой-нибудь документ, реально ли получить преимущества при устройстве на работу по сравнению с теми, кто никакого кроме среднего образования вообще не имеет.
Что такое неполное или незаконченное высшее образование?
Часто случается так, что абитуриенты выбирают вуз неосознанно: кто-то с подачи родителей, другие же по зову друзей, а некоторые попросту жалеют о самостоятельно сделанном выборе. Достаточно проучиться полгода, год, чтобы прийти к простому выводу, что выбор ошибочный, но он уже сделан и время потрачен. Что же делать дальше в такой ситуации?
Как нетрудно догадаться, в такой ситуации у студента есть лишь два пути:
- Забить на себя и свои желания и довести начатое до конца, закончив обучение и получив диплом в вузе, оставив за спиной несколько несчастливых лет, и имея на руках ненавистный диплом.
- Бросить учёбу здесь и сейчас, сменив вуз, или же найдя себе новое занятие или даже работу.
Первый вариант слишком трагичен, поэтому его трогать не будем, а вот о втором с радостью поговорим. Главный вопрос, который волнует тех, кто хочет бросить вуз: «Получу ли я какой-либо документ о прохождении обучения или всё было впустую?».
Без документального подтверждения вы не останетесь, не волнуйтесь. До 2007 года использовался термин «неполное высшее образование». Этим словосочетанием обозначали студентов, которые проучились минимум 2 курса, а затем решили покинуть учебное заведение. Им на руки вручался диплом о неполном высшем образовании, правда перед его получением студент обязан был подтвердить свои знания, пройдя промежуточную аттестацию, и только потом отпускался на вольные хлеба.
Диплом о неполном высшем образовании подтверждал тот факт, что ушедший из вуза студент проходил обучение в нём и прошёл определенное количество часов по предметам, указанным в приложении к данному диплому. Также данный диплом давал возможность студенту вернуться в учебное заведение через какое-то время. Сроки восстановления утверждались каждым высшим учебным заведением индивидуально.
Среднее профессиональное образование
Получить среднее профессиональное образование можно после 9-го или 11-го класса. От этого зависит срок обучения и перечень доступных специальностей. Например, если поступить на сестринское дело после девяти классов, то продолжительность обучения составит три года, а после 11 — два года. Профилактическую стоматологию и ортопедическую стоматологию можно выбрать только после 11-го класса. Раньше это правило распространялось и на фельдшеров, но теперь на лечебное дело принимают с девятью классами.
Обычно для поступления достаточно пройти конкурс по среднему баллу школьного аттестата, но иногда нужно сдать дополнительное тестирование.
В рамках среднего медицинского образования можно освоить специальности:
- лечебное дело (квалификация «фельдшер»);
- акушерское дело (квалификация «акушерка / акушер»);
- лабораторная диагностика (квалификация «медицинский лабораторный техник», «медицинский технолог»);
- медицинская оптика (квалификация «медицинский оптик», «оптик-оптометрист»);
- стоматология ортопедическая (квалификация «зубной техник»);
- стоматология профилактическая (квалификация «гигиенист стоматологический»);
- медико-профилактическое дело (квалификация «санитарный фельдшер»);
- фармация (квалификация «фармацевт»);
- сестринское дело (квалификация «медицинская сестра / медицинский брат»);
- медицинский массаж (на эту специальность могут поступить на бюджет исключительно слепые и слабовидящие студенты, квалификация «медицинская сестра по массажу / медицинский брат по массажу»).