Как проходит суд по административному правонарушению?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит суд по административному правонарушению?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

Когда возможно отложение судебного разбирательства по административному делу

Адвокаты советуют затягивать рассмотрение, чтобы судопроизводство в итоге было приостановлено из-за истечения сроков. Но в подобных случаях отъезд обвиняемого или невозможность отпроситься с работы не выступят аргументами: гражданин информирован, защитник присутствует, поэтому препятствий для вынесения решения нет. Чтобы отсрочить процедуру, адвокат уведомляет, что ему необходимо сделать запросы и получить справки, существенные для рассмотрения.

Также пригодятся ходатайства о вызове свидетелей или понятых. Даже если очевидца нет, его «придумывают»: заявляют, что это лицо присутствовало при происшествии, дают адрес знакомого и ждут явки в суд. Ведь обвиняемый и адвокат не виноваты, что вызванный не пришел, а время в результате истекло. Но и судья понимает, что вы пытаетесь затянуть сроки, поэтому итог зависит от убедительности и красноречия адвоката. Чтобы гарантированно перенести заседание, договоритесь с больницей и ссылайтесь на недомогание.

Как убедить судью смягчить наказание по административному делу: важные нюансы рассмотрений

Результатом заседания стал штраф? Вы можете убедить судью снизить его размер. Если речь идет о штрафе по ст. 20.2, попробуйте следующее:

  1. Принесите положительные характеристики с места работы или учебы.
  2. Предоставьте суду справку о заработной плате, если она невелика по сравнению с назначенными суммами. Ведь штрафы по ст. 20.2 составляют 10 000—30 000 руб., поэтому вам с большой вероятностью пойдут навстречу.
  3. Уведомите судью, что впервые привлекаетесь к административной ответственности. Если же с момента последнего взыскания прошло больше года, также упомяните этот факт.
  4. Инвалиды предоставляют справки, подтверждающие болезнь; приложите и документы, где указывается размер пенсии. Если на попечении находятся нетрудоспособные люди, также предъявите соответствующие бумаги.
  5. Судьи проявляют снисхождение к многодетным родителям (при условии, что на попечении 3 и больше несовершеннолетних). Аргументом будет и наличие пожилых родителей, находящихся на вашем обеспечении, маленьких детей и других иждивенцев.
Читайте также:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Но штраф — не самая строгая мера наказания по административному делу, ведь по ч. 1 ст. 19.3 вам могут назначить арест. Наказание смягчают следующим категориям граждан:

  • беременным;
  • женщинам, у которых есть дети младше 14 лет;
  • несовершеннолетним;
  • инвалидам;
  • военнослужащим;
  • лицам, имеющим специальные звания (при условии, что они являются сотрудниками органов МВД, противопожарной службы и т. д.).

Предоставив подтверждающие бумаги, вы облегчите свою участь; также напомните судье, что Конституция РФ устанавливает принципы гуманизма, и индивидуализация ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП будет ей противоречить.

Принятие и объявление решения суда

Решение суда выносится только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.

Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним — так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.

В ходе совещания суд решает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулирует выводы по всем вопросам, решение которых необходимо.

Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.

Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате технических средств со всех точек зрения нецелесообразен. Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ч. 4 ст. 175 КАС).

Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171 КАС).

Статья 177 КАС допускает отложение составления мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).

Судебное разбирательство по административному делу — порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

Читайте также:  Организация здравоохранения и общественное здоровье

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях?

Инструкция 1 На слушание суда следует приходить строго к назначенному часу и не опаздывать. Явившись на судебное разбирательство по повестке, заявите секретарю суда о своем присутствии до начала процесса. Если вы по серьезным и объективным причинам не можете там появиться в назначенный срок, сообщите об этом по телефону или факсу. 2 Вставайте с места при входе судьи в зал, при обращении к нему и ответах на его вопросы. Только в отдельных случаях, связанных с состоянием здоровья присутствующих, суд может разрешить некоторым лицам не соблюдать это правило. 3 Обращайтесь к судье фразами «Ваша честь» и «Уважаемый суд!» (даже если судья один). Этим вы продемонстрируете уважение к судье и всему судебному процессу.

4 Сохраняйте порядок во время заседания. Не выкрикивайте с мест, не ведите себя агрессивно и не грубите.

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

  1. В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении входят в предмет доказывания и подлежат выяснению:
  2. наличие события административного правонарушения;
  3. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  4. виновность лица в совершении административного правонарушения;
  5. обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  6. характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  7. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  8. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
  9. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
  10. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
  1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  2. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  3. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  4. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
  5. Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
  6. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  7. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
  8. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  9. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  10. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ настоящего Кодекса;
  11. оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
  12. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  1. Статья 24.7 КоАП РФ регламентирует издержки по делу об административном правонарушении, которые состоят из: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам; 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
  2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  4. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
  6. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Читайте также:  Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.


Похожие записи:

Добавить комментарий