Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Законодательные акты по теме: «Налог на имущество Свердловская область»

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» О расчете налога по кадастровой стоимости имущества
Решение от 15.11.2016 № 162 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц в Новоуральском городском округе на 2017 год» Актуальные ставки по имущественному налогу для физлиц в Свердловской области
Закон Свердловской области от 27.11.2003 года N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (с изменениями на 17 февраля 2017 года) О налогоплательщиках, ставках налога на имущество в Свердловской области и льготах по нему

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

= KC x Нcт. x Квл, гдe:

  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
  • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
  • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
  • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
  • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
  • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

Льготы для юридических лиц

Предоставление налоговой льготы возможно виде полного освобождения от оплаты или уменьшения применяемой ставки. Вид предоставляемых поблажек определяется исходя из категории налогоплательщика. В Свердловской области претендовать на скидку могут:

  • ЮЛ, в распоряжении которых находятся колонны войскового типа;
  • органы местного самоуправления и государственной власти;
  • государственные и муниципальные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью;
  • владельцы (в том числе и ФЛ) автобусов 4 или 5 экологических классов;
  • собственники (в том числе и ФЛ) автомобилей с двигателями мощностью ниже 100 ЛС;
  • юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами;
  • организации, работающие в ОЭЗ;
  • общественные организации инвалидов, а также ЮЛ, в которых такая организация(и) выступает единственным учредителем.
Читайте также:  Кто может обратиться за универсальным пособием?

Субъекты Российской Федерации могут дифференцировать норматив имущественного налога с учетом категории налогоплательщика и типа сооружения:

  • объект недвижимости принадлежит религиозной организации и используется для осуществления основной деятельности;
  • учреждений Федеральной службы исполнения наказаний;
  • общественных организаций, где численность членов инвалидов и их законных представителей составляет свыше 80%;
  • федеральных научных центров;
  • адвокатских служб;
  • предприятий, где главными учредителями являются ОО инвалидов, и численность работников с ограниченными способностями превышает 50%, а их зарплата составляет не менее четверти от общего фонда предприятия;
  • учреждений, используемых для гуманитарных целей и реабилитации, и находящиеся во владении организаций инвалидов;
  • фармацевтических компаний, если имущество используется для производства вет. препаратов для борьбы с эпидемиями, и ряд других.

Ставки транспортного налога в Свердловской области

Диапазон мощности авто Ставка транспортного налога в рублях за 2022 год Ставка транспортного налога в рублях за 2023 год
От 0 до 100 л.с. 2.5 2.5
От 100 до 150 л.с. 9.4 9.4
От 150 до 200 л.с. 32.7 32.7
От 200 до 250 л.с. 49.6 49.6
От 250 до 999 л.с. 99.2 99.2

Ставки транспортного налога в Свердловской области в 2023 году

Тип транспортного средства Ставка налога
Автомобили легковые [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 2.5 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 9.4 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 150.01 л.с. до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 32.7 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 200.01 л.с. до 250 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 49.6 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 250.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 99.2 руб. / л.с.
Мотоциклы и мотороллеры [ до 20 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 4.5 руб. / л.с.
Мотоциклы и мотороллеры [ от 20.01 л.с. до 36 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 9.4 руб. / л.с.
Мотоциклы и мотороллеры [ от 36.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 32.9 руб. / л.с.
Автобусы [ до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 32.9 руб. / л.с.
Автобусы [ от 200.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 66.2 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 7.3 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 11.7 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 150.01 л.с. до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 14.7 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 200.01 л.с. до 250 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 19.1 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 250.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 56.2 руб. / л.с.
Снегоходы, мотосани [ до 50 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 16.7 руб. / л.с.
Снегоходы, мотосани [ от 50.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 32.9 руб. / л.с.
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 32.9 руб. / л.с.
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 65.6 руб. / л.с.
Яхты и другие парусно-моторные суда [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 65.6 руб. / л.с.
Яхты и другие парусно-моторные суда [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 131.2 руб. / л.с.
Гидроциклы [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 82.4 руб. / л.с.
Гидроциклы [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 164.1 руб. / л.с.
Несамоходные (буксируемые) суда [ФЛ, ЮЛ, ИП] 65.7 руб. / л.с.
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели [ФЛ, ЮЛ, ИП] 82.4 руб. / л.с.
Самолеты, имеющие реактивные двигатели [ФЛ, ЮЛ, ИП] 65.6 руб. / л.с.
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей [ФЛ, ЮЛ, ИП] 656.1 руб. / л.с.
Другие самоходные транспортные средства [ от 0.1 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 16 руб. / л.с.

Ставки земельного налога

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 220,32 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 14,71 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 29,38 белорусского рубля за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (прил. 3 и 4 к НК соответственно) также проиндексированы.

С 1 января 2023 года предусматривается применение ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 3, — на земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), либо земельные участки, целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если принятие такого решения не требуется — в течение трех лет с даты государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок) либо в течение трех лет с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка:

  • не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) и (или) государственная регистрация изменения капитальных строений (зданий, сооружений) в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если они подлежат государственной регистрации);
  • не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при возведении сооружений и (или) передаточных устройств с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), за исключением элементов благоустройства, являющихся отдельной очередью строительства или пусковым комплексом (в случае, если их государственная регистрация не требуется).

Администрирование земельного налога

В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.

В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:

  • отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
  • налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).

Справочно

Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):

  • организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
  • в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).

Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:

  • бюджетными организациями;
  • организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Читайте также:  Калькулятор страховых взносов и НДФЛ 2023

Размер авансовых платежей определяется:

  • уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
  • иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.

Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:

  • в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
  • по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).

Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.

Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:

  • о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
  • о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
  • о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
  • о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
  • о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.

Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:

  • о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
  • о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
  • о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
  • о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.

Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.

При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):

  • организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

Налог на имущество организаций

С наступлением Нового года по старой доброй традиции «Правовест Аудит» знакомит вас с изменениями налогового законодательства. Этот блок посвящен налогу на имущество организаций.

Эксперт по налогам и бухгалтерскому учету «ПравовестАудит» Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв.

Читайте также:  Уведомление о прибытии и убытии иностранного гражданина в 2023 году

Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002). Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения.

Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2023 года не приходилось. Что меняется с 1 января 2023? По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп.

8 п. 4 ст. 374 НК РФ). А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2023 года решение об освобождении от уплаты налога по движимому имуществу, принятому к учету с 1 января 2013 г. и относящемуся к 3-10 амортизационным группам, принимают региональные органы власти. Также с 1 января 2023 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2023 N 335-ФЗ).

Итак, кадастровая стоимость является обязательным условием, при котором по объекту начисляется налог на имущество в 2023 году. Она не является константой, то есть может меняться в зависимости от различных факторов. Для определения этой стоимости проводится кадастровая оценка недвижимости.

Какие именно объекты должны быть оценены по кадастровой стоимости в целях налогообложения, указано в статье 378.2 НК РФ. К ним относятся:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • помещения под офисы, для торговли, заведений общественного питания и оказания услуг;
  • некоторые типы объектов иностранных юрлиц;
  • жилая недвижимость, гаражи, машино-места, дачные дома, хозяйственные постройки на участках под ИЖС или подсобное хозяйство, а также объекты незавершённого строительства.

Это общий список типов объектов. В каждом регионе по решению властей проводится оценка их кадастровой стоимости. В текущем году подавляющая часть российсикх регионов оценивает недвижимость по кадастровой стоимости. Такая оценка может быть проведена как выборочно, так и в отношении всех видов объектов недвижимости. Как пример – администрация субъекта РФ решает провести оценку в отношении всех многоквартирных домов.

После определения кадастровой стоимости издаётся закон о том, что налогообложение объектов должно проводиться на её основе.

С налогом на недвижимость предпринимателей, которую они используют в бизнесе, всё намного проще, поскольку считать его самому не приходится. Этим занимается ИФНС. Всё точно так же, как и с личной недвижимостью гражданина. Нужно лишь удостовериться, что налоговый орган знает об объекте недвижимости, а когда придёт квитанция – уплатить указанную сумму.

Платёж налога производится 1 раз, поскольку установлен только налоговый период. Крайний срок – 1 декабря следующего года. Никаких отчётов подавать в налоговый орган не нужно.

Максимальная ставка, по которой взимается налог на имущество при УСН – 2%. Власти конкретного субъекта РФ могут снизить её до нуля либо увеличить, но не более, чем в 3 раза. Как и в случае с налогом на недвижимость организаций, ставки могут быть дифференцированы.

Приведём пример ставок в Санкт-Петербурге:

  • гаражи и машино-места облагаются по ставке 0,3 %;
  • дорогостоящая недвижимость (более 300 млн рублей) – по ставке 2%;
  • жилая недвижимость – по ставкам от 0,1 до 0,25% в зависимости от типа и стоимости;
  • некоторые иные объекты – по ставке 0,1%.

Если вы не согласны с кадастровой стоимостью, во-первых, убедитесь, что фактические характеристики объекта недвижимости совпадают с данными, содержащимися в ЕГРН. Для этого вы можете заказать выписку из ЕГРН. Неправильно может быть указана площадь квартиры, материал, из которого построен дом и тому подобное. Все это влияет на кадастровую стоимость и сумму налога в дальнейшем.

Существует 3 способа корректировки кадастровой стоимости:

1. Обратиться непосредственно в «Центр государственной кадастровой оценки». Специалисты центра рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

2. Обратиться в комиссию Росреестра. Для этого необходимо будет получить заключение независимого оценщика, сам порядок прописан в Федеральном законе № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года.

Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:

— Росреестр достаточно взвешенно подходит к разрешению таких споров, как правило, соглашаясь с заключением оценщика, если оно выполнено корректно. По статистике самого Росреестра, за январь-декабрь 2019 года было рассмотрено 31 тысяча 345 заявлений в отношении 50 тысяч 852 объектов недвижимости. Доля решений, принятых комиссиями в пользу заявителей, составила 64,85 % (за 2018 год — 59,39 %). В итоге общая кадастровая стоимость недвижимости снизилась на 35 %.

Считается, что обращение в комиссию Росреестра позволяет снизить кадастровую стоимость до 50 %. Если же хочется снизить стоимость более значительно, то придется обращаться в суд, добавляет Роман Речкин.

3. Подать иск в суд. Это самый сложный и долгий путь — придется потратить и время, и деньги. Комиссия принимает решение в течение 30 дней, суд рассматривает этот спор только по первой инстанции — не менее двух месяцев. Материальные затраты тоже будут весьма ощутимыми.

Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:

— Оспаривание кадастровой стоимости имеет смысл только в случае, если сумма экономии по налогу заметно превысит сумму затрат на это оспаривание. Затраты на оформление мотивированного заключения оценщика по рыночной стоимости квартиры составляют 8-10 тысяч рублей, а в случае судебного оспаривания — добавятся 300 рублей государственной пошлины и затраты на оплату услуг юристов. Поэтому, на наш взгляд, оспаривание кадастровой стоимости квартиры экономически целесообразно только в случаях, когда сумма налога увеличилась на 5-7 тысяч рублей в год или более.

Эксперты сходятся в том, что вряд ли оспаривание кадастровой стоимости квартир будет массовым явлением.

Сергей Козлов, руководитель ГК Априори, член совета СОСПП:

— Оспаривание кадастровой стоимости в суде — довольно затратная процедура. Мы наблюдаем большой спрос на эту услугу со стороны юридических лиц, а вот в отношении простых граждан подобных судебных процессов не ожидаем. Некоторые дома начинают решать этот вопрос через свою управляющую компанию.

Мы провели краткий анализ и не увидели существенного завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости в собственности у физлиц. Если такие ситуации и произойдут, то, скорее всего, речь будет идти об ошибках в характеристиках объекта. Исправить их несложно и без обращения в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий