Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «73.Изменение срока уплаты налогов, сборов: понятие, формы, порядок.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов представляет собой изменение срока их уплаты путем перенесения крайнего числа перечисления денег в бюджет на более позднюю дату. Главное отличие налоговой отсрочки от рассрочки заключается в том, что при отсрочке сумма задолженности по налогу погашается в более поздние сроки единовременно, а при рассрочке – поэтапно в течение всего срока, на который была предоставлена рассрочка. Налоговые отсрочки представляются на срок до одного года, а рассрочки – на срок до трех лет.
Когда в налоговой отсрочке и рассрочке откажут
В ряде случаев налогоплательщикам будет отказано в предоставлении налоговой отсрочки и рассрочки, даже если у них имеются законные основания для изменения сроков уплаты налогов. В предоставлении налоговой отсрочки (рассрочки) откажут (п. 1 ст. 62 НК РФ):
- если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- если налогоплательщик обжалует наличие обязанности по уплате налогов и страховых взносов;
- если налогоплательщик собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства;
- если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, ИФНС было вынесено решение о досрочном прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки;
- если организация находится в процессе ликвидации;
- если в отношении налогоплательщика возбуждено производство по делу о несостоятельности.
Комментарий к ст. 57 НК РФ
Комментируемая статья рассматривает такой обязательный элемент налогообложения, как срок уплаты налога.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.
Стоит обратить внимание, что указанные сроки должны быть определены календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
ВС РФ в Определении от 13.07.2005 N 33-Г05-8 признал правомерной норму регионального закона об осуществлении платежа транспортного налога не позднее 30 дней после получения налогового уведомления.
По мнению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, указание на наличие в налоговом уведомлении указания на 30-дневный срок, в течение которого должна быть произведена уплата налога, приводит данную часть Закона в соответствие с требованием пункта 6 статьи 3 НК РФ об однозначности истолкования периода времени, в течение которого должна быть исполнена обязанность по уплате транспортного налога физическими лицами.
Заслуживает внимания позиция, изложенная в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 N 17АП-6119/2010-АК.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по налогу на имущество у него не возникает обязанности по уплате этого налога.
Таким образом, физические лица — налогоплательщики налогов на имущество физических лиц должны привлекаться к уплате налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно. При этом обязанность по уплате налога возникает только после получения уведомления налогового органа.
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
Какие налоги и взносы платить в январе
Компании и ИП должны заплатить налоги и страховые взносы в бюджет — за декабрь и четвертый квартал 2022 года. Также в январе нужно внести первый аванс по налогу на прибыль и НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января.
Срок |
Вид платежа |
Плательщики |
до 9 января |
Фиксированные страховые взносы на 2022 год |
Все предприниматели |
НДФЛ с отпускных и больничных, которые выплатили в декабре 2022 года |
Налоговые агенты по НДФЛ |
|
НДФЛ с зарплаты, которую выплатили 30 декабря 2022 года |
Налоговые агенты по НДФЛ |
|
до 16 января |
Взносы на травматизм в Социальный фонд за декабрь 2022 года |
Все работодатели |
до 25 января |
АУСН за декабрь 2022 года |
Организации и ИП, которые перешли на АУСН |
до 30 января |
Взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование за сотрудников за декабрь 2022 года |
Все работодатели |
Дополнительные взносы на накопительную пенсию за декабрь 2022 года |
Работодатели, у которых есть сотрудники, уплачивающие дополнительные страховые взносы |
|
НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января |
Все налоговые агенты по НДФЛ |
|
Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал 2023 года |
Организации, которые обязаны платить ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала |
|
1/3 НДС за IV квартал 2022 года |
Плательщики НДС и налоговые агенты |
|
Полная сумма НДС за IV квартал 2022 года |
Неплательщики НДС, которые выставляли счета-фактуры с выделенным налогом |
|
Торговый сбор за IV квартал 2022 года |
Плательщики торгового сбора |
|
НПД за декабрь 2022 года |
Самозанятые физлица и ИП |
|
НДПИ за декабрь 2022 года |
Пользователи недр |
|
Водный налог за IV квартал 2022 года |
Плательщики водного налога |
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Сроки уплаты основных налогов в 2023 году
Вид налога | Период уплаты | Срок уплаты |
---|---|---|
Налог на прибыль (при уплате только ежеквартальных авансовых платежей) | За 2022 год | 28.03.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За I полугодие 2023 г. | 28.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 г. | 30.10.2023 | |
За 2023 год | 28.03.2024 | |
Налог на прибыль (при уплате ежемесячных авансовых платежей с доплатой по итогам квартала) | За 2022 год | 28.03.2023 |
За январь 2023 г. | 30.01.2023 | |
За февраль 2023 г. | 28.02.2023 | |
За март 2023 г. | 28.03.2023 | |
Доплата за I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За апрель 2023 г. | 28.04.2023 | |
За май 2023 г. | 29.05.2023 | |
За июнь 2023 г. | 28.06.2023 | |
Доплата за I полугодие 2023 г. | 28.07.2023 | |
За июль 2023 г. | 28.07.2023 | |
За август 2023 г. | 28.08.2023 | |
За сентябрь 2023 г. | 28.09.2023 | |
Доплата за 9 месяцев 2023 г. | 30.10.2023 | |
За октябрь 2023 г. | 30.10.2023 | |
За ноябрь 2023 г. | 28.11.2023 | |
За декабрь 2023 г. | 28.12.2023 | |
За 2023 год | 28.03.2024 | |
Налог на прибыль (при ежемесячной уплате авансов исходя из фактической прибыли) | За 2022 год | 28.03.2023 |
За январь 2023 г. | 28.02.2023 | |
За февраль 2023 г. | 28.03.2023 | |
За март 2023 г. | 28.04.2023 | |
За апрель 2023 г. | 29.05.2023 | |
За май 2023 г. | 28.06.2023 | |
За июнь 2023 г. | 28.07.2023 | |
За июль 2023 г. | 28.08.2023 | |
За август 2023 г. | 28.09.2023 | |
За сентябрь 2023 г. | 30.10.2023 | |
За октябрь 2023 г. | 28.11.2023 | |
За ноябрь 2023 г. | 28.12.2023 | |
За 2023 год | 28.03.2024 | |
НДС | 1-й платеж за IV квартал 2022 г. | 30.01.2023 |
2-й платеж за IV квартал 2022 г. | 28.02.2023 | |
3-й платеж за IV квартал 2022 г. | 28.03.2023 | |
1-й платеж за I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
2-й платеж за I квартал 2023 г. | 29.05.2023 | |
3-й платеж за I квартал 2023 г. | 28.06.2023 | |
1-й платеж за II квартал 2023 г. | 28.07.2023 | |
2-й платеж за II квартал 2023 г. | 28.08.2023 | |
3-й платеж за II квартал 2023 г. | 28.09.2023 | |
1-й платеж за III квартал 2023 г. | 30.10.2023 | |
2-й платеж за III квартал 2023 г. | 28.11.2023 | |
3-й платеж за III квартал 2023 г. | 28.12.2023 | |
1-й платеж за IV квартал 2023 г. | 29.01.2024 | |
2-й платеж за IV квартал 2023 г. | 28.02.2024 | |
3-й платеж за IV квартал 2023 г. | 28.03.2024 | |
Налог при УСН (включая авансовые платежи) | За 2022 год (уплачивают только организации) | 28.03.2023 |
За 2022 год (уплачивают только ИП) | 28.04.2023 | |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За I полугодие 2023 г. | 28.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 г. | 30.10.2023 | |
За 2023 год (уплачивают только организации) | 28.03.2024 | |
За 2023 год (уплачивают только ИП) | 29.04.2024 | |
НДФЛ с выплат работникам | налог, исчисленный и удержанный за период с 01.01.2023 по 22.01.2023 | 30.01.2023 |
налог, исчисленный и удержанный с 23.01.2023 по 22.02.2023 | 28.02.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.02.2023 по 22.03.2023 | 28.03.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.03.2023 по 22.04.2023 | 28.04.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.04.2023 по 22.05.2023 | 29.05.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.05.2023 по 22.06.2023 | 28.06.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.06.2023 по 22.07.2023 | 28.07.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.07.2023 по 22.08.2023 | 28.08.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.08.2023 по 22.09.2023 | 28.09.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.09.2023 по 22.10.2023 | 30.10.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.10.2023 по 22.11.2023 | 28.11.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.11.2023 по 22.12.2023 | 28.12.2023 | |
налог, исчисленный и удержанный с 23.12.2023 по 31.12.2023 | 29.12.2023 | |
ЕСХН | За 2022 год | 28.03.2023 |
За I полугодие 2023 г. | 28.07.2023 | |
За 2023 год | 28.03.2024 | |
Торговый сбор на территории г. Москвы | За IV квартал 2022 г. | 30.01.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За II квартал 2023 г. | 28.07.2023 | |
За III квартал 2023 г. | 30.10.2023 | |
За IV квартал 2023 г. | 29.01.2024 | |
НДФЛ (ИП на ОСН за себя, включая авансовые платежи) | За 2022 год | 17.07.2023 |
За I квартал 2023 г. | 25.04.2023 | |
За I полугодие 2023 г. | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 г. | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 15.07.2024 | |
НДС (импорт из ЕАЭС) | За декабрь 2022 г. | 20.01.2023 |
За январь 2023 г. | 20.02.2023 | |
За февраль 2023 г. | 20.03.2023 | |
За март 2023 г. | 20.04.2023 | |
За апрель 2023 г. | 22.05.2023 | |
За май 2023 г. | 20.06.2023 | |
За июнь 2023 г. | 20.07.2023 | |
За июль 2023 г. | 21.08.2023 | |
За август 2023 г. | 20.09.2023 | |
За сентябрь 2023 г. | 20.10.2023 | |
За октябрь 2023 г. | 20.11.2023 | |
За ноябрь 2023 г. | 20.12.2023 | |
За декабрь 2023 г. | 22.01.2024 |
Сроки уплаты транспортного налога в 2023 году
Вид налога | Период уплаты | Срок уплаты |
---|---|---|
Транспортный налог | За 2022 год | 28.02.2023 |
За I квартал 2023 г. | 28.04.2023 | |
За II квартал 2023 г. | 28.07.2023 | |
За III квартал 2023 г. | 30.10.2023 | |
За 2023 год | 28.02.2024 |
Комментарий к Статье 61 НК РФ
Статья 61 НК РФ содержит общие условия изменения срока уплаты налога (сбора). Согласно п. 1 данной статьи изменением срока уплаты считается перенос установленного срока на более поздний.
В соответствии с пп. «б» п. 40 ст. 1 Закона N 137-ФЗ абз. 1 п. 2 ст. 61 НК РФ изложен в новой редакции. В новой редакции отсутствует положение о том, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных:
— федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
— законами субъектов РФ о бюджете — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ;
— правовыми актами представительных органов муниципальных образований — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Заметим, что арбитражная практика указывает на то, что налоговый орган вправе отказывать в предоставлении налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, в случае, если в бюджете соответствующего уровня не были заложены соответствующие лимиты (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. N А78-2788/05-С2-27/248-Ф02-5504/05-С1).
Напомним, что на необходимость исключения бюджетных ограничений на предоставление отсрочек и рассрочек было обращено внимание в Бюджетном Послании Президента РФ В.В. Путина «О бюджетной политике в 2006 году» 26 мая 2006 г.:
«Необходимо, чтобы механизм предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, установленный Налоговым кодексом РФ, наконец заработал на практике. В частности, налогоплательщики должны иметь возможность оформить отсрочку или рассрочку сроком до одного года непосредственно в налоговом органе. Решения о предоставлении налогоплательщикам отсрочки или рассрочки сроком от одного года до трех лет должны приниматься Правительством РФ.
Дополнительным основанием для их предоставления должно стать возникновение задолженности по уплате налогов, пени и штрафных санкций, выявленной по результатам контрольной работы налоговых органов.
Все основания предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей должны быть установлены законодательно.
Необходимо также исключить бюджетные ограничения по их предоставлению, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете».
Очевидно, что поправка, внесенная в п. 2 ст. 61 НК РФ, развивает обозначенный Президентом РФ подход в отношении администрирования форм изменения срока уплаты налогов и сборов.
Комментарий к Ст. 57 Налогового кодекса
Срок уплаты является одним из обязательных элементов налогообложения. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Положения ст. 52 НК РФ не относятся к конкретному налогу и имеют общий характер. В п. 1 комментируемой статьи специально указано, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Исчисление сроков уплаты налогов, как и налогового периода, периода базируется на принятом в Российской Федерации календарном исчислении сроков, основы которого установлены Федеральным законом от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени» и Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно указанным Законам, в Российской Федерации принят григорианский календарь, который представляет собой систему исчисления времени, основанную на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, в которой продолжительность одного цикла обращения Земли вокруг Солнца принята равной 365,2425 суток и которая содержит девяносто семь високосных лет на четыреста лет (ст. 4 Федерального закона «Об исчислении времени»). Следует также иметь в виду, что в действительности время исчисляется не по астрономическим периодам обращения Земли вокруг Солнца, а по атомным эталонным часам, которые сохраняются Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (Постановление Правительства РФ от 23 марта 2001 г. N 225 «Об утверждении Положения о Государственной службе времени, частоты и определения параметров вращения Земли»).
Согласно ст. 190 ГК РФ, срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока может начинаться от наступления события, которым определено его начало. Согласно ст. 6.1 НК РФ, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Таким образом, исчисление сроков может быть связано также и с наступлением юридических фактов, которые означают начало или окончание срока. Комментируемая статья называет возможность исчисления сроков по указанию на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА, СБОРА, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, А ТАКЖЕ ПЕНИ И ШТРАФА НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
В соответствии с пунктом 8 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях реализации положений главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2010, N 31, ст. 4198; 2016, N 27, ст. 4176) приказываю:
1. Утвердить Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.10.2010, регистрационный номер 18836);
приказ Федеральной налоговой службы от 19.03.2012 N ММВ-7-8/164@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.04.2012, регистрационный номер 23918);
приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2013 N ММВ-7-8/646@ «О внесении изменений в Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.02.2014, регистрационный номер 31327).
3. Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.
Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с дальнейшей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по конкретному налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Уменьшение производится по каждому платежу налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. Порядок уменьшения налоговых платежей установлен заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. Причем увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит
1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.
2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.
Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ.
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.
2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога, а при наличии основания, указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, а также если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 240-ФЗ;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу — получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.