Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы ОДН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 2023 год
N п/п |
Наименование категории объектов |
Расчетная единица, в отношении которой установлен норматив |
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов |
|||
в месяц |
в год |
|||||
кг |
куб. м |
кг |
куб. м |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ |
||||||
1. |
Административные здания, учреждения, конторы: |
|||||
1.1. |
научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро |
1 сотрудник |
21,539 |
0,121 |
258,468 |
1,452 |
1.2. |
банки, финансовые учреждения |
1 сотрудник |
18,615 |
0,109 |
223,380 |
1,308 |
1.3. |
отделения связи |
1 сотрудник |
17,505 |
0,144 |
210,060 |
1,728 |
1.4. |
административные, офисные учреждения |
1 сотрудник |
8,851 |
0,122 |
106,212 |
1,464 |
2. |
Предприятия торговли: |
|||||
2.1. |
продовольственный магазин |
1 кв. метр общей площади |
10,071 |
0,080 |
120,852 |
0,960 |
2.2. |
промтоварный магазин |
1 кв. метр общей площади |
7,798 |
0,079 |
93,576 |
0,948 |
2.3. |
павильон |
1 кв. метр общей площади |
8,240 |
0,273 |
98,880 |
3,276 |
2.4. |
палатка, киоск |
1 кв. метр общей площади |
10,572 |
0,244 |
126,864 |
2,928 |
2.5. |
супермаркет (универмаг) |
1 кв. метр общей площади |
9,265 |
0,089 |
111,180 |
1,068 |
2.6. |
рынки (продовольственные, промтоварные) |
1 торговое место |
3,188 |
0,069 |
38,256 |
0,828 |
2.7. |
торгово-развлекательные комплексы, торговые центры |
1 торговое место |
7,486 |
0,269 |
89,832 |
3,228 |
3. |
Предприятия транспортной инфраструктуры: |
|||||
3.1. |
автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания |
1 машино-место |
18,281 |
0,134 |
219,372 |
1,608 |
3.2. |
автозаправочные станции |
1 машино-место |
2,894 |
0,019 |
34,728 |
0,228 |
3.3. |
автостоянки и парковки |
1 машино-место |
2,464 |
0,023 |
29,568 |
0,276 |
3.4. |
гаражи, парковки закрытого типа |
1 машино-место |
2,478 |
0,017 |
29,736 |
0,204 |
3.5. |
автомойка |
1 машино-место |
18,685 |
0,139 |
224,220 |
1,668 |
3.6. |
железнодорожные и автовокзалы, аэропорты |
1 пассажир |
5,312 |
0,058 |
63,744 |
0,696 |
4. |
Дошкольные и учебные заведения: |
|||||
4.1. |
дошкольное образовательное учреждение |
1 ребенок |
5,165 |
0,055 |
61,980 |
0,660 |
4.2. |
общеобразовательное учреждение |
1 учащийся |
3,373 |
0,019 |
40,476 |
0,228 |
4.3. |
учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс |
1 учащийся |
3,964 |
0,050 |
47,568 |
0,600 |
4.4. |
детские дома, интернаты |
1 место |
16,825 |
0,147 |
201,900 |
1,764 |
5. |
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения: |
|||||
5.1. |
клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки |
1 место |
2,241 |
0,027 |
26,892 |
0,324 |
5.2. |
библиотеки, архивы |
1 место |
5,468 |
0,020 |
65,616 |
0,240 |
5.3. |
выставочные залы, музеи |
1 кв. метр общей площади |
0,473 |
0,004 |
5,676 |
0,048 |
5.4. |
спортивные арены, стадионы |
1 место |
3,149 |
0,069 |
37,788 |
0,828 |
5.5. |
спортивные клубы, центры, комплексы |
1 кв. метр общей площади |
2,450 |
0,025 |
29,400 |
0,300 |
5.6. |
зоопарк, ботанический сад |
1 кв. метр общей площади |
1,259 |
0,010 |
15,108 |
0,120 |
6. |
Предприятия общественного питания: |
|||||
6.1. |
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые |
1 место |
15,044 |
0,095 |
180,528 |
1,140 |
7. |
Предприятия службы быта: |
|||||
7.1. |
мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники |
1 кв. метр общей площади |
5,448 |
0,085 |
65,376 |
1,020 |
7.2. |
мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр. |
1 кв. метр общей площади |
7,217 |
0,100 |
86,604 |
1,200 |
7.3. |
ремонт и пошив одежды |
1 кв. метр общей площади |
5,213 |
0,060 |
62,556 |
0,720 |
7.4. |
химчистки и прачечные |
1 кв. метр общей площади |
1,743 |
0,018 |
20,916 |
0,216 |
7.5. |
парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты |
1 место |
12,141 |
0,153 |
145,692 |
1,836 |
7.6. |
гостиницы |
1 место |
27,247 |
0,097 |
326,964 |
1,164 |
7.7. |
общежития |
1 место |
18,402 |
0,137 |
220,824 |
1,644 |
7.8. |
бани, сауны |
1 место |
9,334 |
0,062 |
112,008 |
0,744 |
8. |
Предприятия в сфере похоронных услуг: |
|||||
8.1. |
кладбища |
1 место |
3,621 |
0,010 |
43,452 |
0,120 |
8.2. |
крематории |
1 кв. метр общей площади |
0,291 |
0,007 |
3,492 |
0,084 |
8.3. |
организация, оказывающая ритуальные услуги |
1 кв. метр общей площади |
4,433 |
0,049 |
53,196 |
0,588 |
9. |
Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества |
1 участник (член) |
26,762 |
0,230 |
321,144 |
2,760 |
ДОМОВЛАДЕНИЯ |
||||||
1. |
Многоквартирные дома |
1 проживающий |
23,312 |
0,213 |
279,744 |
2,556 |
2. |
Индивидуальные жилые дома |
1 проживающий |
28,977 |
0,261 |
347,724 |
3,132 |
Что такое ОДН по электроэнергии?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Если объем ОДН отрицательный
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Как снизить ОДН по электроэнергии?
Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:
- Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
- Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
- Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
- Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
- Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.
Норматив потребления и тарифы на воду в разных регионах РФ
Размер удельного потребления корректируется региональными властями с учетом климата, мощности водоснабжающего источника, качества воды, этажности постройки и т. д. Порядок определения нормативов регулируется действующей редакцией Постановления Правительства № 306, принятого в 2006 году. Средний показатель объема потребленного ресурса составляет 6,935 на услуги по ХВС, 4,75 — на ГВС.
Пример месячной нормы потребления воды в куб. метре на 1 человека, проживающего в благоустроенном МКД для разных регионов:
Областной центр | ХВС (м3) | ГВС (м3) |
Москва | 6,94 | 4,75 |
СПб | 4,90 | 3,48 |
Белгород | 4,33 | 3,12 |
Брянск | 4,17 | 3,02 |
Казань | 6,73 | 3,44 |
Екатеринбург | 5,62 | 5,04 |
Краснодар | 4,04 | 2,65 |
Уфа | 6,35 | 2,58 |
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Что означает ОДН по электроэнергии
Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты.
Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир.
Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами.
Установка приборов учета коммунальных ресурсов
Требование об обязательном учете потребляемых коммунальных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1, ч.5 ст. 13 вышеназванного Закона потребляемые коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов; до 1 января 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.
В случае установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета, расчет оплаты за коммунальные услуги регламентирован п.З Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которого, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер оплаты определяется с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию общедомового прибора учета, и суммарного объема коммунального ресурса по показанию индивидуальных приборов учета (формула 9).
При этом необходимо учитывать, что на основании норм пп. е), пп. р) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан по требованию потребителей предоставлять журнал учета показаний общедомовых приборов учета, производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
В соответствии с п.З вышеуказанных Правил, в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домов исполнителем коммунальных услуг могут быть:
- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- товарищество собственников жилья (или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) — только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Что такое нормативы потребления КУ, каким образом они определяются и зачем нужны
Фиксированную стоимость в Москве формируют органы местной власти, в Санкт-Петербурге это в компетенции специально созданного комитета.
Если окажется, что семья использует некий ресурс в объёме, который даже незначительно превышает установленную в регионе норму, им придётся оплатить излишек. В этом случае обычно применяется повышенная ставка тарифов. Часто случается, что граждане видят в платёжке завышенные, по их мнению, цифры и пытаются оспорить их путём подачи заявления на перерасчёт. Если подобное случилось, нужно обратить внимание на объём использованного ресурса и сравнить его с региональной нормой.
Норматив может меняться в зависимости от того, сколько человек прописано в квартире, какая этажность дома и его муниципальная категория. Периодически местные власти пересматривают установленные нормативы, так что платёжки в прошлом и текущем месяце могут ощутимо различаться.
Фиксированный тариф позволяет решить сразу несколько проблем:
- ЖКХ и УК получают возможность чётко сформировать ставку на оказываемые гражданам услуги;
- Для каждого вида коммунальных услуг устанавливаются отдельные нормы потребления из расчёта на 1 гражданина;
- Установить тарифы, которые можно чётко обосновать;
- Определить, какая оптимальная величина субсидий.
Постановление Правительства об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг под номером 306 дало определение понятиям нормативов, а также показало, какие методы используются для их определения.
Установленные нормативы на отопление в текущем году
В этом случае нормы будут зависеть не только от категории пользователя (будь он физическим лицом, арендатором помещения или юр. лицом), но и от типа здания, в котором находится помещение, этажности, принадлежности к определённой муниципальной группе.
В большинстве случаев коммунальные предприятия используют нормативы для начисления платы за отопление, в которых прописана единица измерения гигакалории на квадратный метр площади помещения.
Для зданий, которые имеют этажность от 5 до 9 этажей и построены не более 12 лет назад действуют такие коэффициенты:
- Для домов первой категории – 0.283;
- Второй – 0.294;
- Третьей – 0.285;
- Четвёртой – 0.279;
- Пятой – 0.287.
Важно заметить, что рамки установленных предельных норм могут различаться в зависимости от региона. Это связано с тем, что климатические условия в разных регионах РФ различаются и в некоторых из них потребление отопления может быть намного выше. Для примера можно использовать Волгоград, который имеет 5 температурных зон, поэтому в городе установлены разные нормативы потребления отопления.
Норматив потребления в многоквартирных домах со счётчиком примечателен тем, что, ОДН определяются работниками Энергонадзора вместе с представительством конкретного дома на собрании. В качестве основы берут разницу показателей ОДПУ и сумму значений индивидуальных счётчиков в квартирах, включая метраж, таковыми не оборудованный. Полученную величину распределяют на всех владельцев квартир без исключения, учитывая занимаемую площадь. Это значит, чем больше метраж жилья, тем большую сумму он обязан будет платить.
Формула при наличии ОДПУ на свет:
(Показания ОДПУ – Сумма показаний индивидуальных счетчиков в квартирах – Сумма потреблённого ресурса в нежилых индивидуальных помещениях — Объём использованного ресурса в общем домовом имуществе) * Площадь квартиры * Общая площадь всех имеющихся в многоквартирном доме квартир.
Если в доме ОДПУ не установлен, применяются принятые местной администрацией нормативы. Посмотреть таковые можно в публичном доступе на официальном сайте региона. Формула в данном случае выглядит следующим образом:
Норматив потребления электричества в населённом пункте * Квадратура общей домовой собственности * Площадь квартиры / Общая площадь квартир в многоквартирном доме.
Что выгоднее: со счётчиком или без него
Практика показывает, что значительную экономию затрат на электроэнергию приносит установка электросчётчиков. В расчётах без счётчика заложен большой запас сверхнормативного потребления электричества.
Если в квартире нет счётчика, то хозяину жилья МКД нужно обратиться в энергоснабжающую компанию, о чём заключают соответствующий договор. Собственник квартиры может сам приобрести электросчётчик или воспользоваться услугами поставщика электроэнергии.
Приобретённая модель прибора учёта должна быть сертифицирована заводом-изготовителем, что подтверждается сопроводительной документацией – паспортом на изделие. После обращения в управляющую компанию с заявлением об установке прибора учёта расхода электрического тока принимается решение о вызове электрика.
Перед установкой гасится задолженность по оплате за электричество. Новый счётчик имеет нулевые показания. Если какие-то данные есть на табло, то это отмечается в специальном документе.