Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Власти разработали налоговые правила для бизнеса в новых регионах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.
Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.
Экономическое взаимодействие с материковой Россией
Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.
В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.
Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.
Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 26 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 27 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 28 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 11.03.2015 № 53 «Об утверждении персонального состава экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».
- Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р.
Земельный налог уплачивается налогоплательщиками в соответствии с НК Украины.
Касательно транспортного налога и налога на имущество организаций, предусмотренных главами 28 и 30 НК РФ, то в силу статьи 12 НК РФ указанные налоги отнесены к региональным налогам и вводятся в действие на территориях субъектов РФ в соответствии со статьями 356 и 372 НК РФ законами субъектов РФ о налогах, которые на основании статьи 5 НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По мнению Минфина России, в силу вышеназванных норм транспортный налог и налог на имущество организаций, налоговым периодом по которым признается календарный год, не могут быть установлены на территории Республики Крым применительно к налоговому периоду 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 апреля 2014 г. N 03-05-04-04/20583 «О правомерности установления транспортного налога и налога на имущество организаций в 2014 г. на территории Республики Крым»).
Правила уплаты налога при продаже квартиры
Налоговый кодекс РФ обязывает граждан платить налог с дохода от любого проданного объекта недвижимости. Если недвижимость продана дороже ее первоначальной цены, то в казну платится 13% от разницы цены покупки и продажи.
Уклонение от уплаты наказывается штрафом — 5-30% от суммы налога.
На уплату налога влияет, сколько времени собственник владеет недвижимостью. В Налоговом кодексе для этого есть определение — минимальный срок владения недвижимостью.
Уплата налога с продажи квартиры касается и граждан пенсионного возраста. Льгот для них не предусмотрено.
Что такое минимальный срок владения
Это период, по завершении которого можно продать недвижимость без уплаты НДФЛ.
Если с момента получения недвижимости в собственность этот срок прошел, не нужно подавать декларацию и платить НДФЛ. Даже в случае большого заработка на продаже, владелец ничего не должен государству.
Последние изменения
В 2021 году для некоторых видов сделок срок, после которого можно продать недвижимость без налога, сократился до трех лет.
Это правило будет применено, если квартира:
- получена по купле-продаже до 01 января 2016 года.
- получена по безвозмездной сделке (в дар от близкого родственника, унаследована, приватизирована).
- в собственности нет другого жилого помещения. Если недвижимость купили в течение трех месяцев до продажи, ее учитывать не будут.
Если квартиру получили по программе реновации, срок будет отсчитываться со времени владения предыдущей квартирой.
Налог на имущество организаций стал новым в системе налогообложения крымских организаций и значительным налоговым бременем для них. Следует отметить, что Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ переходный период по урегулированию имущественных и земельных отношений определен до 1 января 2017 г. Таким образом, регистрация объектов капитального строительства и земельных участков будет осуществляться постепенно, в течение переходного периода. К сожалению, на территории Республики Крым отсутствует кадастровая стоимость объектов недвижимости и земельных участков, что затрудняет взыскание в полном объеме всех имущественных налогов.
В текущем году уплата налога на имущество организаций осуществляется исходя из балансовой стоимости объекта недвижимости (таблица 2). Для поддержки предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств установлена пониженная ставка налога на имущество в размере 1%. Налоговая ставка в размере 0,5% действует при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции от основной деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции.
Ставки налогов – Крым 2019 года
Субъекты предпринимательства, работающие в Крыму, должны начислять и платить в бюджет налоги федерального, регионального и местного значения. Представители бизнеса, использующие наемный труд, приобретают статус налоговых агентов по НДФЛ и производят страховые отчисления за своих сотрудников. В таблице 1 систематизированы сведения по тарифам взимания основных налогов:
Таблица 1.
Наименование налогового платежа |
Ставка налогообложения |
Налог на прибыль |
20% (из них 3% направляется в федеральный уровень бюджета, а оставшиеся 17% предназначены для пополнения регионального бюджета) |
НДС |
20%, 10% и 0% |
УСН с доходным признаком |
4% |
УСН с доходно-расходным признаком |
10% |
ЕНВД |
15% |
ПСН |
4% |
ЕСХН |
4% (Закон РК от 01.11.2018 г. № 532-ЗРК/2018) |
Налоговый резидент Армении – как стать?
Частью 1-2 ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении считаются физические лица которые в налоговом году фактически находились в Республике Армения 183 и более дней, при этом дни прибытия и отбытия считаются полными днями нахождения в стране.
Частью 3, ст. 25 НК РА установлено, что налоговыми резидентами Армении, в том числе считаются физические лица, центр жизненных интересов которых находится в Армении.
Частью 5, ст. 25 НК РА установлено, что если физическое лицо, согласно частям 1-3 ст. 25 НК РА, было признанно налоговым резидентом Армении на какой-либо день налогового (календарного) года, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом Армении в течение всего налогового (календарного) года.
Налоговые резиденты Армении уплачивают налоги с доходов от источников в Армении и с мировых доходов, а налоговые нерезиденты Армении, только с доходов от источников в Армении. |
Корпоративный налог (налог на прибыль) в Армении – 18%
Налог на прибыль (корпоративный налог) в Армении – общий налоговый режим (аналог ОСНО в РФ) который присваивается после регистрации всем индивидуальным предпринимателям и организациями в Армении, до перехода на специальный налоговый режим, например налог с оборота или IT-сертификат.
Плательщики «Налог на прибыль (КПН)» – 18% по общему правилу являются плательщикам «Налога на добавленную стоимость (НДС)» – 20%, но при этом в НК РА содержится перечень видов экономической деятельности и операций, при которых ставка НДС будет 0%, как я говорил выше, например при дистанционном оказании услуг (экспорт услуг) из Армении иностранным заказчикам которые находиться за пределами Армении.
Для ИП / ООО в Армении, объектом налогообложения по налогу на прибыль считается валовый доход получаемый от источников в Армении и от источников, находящихся за пределами Армении, за исключением личных доходов индивидуальный предпринимателей (ст. 104 НК РА).
Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль индивидуальных предпринимателей и организаций в Армении считается положительная разница между валовым доходом и предпринимательскими расходами, то есть доходы минус расходы (ст. 105, ст. 110 НК РА), при этом есть перечень расходов, которые нельзя принять к вычету, среди которых можно отметить распределение дивидендов, выполненные для своего бизнеса работ и услуг, расходы на приобретение ценных бумаг и т.д. (ст. 112 НК РА).
Авансовые платежи, по налогу на прибыль, уплачиваются ежеквартально до 20 числа последнего месяца, прошедшего квартала, при этом ИП / ООО зарегистрированные в текущем налоговом периоде (календарном) году освобождаются от авансовых платежей в течение всего года (ст. 135 НК РА).
Отчетным периодом, по налогу на прибыль в Армении, является налоговый год (ст. 129 НК РА), при этом плательщики налога на прибыль представляют в налоговый орган расчет по налогу на прибыль до 20 апреля налогового (календарного) года, следующего за отчетным периодом включительно (ст. 134 НК РА).
Плюсы и минусы УСН для ООО по сравнению с ОСНО
Для выбора ставок по конкретному году воспользуйтесь селектором. Данные ставки применяются в городах: Алушта, Армянск, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Евпатория, Керчь, Красноперекопск, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, Ялта и других населенных пунктах Республики Крым.
Положительные курсовые разницы, которые возникнут в 2022-2024 годах по валютным обязательствам (требованиям), учитываются в доходах только при погашении этих требований (обязательств). Исчислять их на последнее число месяца не надо. Исключение — авансы.
По закону субъекты РФ в зависимости от категории упрощенца вправе снижать общие налоговые ставки по налогу на упрощённой системе налогообложения. В этом материале приводим актуальную таблицу с пониженными ставками УСН по регионам в 2022 году.
Смысл этого специального режима состоит в получении предпринимателем от налоговых органов особого документа — патента. Он выступает в качестве разрешения на ведение какого-либо вида коммерческой деятельности. Патент — это своего рода плата за осуществление деятельности.
Сначала систему запустят в пилотном режиме и испытают в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Пробный период продлится по 31 декабря 2023 года, но после его запустят на территории всей России.
Налог на имущество организаций 2022г. Республика Крым
Но прежде чем сделать окончательный выбор, рассчитайте налоги на каждой системе конкретно для Вашей организации.
Правильно выбрать режима налогообложения важно для оптимизации налогов. Упрощёнка — один из спецрежимов для малого и среднего бизнеса, на котором один налог заменяет три, и отчетности нужно меньше. Но у применения УСН есть свои ограничения и недостатки.
Ещё одно изменение касается налогового периода – вместо календарного года он составит всего месяц. Учёт доходов и расходов для налогообложения станет вести сама ФНС на основании данных расчётного счёта и кассового аппарата.
Пониженные тарифы страховых взносов могут применяться только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в Крымской свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации.
По результатам оценки платежеспособности и рисков финансово-хозяйственной деятельности должников с привлечением профессиональных объединений и иных кредиторов будут вырабатывать решения, направленные на сохранение бизнеса.
Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.
Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.
К такого рода имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.
Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же – расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот – 3 года с того месяца как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий.
Страховые взносы оплачиваются в размере 7,6% на протяжении 10-летнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позднее 3-летнего периода от даты образования свободной экономической зоны на крымском полуострове.
Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане – Свободная таможенная зона. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции, как принято в странах Таможенного союза. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.
С вывозом продукции из зоны свободной экономической торговли все обстоит немного иначе. Например, если компанией приобретены товары в рамках СТЗ или конкретная продукция изготовлена при участии таких товаров, то при вывозе этих товаров с территории СЭЗ компания будет обязана доплачивать таможенные пошлины и сборы, от которых в других случаях она была освобождена, в том числе и ввозной НДС.
При этом исключение из правил есть. Если товары были приобретены для осуществления деятельности на территории зоны, то по истечению 5-летнего срока продукция будет доступна для вывоза в любые другие регионы России без таможенных выплат и процедур.
В данном случае резидент зоны имеет право выбора, при котором он платит НДС и таможенную пошлину за отдельные компоненты продукции, или же за товар, произведенный с применением этих комплектующих. Если при ввозе и вывозе товаров участие принимает два и более субъекта предпринимательской деятельности, то льготы на таможенные оплаты сохраняются в полной мере.
Следующим моментом является ФЗ-377 – закон, по которому предусматриваются субсидии, возмещающие затраты участников СЭЗ. К таким затратам относятся сборы, налоги, таможенные пошлины для товаров, которые ввозят для строительства, оборудования, технического оснащения объектов, необходимых резидентам зоны для реализации заявленных планов и проектов. В данное время нормативно-правовые акты, регулирующие выплаты субсидий этого типа, находятся на стадии разработки.
Этими же положениями в законодательстве РФ определяются статусы морских портов в Крыму и Севастополе – по принятым поправкам в законах они считаются свободными портами. На территории свободных портов пользуются правилами и процедурами по законодательству Таможенного союза.
Также по решению Правительства РФ в портах свободного типа устанавливается отдельный порядок таможенных процедур. Эти процедуры могут касаться перевозки пассажиров, транспортных средств, грузов, животных и различных видов товаров. В данный момент решение Правительства пока не принято, хотя проект документа уже разработан.
Система розничного налогообложения – для кого она создана?
СНР «розничный налог» предполагает уплату всего лишь 3% (вместо стандартных ИПН/КПН и НДС). Он создан для нескольких категорий налогоплательщиков:
-
для тех, кто является представителями малого и среднего бизнеса (согласно ст. 24 Предпринимательского кодекса);
-
для тех, кто ведет один или несколько видов деятельности, входящих в список тех, на которые распространяется данный налог.
Правительство РК предусмотрело оплату розничного налога не для всех субъектов МСБ. По этой схеме налогообложения отчисления проводят только те субъекты, которые больше всего пострадали от карантинных ограничений. Постановление Правительства РК №30 от 02.02.2021 г. утвердило перечень, в который вошли 114 видов предпринимательской деятельности, которые могут применять розничный налог. (Полную таблицу смотрите в конце этой статьи, в разделе – Перечень видов деятельности для применения розничного налога в размере 3%).
В данный список входят субъекты, занимающиеся следующими видами деятельности:
-
розничная торговля (реализация одежды, обуви, косметических средств, цветов, книг и мебели);
-
услуги в сфере дошкольного образования;
-
сервисы СТО;
-
услуги туристических компаний;
-
услуги салонов красоты, парикмахерских и т.д.
Представители этих видов деятельности могут применять розничный налог до окончания 2022 года.
Важно: Закон РК № 53-VII от 24.06.2021 г. вводит с 01.01.2023 г. изменения в ст.696-1 НК РК, согласно которым с 2023 года использовать розничный налог смогут только компании, предоставляющие свои услуги в сфере общественного питания. Налоговая ставка будет увеличена в 2 раза: с 3% до 6%.
То есть, МСБ имеют право пользоваться преимуществами розничного налога:
-
до конца 2022 года – все компании, деятельность которых входят в список (114 видов);
-
с начала 2023 года – те компании, деятельность которых связана со сферой общественного питания.
Какая отчетность должна быть сдана и в какой период?
Налоговый период по расчету розничного налога – это квартал. То есть, отчетность должна подготавливаться и сдаваться каждый квартал.
Согласно п.2 ст. 696-2 НК РК, декларация по розничному налогу (ф.913.00) предоставляется в УГД МФ РК по месту нахождения субъекта хозяйственной деятельности до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Налог должен быть уплачен до 25 числа.
Так, за 2-й квартал 2022 года отчитаться нужно до 15.08.2022 г., уплатить налог – до 25.08.2022 г. и т.д.
Чтобы сдать отчетность вовремя и без штрафов, звоните менеджерам Первого Бита. Клиенты Первого Бита располагают бесплатной Линией консультаций. Эксперты Линии консультации найдут ошибки если такие есть, подскажут как исправить их, помогут собрать корректную отчетность.
Сдавайте отчетность с первого раза с Первым Битом!
Режим | Объект | База | Период | Ставки |
---|---|---|---|---|
УСН | Доходы или доходы, уменьшенные на сумму расходов | Доходы или разница между доходами и расходами в денежном эквиваленте | Год | 1-6% от величины дохода или 5-15% от доходов минус расходы. Величина может варьироваться в зависимости от конкретного региона |
ЕСХН | Доходы минус расходы | Доходы минус расходы в денежном эквиваленте | Год | 6% от суммы дохода минус расходы |
ПСН | Доход за год, с точки зрения прогноза такого вида поступлений | Денежное выражение возможного дохода за год | Календарный год или период, обусловленный сроком действия патента | 6% от суммы в виде потенциального дохода за год |
ОСНО | Налог на прибыль | Налог на прибыль и имущество – 1 раз в год, НДС – квартал |
|
|
Доходы минус расходы | Доходы минус расходы в денежном эквиваленте | |||
НДС | ||||
Доход от продажи товаров, оказания услуг и т.д.; | Прибыль от продажи, проведения работ и т.д. | |||
НДФЛ | ||||
Доходы физического лица | Доходы в денежном эквиваленте | |||
Имущественный налог | ||||
Разного вида имущество, включая недвижимость | Эквивалент, выражающий среднюю стоимость имущества для компаний, или инвентаризационная цена для ИП. |