Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенное оформление автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уцелевшие ГОТС автовладелец может самостоятельно продать на детали для ремонта или на аукционе битых и тотальных автомобилей. А может восстановить авто и ездить дальше, потому что тотально уничтоженным порой признают авто, которые вполне подлежат ремонту. Например, очень возрастные, поскольку коммерческая стоимость их минимальная, но есть проблемы с поиском запчастей, из-за чего даже при незначительных повреждениях машину могут отправить в тотал.
Покупку и продажу автомобиля теперь можно оформить через госуслуги
Никто не запрещает автовладельцу, получив компенсацию от страховой компании, восстановить своего железного коня и ездить дальше. Но стоит помнить, что использовать при этом прежний полис ОСАГО уже не получится, потому что после предыдущей аварии, когда автомобиль был признан тотально уничтоженным, договор прекратил действовать, ведь имущество, которое по нему застраховано, по документам прекратило существовать.
Придется оформить новый полис ОСАГО. До тех пор, пока транспорт не снят с регистрационного учета и может пройти техосмотр, для него может быть оформлен полис ОСАГО. Но, скорее всего, придется сменить страховщика, потому что вряд ли вашему предыдущем понравится идея застраховать автомобиль, за который он уже выплатил компенсацию как за тотально уничтоженный.
Методика расчётов не сложная. Страховое возмещение за тотальную гибель автомобиля считается в соответствии с пунктом 42 ППВС № 58 от 26 декабря 2017 года, где нам нужно знать следующее:
- Первым делом следует определить стоимость транспортного средства на момент ДТП – поскольку речь идёт о б/у машине, за основу берутся такие же аналоги ТС на авторынке конкретного региона, а для этой цели используются базы сайтов по типу Авто.ру.
- Затем из стоимости ТС вычитается цена годных остатков с учётом их износа – эти самые запчасти и агрегаты остаются у вас, как у потерпевшего в ДТП.
- В итоге получаем сумму денежного возмещения ОСАГО после тотала – её страховщик перечислит на ваш счёт или выдаст наличными деньгами.
Но еще раз обращаем внимание на тонкость с верхней планкой выплаты страхового возмещения. Даже если вам насчитали 600 тысяч рублей ущерба, СК выплатит не более 400 тысяч – поскольку это тот максимум, который установлен ФЗ Об ОСАГО для всех страховых случаев. И тотальная гибель автомобиля не является исключением из правил.
Таможенное оформление автомобилей
ГТД – это грузовая таможенная декларация. Форму обязательно оформляют юридические лица и физлица, которые поставляют машину (ее силовые агрегаты). Декларация включает данные об автомобиле, который пересекает границу (его деталях), и представителе, перевозимом авто.
Форма включает четыре листа-копии:
- Для таможенного архива.
- Хранится в отделе статистики и применяется при составлении отчетности.
- Отдается на руки лицу, которое предоставляет декларацию.
- Предназначен для отдела таможенной стоимости.
ГТД заверяет сотрудник таможни. Именно на основании этого документа начисляется таможенная пошлина.
Предоставление декларации в таможенные органы “говорит” о совершении контролируемой сделки, кроме этого, подчеркивает факт соблюдения законов, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.
Важно
Данные, отражаемые в документации, должны в полном объеме совпадать с реальным положением вещей. Так, например, если в декларации приведенные номера агрегатов не совпадут с реальными, автомобиль или запчасти задержат — предстоит заплатить штраф и заняться оформлением новой ГТД.
Документ необходим и для формирования статистической информации. Приведенные сведения применяют в рамках составления отчетов и принятия решений на уровне управления в области контроля внешней торговлей.
Документ включает один или несколько разделов. Первый посвящен водителю, автомобилю и грузу, который перевозят. Сюда входят данные о:
- поставщике;
- получателе;
- виде сделки (на экспорт, на импорт);
- условиях ДКП (договора купли-продажи);
- пункте пропуска на таможне, через который проходит груз;
- соответствии квотам (при их установлении).
Кроме этого, в первом разделе должны быть указаны коды груза, стран-участниц ВЭД, применяемой валюты и объем таможенной пошлины (если она есть).
Важно
Заполнять документ предстоит на русском языке. Декларацию признают недействительной при наличии ошибок, зачеркиваний, помарок в форме. Если заполняющий имеет статус декларанта, он может заполнять документацию в электронном формате.
Второй раздел (ТД 2) может включать неограниченное количество листов, которые заполняют при перевозке нескольких грузов. Здесь прописывают те же данные, что и в первом разделе, только в отношении прочих товаров.
Помимо декларации, в соответствующие органы предстоит подать дополнительные документы:
- документацию, которая подтверждает полномочия декларанта на подачу декларации от собственного имени;
- транспортную документацию, которая подтверждает факт перевоза авто (силовых агрегатов) через таможню;
- копию паспорта внешнеэкономической сделки;
- декларацию таможенной стоимости (ДТС);
- документацию, которая подтверждает контроль доставки грузов;
- квитанции об оплате таможенных сборов;
- копию декларации (электронная версия).
Что придётся оплатить при ввозе автомобиля на территорию России
Таможенный сбор
Таможенный сбор — обязательный платеж при перемещении товара через границу, который определяется параметрами этого товара. Согласно действующему законодательству, при расчёте данного показателя учитывают используемый автомобилем вид топлива, год выпуска транспортного средства (ТС), объем и мощность двигателя. При наличии этих данных без труда можно узнать, сколько будет стоить растаможка авто.
Уплата пошлины
Ставка таможенной пошлины фиксирована для каждого типа транспортного средства, утверждена Единым таможенным тарифом и другими нормативными актами. Однако процедура оформления – дело ответственное и хлопотное. Поэтому чаще всего владельцы автотранспортных средств и люди, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, прибегают к услугам таможенных представителей. И забота о том, как считать растаможку авто, возлагается на специалистов.
Утилизационный сбор
Взимают платёж за утилизацию товара с колесных транспортных средств сотрудники таможни. Плательщик самостоятельно производит расчёт, уплачивает его на текущий счёт казначейства и предоставляет в уполномоченный орган (для подтверждения правильности расчёта) пакет документов. Следует отметить: если автомобилю, который ввозится на территорию России, более 3 лет, то платёж будет выше, чем аналогичная ставка для нового авто.
НДС
В отличие от таможенной пошлины, его сумма может изменяться в зависимости от типа топлива, возраста ТС и др. Расчет НДС осуществляется исходя из общей суммы всех уплат: таможенного сбора, пошлины и утилизационного сбора.
Акциз
Несмотря на свою неоднозначность, для ввозимых автомобилей выступает фиксированной ставкой и зависит непосредственно от таможенной стоимости транспортного средства.
Оформление авто из Беларуссии — получение СБКТС и ЭПТС
На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. ЭПТС нужен для постановки автомобиля на учёт в ГИБДД. Электронный документ содержит в себе всю необходимую информацию, для того, чтобы отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС нужен при покупке и продаже авто, он служит подтверждением права собственности на автомобиль. Он применяется при розыске угнанного автомобиля.
Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.
Без СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) получить ЭПТС нельзя. СБКТС нужен для подтверждения, что техническое состояние ввезённого из Белоруссии автомобиля соответствует требованиям и на нём можно безопасно ездить по российским дорогам общего пользования.
Нужно оплатить утильсбор и оформить ЭПТС на авто из Белоруссии? – Мы поможем Вам!
Наша компания оказывает услуги по оперативной оплате утильсбора и оформления ЭПТС на ввезённые из Белоруссии автомобили.
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, или СБКТС, — документ, который подтверждает, что конструкция конкретного автомобиля отвечает всем необходимым требованиям. А именно техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
СБКТС необходимо для регистрации любого подержанного авто, которое импортировали в Россию или другую страну списка ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Армения и Беларусь) либо собрали в России, но с нуля.
Кроме того, если собственник уже зарегистрированного в России авто захочет внести серьезные изменения в конструктив своей машины (например, поставить фаркоп или силовой обвес), ему также придется оформлять СБКТС.
Исключение для получения СБКТС:
- автомобили и мотоциклы старше 30 лет и грузовики старше 50 лет;
- спортивная и другая техника, не предназначенная для эксплуатации на дорогах общего пользования;
- машины дипломатов, консульских работников, беженцев и вынужденных переселенцев.
Подписать договор должен собственник
Продаёт автомобиль владелец, именно он и должен поставить разборчивую подпись под своими реквизитами. Никаких третьих лиц в сделке быть не должно. (Мы уже рассказывали, как нерадивый сын продал автомобиль матери без её ведома, и как затем пришлось добросовестному покупателю, с нашей помощью, возвращать свои деньги после ареста машины).
Правда есть исключения. Если собственник не может самостоятельно совершить действия по продаже авто, он поручает этим заняться другому лицу. Для этого на доверителя выписывается нотариальная генеральная доверенность. С этим документом третье лицо имеет право подписать ДКП от имени собственника.
Внимание! Доверенность надо обязательно проверять через Федеральную нотариальную палату. Есть мошеннические схемы, когда авто продают по отзывным доверенностям. Такую сделку вскоре расторгают. Авто возвращают владельцу, а покупатель остаётся без машины и денег.
Не занижайте стоимость автомобиля
Часто продавцы уговаривают покупателей согласиться на снижение стоимости автомобиля в договоре. Таким образом они хотят максимально снизить сумму налога (13%), который им предстоит заплатить, если машина была во владении менее 3-х лет. Но такая схема очень опасна для покупателя и вот почему:
Допустим, вы купили машину за 2 млн руб, в договоре указали 500 тыс., а через год решили её продать за те же 2 млн. В налоговой инспекции видят, что вы заработали 1,5 млн руб. Поэтому попросят заплатить налог 13% (1 500 000 х 13% = 195 000 руб). Хотя фактически вы доход не получали.
Другой вариант – расторжение сделки. Если окажется, что машина пребывает в залоге у кредитной организации (таких историй бессчётное количество), то залогодержатель имеет право её забрать. Добросовестному покупателю ничего не останется, как требовать возврат денег с продавца. А согласно ДКП он вернёт всего 500 тыс. руб, прописанные в договоре.
Если продавец настоятельно просит оформить ДКП по заниженной стоимости, то просите его написать расписку на недостающую сумму. Эта бумага хоть как-то гарантирует полный возврат средств в случае расторжения сделки.
Основные требования к заполнению
Правила заполнения ТД определяется Инструкцией № 422 и ст. 180 и 350 ТК. Правила касаются бумажного варианта:
- все данные вносятся заглавными буквами, от руки или с использованием печатающих устройств. Помарки и исправления – недопустимы (кроме случаев, предусмотренных Инструкцией);
- латинские буквы допустимы при указании названия и адресов иностранных лиц, а также, номера ТС;
- при нехватке места для заполнения или отметок, такая информация переносится на обратную сторону. Обязательно ставится пометка «См. оборот». Или используются дополнительные листы, с пометкой «См. доп. листы»;
- все данные, указанные на обороте, заверяются подписью декларанта и сотрудника таможни (с личной печатью);
- на каждое ТС заполняется отдельная декларация (в том числе, на несамоходные и контейнеры);
- при вывозе/ввозе ранее временно ввезенных/вывезенных ТС, предоставляется ТД, заполненная ранее на ввозе/вывозе;
- все изменения и дополнения вносятся как указано в ст. 191 ТК. Внести их может декларант или представитель, от руки или с помощью печатающих средств. Ошибочные сведения зачеркиваются, сверху указывается верная информация. Каждое изменение заверяется печатью и подписью сотрудника таможни;
- декларация предоставляется в 2-х экземплярах: для таможенной службы и декларанта.
Наказание за отсутствие декларации
По статье 16.2 КоАП РФ , за недекларирование транспортного средства на гражданина или организацию накладывают административный штраф. Он составляет от 0,5 до двух стоимостей транспортного средства. Возможна и конфискация последнего.
Если декларирование проведено с опозданием и контролирующий орган не успел уведомить перевозчика о привлечении к ответственности, штрафа можно избежать.
Если сам документ есть, но в нем приведены ложные сведения, декларант тоже несет ответственность. Но только в том случае, если эти данные привели к занижению размера пошлин или освобождению от их уплаты. Нарушитель заплатит штраф в размере от 0,5 до двух размеров недополученных сумм пошлин. Риск конфискации тоже присутствует.
Источник
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
В случае полной гибели автомобиля по ОСАГО помните:
- если страховая признала тотал, требовать отремонтировать машину бессмысленно;
- поврежденную машину страховая не забирает;
- только собственник погибшего авто вправе решать, нужны ему годные запчасти, узлы и детали, или нет. Страховая компания не имеет права навязывать своё мнение;
- после признания тотальной гибели, собственник имеет право на самостоятельное восстановление машины и её дальнейшую эксплуатацию.
- если решили восстановить автомобиль после тотала, взыскать недостающую сумму выплаты можно с виновника аварии;
- если не планируете ремонтировать ТС, можно расторгнуть страховку и вернуть себе часть ранее уплаченных страховых взносов.
Когда ГТД не требуется?
ГТД – это особенный транспортный документ, состоящий из нескольких форм. Как уже упоминалось ранее, к декларации обязательно прилагается ДТС, которую закрепляют за товаром, облагаемым НДС, акцизом и пошлинами.
Когда транспортное средство или силовой агрегат рассматривают в роли груза, к нему прилагают ДТС. Однако имеется несколько особых случаев-исключений. Их список следующий:
- Таможенная стоимость товара менее 5000 долларов. В отношении этого товара экономические меры не применяют. Исключение справедливо в случае, когда планируются многоразовые поставки товара по одному контрактному соглашению.
- Груз перевозит физическое лицо, которое не преследует коммерческой цели.
- Речь идет о грузах, которые не облагаются пошлинами в соответствие с законодательством страны.
- Особый таможенный режим, например, Таможенный союз, при котором не исключено налогообложение.
Как производятся выплаты, если машина кредитная
Если тотальная гибель определена в отношении кредитного авто, соблюдается следующий порядок:
- СК обязательно о случившемся оповещается кредитора, поскольку по условиям выдачи займа именно он является выгодоприобретателем, а не водитель.
- Затем страховщик составляет запрос на выплату, где указывает данные о клиенте и ТС, результат проведения экспертной оценки, формулирует вопрос о том, кому перечислить денежные средства в связи с наступлением страхового случая.
- Получив ответ СК, направляет выплату в счет оплаты кредита. Часть этих денег банк может переправить заемщику, если компенсация от СК превысит сумму оставшегося долга. Если кредит был полностью досрочно погашен или погашен на 80%, то банк разрешает СК перевести все деньги заемщику. Пполучив выплату добросовестный клиент продолжит платить за кредит, пока его полностью не погасит.
Что такое полная гибель автомобиля «тотал»
Полное уничтожение автомобиля без возможности последующего восстановления или проще говоря «тотал» — это ситуации, когда либо стоимость страхового возмещения не способна покрыть все расходы на ремонт, либо заниматься восстановлением в целом нецелесообразно.
Зачастую в страховом деле можно встретить два четких правила, при котором с большой долей вероятности будет признан так называемый «тотал»:
- когда оценочная стоимость восстановительных работ превышает 70-80% от назначенной максимально возможной страховой суммы;
- если технически не представляется возможным произвести ремонт, либо целесообразнее вообще не восстанавливать машину, а сразу же отправить ее на утилизацию.
Эти ситуации можно назвать классическими и самыми распространенными, но вообще у каждой страховой компании могут действовать свои особенности, которые изначально прописываются в заключенном договоре.
○ Как рассчитывается сумма выплат?
Страховая компания, с который заключен договор КАСКО или ОСАГО, должна самостоятельно рассчитать сумму выплаты при полной гибели транспортного средства. Производятся математические действия по определению размера выплат в соответствии с Положением о правилах ОСАГО, принятым Приказом Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Согласно п. 4.12 указанного акта, взыскивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая (естественно, до аварии) за вычетом стоимости годных остатков, то есть деталей, которые могут продолжать эксплуатироваться при прочих работающих механизмах. Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней.
Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке – стоимость годных остатков. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденное Приказом Банка России от 19.09.2014 № 432-П, в п. 5.1 предъявляет к таким деталям рад требований, которым они должны соответствовать:
Кроме того, важно учитывать затраты на демонтаж, устранение незначительных дефектов, хранение и продажу деталей. Уточнения для расчета содержатся и подробно разъясняются в п.п. 5.6 – 5.9 Положения. Для расчета выплат по страховке КАСКО существенных особенностей нет. Единственным отличием могут быть дополнительные условия, применяемые в страховой компании, которые в обязательном порядке должны не ухудшать правила, предусмотренные для ОСАГО.
СБКТС является свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства, выдача которого регламентирована требованиями технического регламента Таможенного Союза. Наличие документа свидетельствует, что:
- Конструкция автомобиля или другой техники достаточно безопасна для перемещения по дорогам общего пользования и соответствует требованиям ТР ТС 018/2011.
- Разрешается ввоз автомобиля в страны ЕАЭС с дальнейшей его регистрацией и эксплуатацией либо продажей.
- Владельцу не нужно отдельно оформлять ЕВРО-сертификат (соответствие ТР ТС № 609), поскольку информация о соответствии его требованиям содержится в СБКТС.
СБКТС – это документ, без которого невозможна таможенная очистка техники. Только при его наличии (с отметкой об установке устройства ЭРА-ГЛОНАСС для экстренного уведомления спасательных служб) таможенные органы выдадут владельцу автомобиля ПТС, необходимый для дальнейшей эксплуатации техники на дорогах общего пользования.