Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачет и возврат налоговой переплаты с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с внесенным изменением Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная с 1 октября 2020 года, переплату по налогу можно зачесть в счет уплаты предстоящих платежей, недоимки, пеней и штрафов, относящихся к налогу другого уровня.
С 1 октября 2020 года меняются правила возврата и зачёта переплаты по налогам.
Ранее зачет переплаты по налогу осуществлялся только в счет уплаты налога такого же вида (при переплате по федеральному налогу производился зачет в счет уплаты федерального налога, при переплате по региональному – в счет регионального и т.д.).
Теперь возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Ранее возврат по налогу производился при отсутствии задолженности по налогу того же вида.
Эта новость особенно актуальна для предпринимателей, которые освобождены от налоговых платежей за II квартал 2020 года как пострадавшие от коронавируса.
НК РФ (п. 6 ст. 78) наделил налогоплательщиков правом отменить зачет, осуществленный налоговым органом. Речь идет о зачете в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса). Отмена зачета осуществляется также в заявительном порядке (прил. 5 к приказу № ЕД-7-8/1133@). В этой форме заявления нужно указать сумму отменяемого зачета, КПП (для организаций), код ОКТМО, КБК и срок уплаты.
Заявление содержит сведения об отмене зачета. При полной отмене зачета нужно указать признак 1, при частичной — 2.
Сумму нужно обязательно указывать при частичной отмене зачета. Если зачет отменяется полностью, сведения о сумме заполнять не нужно (табл. 4.10 прил. 6 к приказу № ЕД-7-8/1133@)
Журнал «Российский налоговый курьер», июль 2014 года, № 13-14
Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.
Настоящая статься была размещена в журнале «Российский налоговый курьер» в виде беседы.
Беседу ведет Алина Смехова, корреспондент журнала:
— В нашу компанию обратилась организация с необычной проблемой. При проведении инвентаризации активов и обязательств в рамках проекта по выявлению и реализации налоговых резервов организацией была выявлена значительная переплата — излишне уплаченный налог на прибыль в федеральный и региональный бюджеты и конечно же возник вопрос, как вернуть переплату по налогам.
— Ваш клиент пропустил срок в который налоговая переплата могла быть зачтена или возвращена?
— Нет, как раз трехлетний срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ, практически истек на тот момент, когда налоговая переплата была выявлена. Чтобы избежать пропуска срока компания подготовила уточненную декларацию и обратилась в районную ИФНС с заявлением о её зачете в счет предстоящих платежей.
— Удалось ли вашему клиенту получить зачет переплаты по налогам?
— После получения уточненной декларации и заявлений районная инспекция буквально сразу же (в течение недели) уведомила налогоплательщика о проведении зачета переплаты в счет предстоящих платежей и направила ему соответствующие уведомления.
— Так в чем же заключался налоговый спор с проверяющими?
— Дело в том, что прогнозный расчет предстоящих налоговых обязательств, который произвели специалисты нашего клиента после получения уведомлений, показал, что сумма образовавшейся переплаты существенно превысила планируемые значения. Получается, что полностью использовать ее компания сможет не ранее четырех лет после проведения указанного зачета.
Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о частичном зачете в счет предстоящих платежей по НДС, и частичном возврате на расчетный счет. Тем более, что переплату ФНС уже зачла.
— Предположу, что ответом на такой запрос был отказ?
— Заявление нашего клиента привело к достаточно бурной реакции проверяющих. Уже на следующий день после подачи заявления, наш клиент начал получать многочисленные письменные сообщения из ФНС. В них проверяющие со ссылкой на пункт 3 статьи 88 НК РФ требовали представить пояснения о причинах образования данной переплаты.
Помимо требований о представлении пояснений в этих сообщениях инспекция фактически предъявила компании требование предоставить копии первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, подтверждающих обстоятельства возникновения переплаты и ее размер. Причем в устной форме инспекторы порекомендовали представить запрошенные копии в течение одного дня (в противном случае не исключался вариант назначения и проведения выездной проверки).
— Разве такие требования законны?
— На наш взгляд, не совсем. Ведь положения пункта 3 статьи 88 НК РФ позволяют требовать у налогоплательщика только пояснения, а никак не документы. При этом истребовать копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета проверяющие в рассматриваемой ситуации не вправе.
— Как же поступил ваш клиент?
— Организация подготовила несколько письменных пояснений с приложением копий первичных документов, обосновывающих образование переплаты по налогу на прибыль организаций. Эти документы она представила в ИФНС.
— Что в результате решили проверяющие?
— Буквально через несколько дней после представления сведений районная инспекция направила в адрес компании в письменной форме два решения: об отказе в осуществлении зачета переплаты в счет уплаты НДС и об отказе в осуществлении возврата её на расчетный счет.
В их обоснование инспекторы указали, что отказ в зачете и в возврате переплаты обусловлен проведением камеральной проверки и рассмотрением данного вопроса с участием должностных лиц вышестоящего налогового органа. После этого инспекция прекратила какое-либо взаимодействие с компанией.
— Несколько странное решение. Как я понимаю, именно после него организация обратилась за помощью в вашу компанию с проблемой как вернуть переплату по налогам, в рамках услуги: Досудебное урегулирование налоговых споров?
— Да, именно так. И нам предстояло определить дальнейшие действия, чтобы данная налоговая переплата была возвращена нашему клиенту.
На наш взгляд, при таком развитии ситуации существует некоторая процессуальная неоднозначность. Дело в том, что фактически решение инспекторы приняли до завершения камеральной проверки.
С одной стороны, инспекторы обязаны принять решение о возврате или зачете соответствующей переплаты в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
С другой стороны, Президиум ВАС РФ в пункте 11 информационного письма от 22.12.05 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал следующее: «срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ».
В этом же письме высшие арбитры сделали вывод о том, что срок на возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ) начинает исчисляться со дня подачи заявления. Но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому или отчетному периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
— Значит, важно было не ошибиться со сроками подачи возражений?
— Да, мы столкнулись с ситуацией, когда процессуальный срок для обжалования решений об отказе в зачете и об отказе в возврате мог истечь из-за проведения камеральной проверки. Это означало бы, что дальнейшее административное или судебное обжалование могло быть невозможным из-за истечения или пропуска этого срока (если не обжаловать решения и ждать завершения камеральной проверки).
С другой стороны после завершения камеральной проверки инспекторы могли вовсе не принять никаких решений, изменяющих или дополняющих ранее принятые об отказе в зачете или об отказе в возврате. Иными словами, они остались бы в законной силе. То есть при таком развитии ситуации и возможном бездействии ИФНС РФ налогоплательщик мог пропустить срок обжалования отказных решений и в результате полностью лишиться переплаты по налогу.
— Еще тут же важны сроки обжалования — три года для обращения в инспекцию с заявлением о зачете?
— Верно, после завершения «камералки» наш клиент не смог бы представить новое заявление. Поскольку по истечении нескольких месяцев проведения камеральной проверки истек бы трехлетний срок обращения с таким заявлением. Напомню, что уточненную декларацию в которой отражена переплата, налогоплательщик подал в инспекцию практически на исходе этого трехлетнего срока.
Таким образом, ожидание результатов камеральной проверки грозило компании лишением права на возврат из-за необжалования решений.
— А если бы организация попыталась признать незаконным бездействие инспекторов, которые не приняли каких-либо решений по итогам проверки?
— В этом случае инспекторы могли заявить о том, что результаты камеральной проверки не повлекли изменения ранее принятых решений об отказе, поэтому выносить новые не нужно (так как они повторяют ранее принятые).
— И что же вы предприняли?
— Для начала мы инициировали сверку расчетов клиента с налоговым органом. В результате компания получила акт сверки и выписку операций по расчетам с бюджетом, в которой были отражены излишне уплаченные суммы по первым заявлениям о зачете её в счет предстоящих платежей. Помимо прочего указанные документы (акт сверки с ИФНС и выписка операций по расчету с бюджетом) доказывали отсутствие у компании какой-либо задолженности перед бюджетом, что является условием для возврата излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).
После прохождения сверки мы обжаловали решение районной инспекции об отказе в проведении зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога.
Процедура зачета: основные положения Правовое регулирование процедуры зачета налогов
Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ N ММ-3-1/683@), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.
Действует в редакции Приказа ФНС России от 20.03.2009 N ММ-7-1/131@.
В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина России от 04.09.2008 N 90н «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н», обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.
Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно
Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).
Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.
Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (далее — справка по форме N 39-1).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению».
Извещение и справка по форме N 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).
Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Переплата указанная в заявлении не подтверждена налоговым органом что значит
Работа бухгалтера в компании требует сосредоточенности и опыта. Ведь в руках этого человека находится весь бюджет предприятия. Ошибки могут привести к неоправданным убыткам, штрафам, а в некоторых случаях даже к уголовной ответственности.
Переплата по налогу относится к ошибкам бухгалтера. Это может произойти из-за желания бухгалтера подстраховаться и уплатить лишнее, или просто по причине неправильного подсчёта. Какой бы ни была причина — это не правильно, так делать не нужно. Поэтому излишне уплаченные суммы необходимо попытаться вернуть.
Когда речь заходит о возврате из налоговой, следует готовиться к затягиванию вопроса на месяцы, отказам, спорам и даже судом. В этой статье рассмотрим, что делать, если вы переплатили налог, заявили о необходимости возврата и получили ответ: переплата указанная в заявлении не подтверждена налоговым органом.
Как оспаривать бездействие налогового органа
Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.
Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).
Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.
К жалобе необходимо приложить:
- заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
- решение о возврате (при наличии).
Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:
- номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
- срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
- требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.
Причины отказа в налоговом вычете
Существует множество причин. Инспекция имеет право вынести отрицательное решение по возврату денег, если:
- Не предоставили по просьбе инспектора оригиналы подтверждающих документов;
- Опоздали со сроком оформления льготы. Напомним, что вернуть налог разрешено в течение 3 лет. Например, 2023 г. — последний год, когда разрешается оформить возврат за 2020 г.;
- Не хватает подтверждающих документов, они заполнены некорректно, не хватает данных, имеются неточности и т.п.;
- Не имели права на вычет, но подали документы. Например, в тот год, когда платили за лечение, обучение и прочее не было дохода, облагаемого по ставке 13%;
- Подали декларацию не по той форме, которая действовала в отчетный период. Для каждого года действует свой бланк;
- В декларации есть ошибки, которые исказили достоверность представляемых сведений;
- Подали декларацию в инспекцию не по месту постоянной прописки.
Неиспользованный остаток вычета
НК РФ устанавливает верхний предел суммы, которую можно вернуть из бюджета:
Но фактическая сумма к возврату зависит от дохода физлица. Часто бывает так, что налогоплательщик может вернуть только часть допустимой к возврату суммы, потому что не уплатил в достаточной сумме НДФЛ со своих доходов в бюджет.
В этом случае у собственника жилья образуется неиспользованный остаток вычета, который можно получить и позднее. Таким образом, обращаться в ИФНС за вычетом можно не единственный раз, а до тех пор, пока не будет исчерпан весь доступный лимит.
Однако при повторном обращении в ИФНС следует иметь в виду несколько нюансов.
Во-первых, нужно учитывать год приобретения жилья. Если оно куплено в промежутке с 2003-го по 2007 год, вернуть можно только 13% от 1 млн руб. Если же объект куплен в 2008 году и позднее, вернуть можно 13% от 2 млн руб. Следовательно, сумму неиспользованного остатка вычета нужно рассчитать правильно.
Во-вторых, при покупке объекта до 2014 года вычет можно получить только на него, без переноса остатка вычета на другой объект. С 2014 года можно вернуть остаток вычета при приобретении другого жилья.
Аналогично с вычетом по ипотечному кредиту. При покупке квартиры в ипотеку до 2014 года вычет можно было использовать только вместе с основным вычетом и только за эту же квартиру.
Но если гражданин приобрел объект в ипотеку в 2014 году и позднее и не использовал ранее вычет по ипотечному кредиту, то использовать его можно при покупке нового жилья (даже если основной вычет получен до 2014 года). Это подтверждают чиновники (письмо Минфина РФ от 14.05.2015 № 03-04-07/27582). Таким образом, у физлица появляется право на получение дополнительных 390 тыс. руб.
Если же использованы оба вычета, то получить повторный вычет может супруг собственника, при условии что:
Спорные вопросы, связанные с получением супругом имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилья, рассмотрены в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ. Вы можете бесплатно оформить пробный доступ к К+ и увидеть, как решаются такие спорные ситуации.
Критика возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки
Можно предположить, что подобный подход вызовет критику, которая будет состоять в том, что осуществление возврата излишне уплаченного налога без проведения камеральной проверки может породить волну мошенничества, связанного с неправомерным возвратом якобы излишне уплаченных налогов с последующей ликвидацией компаний, получивших возврат налога.
Здесь, на наш взгляд, следует отметить несколько аспектов.
Во-первых, такой вид мошенничества потенциально возможен только при возврате налога. Поэтому ссылка на этот аргумент в дискуссии относительно зачета излишне уплаченного налога до окончания камеральной проверки налоговой декларации необоснованна.
Во-вторых, чтобы вернуть излишне уплаченный налог из бюджета, надо первоначально излишне уплатить этот налог в бюджет. Поэтому такой вид мошенничества, на наш взгляд, потенциально возможен только при смене руководителей компаний: новый руководитель ранее законопослушной компании подает заведомо недостоверные уточненные налоговые декларации «к уменьшению», получает возврат налога и скрывается с полученными деньгами. Однако считаем, что существование гипотетического риска подобного мошенничества не может являться оправданием необходимости ожидания завершения камеральной проверки для зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Чтобы адресовать этот риск, достаточно ввести в НК РФ нормы, предусматривающие особый порядок возврата налога компаниям, в которых незадолго до этого произошла смена руководства.
Далее, даже если признать все приведенные выше доводы относительно возможности зачета (возврата) излишне уплаченного налога до завершения камеральной проверки налоговой декларации несостоятельными, то, на наш взгляд, следует задаться вопросом: позволит ли проведение камеральной проверки достигнуть цели, которую ВАС РФ приводит в качестве обоснования необходимости удлинения срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога?
ДЕЙСТВЕННОСТЬ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
Как зачесть или вернуть переплату в 2020 году
Чтобы зачесть или вернуть переплаченный налог, нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182. Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Обратите внимание
Срок подачи заявлений и на зачет, и на возврат переплаты, один — три года с даты излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитывают со дня подачи годовой декларации (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Решение о зачете налоговая инспекция должна принять в течение 10 дней с момента получения заявления. Срок принятия решения о зачете переплаты при проведении камеральной проверки будут отсчитывать:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения.
А вот возврата налога придется ждать дольше – налоговым инспекторам на это дается месяц с момента получения заявления. Если переплата выявлена по уточненным декларациям, ждите денег в течение месяца после окончания камеральной проверки (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Налоговая инспекция может и отказать в возврате налога. В этом случае она должна сообщить о своем решении, указав причину отказа.
Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Жалобу можно подать в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Можно зачесть пени и штрафы в счет налогов
НК разрешает производить зачет сумм переплаты по налогам в счет пени, и наоборот. Однако производить это необходимо по правилу, что и пени, и налог находятся на одном уровне бюджета (федеральный, региональный, местный). Для выполнения операции необходимо в общем порядке подать заявление на зачет.
Что касается переплаты по штрафам, то НК определяет, что они могут быть использованы в счет любых будущих платежей. При этом вид налога прямо не указывается.
Однако на практике с зачетом штрафом могут возникать проблемы. Это связано с тем, что сами штрафы существуют в двух видах — твердой сумме либо размере от неоплаченного налога.
Внимание! Чтобы не столкнуться с отказом, лучше всего просить о зачете переплаты по штрафу на налог или пени того же вида что и налог, по штрафу которого возникла переплата.
Если излишняя уплата налога стала следствием ошибок, допущенных налогоплательщиком при формировании налоговой базы, которая оказалась завышена, налогоплательщик вправе (но не обязан) внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом согласно п. 1 ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается поданной с нарушением срока.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения, в составе титульного листа и тех листов, в которые вносятся изменения.
Согласно п. 4–9 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы могут истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган обычно не вправе заставлять налогоплательщика подавать дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
В то же время при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение этого налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе в этом случае истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Порядок истребования дополнительных документов при камеральной проверке установлен ст. 93 НК РФ.
Одновременно с подачей уточненной декларации в рассматриваемом нами случае должно подаваться заявление о зачете (возврате) налога.
После завершения камеральной проверки уточненной декларации налогоплательщику излишне повторно подавать заявление о зачете (возврате) налога.
Пример.
Производственный сельскохозяйственный кооператив – рыболовецкий колхоз (далее – колхоз) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возвратить колхозу 192 926 руб. излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2005 год и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда заявленные требования колхоза были удовлетворены. Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе.
В кассационной жалобе налоговый орган просил отменить судебные акты и отказать колхозу в удовлетворении требований, так как, по его мнению, он правомерно отказал налогоплательщику в возврате 192 926 руб. переплаты по налогу на имущество организаций, поскольку на момент подачи заявления о возврате (3 августа 2006 года) еще проводилась камеральная проверка представленной колхозом декларации и срок ее окончания приходился на 19 сентября 2006 года.
Из материалов дела следовало, что колхоз представил 16 июня 2006 года в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2005 год, в которой он отразил переплату по налогу на имущество организаций в сумме 192 926 руб. Письмом от 20.07.2006 заявитель запросил у налогового органа акт сверки расчетов по налогам, сборам и взносам, в ответ на что налоговый орган направил 27 июля 2006 года в адрес колхоза вышеуказанный акт, которым подтвердил наличие у колхоза по состоянию на 24 июля 2006 года переплаты по налогу на имущество организаций в размере 192 926 руб. Получив акт сверки расчетов, колхоз обратился в налоговый орган с заявлением от 03.08.2006 о возврате переплаты по налогу на его расчетный счет.
Налоговый орган отказал заявителю в возврате переплаты в связи с проведением камеральной проверки со сроком окончания 19 сентября 2006 года, указав о возможности повторного обращения с заявлением о возврате переплаты после 19 сентября 2006 года.
Посчитав незаконными действия налогового органа, колхоз обжаловал их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 21 и подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан возвращать излишне уплаченные суммы налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей Кодекса.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Президиумом ВАС РФ разъяснено в п. 11 информационного письма от 22.12.2005 № 98, что ст. 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога. Месячный срок возврата налога, предусмотренный п. 9 ст. 78 НК РФ и исчисляемый со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, касается ситуаций, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. Месячный срок предоставляется налоговому органу только для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).
В данном случае судом было установлено и подтверждалось материалами дела, что факт излишней уплаты налогоплательщиком налога на имущество организаций за 2005 год был определен актом сверки расчетов по состоянию на 27 июля 2006 года, подписанным налоговым органом 27 июля 2006 года и колхозом 2 августа 2006 года, а заявление о возврате 192 926 руб. излишне уплаченного налога было подано колхозом 3 августа 2006 года.
Правила зачета (возврата) налогов применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
ВАС РФ обращает внимание судов на то, что если излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, то решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято налоговым органом или судом только в случае, если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).
Что касается возврата излишне уплаченных сумм авансовых платежей в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, то налогоплательщик вправе подать соответствующее заявление.
Пример.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия налогового органа, заключавшегося в непринятии решения о возврате сумм излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также неосуществлении действий по возврату данных сумм.
Налоговый орган в обоснование правомерности своего бездействия указал на то, что применение положений ст. 78 НК РФ к авансовым платежам недопустимо.
Из представленных в суд материалов усматривалось следующее.
Общество, руководствуясь требованиями п. 2 ст. 286 НК РФ, уплатило в течение II квартала три ежемесячных авансовых платежа в сумме, равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал.
Деятельность общества во II квартале была менее прибыльной, чем в I, в силу чего сумма исчисленного авансового платежа по итогам полугодия оказалась менее суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал, и вышеуказанных ежемесячных авансовых платежей. Данное обстоятельство стало основанием для квалификации возникшей разницы в качестве излишне уплаченной суммы авансового платежа. Заявление о возврате этой суммы было подано обществом 28 июля 2004 года. Недоимка по иным налогам, на погашение которой вышеуказанная сумма могла бы быть направлена налоговым органом, у налогоплательщика отсутствовала.
Не получив ответа налогового органа на заявление о возврате излишне уплаченной суммы, общество по истечении трехмесячного срока на проведение камеральной проверки декларации по налогу на прибыль по итогам полугодия подало 29 октября 2004 года заявление об оспаривании бездействия налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, указав на недопустимость возврата уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль до окончания налогового периода и проверки налоговым органом соответствующей декларации по налогу на прибыль по итогам года. В обоснование данной позиции суд сослался на п. 1 ст. 287 НК РФ, в силу которого суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, а последние, в свою очередь, – в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
По мнению суда, вышеуказанная норма, являясь специальной по отношению к ст. 78 НК РФ и не допускающей возврата уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, предусматривает исключительно возможность их зачета в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование общества по следующим основаниям.
Пункт 1 ст. 287 НК РФ, устанавливая правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога, исчисленного по итогам налогового периода, отражает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, основывающийся на методе нарастающего итога. Этот итог как результат финансово-хозяйственной деятельности должен учитываться при определении размера обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей на дату окончания соответствующего отчетного периода.
Следовательно, применительно к рассматриваемому делу превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания полугодия, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, являлось излишне уплаченной суммой, которая могла быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, которая не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей.(п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.2005 № 98).