Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение земельного участка инвалидом 3 группы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нашей стране действует множество законодательных актов, которые защищают права людей с ограниченными возможностями. В настоящее время, граждане с инвалидностью, а также воспитывающие детей-инвалидов, могут получить бесплатную землю.
Земельные участки детям инвалидам
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют право получения бесплатного надела от государства под строительство дома.
Необходимым условием является несовершеннолетний возраст ребенка. Помимо индивидуального жилищного строительства, земля может использоваться для садово-огороднической деятельности, а также ведения ЛПХ. Процедура получения надела начинается с подачи заявления в органы местного самоуправления.
К нему прилагаются следующие бумаги:
- Свидетельство о рождении ребенка с инвалидностью и его ксерокопия. Если детей-инвалидов в семье несколько, то документы предоставляются на каждого;
- Заключение об инвалидности, выданное врачебно-трудовой экспертной комиссией.
В заявлении прописывают информацию о местонахождении земли, желаемое использование, свою льготную категорию, а также то, что она предоставляется на безвозмездной основе.
По истечении двух недель с даты подачи документов, заявитель получает решение о предоставлении надела. Свидетельство о госрегистрации права собственности оформляется в течение одного месяца.
1. Какая законодательная база существует в Республике Беларусь для защиты прав инвалидов?
Основными нормативными актами в этой области права Республики Беларусь являются:
Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (ред. от
Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (ред. от
Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (ред. от
Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (ред. от
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (ред. от
2.Какиие льготы предусмотрены сегодня для инвалидов? Какие пособия выплачиваются им и, по необходимости, лицам, за ними ухаживающими?
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»:
а) инвалиды I и II групп (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) имеют право на:
льготы по лекарственному обеспечению —
льготы по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации — бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения
льготы по
льготы по проезду на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в сельской местности — бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности — также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства;
льготы по проезду на пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения — бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси);
льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги —
При каких условиях могут снять с очереди на жилье?
Многодетная семья состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Бресте с 2017 года. В 2020 году она реализовала свое право на улучшение жилищных условий путем строительства квартиры в г. Бресте с привлечением субсидии по указу № 240 и была снята с очереди. Кроме того, эта же семья стояла в очереди нуждающихся по месту службы супруга (военнослужащий) в другом населенном пункте. Могут ли меня как военнослужащего снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы? Оказывает ли влияние на решение этого вопроса дата моего перевода на новое место службы (до начала строительства квартиры или после)? Имею ли я право стоять в очереди нуждающихся по месту службы для получения арендного жилья?
На вопрос отвечает Дмитрий Хмыль:
— В соответствии с абзацем 2 части 1 пункта 1 статьи 45 Жилищного кодекса от 28 августа 2012 г. № 428-З граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае если отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом снятие граждан с учета нуждающихся в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства.
Соответственно, так как ваша семья при строительстве жилого помещения в Бресте воспользовалась государственной поддержкой, а ее получение осуществляется при условии добровольного волеизъявления на снятие с учета нуждающихся как по месту жительства (в том числе членов семей, проживающих в иных населенных пунктах), так и по месту работы (службы) каждого из них, то соответственно после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, вас как военнослужащего должны снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы.
Как получить землю – процедура
Поскольку обязательных условий для получения участка 2 – это инвалидность у заявителя или члена его семьи, и его нуждаемость в улучшении жилищных условий, нужно заранее иметь подтверждающие документы. С инвалидностью все понятно (сейчас информация об этом вообще находится в едином электронном реестре), то встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий нужно в соответствующем органе власти своего города или района.
Следующий этап – выбор самого земельного участка. К нему есть несколько требований – он должен находиться в государственной или муниципальной собственности (то есть, не принадлежать кому-то еще), эта территория должна быть отведена под строительство, а местные органы власти могут еще и ограничить максимальную площадь участка. Кроме того, если выбранная земля не выделена в участок, придется привлечь кадастрового инженера за свой счет.
В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).
Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:
-
относится к землям сельхозназначения;
-
используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;
-
входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;
-
входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
-
занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».
По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.
Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).
Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньше — площадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК). |
Годовая сумма земельного налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, которая зависит от категории используемых земельных участков (п. 1 ст. 243 НК).
Ставки налога на все категории земельных участков (кроме земель сельхозназначения, лесного и водного фонда) определяются из налоговой базы.
Применяются два вида ставок:
-
в процентах от кадастровой стоимости (если налоговая база — кадастровая стоимость);
-
в виде фиксированного платежа за гектар (если налоговая база – площадь земельного участка).
При определении ставок на земли сельхозназначения нужно учитывать, проведена или не проведена их кадастровая оценка (в баллах).
Если проведена, то ставка устанавливается в зависимости от балла оценки и вида земельного участка (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами или луговые земли) (п. 2 ст. 241 НК), а если нет – налог исчисляется по средним ставкам по районам (п. 4 ст. 241 НК).
По средним ставкам района исчисляют земельный налог (п. 5, 8 ст. 241 НК):
— по сельхозземлям, входящим в состав земель лесного фонда;
— сельхозземлям, входящим в состав земель водного фонда;
— земельным участкам, предоставленным для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;
— земельным участкам, входящим в состав земель водного фонда и предоставленным для рыборазведения и акклиматизации рыбы.
— по земельным участкам, предоставленным физлицам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства в садоводческом товариществе и дачном кооперативе, расположенных за пределами населенных пунктов, по которым не имеется кадастровой стоимости. При этом ставка увеличивается на коэффициент 1,6.
Применяется ставка, установленная для земельных участков производственной зоны, если на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположена недвижимость, не связанная с ведением лесного хозяйства, либо земельный участок, входящий в состав земель водного фонда, используется для предпринимательской деятельности и занят недвижимостью.
Исходя из фактического функционального использования участка будет исчислен налог на земельные участки (п.9 ст.241 НК):
-
предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;
-
самовольно занятые. При этом уплата налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;
-
находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.
Обратите внимание! Если на земельном участке находится недвижимость, которая не является самовольной постройкой и построена после 01.01.2019, то организации вправе по таким участкам применить ставку налога в размере:
|
Отчуждение – продажа, покупка, дарение, обмен – земельного участка в частную собственность предоставленного запрещается до момента получения на него документа, которым подтверждается право на дом, который на нем расположен. Есть исключения для исполкомов: если на земельном участке имеется недостроенное (замороженное) строение.
Для граждан, которые получили земельный участок в рамках улучшения жилищных условий, запрещен его отчуждение в случаях:
– если на участке есть незавершённое (законсервированное) строительство;
– в течении восьми лет, если на участке имеется жилой дом, построенный на льготный кредит (до момента его полного погашения).
Исключительные случаи предусматривают моменты, когда владелец земельного участка инвалид первой или второй группы, когда гражданина направляют на работу в другую местность, а также иные обстоятельства, которые не позволяют использовать земельный участок по назначению.
С дня получения на руки свидетельства о государственной регистрации гражданин в течении года должен приступить к освоению земельного участка, то есть начать строительство жилого дома.
В случае приобретения земельного участка через аукцион, период, в который должен гражданин приступить к его освоению определяется в решении исполнительным комитетом. Отметим, что в решении могут содержаться и другие требования, которые необходимо выполнять в обязательном порядке.
Выполнение выше названных требований может быть отложено только по уважительной причине и через соответствующее заявление в исполнительный комитет. Подавать заявление необходимо до окончания срока выполнения, указанного в решении, но не позже чем за 2 месяца до его истечения.
В случае, если владельцем земельного участка не выполняется хотя бы одно из выдвинутых условий, то исполнительный комитет направляет предписание по их выполнению в месячный срок. В случае невыполнения предписания:
– исполнительный комитет принимает решение, по которому лишает гражданина прав на земельный участок, а также изымает земельный участок, если он был передан в пожизненно наследуемое владение;
– исполком подает в суд с целью прекратить права гражданина на частную собственность, если он был передан ему в частное владение;
– исполком принимает решение о расторжении договора, которым предусматривается аренда земельного участка.
По решению суда либо по решению исполнительного комитета организация, осуществляющая государственную регистрацию принимает решение о прекращении действия государственной регистрации в отношении гражданина, которому ранее был предоставлен земельный участок.
По данным Минтруда и соцзащиты, сегодня в Беларуси проживает более 570 000 инвалидов, из них почти 35 000 — дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Это люди, которым государство уделяет большое внимание. Давайте посмотрим, что входит в их соцпакет.
Итак, им гарантирована соцподдержка в виде денежных выплат (это пенсии, пособия, государственная адресная соцпомощь), оказания социальных услуг, предоставления льгот, а также путем обеспечения техническими средствами реабилитации. За девять месяцев текущего года расходы государства для людей с инвалидностью составили:
• на выплату пенсий — около 2,1 млрд рублей;
• на выплату пособия по уходу за инвалидом I группы — 44,5 млн рублей.
Кроме того, на финансирование системы социального обслуживания направлено за девять месяцев около 314 млн рублей.
Отдельно необходимо сказать о поддержке государством семей, воспитывающих детей-инвалидов. Рождение ребенка — это всегда радость. Но если у малыша обнаружится какое-либо отклонение или заболевание, на родителей обрушивается шквал моральных, материальных и физических проблем, который не каждый может вынести. Плечо подставит государство.
Отметим, что родители детей с инвалидностью получают ежемесячное пособие. При этом мать и отец имеют право уйти на пенсию на пять лет раньше (при общем стаже 20 и 25 лет соответственно).
Ежемесячная господдержка в виде пенсий и пособий таким семьям составляет:
• на ребенка-инвалида в возрасте до трех лет — почти 1100 рублей;
• на ребенка-инвалида в возрасте от трех до 18 лет неработающему родителю, осуществляющему уход, — от 640 до 770 рублей, работающему родителю — от 385 до 460 рублей.
При воспитании в семье других детей старше трех лет на каждого ребенка ежемесячно дополнительно выплачивается по 130 рублей.
Конечно, в идеале человек с инвалидностью лучше всего себя чувствует среди родных и близких. Это не всегда возможно. Тот, кто по тем или иным причинам остался один, всегда найдет поддержку и помощь в стенах дома-интерната.
В настоящее время в Беларуси действуют 153 стационарных учреждения системы Минтруда и соцзащиты (89 домов-интернатов и 64 отделения круглосуточного пребывания). В них проживает 21 500 пожилых людей и инвалидов. Деятельность стационарных учреждений обеспечивают 14 500 работников. Иными словами, на 15 пожилых и инвалидов приходится десять человек, которые за ними присматривают и обслуживают. Такого ухода нет даже в детских садах и яслях.
Здесь всесторонне обеспечены внимание и забота: от четырехразового питания и комфортного проживания до предоставления комплекса необходимых социальных и медицинских услуг. Кроме того, в каждом районном территориальном центре страны работают соцслужбы, под присмотрами которых функционируют патронажные службы. Государство абсолютно покрывает потребности в уходе за инвалидами, привлечения частных структур к данной сфере не требуется.
Актуальные вопросы и ответы
- Вопрос 1. Может ли недееспособный гражданин с группой инвалидности получить под застройку некоторую территорию от государства, если он попадает в категорию нуждающихся, но при этом уже является землевладельцем?Ответ 1. Являясь владельцем земельного участка, инвалид не теряет право получить бесплатно землю под застройку по госпрограмме.
- Вопрос 2. Куда следует подавать заявление с жалобой об отказе в предоставлении безвозмездного надела – в суд или в Прокуратуру?Ответ 2. Как суд, так и Прокуратура, принимают жалобы такого рода. Обе инстанции обязаны защищать права людей, пострадавших от противоправных действий местной власти. Разница лишь в том, что через суд этот вопрос будет решен быстрее, а через Прокуратуру дольше.
- Вопрос 3. В каких случаях местная администрация может предоставить территорию под строительство жилья и установить на нее стоимость?Ответ 3. Местные власти вправе установить стоимость на землю если:
- ежемесячная прибыль заявителя выше среднего размера по заданному региону;
- у инвалида есть в собственности Недвижимость;
- если инвалид не относится к категории людей, нуждающихся в улучшении условий проживания.
Что написано в законе о предоставлении земельных участков инвалидам
Закон No181-ФЗ от 24.11.1995 года о социальной защите инвалидов предусматривает и регулирует право выдачи земельного участка недееспособным лицам и для семей с детьми-инвалидами. Подтверждением данного закона, является Постановление Правительства РФ No901 от 27.07.1996 года, в котором указано, что недееспособные особы, подав правильно оформленное заявление, и приложив справку, подтверждающую его статус, могут стать собственниками земельного надела. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принятое в 2008 году, гласит: «инвалиды не принимают участие в торгах и получают в собственность или временное пользование определенный участок земли».
Если для остальных граждан страны земля предоставляется с правом платной аренды или выкупа, социально незащищенной категории положено получить его абсолютно бесплатно. В 2019 году льготы распространяются не только на выделение, но и на бесплатную процедуру межевания, оформление и регистрации в кадастровом учете.
Обращаясь в суд, для решения какого-либо индивидуального вопроса или в случае отказа по причинам, которые не относятся ни к одной из вышеупомянутых категории, важно иметь в виду, что однозначной практики в данных вопросах нет. Поэтому предугадать, каким будет решение суда, практически не представляется возможным. Подытожив статистические сведения, можно отметить, что решением судебных учреждений становится признание прав получения земельного участка под ИЖС, садоводство, прочее за инвалидом первой, второй, третьей группы вне очереди при его необходимости улучшить свои условия проживания. Также можно столкнуться с решением о получении участка без аукциона, но за установленную стоимость. Кроме того, суд может постановить предоставить объект недвижимости инвалиду, но отказать в самостоятельном выборе его месторасположения.
Обращаться в суд стоит в случае неправомерного отказа без законных на то оснований. Такие иски обычно удовлетворяются в пользу лиц с ограниченными возможностями. Но, перед подачей иска, важно иметь на руках письменный официальный отказ местного органа самоуправления. Без него дело в ход не пойдёт.
Кто имеет право на участок
Семья ребенка-инвалида имеет право на получение земли, так же как, и сам инвалид. По законодательству инвалидом признается лицо, ограниченное в своей дееспособности и признанное инвалидом в установленном государством порядке.
Инвалидность устанавливается медицинской комиссией. Для ее прохождения необходимо получить направление у врача или самостоятельно подать заявление родителю или опекуну ребенка-инвалида.
Комиссия определяет следующее:
- Степень самостоятельности ребенка в обслуживании себя и выполнения им простых действий.
- Степень развития мышления, соответственное возрасту, умение адаптироваться в окружающей среде, в пространстве, во времени.
- Степень зависимости жизнедеятельности от помощи вспомогательных предметов или родителей в соотношении с нормой возраста.
- Физические, мыслительные, психические отклонения от нормы, не позволяющие малышу развиваться наравне со сверстниками.
Группа инвалидности в детском возрасте не ставится, так как молодой организм быстро развивается и при оказании высококвалифицированной реабилитационной помощи может быть достигнут хороший прогресс в развитии.