Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система водораспыления и орошения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распыленная вода является одним из средств борьбы с пожаром. Над очагом пожара при мелком распылении воды создается большая поверхность испарения, что повышает эффективность охлаждения и увеличивает скорость процесса испарения. При этом практически вся вода испаряется и образуется обеднённая кислородом паровоздушная прослойка, отделяющая очаг пожара от окружающего воздуха.
Универсальная система водяной защиты корабля.
В последнем выпуске программы «Военная приемка», посвященном современным фрегатам проекта 22350, показали как действует новая «Универсальная система водяной защиты». Именно показ этой системы был основной «изюминкой» данного выпуска. На самом деле достаточно интересная и очень полезная система, способная выполнять, на корабле, множество полезных функций.
И тут возникает риторический вопрос: почему ее не придумали раньше? Разберем по порядку возможности данной системы:1) Химзащита и обеззараживание корабля. Тут все понятно, при включении это системы все химические вещества и радиоактивная пыть смываются с корпуса в море.
(Зеленые и синие будут в восторге.)2) Тушение пожара.Да на корабле есть специальные средства для борьбы с очагами возгорания, но лишней такая функция точно не будет. 3) Снижение ИК заметности.Это уже боевая функция данной системы.
Я еще вчера предположил, что водяная завеса служит для снижения тепловой заметности.
Но тот есть оговорки. Дело в том, что некоторые ПКР НАТО имеют ИК систему наведения и для защиты от таких ракет используют комплексы постановки завес. Дымовая завеса имеет более высокую температуру, чем корпус корабля и ракета перед собой видит раскаленное облако, найти корабль в котором невозможно. Но эта завеса, ставится только в момент непосредственной атаки корабля.
Водяная завеса не имеет недостатков дымовой и может использоваться еще до боевого столкновения, для того что бы снизить ИК сигнатуру корабля.
Да и наведению ракет, вода не мешает, а значить ее можно использовать непосредственно в бою. 4) Охлаждение корпуса.В жарком климате, корпус корабля жутко раскаляется, охлаждение корпуса водой, отличный способ снизить температуру и улучшить условия обитания на борту.
5) Отчистка корпуса.Думаю эта функция, будет самой полезной из все вышеперечисленных. Еще бы роботов-уборщиков с зубными щетками добавили бы. Ну вот ссылка на саму программу, перемотку установил на момент с демонстрацией системы (35:06):Впечатлениями от просмотра телепрограммы я поделюсь по позже.
Понравилась публикация? Ставьте � и подписывайтесь на мой канал!
I. Основные элементы и классификация систем.
Судовыми системами называется комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними. Судовые системы обеспечивают на судах:
— борьбу за непотопляемость судна (удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание
водного балласта с целью спрямления поврежденного судна);
— борьбу с пожарами на судне;
— поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна (условий обитаемости);
— подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;
— удаление грязной воды с судна;
— подачу сжатого воздуха;
— погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.
Судовые системы должны включать надежные элементы автоматики. Системы, обслуживающие судовые силовые установки: система охлаждения механизмов, смазки, подачи топлива, производства и подачи сжатого воздуха к двигателям и т. д.— рассматриваются в соответствующих курсах.
Судовые системы принято классифицировать по роду среды, перемещаемой в трубопроводах или по назначению. По роду среды, транспортируемой в трубопроводах, системы разделяются следующим образом:
а) водопроводы холодной и горячей, морской и пресной воды;
б) воздухопроводы холодного сухого и теплого влажного воздуха;
в) паропроводы;
г) рассолопроводы водяных растворов солей (служащие главным образом для охлаждения помещений);
д) газопроводы углекислого газа, аммиака, фреона и т. п.
Судовые системы удобнее изучать, классифицируя их по назначению и выполняемой функции. По этому принципу все судовые системы объединены в следующие группы, при работе которых используются общие элементы, что упрощает отдельные системы и их эксплуатацию.
Трюмная группа, включающая следующие системы:
1) водоотливную, предназначенную для удаления масс воды из затопленных отсеков после заделки
пробоины, а также для откачки фильтрационных (протекающих через неплотные соединения) вод;
2) осушительную — для удаления трюмной воды, а также для осушения междудонных и бортовых
отсеков, не имеющих специального назначения;
3) балластную для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения
специальных отсеков или цистерн.
В противопожарную группу входят следующие системы:
1) водяная (водотушения и водораспыления)—для тушения пожара водяной струей из пожарных
шлангов и из спринклерных головок, для приведения в действие эжекторов и других систем, для
тушения пожара топлива в машинно-котельных отделениях распыленной водой;
2) паротушения — для тушения пожара в топливных отсеках посредством заполнения их водяным
паром;
3) жидкостная — для тушения пожара топлива в МКО и на электростанциях посредством подачи в эти
помещения огнегасительной жидкости;
4) пенотушения — для тушения пожара негорючей пеной, изолирующей очаг пожара от доступа
кислорода воздуха;
5) газотушения — для тушения пожара в помещениях путем заполнения их углекислым газом;
6) орошения и затопления погребов боезапаса — для охлаждения боезапаса и затопления его для
предотвращения взрыва и тушения пожара в погребах.
Санитарная группа включает системы следующих назначений:
1) пресной воды—для подачи питьевой воды в пищеблоки, пресной, холодной и горячей воды к ваннам,
душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям;
2) забортной воды—для подачи забортной воды в санитарные помещения и для мытья палуб;
3) сточную — для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.;
4) фановую и фекальную — для удаления фекальных вод из гальюнов и туалетов; для сбора грязной
воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов территориальных вод или на свалку;
5) шпигатов — для удаления воды с палуб, мостиков и др.
Группа кондиционирования воздуха включает системы зимнего, летнего и общего кондиционирования воздуха для поддержания зимой и летом в помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности и концентрации СО2. Зимой подаваемый наружный воздух нагревается и увлажняется, а летом — охлаждается и осушается при автоматическом регулировании. К этой группе также относятся системы:
1) парового отопления, обогревающие помещения паровыми грелками;
2) электрического отопления, обогревающие помещения электрическими грелками;
3) вентиляции — для обмена воздуха в помещениях: подачи свежего наружного воздуха и удаления
загрязненного воздуха;
4) аэрорефрижерации — для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и
подачи охлажденного воздуха;
5) рефрижераторная — для охлаждения провизионных камер и подачи к различным потребителям
охлажденного рассола (охлаждающей жидкости);
6) регенерации—для восстановления в воздушной среде помещений количества кислорода,
необходимого для организма чело- пека, и удаления из помещений излишнего количества углекислого и
других вредных газов.
Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механизмов, а также для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.
Специальная группа систем для наливных судов состоит из следующих систем:
1) грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных
судов;
2) зачистной, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка груза, отстоя и грязи;
3) газоотводной, отводящей через предохранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в
танках;
4) подогрева вязких грузов — для подогрева грузов в танках при выдаче их с судна или при перегрузке
между танками или цистернами;
5) мойки танков — для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и
газобезопасной обработки.
Группа систем управления судовыми механизмами и устройствами и внутрисудовой переговорной
связи, включающая системы специфического назначения:
1) управления (гидравлического и пневматического) —дл я изменения режимов работы механизмов на
расстоянии с центральных постов;
2) переговорных труб (связи)—для голосовой связи и устной передачи команд между постами
управления в различных помещениях судна.
Судовая система водяного пожаротушения
Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения.
Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами).
Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.
На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от общесудовой системы. Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание).
Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым.
Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны — быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава.
Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно.
Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы.
Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра СССР минимальный напор должен быть 0,28—0,32 МПа; расход воды через ствол — не менее 10 м3/ч. Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.
Система водораспыления и орошения
Распыленная вода является одним из средств борьбы с пожаром. Над очагом пожара при мелком распылении воды создается большая поверхность испарения, что повышает эффективность охлаждения и увеличивает скорость процесса испарения. При этом практически вся вода испаряется и образуется обеднённая кислородом паровоздушная прослойка, отделяющая очаг пожара от окружающего воздуха.
На морских судах применяются несколько разновидностей водо-распылительных систем: спринклерная, водораспыления, орошения и водяных завес. Спринклерная система предназначена для тушения огня распыленными струями воды в каютах, кают-компаниях, салонах и служебных помещениях на пассажирских судах. Свое название система получила от применения в ней спринклеров — распиливающих насадок с легкоплавким замком.
Спринклеры при достижении в помещении соответствующей температуры автоматически раскрываются и распыляют воду в радиусе 2—3 м. Трубопроводы системы всегда заполнены водой, находящейся под невысоким давлением. Спринклерная головка (рис. 5.44) состоит из корпуса 3, в который ввернуто кольцо 4, снабженное дужками 6.
В центре диафрагмы 5 находится отверстие, по периметру которого напаян припой, образующий седло 1 стеклянного колпака 8, служащего клапаном. Клапан снизу поддерживается замком 9, части которого соединены, легкоплавким припоем, рассчитанным на температуру плавления от 343 до 453 К (от 70 до 180 С) (в зависимости от температурного режима помещения), а для жилых и служебных помещений — около 333 К (60 °С). При повышении температуры плавится припой, замок распадается и клапан 8 открывается под давлением воды, подводимой к отверстию 2.
Вода, падая на розетку 7, разбрызгивается.
Пропульсивная установка
Пропульсивная установка яхты — это комплекс оборудования, которое используется для управления движением яхты, которые позволяют регулировать скорость и направление движения яхты. Она является частью яхты, которая обеспечивает безопасность и комфорт на борту.
Состав пропульсивной установки яхты может включать в себя:
- Двигатель(и)
- Пропульсивный винт
- Контроллер двигателя/пропульсивного винта
- Систему управления направлением движения
- Систему мониторинга и диагностики двигателя/пропульсивного винта
- Контроллер автоматического руления
Это основной состав пропульсивной установки яхты, однако в зависимости от модели яхты и индивидуальных потребностей владельца, этот состав может быть расширен или модифицирован.
В зависимости от габаритов яхты, пропульсивные установки принципиально делятся на два типа:
- Системы с подвесным двигателем
- Системы со стационарным двигателем
Судовые системы пожаротушения
Морские и речные суда представляют собой места повышенной пожарной опасности. Пассажирские пароходы и паромы опасны большим скоплением людей в тесных помещениях, корабли типа «карго» осуществляют перевозку контейнеров, иногда с опасным содержимым, а нефтеналивные танкеры несут в себе угрозу воспламенения и взрыва.
Несмотря на обилие воды за бортом судна, потушить пожар может быть нелегко: вода не подходит для тушения некоторых классов возгораний. На происшествие в открытом море можно вызвать спецтехнику, но ей понадобится время, чтобы добраться до места катастрофы.
При трансатлантическом переходе пожар на круизном лайнере может начаться посередине океана. Суда планируют свои маршруты так, чтобы максимально сократить расстояние между локацией корабля и ближайшим берегом. Этот прием в некотором смысле помогает сократить время прибытия помощи, но при отсутствии каких-либо действий судно может не дождаться спасателей.
Обычно корабль оснащается первичными средствами пожаротушения, в числе которых наиболее часто используются:
- огнетушители с разным веществом;
- пожарные покрывала;
- маски-самоспасатели;
- пожарные краны.
Помимо первичных средств, на судне устанавливается организованная система пожаротушения.
Устройство и принцип работы опреснительной установки
Устройство опреснителя можно разобрать на примере тех, что устанавливаются на судах:
- Дистилляционные установки. Суть состоит в том, что морскую воду нагревают до температуры кипения, потом собирают сконденсированный пар и получают дистиллированную воду. Это трудоемкий процесс, который отнимает много времени.
- Электродиализные устройства. Они основаны на химическом методе опреснения. Применяют их только в крайнем случае, и полученная таким способ вода редко используется в качестве питьевой, поскольку химические реагенты токсичны.
- Установки обратного осмоса. Они являются наиболее распространенным типом корабельных установок для получения пресной воды. Эти устройства состоят из нескольких блоков. Суть метода заключается в том, что забортная вода проходит предварительную обработку, а затем содержащая соли вода проходит под высоким давлением через специальную мембрану и остается в накопителе, а загрязненная вода через какое-то время сливается за борт.
Электрический корабль
Исследования и проработки, проведенные российскими специалистами, а также имеющийся опыт внедрения ЕЭЭС на кораблях других стран показывает, что для них целесообразность создания ЕЭЭС с системами полного электродвижения определяется большим количеством разнообразных условий, требующих создания принципиально новой концепции.
Можно считать, что «электрический корабль» является на данном этапе новым шагом в развитии корабельной электроэнергетики (в том числе по отношению к созданию судов с ЕЭЭС). Этот шаг должен быть сделан при проектировании новых кораблей.
Сегодня уже определен облик «электрического корабля». Это военный корабль, для обеспечения хода которого используются гребные электродвигатели мощностью в несколько десятков мегаватт, оснащенный:
- системами вооружений, использующих направленную энергию значительных мощностей в импульсных режимах функционирования;
- радиолокационными средствами с высокой скоростью изменения линейного сигнала;
- средствами радиоэлектронной борьбы, обнаружения целей и отражения нападения.
Энергетическую основу таких кораблей составляют ЕЭЭС, включающие в себя высоковольтные системы распределения энергии, компактные модули ее преобразования, модули повышенной емкости генерирования и накопления энергии, а также системы автоматизированного электропривода для управления корабельными механизмами и устройствами. Создание ЕЭЭС, обеспечивающих интеграцию технических систем на основе электрической энергии, стало возможным в результате революционных преобразований в системах генерирования, накопления, преобразования и распределения электроэнергии, а также в области твердотельной электроники большой мощности, системах автоматизации и управления. Основная задача ЕЭЭС — обеспечение работы корабельных потребителей электроэнергией нужного качества и в необходимом количестве. В соответствии с концепцией электрического корабля ЕЭЭС обеспечивает:
- электроснабжение комплексов вооружений и военной техники;
- электроснабжение корабельных систем и механизмов;
- электродвижение корабля.
Структура ЕЭЭС должна обеспечивать применение различного оружия, работу средств обнаружения, функционирование энергоустановки и ход корабля как отдельно, так и совместно, в различных комбинациях. Количество генерируемой на корабле электроэнергии ограничивается мощностью ее источников, и задача состоит в ее рациональном распределении между различными потребителями, подключенными к нагрузке в данный момент времени, в зависимости от решаемых кораблем задач.
Монтаж насосного оборудования в скважину
Перед тем как завести воду в дом в первую очередь на выходном патрубке насоса требуется установить обратный клапан, который защитит устройство от гидроударов. Далее нужно зафиксировать обжимную муфту и выполнить ее соединение с внешней частью трубопровода. Крепежные проушины можно использовать для погружения насоса в скважину, для этого нужно взять трос из оцинкованной проволоки в пластиковой оплетке, вставить в проушины и закрепить металлическими хомутами. Далее к тросу прикрепляют трубу, а через 2 метра от нее фиксируют кабель питания. Всю конструкцию опускают в скважину, при этом насос должен располагаться на высоте примерно 1 метр от дна. Чтобы добиться такого результата, нужно опустить насос на дно, сделать метку на тросе, затем поднять оборудование на 1 метр от этой метки.
Дополнительное оборудование
В насосную станцию входят многие элементы, в том числе накопительная ёмкость и реле давления.
- Если же собирается система из отдельных узлов, то на этом этапе нужно установить гидроаккумулятор – специальный бак с мембраной. Расположить резервуар можно в кессоне или подвальном помещении дома. На входе в бак устанавливается обратный клапан и дренажный слив (и ещё один слив за баком).
- Электрическая часть. Проводится подключение всех элементов, устанавливается реле давления, датчик сухого хода.
- Система фильтров располагается после гидроаккумулятора. В идеале, чтобы определиться с системой очистки, образцы жидкости нужно отправить в лабораторию для установления примесей.
- Бойлер. После бака и системы фильтров, делается разводка воды на два потока и один из них пропускается через водонагреватель.
Рулевое устройство служит для управления судном. Его составными частями являются руль, двигатель, привод, пост управления и рулевая передача.
Руль позволяет удерживать судно на заданном курсе и изменять направление его движения. Он состоит из стальной плоской или обтекаемой пустотелой конструкции — пера руля и вертикального поворотного вала — баллера, жестко соединенного с пером. На верхний конец (головку) баллера, выведенный на одну из палуб, насажен сектор или рычаг—румпель, к которому прикладывается внешнее усилие, поворачивающее баллер.
Рулевой двигатель через привод поворачивает баллер, что обеспечивает перекладку руля. Двигатели бывают паровые, электрические и электрогидравлические. Двигатель установлен в румпельном отделении судна.
Пост управления служит для дистанционного управления рулевым двигателем. Он установлен в рулевой рубке. Органы управления обычно монтируют на одной колонке с авторулевым. Для контроля за положением пера руля относительно диаметральной плоскости судна служат указатели — аксиометры.
Рулевая передача обеспечивает дистанционное управление рулевым двигателем с поста управления. Наиболее простыми передачами являются механические, непосредственно соединяющие штурвал с пусковым устройством рулевого двигателя, но из-за низкого к. п. д. на современных судах они не применяются. Самыми распространенными являются электрические рулевые передачи.
По конструкции пера рули подразделяют на плоские и обтекаемые.
Такелажное снаряжение
Предметами и приспособлениями такелажного снаряжения являются цепи, скобы, гаки, обухи, рымы, коуши и другие дельные вещи.
Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовления стопоров, штуртросов, лееров, крепления палубного груза и т. д. Они состоят из стальных звеньев, соединенных посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.
Для каждого размера такелажной цепи устанавливается определенное рабочее усилие Рц, примерное численное значение которого, Н,
PЦ = 10 • d, где d — диаметр цепи, мм.
Такелажные цепи в 3 раза прочнее стальных тросов такого же диаметра и более долговечны, однако они примерно в 5 раз тяжелее равных им по прочности стальных тросов.
При приемке такелажных цепей проверяют, нет ли на звеньях трещин, расслоений и других дефектов. Такелажные цепи, подлежащие хранению, покрывают антикоррозионным смазочным материалом и подвешивают в сухом помещении. Цепи, не испытывающие трения в процессе эксплуатации, окрашивают, а цепи, находящиеся в движении, регулярно смазывают.
При эксплуатации такелажных цепей учитывают их особенности. Цепи не обладают эластичностью, но вследствие притирания звеньев под нагрузкой на растяжение новые цепи удлиняются на 3–4 %. Звенья цепи, находящиеся в положении «на излом», разрываются при нагрузке, значительно меньшей допустимого рабочего усилия. При низких температурах цепи плохо выносят ударные нагрузки. Если толщина звеньев уменьшилась на 10 % их первоначальной толщины, такелажная цепь считается непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Судовые системы бытового водоснабжения и сточные
Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.
Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.
Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.
Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.
По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.
Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.
Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.
На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.
Сиcтемы воздухозабора и выхлопа судового двигателя.
Если открытие входа в моторный отсек сопровождается повышением оборотов судового двигателя (и такое бывает!) — ему не хватает воздуха. Свободный приток воздуха из салона к мотору даже способствует ускоренной вентиляции помещений, т.к. работающий судовой двигатель в этом случае играет роль мощной вытяжки.
Стерильность морского воздуха не только полезна для здоровья, но и позволяет не усложнять системы воздухозабора и очистки его на входе в дизель. Воздушный фильтр (air filter) (1) обычно выполнен из поролона, который периодически просто промывается и сушится.
Впервые дизель как судовой двигатель был установлен на «Вандале» в Санкт-Петербурге (1903). Это произошло всего через 6 лет после изобретения Дизелем своего двигателя. На «Вандале», ходившем по Волге, было два гребных винта; каждый винт устанавливался на одном валу с 75-кВт электродвигателем. Электроэнергия вырабатывалась двумя дизель-генераторами. Трехцилиндровые дизели мощностью по 90 кВт имели постоянную частоту вращения (240 об/мин). Мощность от них нельзя было передавать непосредственно на гребной вал, поскольку не было реверса.
Пробная эксплуатация «Вандала» опровергла общее мнение, что дизели нельзя применять на судах из-за опасности вибраций и высоких давлений. Более того, расход топлива составил только 20% от расхода топлива на пароходах того же водоизмещения.