Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сила государства, помимо мощной армии и современных систем вооружения, во многом определяется заботой о гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государственная поддержка чрезвычайно важна для инвалидов, которым в обычной жизни приходится решать множество проблем и преодолевать трудности. Помочь маломобильным категориям населения призвана государственная программа «Доступная среда», разработанная Правительством Российской Федерации.
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов
Для ее реализации из бюджета было выделено 255 миллиардов рублей. Изначально предполагалось, что программа будет действовать до 2022 года. Однако уже в начале 2018 года программу продлили до конца 2025 года. В 2018 году на создание « доступной среды» планируется потратить 52 миллиарда рублей. Финансирование программы осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов на принципах софинансирования.
Государственная программа «Доступная среда » отвечает требованиям Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Российская Федерация подписала в 2008 году. В дальнейшем Правительство еще дважды, в 2015 и в 2018 году, возвращалось к данной теме.
Первостепенными задачами « Доступной среды» является оценка доступности для инвалидов реабилитационных, информационных, государственных, медицинских услуг; инфраструктуры зданий, транспорта, создание и координация нормативной базы, а также « доступной среды» для инвалидов -колясочников и людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху.
Главной целью программы « Доступная среда » остается приобщение как можно большего числа инвалидов к полноценной жизни в обществе. Также приоритетными являются вопросы адаптации и трудоустройства инвалидов, создание условий для обучения детей-инвалидов в обычных школах. На официальном сайте программы все заинтересованные граждане могут найти информацию о международной правовой базе защиты прав инвалидов и ознакомиться с картой доступности объектов по всей стране. На главной странице сайта указан номер горячей линии. Позвонив по нему, можно получить ответы на вопросы, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, социальной защиты и реабилитации инвалидов. На главной странице официального сайта работает онлайн-чат – удобная форма для получения интересующей информации.
В социальной программе выделены три больших раздела:
Целевые индикаторы и показатели Программы
Показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».
Показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов».
Показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации».
Показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)».
Показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)».
Показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».
Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»
Правительством предусмотрено, что за 1-2 года достаточно сложную с адаптацией инвалидов ситуацию не изменить. Поэтому на реализацию программы было выделено изначально семь лет. Планировалось, что доступная среда будет создаваться с 2011 по 2018 года. Но в 2018 году стало понятно, что программу нужно продлевать, и она получила еще 7 лет. Завершить внедрение программы планируется к 2025 году.
Пока предусмотрено 5 этапов адаптации городской и частной среды:
- Первый этап. Длился с 2011 по 2012 годы. В этот период создавались законы, прорабатывалась программа, выявлялись наиболее значимые объекты.
- Второй этап. Прошел в 2013-2015 годах. На этом этапе формировала инфраструктура и объекты для инвалидов за счет средства федерального бюджета. Основной акцент был сделан на организации по реабилитации инвалидов – их оснастили современным оборудованием, дали все необходимые технические средства.
- Третий этап. Пришелся на 2016-2018 года. В этот период решались основные задачи правительства по адаптации объектов.
- Четвертый этап. Начался после продления программы – в 2019 году и завершился в 2020 году. Был необходим для оценки работы программы, анализа выполненных задач.
- Пятый этап. С 2021 по 2025 года. Завершающий этап выделен под увеличение числа регионов, участвующих в программе и объектов.
Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.
Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.
В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.
В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Целевые индикаторы и показатели Программы
- показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
- показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
- показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;
- показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;
- показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;
- показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».
Этапы реализации программы
С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:
- 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
- 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
- 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
- Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
- 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.
В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям.
Особенности исполнения в регионах
В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.
В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.
Что ждет тех, кто уклоняется от реализации программы «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» не просто декларирует требования и пути их реализации, но и имеет механизмы принуждения к реализации. Если руководители учреждений и организаций не исполняют требования законодательства в этой области, к ним применяются штрафные санкции:
- 2-3 тысяч рублей на должностных лиц, 20-30 тысяч на юрлица штраф за неисполнение требований доступности на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
- 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушение требования обеспечения специальными средствами официальных сайтов государственных органов;
- 30-50 на юрлиц, 3-5 на физлиц за нарушения, связанные с выделением на автостоянках специальных парковой для инвалидов.
Кто отвечает за реализацию программы «Доступная среда»
Следует понимать, что программа «Безбарьерная среда» реализуется не только за счет государственной поддержки. Помимо Минтруда, Росстата, Минобрнауки, Минпросвещения, Минспорта, Росстандарта, Минкультуры России в программу вовлечено большое количество коммерческих организаций.
Приоритетными поставщиками оборудования в рамках глобального проекта являются российские производители сегмента малого и среднего бизнеса. Речь идет о поставках актуальных, инновационных средств реабилитации, о выполнении ряда работ, необходимых для организации безбарьерной среды города.
Сегодня товары для инвалидов покупать в интернете — это просто и легко. Например, наш онлайн магазин «Доступная среда». Здесь вы найдете более двух тысяч наименований специализированных товаров, предназначенных для взрослых и детей, частично или полностью потерявших слух, зрение и имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата.
Если вам нужна развернутая консультация по средствам доступности, обращайтесь по нашим контактным данным. Наши консультанты окажут помощь в выборе подходящего именно вам ТСР.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Региональные программы улучшения качества жизни инвалидов
Реализация ФЦП «Доступная среда» реализуется за счет внебюджетных средств и средств федерального и регионального бюджетов. Субъекты Российской Федерации ответственны за 40% финансирования программы, но возможности финансирования социальных программ у всех регионов разные. Это в существенной мере тормозит проведение запланированных мероприятий, так как для реализации федеральных программ регионы получают бюджетные ассигнования из федеральных средств лишь при условии собственных инвестиций (и пропорционально их размеру).
Регионами, которые активно участвовали в выполнении программы «Доступная среда», согласно отчетам, были: Астраханская, Иркутская, Омская, Воронежская, Самарская, Тюменская, Ульяновская области, Хабаровский край, а также Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Удмуртия.
Следует отметить, что в ряде субъектов приняты собственные программы по реализации концепции доступной среды как на период действия федеральной целевой программы, так и на период, следующий за годом ее окончания.
Однако главное в концепции доступной среды для инвалидов — не забывать об их нуждах при реализации любой инициативы — как общественной, так и частной. В этом плане очень показателен опыт Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, региональные программы которого, даже не являясь целевыми по нуждам инвалидов, все равно учитывают интересы этой группы населения.
Разработка программы «Доступная среда» в 2019 году
Целевая федеральная программа «Доступная среда» в России предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью более удобными и качественными. Разработка этого проекта началась еще до того, как Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН.
Подготовительный процесс был запущен уже в 2008 и продлился до 2011 года. Значимость его объяснялась официальными социологическими данными по количеству инвалидов в нашей стране. К тому моменту показатель достиг 9% от всего населения. Статистика показывала, что 30% из общего числа людей с ограниченными возможностями имели трудоспособный возраст и хотели бы активно участвовать в жизни общества. Также социологи констатировали увеличение количества детей с врожденными физическими недостатками, которым также необходимы особые условия для жизнедеятельности.
Провести государственную программу было решено в два этапа. Первый период выпадал на 2011-2012 года, когда юристы создавали правовую базу для улучшения качества жизни инвалидов, социологи, психологи и другие специалисты проводили исследование общественного мнения, создавали консультационные службы, разрабатывали механизмы и инструменты, которые позволили бы осуществить следующие действия в рамках программы. Второй этап планировалось осуществить с 2013 по 2016 года. Всего из федерального бюджета было выделено 168, 44 млрд. руб., которые должны быть реализованы на всех уровнях к 2020 году.
Этапы реализации программы
С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:
- 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
- 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
- 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
- Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
- 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.
Объемы бюджетных ассигнований Программы
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4
- на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
- на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
- на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
- на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
- на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
- на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
- на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
- на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
- на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
- на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
- на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Из них:
1. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:
- на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
- на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
- на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
- на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
- на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
- на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
- на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
- на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
- на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
- на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
- на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.