Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Статья 43. Прекращение исполнительного производства / ГАРАНТ
Статья 43. Прекращение исполнительного производства
1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Процессуальные вопросы
ТЕМАТИКА |
ПОЗИЦИЯ СУДА |
Последствия отмены судебного приказа | Судебный приказ банк должен вернуть взыскателю при поступлении в банк сведений о его отмене |
В какой вид суда подавать на банк | Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании действий (бездействия) банка зависит от того, какой из этих судов выдал исполнительный документ |
Куда подавать в суд на офис банка | Заявление об оспаривании взыскателем ‒ физическим лицом действий (бездействия) внутреннего структурного подразделения банка (в т. ч. операционного офиса) или его должностного лица подают в суд того района, на территории которого ведёт свою деятельность данное подразделение
Эту позицию можно применять по аналогии в арбитражных судах. |
Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением
Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:
- Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
- В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
- Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Окончание исполнительного производства.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:
1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.
2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.
3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
В какой срок нужно получить
Никаких временных рамок для этого не установлено. Главное — уложиться в основной срок. Он составляет три года. Именно в этот период настоятельно рекомендуется сходить к приставу и подать заявление о возбуждении производства.
Но этому должен предшествовать визит в судебную канцелярию для подачи заявления. Допускается составить его в свободной форме. Требуется лишь, чтобы в тексте было сформулировано основное требование. Также в нем следует отразить:
- Данные заявителя, его адрес
- Реквизиты спора, который разрешал суд
- Дату принятия решения
- Информацию об ответчике
- Просьбу о выдаче документа
- Дату составления и подпись.
Образец заявления судебному приставу о прекращении исполнительного производства
В Кировский районный отдел ФССП России
по городу Екатеринбургу Свердловской области
Вызскатель:
Б.
Должники:
Ходатайство
о прекращении исполнительного производства
В Вашем производстве находится исполнительные производства по исполнению решения Кировского районного суда по делу № по иску Б. к П. о выселении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Заявление в суд о прекращении исполнительного производства
С заявлением в суд для прекращения исполнительного производства обращаются в случае:
- гибели должника или взыскателя. В случаях с физическими лицами, необходимо документальные доказательства смерти или признания лица безвестно пропавшим. Это актуально при наличии условия, что у взыскателя или должника нет правопреемников, иначе будет вынесено решение о продолжении исполнительного производства
- когда исполнительный документ обязывает должника совершить частичные или полные выплаты в пользу взыскателя за счет выявления у должника дополнительного дохода, но возникают обстоятельства, из-за которых это невозможно сделать
- если у самого взыскателя появляется причина отказа принятия от должника определенного имущества при условии, что исполнительный документ предусматривает требование о передачи взыскателю данного имущества.
- иных случаях, которые предусмотрены законом.
Акт про невозможность взыскания составляется, если:
- должник не имеет имущества или доходов, на которые можно обратить взыскание;
- взыскатель отказывается от имущества должника, которое не было продано в ходе исполнения по исполнительному документу;
- не получается установить место пребывания должника или получить информацию о имеющихся у него финансах и прочих ценностях, которые находятся на банковских счетах или на хранении в финансовых структурах;
- взыскатель совершает действия, которые не дают возможности выполнить предписания исполнительного листа.
К сомнительным долгам причисляется задолженность, которая возникла из-за реализации товаров и услуг, поскольку не была погашена в срок, который устанавливает договор или законодательные нормы и не имеет обеспечения в виде соответствующих гарантий.
На такую задолженность создается резерв по сомнительным долгам. Он должен формироваться не реже одного раза в 12 месяцев, точная периодичность закрепляется в учетной политике организации.
Сумма такого резерва может быть определена одним из следующих способов:
- по дебиторам: в этом случае принимается в расчет их платежеспособность, возможность погашения долга частично или полностью и прочие факторы;
- по подгруппам дебиторской задолженности;
- по совокупной сумме такой задолженности.
Сумма резерва, которая сформирована по долгам сомнительного происхождения, не делает меньше налоговую базу по налогу на прибыль.
Имущество, на которое может быть обращено взыскание, прямо не указано в законодательстве — в отличие от имущества, взыскание на которое подавать нельзя.
Детально о порядке обращения взыскания на предмет залога можно прочитать в этой статье.
Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо, либо судебным приставом. Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос..
Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:
1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:
1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
6) в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
2) утраты должником дееспособности;
3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
4) отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
1) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
2) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
3) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Зачет требований на стадии исполнения судебных актов
Нарушение баланса интересов должника и взыскателя может проявиться в ситуации, когда должник заявляет о зачете против требования взыскателя своего встречного требования к нему (статья 410 ГК РФ). Право должника на подобный зачет не всегда признается судами.
ГК РФ и законодательство об исполнительном производстве не содержат ограничений на проведение зачета требований в рамках исполнительного производства. Такой зачет прямо допускается Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее также — ВАС РФ) и соответствует правоприменительной практике иных судов .
Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований», Определения ВАС РФ от 28.09.2007 N 11758/07 и N 12641/07.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2006 по делу N А42-872/2006.
Зачет является односторонней сделкой, для совершения которой достаточно заявления одной стороны (статья 410 ГК РФ), и считается состоявшимся с момента получения заявления о зачете другой стороной. Именно сторона обязательства является лицом, по инициативе которого производится зачет. Судебный пристав может лишь на основании документов, подтверждающих состоявшийся зачет и соответственно — прекращение обязательств зачетом, совершить действия, которые предписаны Законом . Установив, что состоялся зачет требований и требования исполнительного листа исполнены в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обязан, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона, окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе .
Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 по делу N А42-872/2006, от 26.11.2007 по делу N А42-246/2006 (Определением ВАС РФ от 15.02.2008 N 1583/08 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2010 по делу N А56-28601/2010.
Возможность осуществления зачета не зависит от того, предъявлены ли исполнительные листы в одно подразделение судебных приставов или в разные. В силу части 3 статьи 30 Закона исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона. Согласно части 2 статьи 33 Закона если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Ни законодательство, ни информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 (далее — информационное письмо ВАС РФ) не содержат ограничения, в соответствии с которым зачет требований возможен только в том случае, когда исполнительные производства ведутся в одном подразделении службы судебных приставов. Иное привело бы к абсурдному заключению о том, что только при территориальной близости местонахождения сторон обязательств возможен зачет их требований друг к другу. Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что продолжение в другом подразделении службы судебных приставов ведения исполнительного производства без учета прекращения обязательства противоречит закону и нарушает права и законные интересы одной из сторон исполнительного производства, поскольку ведет к неосновательному обогащению другой стороны, а несогласованные действия судебных приставов-исполнителей не могут влечь неблагоприятных последствий для сторон исполнительного производства .
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 по делу N А42-872/2006.
Особые трудности возникают, когда один из имеющих встречное требование взыскателей в целях исполнения требований исполнительного документа идет в подразделение службы судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства, а второй обращается непосредственно в банк (то есть исполнительное производство не возбуждается). Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона, пункту 1.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 10.04.2006 N 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.
Из общей продолжительности срока предъявления исполнительного документа к исполнению (3 года) можно будет вычесть только периоды, в течение которых исполнительное производство осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению. Иными словами, когда исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя.
Если же невозможность исполнения исполнительного документа и необходимость его возвращения будут обусловлены обстоятельствами, имеющими отношение к должнику/солидарному поручителю (например, отсутствием у него доходов или имущества, которое можно реализовать), то возвращение исполнительного документа взыскателю в таком случае не препятствует ему снова предъявить исполнительный документ к исполнению в течение трех лет с момента возвращения такого документа.
Порядок исчисления сроков
Основные положения об исчислении сроков содержатся в Главе 3 (ст. 15 — 23) Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), при этом, положение о сроках совершения исполнительных действия, содержится в статье 36.
Согласно статье 15 ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями.
Особое внимание следует обратить на то, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Нерабочими днями являются выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока. Например, течение 5 дневного срока для добровольного исполнение требований исполнительного документа Должником, начинает течь со следующего дня, за днем получения им Постановления о возбуждении исполнительного производства.
Окончание сроков в исполнительном производстве определено статьей 16 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
- срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.
- срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.
- срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.
- если ФЗ «Об исполнительном производстве» или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Очень важным является то, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.