Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок уплаты пени по страховым взносам за 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство страховых платежей на данный момент подчиняются положениям Налогового кодекса РФ и рассматриваются с точки зрения налоговых отчислений. К таковым относятся пенсионные, медицинские взносы и платежи в счёт обязательного соц. страхования. А страхование на случаи травматизма по-прежнему регулируется Федеральным законом №125-ФЗ.
Особенности начисления пеней за периоды до 2023 г.
Если после 1 января 2023 г. налогоплательщик представит налоговую декларацию (расчет) (в том числе уточненную) по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истек до 31 декабря 2022 года, то пени начисляются с учетом следующих особенностей, установленных п. 7 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»:
Сальдо на 01.01.2023 | Совокупная обязанность | Пеня |
---|---|---|
отрицательное | увеличилась | рассчитывается на не уплаченную на дату представления декларации сумму налога, сбора, страхового взноса начиная с установленного срока уплаты, до 1 января 2023 г. |
уменьшилась | пеня, подлежащая корректировке в меньшую сторону, рассчитывается на сумму налога, уменьшенную на основании декларации, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, до 1 января 2023 г. | |
нулевое или положительное | увеличилась | рассчитывается на сумму задолженности, из которой вычитают сумму положительного сальдо ЕНС на дату представления налоговой декларации и сумму излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по этому налогу, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, и до 1 января 2023 г. |
уменьшилась | пеня, подлежащая корректировке в меньшую сторону, рассчитывается на сумму налога, уменьшенную на основании декларации, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, до 1 января 2023 г. |
Пример 1. Проводки – уплата НДС
Предположим, компания ООО «Торг» отображала НДС к уплате (сч. 68.2) в течение 4 кв., к концу которого сальдо составило 750 000 р. Данная сумма (к уплате!) указана компанией в декларации за 4-й кв.
НДС подлежит уплате по ⅓ в месяц. Это означает, что компания должна заплатить 250 тыс. р. до 30.01.2023 (с учетом переноса 28-го числа – субботы – на рабочий понедельник), до 28.02.2023 и, соответственно, до 28.03.2023.
Компания не показывала к 1 января сальдо. Бухгалтерия должна сделать такие проводки на каждую дату уплаты (по отображению ЕНП в счет НДС):
- Дт 68.2 Кт 68.9 – уплата 250 тыс. р. (30.01);
- Дт 68.2 Кт 68.9 – уплата 250 тыс. р. (28.02);
- Дт 68.2 Кт 68.9 – уплата 250 тыс. р. (28.03).
1. Новая система перечисления бюджетных платежей (посредством ЕНП) на порядок их расчета не влияет. ИФНС сформировала начальное сальдо на 01.01.2023, но его в бухучете дополнительно отображать не требуется. Налоги подлежат отображению на обособленных счетах (раздельно по каждому отдельно взятому налогу).
2. В 2023 г., после всеобщего перехода на единый платеж, налогоплательщики должны делать проводки по начислению и уплате через ЕНП налогов (взносов).
3. Основные изменения по проводкам:
- для отображения расчетов по налогам в рамках ЕНП к сч. 68 нужно открывать новый субсчет, присвоив ему произвольный номер (открытый субсчет требуется ввести в рабочий план счетов);
- к сч. 69 нужно открыть субсч. «Расчеты по страх. взносам по общему тарифу»;
- алгоритм проводок, касающийся уплаты налогов, взносов в бюджет, поменялся –проводится единый платеж, а для его перечисления используется проводка Дт 68 (69) субсч. «Расч. ЕНП» Кт 51.
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
Пени по взносам в пфр проводки
За несвоевременную подачу отчетов или представление учетной информации, например при открытии текущего счета, уплату налогов позже установленного срока предусмотрено наложение штрафных санкций, размер которых регламентируется соответствующими статьями Налогового кодекса.
Пеня же – это нечто иное, нежели штрафные санкции. Она является неким средством обеспечения, которое стимулирует к своевременному исполнению своих обязанностей относительно уплаты соответствующих налогов и сборов.
- Размер начисленной пени регламентируется статьей 75 НК России, которая гласит, что ее начисление происходит со дня, следующего за сроком уплаты и заканчивается днем погашения недоимки.
- Согласно этой статье Налогового кодекса размер пени зависит от трех параметров:
- Сумма просрочки;
- Количество дней просрочки;
- От процентной ставки рефинансирования ЦБ России.
Для отображения начисленной пени рекомендуется использовать счет 99, что позволяет избежать постоянного налогового обязательства, поскольку при формировании декларации по налогу на прибыль, начисленная пеня по страховым взносам не входит в расчете базы налогообложения. Использование счета 99 рекомендуется закрепить в учетной политике предприятия.
Счет Дт | Счет Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
20 (25, 26, 29, 44) | 69-2 | 10 000,00 | Начислены страховые взносы в ПФР | Зарплатная ведомость |
20 (25, 26, 29, 44) | 69-1 | 2 000,00 | Начислены взносы в ФСС | Зарплатная ведомость |
20 (25, 26, 29, 44) | 69-3 | 3 000,00 | Начислены взносы в ФОМС | Зарплатная ведомость |
69-2 | 51 | 10 000,00 | Уплата страховых взносов в ПФР | Банковская выписка |
91 (99) | 69-1,69-3 | 3,67 | Проводки по начислению пени за просрочку страховых взносов. Срок просрочки – 2 дня; Сумма просрочки – 5 000,00 руб.; Ставка рефинансирования – 11%. П = 5 000,00 * 2 дн. * 11% * 1/300 = 3,67 руб. | Бухгалтерская справка |
69-1, 69-3 | 51 | 5 000,00 | Уплата задолженности по страховым взносам в ФСС и ФОМС | Платежное поручение |
69-1, 69-3 | 51 | 3,67 | Начисленная пеня уплачена в бюджет | Бухгалтерская справка, платежное поручение |
99-2 | 68-4 (68-2, 68-1) | 475,17 | Начислена пеня за неуплату налога в сумме 78 540,00 руб. Просрочка составила 22 дня. Ставка рефинансирования – 8,25%.П = 78540 * 22 дн. * 8,25% * 1/300 = 475,17 | Бухгалтерская справка |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 78 540,00 | Оплачена сумма налогового долга | Платежное поручение |
68-4 (68-2, 68-1) | 51 | 475,17 | Начисленная пеня уплачена в бюджет | Платежное поручение |
Из-за неуплаты налоговых и других платежей в установленные сроки, соответствующие органы – налоговая инспекция, пенсионный фонд, фонд социального страхования – начислят пени – своеобразный штраф за несоблюдение сроков за каждый день отсрочки оплаты.
Пени – это термин, имеющий примерно такое же значение, как и процент по кредитам в банковском учреждении. Но по сравнению с любым банком, пени имеют государственную подоплеку, выражающуюся в их начислении с использованием ставки рефинансирования. Размер неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования за каждый день, начиная со дня, следующего за последним днем добровольной уплаты.
Организация планирует оспаривать наложенную государством санкцию
Несогласие с наложением пени и штрафа и намерение добиться отмены соответствующего решения налогового органа или внебюджетного фонда не означают, что бухгалтеру не нужно предпринимать никаких действий до разрешения спорной ситуации в досудебном и (или) судебном порядке. Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, такая санкция признается исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» . Иными словами, организация должна оценить, возникает ли у нее обязанность признания оценочного обязательства.
Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
Напомним, что в силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если:
- вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций);
- величина оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций) может быть обоснованно оценена.
Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты
Если плательщик пренебрег возможностью добровольно исполнить требование об уплате пеней, их взыскивают, используя следующие методы:
- направление инкассового поручения в банк плательщика;
О том, с каких счетов могут быть взысканы пени, читайте в статье «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».
- взыскание за счет имущества.
К тому же при нарушении сроков и полноты уплаты страховых взносов, речь идет не только о санкциях, но и о нарушении пенсионных прав застрахованных лиц.
Отрицательными последствиями неуплаты взносов являются:
- снижение возможности получения инвестиционного дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;
- уменьшение суммы пенсионных накоплений при их индексировании.
О последствиях неуплаты страховых взносов из-за их неотражения в расчете читайте в статье «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?».
Начисление страховых взносов отражается по кредиту 69 счета. Для каждого вида страхования – свой субсчет. По дебету 69 счет корреспондирует со счетами затрат: 20, 25,26, 44.
Проводки для начисления взносов:
- Дебет 20 (…) Кредит 69.1 (ФСС) – начисление в Фонд социального страхования.
- Дебет 20 (…) Кредит 69.2 (ПФР) – начисление Пенсионный фонд.
- Дебет 20 (…) Кредит 69.3 (ФФОМС) – начисление в Фонд мед.страхования.
- Дебет 20 (…) Кредит 69.11 (НС) – начисление в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев.
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
20.01 | 69.1 | Начислены страховые взносы в ФСС | 7536,35 | Расчетная ведомость Т-51 |
20.01 | 69.2 | Начислены взносы в ПФР | 57 172,28 | Расчетная ведомость Т-51 |
20.01 | 69.3 | Начислены взносы в ФФОМС | 13 253,57 | Расчетная ведомость Т-51 |
20.01 | 69.11 | Начислены взносы от НС | 519,75 | Расчетная ведомость Т-51 |
20.01 | 10.01 | Переданы материалы в производство | 100 318 | Расчетная ведомость Т-51 |
69.1 | 51 | Уплачены взносы ФСС | 7536,35 | Платежное поручение |
69.2 | 51 | Уплачены взносы ПФР | 57 172,28 | Платежное поручение |
69.3 | 51 | Уплачены взносы ФФОМС | 13 253,57 | Платежное поручение |
69.11 | 51 | Уплачены взносы от НС | 519,75 | Платежное поручение |
За что могут начислять
Уплата страховых взносов осуществляется с периодичностью, установленной законом. Соответственно, на выполнение этой обязанности плательщику предоставляется определенный срок. Если обязанность им до окончания платежного периода не исполнена, то его могут ожидать финансовые санкции.
Когда страховые взносы начислены, они считаются уплаченными в полном объеме в день, когда в банк, где открыт расчетный счет, на котором имеется достаточное количество денежных средств, предоставлен соответствующий платежный документ.
Таким образом, пени могут быть начислены:
- за неуплату страховых взносов;
- за частичную неуплату страховых взносов;
- за просрочку по уплате взносов.
Решение о начислении пени и штрафов по страховым взносам может быть оспорено в судебном порядке.
Взыскание и что будет, если своевременно не оплатить
При образовании пени их рекомендуется погасить как можно скорее. Это, не в последнюю очередь, связано с тем, что каждый календарный день происходит рост задолженности. А по истечению 30 дней с момента просрочки санкции для юридических лиц увеличиваются в 2 раза.
Если своевременно не оплатить пени, то в течение 3 месяцев налоговая служба вышлет требование об уплате недоимки. За это время сумма просрочки может значительно вырасти. В требовании будет указан крайний срок, в который пени должны быть уплачены в полном объеме.
Если требование не будет исполнено плательщиком страховых взносов, то в таком случае денежные средства могут быть взысканы с него в принудительном порядке за счет денежных средств, находящихся на счету в банке обслуживания.
Кроме этого, налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки. Как правило, в суд контролирующий орган обращается и заявлением о взыскании неуплаченных страховых взносов, штрафов, налогов и пеней. После получения судебного приказа (исполнительного листа) взыскание долга производится принудительно в рамках соответствующего исполнительного производства.
Подтверждающие документы и акт сверки
В соответствии с п. 4 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, основанием для списания являются акты сверки расчетов и подтверждающие документы.
Пунктом 5 Правил № 783 установлены основания для списания. Ими являются:
а) в случае, предусмотренном пп. «а» п. 3 Правил № 783, – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом;
б) в случае, предусмотренном пп. «б» п. 3 Правил № 783, в дополнение к документам, указанным в пп. «а» п. 3 Правил № 783, – информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек в бюджет или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
в) в случае, предусмотренном пп. «в» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, с приложением подтверждающих документов (при их наличии);
г) в случае, предусмотренном пп. «г» п. 3 Правил № 783, – заключение сторонами контракта соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315;
д) в случае, предусмотренном пп. «д» п. 3 Правил № 783, – исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
К сведению: если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то принятие решения о ее списании не допускается (п. 7 Правил № 783).
Начисление штрафных санкций проводки у бюджетного учреждения в 2021 году
Учитывая пени по налогам, организации следует руководствоваться такими нормативами, как: Проводки по начислению пени за неуплату налогов Отдельное упоминание пени в правовых документах по бухучету отсутствует. Они не упомянуты ни как прочие расходы, ни как затраты, убавляющие финансовый результат. Пеня не признается налоговой санкцией, это компенсация несвоевременного получения бюджетом обязательных сумм.
Изменения в проводках по страховым взносам и штрафным санкциям в 2017-2018 годах На переходный период (2017-2019 годы) возможны ситуации, когда вам придется делать корректировку или уплачивать страхвзносы за годы, предшествующие 2021, т. е. те, в которых расчеты велись напрямую с фондами. Во избежание путаницы в расчетах лучше всего создать на счете 69 отдельные субсчета второго порядка для учета старых (за 2014–2016 годы) и новых (с 2021 года) взносов по каждому виду страхования, тем самым обеспечив их аналитический учет для правильного разнесения в отчетности. ВАЖНО! Для того чтобы обезопасить себя на случай налоговой проверки или судебного разбирательства, внесите в приказ об учетной политике положения об изменениях в методике учета по страхвзносам.