Инструкция 157 Н По Бюджетному Учету С Изменениями В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция 157 Н По Бюджетному Учету С Изменениями В 2021 Году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

Учет имущества казны осуществляется на счетах:

  • 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);

  • 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).

Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • 2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;

  • 5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)

На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:

Счет аналитического учета Наименование
0 111 41 000 Права пользования жилыми помещениями
0 111 42 000 Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
0 111 44 000 Права пользования машинами и оборудованием
0 111 45 000 Права пользования транспортными средствами
0 111 46 000 Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным
0 111 47 000 Права пользования биологическими ресурсами
0 111 48 000 Права пользования прочими основными средствами
0 111 49 000 Права пользования непроизведенными активами

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 209)

Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:

1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).

2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).

3. Введены новые счета:

Счет Наименование
0 209 34 000 Расчеты по компенсации затрат
0 209 41 000 Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)
0 209 43 000 Расчеты по доходам от страховых возмещений
0 209 44 000 Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов)
0 209 45 000 Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

В новой инструкции описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно — например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2021600, на котором учитывались аккредитивы. Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

Новая инструкция 157н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Помимо изменений технического и редакционного характера, предлагаются и нововведения в части организации бухгалтерского учета. Ответственность за первичные документы Новым абзацем пункта 3 Инструкции № 157н вводится предположение, что лица, оформляющие первичные учетные документы, обеспечивают соответствие этих документов совершенным фактам хозяйственной жизни.На практике эта норма будет означать освобождение бухгалтеров от обязанности проверять первичные документы, оформленные в других структурных подразделениях и службах.О том же говорят и дополнения, внесенные в пункты 8 и 9 Инструкции № 157н.Лица, ведущие бухгалтерский учет, больше не будут отвечать за соответствие составленных другими сотрудниками и контрагентами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.Однако, по нашему мнению, бухгалтерам все равно придется проверять оформление всех реквизитов, необходимых для принятия документа к учету, а также контролировать соответствие первичных документов фактам хозяйственной жизни.Существенность фактов хозяйственной жизни Согласно новой редакции пункта 3 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет и отчетность учреждений будут формироваться с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения.Это дополнение может несколько упростить некоторые учетные процедуры.Однако для этого принцип существенности необходимо будет уточнить и развить в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (прежде всего, в инструкциях №№ 174н, 162н, 183н, 33н и 191н).

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

Читайте также:  Противопожарное расстояние от наружной установки дизель-генераторной (ДГУ)

Первая ситуация:

на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

Вторая ситуация:

имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

Электронные документы при оформлении кассовых операций

С помощью нашей таблицы Вы можете проследить все значимые изменения, которые коснулись порядка отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете активов, обязательств и иных объектов учета уже в 2020 году.

В пункте 385 Инструкции № 157н появилась норма, прямо указывающая на возможность учёта на забалансовом счёте 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» объектов основных средств. Введение этой нормы упрощает принятие решения о способе учёта, например, мобильных телефонов или ноутбуков, выданных сотрудникам при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

Это описание максимально приближено к описанию подстатьи 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 11.4.1 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Расчеты по операциям финансирования из бюджетов

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2021 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Учет нефинансовых активов

В соответствии с положениями п. 22 Инструкции № 157н счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов (соответствующие счета аналитического учета счета 0 100 00 000) предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, относящихся согласно данной инструкции к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Приказом Минфина РФ № 148н уточнено, что указанные счета теперь также будут применяться для отражения информации об активах, переданных в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, об имуществе, являющемся объектом концессионных соглашений, и имуществе, составляющем государственную (муниципальную) казну.

Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила

В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:

  • К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно:
    • поступления бюджетных субсидий;
    • поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;

    ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).

    • Расходы бюджетного учреждения могут происходить только по строго фиксированным направлениям (ст. 70 БК РФ), заложенным в утвержденную смету. Как правило, это:
      • зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
      • расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
      • компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
      • расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).

      Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.

      Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.

      По п. 148 инструкции к приказу № 174н (далее — инструкция), счет 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» подразделяется на группировочные счета:

      • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
      • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
      • 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
      • 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
      • 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

      На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:

      • определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
      • сумму дохода можно оценить.

      Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):

      • 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.

      Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.

      Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.

      • 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
      • 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
      • 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
      • 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
      • 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):

      По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:

      • 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
      • 0 401 20 220 «Расходы на оплату работ, услуг» — в разбивке по видам работ и услуг по КОСГУ.
      • 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» — здесь отражают амортизацию, единовременное списание стоимости передаваемых в производство объектов (по учетной политике), потери от естественной убыли МПЗ по законодательно установленным нормам.
      • 0 401 202 90 «Прочие расходы» — на счете группируются иные расходы, допустимые в пределах сметы, но не относящиеся к перечисленным выше группам (например, проценты за пользование долговыми средствами).

      Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.

      ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.

      Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157Н

      84. Счет предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов, принятых учреждением к учету.

      Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата). (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н, от 14.09.2020 N 198н)

      85. Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

      В случаях расчета амортизационных начислений линейным способом, при изменении срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, изменении срока права пользования активом, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

      Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

      Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

      При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения, расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

      В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации по принятому к учету праву пользования активом осуществляется с месяца его принятия к учету равномерно (помесячно) в течении срока полезного использования объекта учета аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

      Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

      86. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

      Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.

      87. Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

      Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н внес изменения в один из важнейших нормативных правовых актов для бухгалтеров бюджетной сферы — в Инструкцию № 157н.

      Что изменилось? Изменился и Единый план счетов, и нормы инструкции по его применению.

      Как применять изменения в учете? Важной является дата, с которой нужно применять те или иные изменения. В обновленной Инструкции № 157н можно выделить 3 группы изменений:

      1. те, которые нужно применять уже в 2020 году;
      2. те, которые нужно применять с 2021 года;
      3. те, которые запланированы на 2021 год, но по решению учреждения, закрепленному в учетной политике, могут применяться в 2020 году. Речь здесь идет только об изменениях в аналитическом учете.

      Итак, давайте рассмотрим наиболее интересные изменения с учетом даты их применения.

      План счетов пополнился новыми балансовыми и забалансовыми счетами:

      • 0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
      • 0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
      • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
      • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
      • 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
      • 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года»;
      • Забалансовый счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
      • Забалансовый счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
      • Забалансовый счет 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»;
      • Забалансовый счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

      В Едином плане счетов с 2021 года появится много новых счетов. В частности, выделена целая группа счетов для применения органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета и (или) управление остатками средств на едином казначейском счете (ЕКС), а также иные операции в системе казначейских платежей. Также изменения в части дополнений и детализаций уже существующих счетов ожидают счета, применяемые для отражения в учете операций с имуществом в концессии.

      В рамках данной статьи рассмотрим подробнее наиболее часто используемые широким кругом учреждений счета, в отношении которых произошли изменения.

      Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

      Расчеты по принятым обязательствам. Новые требования, касающиеся ведения аналитического учета по счету 0 302 00 000, соответствуют требованиям в отношении учета расчетов по доходам (счет 0 205 00 000). Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы ведется в карточке учета средств и расчетов либо в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе:

      – кредиторов (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иного участника договора, в отношении которого принимаются обязательства));

      – правовых оснований;

      – учетных номеров денежных обязательств.

      Применение способа организации аналитического учета по группам контрагентов (группам получателей выплат) допускается при условии (п. 257 Инструкции № 157н):

      1) обеспечения ведения учреждением персонифицированного учета расчетов с получателями выплат (в разрезе контрагентов) вне балансовых счетов рабочего плана счетов (в управленческом учете);

      2) формирования персонифицированных регистров учета расчетов с получателями выплат;

      3) проведения на постоянной основе в целях формирования отчетных данных (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах рабочего плана счетов по соответствующим группам контрагентов.

      Расчеты с прочими кредиторами. В силу изменений, внесенных в п. 281 Инструкции № 157н, учреждение отражает исправительные бухгалтерские записи по ошибкам прошлых лет на новых аналитических счетах.

      Номер и наименование счета

      Сфера применения счета

      0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»

      Счет применяется в части бухгалтерских записей по исправлению (согласно предписаниям и (или) представлениям органов финансового контроля) ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата

      0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»


      Похожие записи:

Добавить комментарий