Планирование аудита финансовой отчетности (МСА 300)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Планирование аудита финансовой отчетности (МСА 300)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Обратите внимание!

С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Внешние подтверждения

ISA 505 «External confirmations»

Аудитор должен определить, необходимо ли ему использовать внешние подтверждения для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении предпосылок подготовки финансовой отчетности. При этом аудитор должен учитывать оцененный риск существенного искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности и то, каким образом аудиторские доказательства, полученные в результате выполнения других запланированных аудиторских процедур, смогут снизить риск существенного искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности до приемлемо низкого уровня.

Внешнее подтверждение — процесс получения и оценки аудиторских доказательств путем предоставления информации третьими лицами непосредственно аудитору в ответ на запросы проверяемого предприятия в отношении отдельных статей, оказывающих влияние на предпосылки подготовки финансовой отчетности или связанные с ними раскрытия информации. При принятии решения о том, в каком объеме использовать внешние подтверждения, аудитор рассматривает особенности сферы деятельности, в которой функционирует предприятие, и опыт работы потенциальных организаций-респондентов с такими запросами.

При оценке надежности аудиторских доказательств, полученных в результате процедур внешнего подтверждения, аудитору необходимо руководствоваться МСА 500. Аудиторские доказательства в форме письменных ответов, получаемых аудитором непосредственно от третьих лиц, связанных с проверяемым предприятием, при их рассмотрении по отдельности или в совокупности с аудиторскими доказательствами, полученными в результате выполнения других аудиторских процедур, могут способствовать снижению риска существенного искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности до приемлемо низкого уровня.

Надежность аудиторских доказательств, полученных в результате внешних подтверждений, зависит от применения соответствующих аудиторских процедур при подготовке запросов о внешнем подтверждении, от выполнения процедур внешнего подтверждения и от оценки результатов процедур внешнего подтверждения. На надежность полученных подтверждений влияют:

  • средства контроля, применяемые аудитором при подготовке запросов и оценке полученной в ответ информации;
  • особенности третьих лиц, составляющих ответ;
  • ограничения, содержащиеся в ответе или наложенные руководством проверяемого предприятия на раскрытие запрашиваемой аудитором информации.

Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки

ISA 530 «Audit sampling and other means of testing»

Аудиторская выборка представляет собой применение аудиторских процедур менее чем к 100% статей, включенных в сальдо счета или в класс операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели равный шанс быть отобранными. Этот метод позволяет аудитору получить и оценить аудиторские доказательства, касающиеся некоторых характеристик статей, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь в формировании выводов в отношении генеральной совокупности, из которой сделана выборка. При аудиторской выборке могут использоваться статистический и нестатистический подходы.

Использование аудиторской выборки при получении аудиторских доказательств считается уместным:

  • при тестировании средств контроля, если применение средств контроля оставляет доказательство предпринятых действий (например, виза менеджера на счете-фактуре или свидетельство авторизации ввода данных в систему обработки данных);
  • при выполнении проверок по существу — в форме детальных тестов для проверки одного или нескольких утверждений по суммам в финансовой отчетности, например существования дебиторской задолженности, либо для независимой оценки показателя, например стоимостной оценки устаревших запасов.

    Следует различать два типа рисков.

    1. Риск, связанный с использованием аудиторской выборки, возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобранной совокупности, может отличаться от вывода, который был бы сделан, если бы той же аудиторской процедуре была подвергнута вся генеральная совокупность.

    В свою очередь, существуют два вида риска, связанных с использованием аудиторской выборки:

    • при проведении тестов контроля аудитор может прийти к выводу, что риск средств контроля ниже фактического уровня, а при проведении тестов по существу — что существенной ошибки нет, хотя в действительности она есть. Риск данного вида с большой степенью вероятности может привести к недостоверному аудиторскому мнению;
    • при проведении тестов контроля аудитор может прийти к выводу, что риск средств контроля выше, чем в действительности, а при проведении теста по существу — что имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее нет. Риск данного вида влияет на эффективность аудита, поскольку приводит к дополнительному рассмотрению первоначальных выводов. Математическим дополнением таких рисков служит так называемый уровень доверия.
    Читайте также:  Льготы на транспортный налог — 2023. Кто и почему может не платить

    2. Риск, не связанный с использованием выборочного метода, является следствием факторов, которые заставляют аудитора сформировать ошибочный вывод по любой причине, кроме тех, которые связаны с объемом выборки. Так, аудитор может применить ненадлежащие процедуры, неверно трактовать доказательство, не обнаружить ошибку и т.д. Как в случае тестов контроля, так и при проверках по существу риск выборочного метода может быть снижен путем увеличения объема выборки, а риск, не связанный с использованием выборочного метода, — путем надлежащего планирования и контроля качества работы аудитора.

    Аудитор должен определить метод отбора статей, подлежащих проверке, при получении аудиторских доказательств для достижения целей аудиторских процедур. Можно использовать следующие способы отбора.

    • Отбор всех статей — исследование всей генеральной совокупности статей, которые составляют сальдо счета или класс операций (или страту в генеральной совокупности). Способ чаще применяется при выполнении процедур проверки по существу, чем при тестировании средств контроля.
    • Отбор всех специфических статей — отбор специфических статей генеральной совокупности на основе информации о бизнесе клиента, предварительной оценки риска существенного искажения и характеристик генеральной совокупности. Отбор специфических статей на основании суждений зависит от уровня риска, не связанного с использованием выборки. Отбираемые специфические статьи могут включать:
      • статьи с высокой стоимостью или ключевые статьи;
      • все статьи, превышающие определенную сумму;
      • статьи для получения информации;
      • статьи для проверки процедур.
    • Результаты процедур, применяемых к отобранным статьям, не могут проецироваться на всю генеральную совокупность. Поэтому аудитор должен проанализировать необходимость в получении надлежащего доказательства в отношении остальной части генеральной совокупности, если она является существенной.
    • Формирование аудиторской выборки. Аудиторская выборка применяется к сальдо по счетам или классам операций. Выборочная проверка может проводиться с использованием статистического или нестатистического подходов.

    Что такое аудит и зачем он нужен?

    Бухгалтерский аудит — это независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности. Его целью является поиск ошибок в документации, а также определение того, насколько достоверны сведения, указанные в бухгалтерской документации.

    Аудиторская проверка проводится за счет средств самой организации по заказу заинтересованных лиц, а также по требованию закона.

    В качестве заинтересованных лиц могут выступать деловые партнеры организации, а также сама компания (например, в случае подозрения, что бухгалтерский отдел занимается подтасовкой данных).

    👀 Выполняют проверку независимые организации или частные аудиторы, у которых есть соответствующие навыки и опыт. Объектом проверки является в основном бумажная отчетность компании в учетном периоде.

    Аудит бухгалтерской финансовой отчетности организации может преследовать и некоторые другие цели — перечислим их:

    • Проверка качества учета при смене бухгалтера или изменении функционирования бухгалтерского отдела (например, в случае добавлении в штат новых сотрудников или при создании новых должностей).
    • Составление отчетной документации с целью подтвердить финансовые показатели компании для привлечения денег новых инвесторов (частных, государственных).
    • Подтверждение финансовых показателей организации с целью работы с кредитными учреждениями (например, для получения кредита в банке или открытии банковского счета).
    • Установление финансовых показателей и структуры доходов с целью поиска оптимального налогового режима, который обеспечит минимальный уровень отчислений и социальных платежей в государственные фонды.

    Что такое аудиторская проверка

    Определение 1

    Аудиторская проверка – это проверка финансово-экономической стороны организации, которая проводится аудитором на основе необходимых финансовых документов компании.

    Цель аудиторской проверки состоит в том, чтобы своевременно выявить и устранить нарушения, чтобы в дальнейшем избежать штрафов и других негативных последствий для компании. Также одной из целей аудиторской проверки является сбор информации относительно положения дел бухгалтерской финансовой отчетности, управленческого учета и документооборота. Также немаловажный фактор аудиторской проверки, это составление рекомендаций по усовершенствованию работы финансовой стороны организации.

    Существует два вида аудиторской проверки:

    • Обязательный аудит – это вид аудиторской проверки, который осуществляется каждый год в обязательной форме. Такой вид аудита проводится исключительно аудиторскими компаниями, регламентируется государством или осуществляется по решению суда.

    • Инициативный или добровольный аудит – это вид аудиторской проверки, который проводится по решению руководства компании. В случае инициативной аудиторской проверки компания изучает, насколько корректно ведется бухгалтерский и налоговый учет, а также оценивает свои финансовые риски.

    Результат аудиторской проверки, может быть как положительным, так и отрицательным. В случае положительного результата, аудитор подтверждает достоверность финансовых документов компании, при отрицательном результате проверки происходит обратное.

    Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

    К числу сопутствующих аудиторских услуг относятся:

    – постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

    – составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    – анализ финансово-хозяйственной деятельности;

    – оценка активов и пассивов экономического субъекта;

    – консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

    – обучение и др.

    Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

    Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

    Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

    Читайте также:  Все детские пособия в 2023 году таблица, новые выплаты на детей

    В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства , позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

    А) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

    Б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

    Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

    1) постановке бухгалтерского учета. При постановке бухгалтерского учета аудиторская фирма или аудитор разрабатывают для предприятия учетную политику, рабочий план счетов, определяют форму учета и, соответственно, регистры синтетического и аналитического учета, разрабатывают график документооборота, при желании клиента подбирают комплекс технических средств и их программное обеспечение;

    2) контролю ведения учета и составлению отчетности;

    3) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    4) анализу хозяйственной и финансовой деятельности (требуются для тех экономических субъектов, администрации которых хочет разобраться в причинах ухудшения финансовой состояния);

    5) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

    6) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

    7) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности, аудиторских организаций;

    8) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т. д.;

    9) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. д.;

    10) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

    11) информационному обслуживанию;

    12) экспертному обслуживанию;

    13) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

    14) некоторые другие.

    Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

    В состав совета по аудиторской деятельности входят:

    1) десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Меняются один раз в три года не менее чем на 25 % их общего числа;

    2) два представителя уполномоченного федерального органа;

    3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

    4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов. Меняются один раз в год.

    Членами совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа.

    Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Секретарем деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

    В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган .

    Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

    В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, представители уполномоченного федерального органа, представители общественности.

    Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе должно составлять не менее 70 % общего числа членов рабочего органа.

    Планирование аудита консолидированной финансовой отчетности

    На этапе планирования аудита как самостоятельной финансовой отчетности, так и консолидированной осуществляется разработка тех действий, которые будут выполняться во время проведения определенных процедур; изучается специфика деятельности аудируемой организации, существующие системы контроля и риски, присущие данному бизнесу и конкретному клиенту.

    Планирование аудита производится по следующим основным направлениям:

    • понимание деятельности организации;
    • оценка системы внутреннего контроля;
    • оценка составляющих аудиторского риска;
    • определение уровня существенности;
    • разработка программы аудита (меморандум планирования).

    На этапе понимания деятельности аудируемой организации необходимо изучить специфику бизнеса клиента, его организационную и внутреннюю структуру, определить характер выпускаемой продукции, оказываемых услуг или работ. Изучение основных поставщиков, покупателей и конкурентов также способствует более полному представлению о клиенте.

    Для целей аудита консолидированной отчетности следует провести дополнительный анализ, в частности, уделить особое внимание следующим аспектам:

    1. составлению списка тех компаний группы, аудит которых будет проводиться.

    Если группа представляет собой достаточно большое количество экономических субъектов, то следует определиться с наиболее значимыми для аудита компаниями, поскольку проведение проверки финансовых отчетностей всех компаний не представляется возможным из-за определенных временных и стоимостных ограничений;

    1. накоплению знаний о бизнесе компаний группы, аудит которых не будет проводиться.

    Знания о бизнесе неаудируемых компаний необходимо также получать с целью изучения специфики деятельности группы компаний в целом;

    1. получению информации у аудиторов дочерних компаний о неаудируемых компаниях группы.

    Бухгалтерские отчеты представляют собой упорядоченный систематизированный комплекс сведений об имеющихся активах и обязательствах предприятия, а также о результатах его деятельности в финансовом выражении.

    Функции бухгалтерских отчетов:

    • информационная, то есть давать сведения об общем финансовом положении субъекта;
    • контрольная, то есть обеспечивать возможность сверки бухгалтерских показателей с фактическим положением дел.

    Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрено несколько классификаций отчетности:

    • В соответствии с временным критерием она бывает годовой и периодической (полугодовой, квартальной, месячной и т.п.).
    • В зависимости от полноты представленной информации ее делят на внутреннюю (для собственных нужд) и внешнюю (для сторонних пользователей).
    • По степени агрегирования показателей отчетность может быть первичной и сводной. Первая строится на основе первоисточников (накладных, счет-фактур и прочей документации). Вторая компонуется на основе первичной путем объединения и обобщения представленных показателей.
    Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

    Кто должен проводить обязательный аудит

    Те субъекты бизнеса, которые должны выполнять процедуру аудита в обязательном порядке, закрепляются в законе. Он дает перечень критериев, и если субъект соответствует одному из них, он будет обязан направить свою отчетность экспертной организации.

    По закону проводить обязательную процедуру должны следующие компании:

    • Относящиеся к организационной форме акционерных обществ;
    • Которые ведут один из следующих типов деятельности – страховую, кредитную, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
    • По состоянию ценных бумаг — если они находятся на мировом рынке;
    • По объему полученного за год дохода — если он превысит 400 миллионов рублей;
    • По размеру валюты баланса на окончание периода — если она превысит 60 миллионов рублей;
    • Раскрытие сводной отчетности — если компания производит публикацию сводной годовой отчетности.

    Внимание! Данные критерии определяются в законе об аудите. Кроме этого, иные федеральные законы могут определять дополнительные критерии. Например, обязательство по проведению ежегодного аудита также лежит на саморегулирующихся компаниях, государственных корпорациях, застройщиках и т.д.

    Внутренняя аудиторская проверка является одним из элементов эффективного контроля функционирования компании. В крупных организациях с разветвленной сетью филиалов имеются даже собственные аудиторские службы. Ревизия деятельности предприятия выполняется добровольно, по решению руководства. Ее выполнение позволяет решать следующие задачи:

    • определить правильность и правдивость указанной в отчетной документации информации;
    • выполнить оценку правильности ведения бухучета;
    • проанализировать продуктивность использования ресурсных средств, правильность и своевременность произведения отчислений в налоговые органы, оценить организацию расчетно-платежной системы;
    • оценить достоверность различных показателей деятельности предприятия;
    • предоставлять рекомендации по улучшению ведения учета и расчетных операций.

    В качестве объектов для проверки выступают собственные ресурсы предприятия, их источники, различные факторы хозяйственной и управленческой деятельности. Порядок и методика внутренней ревизии определяется компанией самостоятельно.

    Стоит отметить, что данное направление аудита имеет довольно существенный недостаток – это отсутствие абсолютной независимости и объективности в процессе анализа деятельности компании.

    Какие компании должны проходить аудит обязательно

    Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

    Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

    • компании с организационно-правовой формой ОАО;
    • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
    • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
    • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

    Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

    Выбор аудиторской компании

    Выбирая аудиторскую компанию, необходимо обращать внимание на некоторые показатели:

    1. Она должна иметь лицензию и право заниматься аудиторской деятельностью.
    2. Аудиторская фирма должна быть полностью независима от организации, которая нуждается в её услугах.
    3. Если организация, которой необходим аудит, достаточно крупная – аудиторская компания должна иметь в штате необходимое для качественной аудиторской проверки количество сотрудников.
    4. Если договор об аудиторской проверке будет нарушен, аудиторская компания должна иметь договор страхования риска ответственности.
    5. Аудиторская компания должна иметь положительные отзывы и рекомендации от клиентов, к ней ни у кого не должно быть различного рода претензий.

    Если организация подлежит аудиторской проверке, но не проводит её, она может быть оштрафована за это. В свою очередь, аудиторское решение может значительно повлиять на отношение к организации других пользователей отчётности. Поэтому аудит способствует тому, что предпринимательский риск для этих пользователей будет значительно снижен.

    Таким образом, аудит финансовой отчетности не является обязательной для всех процедурой. Те организации, которым такая форма контроля необходима (в том числе и по решению руководителя – внеплановый аудит), предупреждаются о проверке заранее и могут спокойно подготовить все документы, которые понадобятся сотруднику аудиторской компании.

    Закон не устанавливает стоимость аудиторских услуг. Каждая фирма устанавливает ценник в зависимости от опыта и сферы работы.

    Как правило, цена зависит от нескольких факторов:

    • Какой аудитор нужно выполнить;
    • Какую работу должен провести аудитор;
    • Насколько широка деятельность компании-заказчика;
    • Насколько качественно у заказчика построен бухучет, есть ли внутренний документооборот.

    Если перед исполнителем ставится широкий круг задач, которые необходимо решить в процессе проверки, это повлечет за собой увеличение стоимости услуги.

    Вид аудита Средний срок исполнения Ориентировочная цена
    Обязательный аудит До 14 дней От 60 тыс. рублей
    Инициативный аудит До 7 дней От 30 тыс. рублей
    Аудит в производстве До 14 дней От 70 тыс. рублей
    Аудит в торговле До 14 дней От 60 тыс. рублей
    Аудит в общепите До 14 дней От 60 тыс. рублей
    Аудит в сфере услуг До 14 дней От 60 тыс. рублей
    Аудит в строительстве До 14 дней От 90 тыс. рублей
    Аудит ВЭД До 14 дней От 70 тыс. рублей


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий