Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько квадратных метров положено на человека в квартире». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Учетная норма жилой площади: что это?
Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.
При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.
Когда требуется знание учетной нормы жилой площади?
Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2023 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.
Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.
Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.
Какова норма предоставления площади жилого помещения на одного человека?
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1. Норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:
2. Размер единовременной социальной выплаты и размер общей площади жилого помещения определяются исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи.
3. Право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют:
1) сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, которым эти специальные звания присвоены на день увольнения со службы в учреждениях и органах;
2) сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в учреждениях и органах ученые степени или ученые звания.
4. При определении размера единовременной социальной выплаты сотрудникам и лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров.
5. При наличии у сотрудника права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
6. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений, предоставляемых лицам, указанным в части 1 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, может превышать размер общей площади жилых помещений, установленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Что это за показатель и как его рассчитать
Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.
Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Что такое норма жилой площади на 1 человека в квартире?
Согласно Жилищного кодекса, жилой площадью считается суммарный показатель площадей только жилых помещений (исключая ванную, туалет, кухню и подсобные помещения). Общая площадь квартиры содержит в себе квадратуру всех помещений.
Знание нормы жилой площади, приходящейся на 1 человека в жилом помещении, необходимо в следующих ситуациях:
- при обращении (подаче заявления) на постановку в очередь для улучшения жилищных условий;
- в случае переселения арендатора или собственника из квартиры на период проведения капитального ремонта;
- для расчета платы за услуги коммунального характера;
- при разделе квартиры (например, при разводе супругов);
- при выселении из жилого помещения владельца или арендатора.
Показатель жилой площади устанавливается в каждом регионе местными властями. Но он не может быть ниже 12 кв.м на человека, что закреплено Жилищным кодексом. В различных ситуациях используются свои нормативные значения.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.
Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.
Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:
- Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
- Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
- Информацию о том, сколько людей составляет семью.
Какой размер норм жилой площади В Московской области
Регион/город | Норма предоставления (кв. м. на человека) | Учётная норма (кв. м. на человека) | Социальная норма (кв. м. на человека) |
Москва | 18 | 10 в отдельной квартире 15 в коммуналке | 9 |
Санкт-Петербург | 18 | 9 в отдельной квартире 15 в коммуналке | — |
Нижегородская область | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | — | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Самарская область | 26 — для одиноко проживающего 14 — на каждого в семье из 2 и более человек 18 — инвалиды 33–36 — ветераны | 14 в отдельной квартире 15 в коммуналке 12 — инвалиды 14 — ветераны | — |
Казань | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 12 | — |
Краснодар | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 10 | — |
Екатеринбург | 16 | 10 | — |
Новосибирск | 15 | 12 | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Красноярск | 15 18 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Хабаровск | 18 — на каждого в семье из 2 и более человек 20 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Нормативы одн электроэнергия краснодар
Окно автоматически закроется через 10 сек.ЗАКРЫТЬ Новости региона Меры должны помочь решить проблему «непрозрачных» квитанций и избавить всех россиян от лишних платежей
1 июня 2021, 13:15 На Кубани с 1 июня, как и в каждом регионе России будут действовать новые нормативы потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (ОДН).
-все в ваших руках.Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться.Сегодня рано говорить о полном разрешении этого вопроса.
м на 1 кв.
м в месяц при оплате в течение года.4. Утвердить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению:в жилых помещениях (приложение N 4.1);абзац исключен с 1 июня 2021 года. — Приказ РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп;при использовании земельного участка и надворных построек (приложение N 4.3);абзацы пятый — седьмой исключены.
— Приказ РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 01.07.2016 N 1/2016-нп.(п. 4 в ред. Приказа РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2014 N 4/2014-нп)4.1.
Утвердить нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (приложение N 5);(п. 4.1 введен Приказом РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп)5.
Установить период использования холодной воды на полив:сельскохозяйственных культур, зеленых насаждений, газонов и цветников — с 1 апреля по 1 октября;усовершенствованных покрытий и тротуаров — с 1 мая по 1 октября;посадок в теплицах и парниках всех типов — с 1 февраля по 1 июня.6. При определении нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных настоящим приказом, применялся расчетный метод, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях, утвержденных в соответствии с пунктом 4 настоящего приказа, при определении которых применялся метод аналогов.(в ред. Приказов РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.02.2014 N 1/2014-нп, от 30.12.2014 N 4/2014-нп, от 18.05.2017 N 2/2017-нп)6.1.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, в жилых домах и многоквартирных домах свыше 4 этажей в календарный месяц отопительного периода определяются исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, утвержденных настоящим приказом, с применением формулы перевода Гкал в кВтч (1 Гкал = 1163 кВтч), с округлением до целых значений.(п.
6.1 в ред. Приказа РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп)6.2. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отопительными установками, работающими на жидком топливе, в календарный месяц отопительного периода определяются исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, утвержденных настоящим приказом, с применением формулы перевода Гкал в л (1 Гкал = 113 л), с округлением до целых значений.(п. 6.2 введен Приказом РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 16.05.2018 N 1/2018-нп)7.
Рекомендовать органам местного самоуправления Краснодарского края привести муниципальные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующим законодательством.7.1.
Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг. Конкретные нормативы за электроснабжение устанавливаются на региональном уровне с учётом благосостояния населения и индивидуальных особенностей местности.
Норматив на одн по электроэнергии 2021 в краснодарском крае
В свою очередь исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева объясняет, что регионы должны были устанавливать нормативы так называемым расчетным методом: когда берется конкретный дом и подсчитывается все, что он расходует.
Однако многие субъекты Федерации облегчили себе жизнь, взяв за основу среднюю «температуру по больнице» и применив ко всем многоэтажкам единый норматив. Примечательно, что так поступило большинство регионов, отложив внесение правок именно на начало лета.
Тем не менее эксперты не исключают, что на местах и дальше будут сознательно затягивать переход на новые нормативы. Это косвенно подтверждают данные минстроя. Так, на 22 мая 14 регионов установили новые нормативы на общедомовые нужды, остальные субъекты находятся в процессе.
По мнению Разворотневой, все ждут принятия поправок в жилищное законодательство, касающихся порядка расчета коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме. Речь идет о том, чтобы законодательно установить приоритет показаний общедомовых приборов учетов над региональными нормативами.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
- Si — площадь квартиры;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V д — потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- S об — общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям.
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь.
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%.
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН.
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете.
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях.
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован.
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2021 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2012 году.
Что такое норма жилой площади на одного человека
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Социальную норму расценивают как минимум, который должен получить человек при распределении фонда жилой недвижимости. Это главный критерий при выделении субсидий и воплощении других программ получения недвижимости. Показатель учитывается при принятии решения о выдачи субсидии на оплату услуг ЖКХ. В среднем по России социальная норма жилой площади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Но в некоторых регионах она несколько другая.
В Жилищном кодексе есть понятие нормы предоставления. Этот показатель используется при передаче квартир по договору социального найма или в случае стихийного бедствия. Фактически это максимально возможная для получения по площади недвижимость.
Для улучшения условий используют учетную норму. То есть это показатель минимального обеспечения человека жильем, который не может превышать норму предоставления.
В Московской области в разных городах также социальные нормы площади жилого помещения на 1 гражданина несколько разнятся:
Город |
Предоставления, кв. м |
Учетная, кв. м |
Примечания |
Серпухов |
18 |
10 |
|
Щербинка |
18 |
10 |
|
Реутов |
18 |
7,5 |
|
Электросталь |
17 |
9-11 |
9 кв. м для отдельных квартир и 11 кв. м для коммунальных |
Дзержинский |
16 |
9 |
|
Королев |
15-22 |
10 |
|
Звенигород |
15-18 |
10-15 |
10 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных |
Ивантеевка |
15-18 |
10 |
|
Пущино |
15-18 |
10 |
|
Протвино |
15-20 |
9,5 |
|
Орехово-Зуево |
15 |
10 |
|
Красноармейск |
15 |
9 |
|
Климовск |
15 |
8 |
|
Жуковский |
15 |
8,5 |
|
Бронницы |
15-18 |
9-10 |
9 кв. м для отдельных квартир и 10 кв. м для коммунальных |
Дубна |
14 |
10 |
|
Коломна |
14-19 |
8 |
|
Лобня |
14-18 |
8 |
|
Долгопрудный |
13 |
9 |
|
Фрязино |
13-18 |
12-15 |
12 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных |
Железнодорожный |
12-16 |
9 |
Как видно из перечня, лидируют города Серпухов и Щербинка.
Сколько квадратных метров положено на человека в 2023 году
Действующее законодательство позволяет гражданину рассчитывать на улучшение жилищных условий. Однако это возможно, если учетная норма площади жилого помещения на одного человека меньше установленных требований. Значение показателя также устанавливается в соответствии с законом. Нужно учитывать, что существует санитарная и социальная норма.
Понятие оказывает влияние на количество лиц, которые могут проживать в помещении, а также на возможность претендовать на дополнительные метры. Улучшить жилищные условия могут далеко не все.
Перечень лиц, обладающих подобным правом, отражен в действующем законодательстве.
О том, в соответствии с какими правилами гражданам выдаются дополнительные помещения, о размере норм, в соответствии с которыми человек может претендовать на улучшение жилищных условий, а также о том, кому предоставляются жилищные льготы, поговорим далее.