Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подведомственность гражданских дел и отличия от подсудности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).
Понятие, виды подведомственности и правила ее определения
1. Понятие подведомственности
Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.
Соблюдение норм о подведомственности как правовой пуризм: далеко идущие последствия
Законодатель наконец-то отказался от подведомственности. Причем не только от использования термина, но и в целом от института как предпосылки права на обращение в суд (см.: п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ в новой редакции). С 01.10.2019, т.е.
с даты вступления в силу закона, новеллизирующего процессуальные кодексы, термин «подведомственность» заменяется термином «компетенция», а сам институт трансформируется в подсудность с присущими ей последствиями нарушения: обращение в суд общей юрисдикции, в то время как дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, будет влечь возвращение искового заявления в стадии возбуждения (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в новой редакции), либо, если дело было ошибочно возбуждено, его передачу по подсудности в арбитражный суд (ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ в новой редакции), и наоборот (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, ч. 4 ст. 39 АПК РФ в новой редакции).
Еще в момент обсуждения законопроекта, а потом и после его принятия многие поспешили заявить, что, мол, нового ничего не произошло, один термин заменили другим («подведомственность» на «компетенцию»), что делает данные поправки не более, чем техническими.
Это, конечно, не так. Основной смысл поправок — не в изменении терминологии, а в качественном реформировании механизма реализации права на обращение в суд.
Напомню, что в доктрине цивилистического процесса право на обращение в суд мыслится как право процессуальное, для реализации которого важны предпосылки, нарушение которых свидетельствует об отсутствии у лица права на обращение в суд и влечет в стадии возбуждения производства по делу отказ в принятии заявления, а после возбуждения — прекращение ошибочно возбужденного производства по делу, и условия реализации. Последние влекут наступление иных последствий: в стадии возбуждения — возвращение заявления либо оставление его без движения, а после возбуждения — оставление без рассмотрения либо передачу по подсудности.
Нетрудно догадаться, что подведомственность классически понималась законодателем как предпосылка права на обращение в суд, последствия нарушения которой весьма жесткие для стороны.
Обсуждаемые новеллы — это не борьба за терминологическую чистоту; их глубинный смысл — ликвидация одной из предпосылок права на обращение в суд (подведомственности) и, соответственно, расширение перечня условий его реализации (подсудности).
Что такое подведомственность?
В процессуальном законодательстве официального определения понятия «подведомственность» нет.
Поэтому будем довольствоваться изысканиями юридической науки.
Знаете, как расшифровывается слово «подведомственность»? Оно произошло от словосочетания «подвести под ведомство». Иными словами это означало отнести юридическое дело на рассмотрение определенного компетентного государственного органа или учреждения.
Если совсем коротко, то подведомственность означает, что вопрос находится в ведении определенного органа или учреждения.
Каждый орган в системе государственной власти занимается делами, отнесенными к его компетенции. Любой орган от местного ГИБДД до Правительства РФ имеет свой круг задач, которые он решает, и полномочий, позволяющих это делать.
Налоговые органы осуществляют надзор за своевременной и полной уплатой налогов. Нотариус совершает нотариальные действия, перечисленные в законе. Думаю, вы поняли и можете сами предложить другой пример.
Но нас в большей степени интересует подведомственность судам гражданских дел. Здесь все не так просто, как хотелось бы. То и дело возникают проблемы — в какой именно суд обращаться за защитой своих прав? В суд общей юрисдикции или в арбитражный суд? А при оспаривании нормативных актов — обращаться нужно в Конституционный Суд РФ (КС РФ) или в Верховный Суд РФ (ВС РФ)?
Сперва давайте вспомним как устроена наша российская судебная система.
Отнесение к судам общей юрисдикции
Продолжаем представлять подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Тут мы подробно разберем подведомственность судам общей юрисдикции. Они отличаются универсальным характером (по отношению к подведомственности арбитражному суду) — здесь рассматриваются все гражданские дела, которые прямо не относятся к компетенции арбитражных судов.
В частности, тут разрешается следующее:
- Исковые дела с участием юрлиц, граждан, органов госвласти и местного самоуправления по защите оспариваемых, нарушенных прав, интересов, свобод.
- Разрешение споров, возникающих из гражданских, жилищных, семейных, трудовых, экологических и иного рода правоотношений.
- Дела по требованиям, указанным в ст. 122 ГПК, разрешаемым в порядке приказного производства.
- Дела, которые возникают из публичных правоотношений, указанных в ст. 245 ГПК.
- Дела особого производства, перечисленные в ст. 262 ГПК.
- Дела по оспариванию решений третейского суда, по выдаче исполнительных документов на принудительное выполнение решений, выданных теми же третейскими судами.
- Дела о признании и дальнейшем приведении в исполнение решений, постановленных иностранными судами, зарубежными арбитражными решениями.
- Рассмотрение и разрешение дел с участием иностранцев, лиц, не имеющих гражданства, иностранных, международных компаний, организаций, функционирующих с участием иностранных инвестиций.
Подсудность мировому судье и районному суду
Мы выявили отличие подсудности от подведомственности. Первая определяет возможность рассмотрения конкретных споров в конкретном суде, последняя — отношение дела к определенному суду.
Что касается гражданских дел, они могут быть подсудны не только районному суду, но и мировому судье. К подсудности последнего (по ст. 23 ГПК) относятся следующие дела:
- По выдаче судебных приказов.
- О расторжении брака (если супруги не начали спор о детях).
- О разделе между супругами имущества, нажитого ими совместно (если его стоимость не превышает 100 000 рублей).
- Иные дела, вырастающие из семейных правоотношений. Исключение: оспаривание материнства или отцовства, лишение родительских прав, установление отцовства, удочерение или усыновление несовершеннолетнего.
- Имущественные споры. Исключение: дела по наследованию собственности, споры, возникающие из правоотношений по созданию и дальнейшему использованию итогов интеллектуальной деятельности (если цена иска не выше 100 000 рублей).
- Определение порядка пользования тем или иным имуществом.
Если в заявлении, поданном гражданином, содержатся несколько требований, часть из которых подсудны районному суду, а часть — мировому судье, то такой иск будет рассматриваться именно районным судом.
Что касается споров между мировым судьей и районным судом о подсудности того или иного дела, они по российскому законодательству не допускаются. То есть если мировой судья решил направить дело в районный суд, то последний должен рассмотреть его по существу. Районный суд не имеет права возвращать это дело мировому судье.
Подведомственность гражданских дел: понятие, виды
Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.
При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.
Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.
В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.
Подведомственность является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.
В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.
Так, в соответствии со ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений
Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права — имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.
Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на:
нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):
по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;
4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):
об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
- О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 6. Ст. 548.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 31.12.2014, с изм. от 21.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3012.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
- Авдеенко Н.И. Общие правила определения судебной подведомственности: Вопросы государства и права. Л.: Издательство ЛГУ, 1965. С. 146 — 150.
- Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 704 с.
- Борисова В.Ф. Определение надлежащего суда как условие доступности правосудия по гражданским делам // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 12. С. 27 — 32.
- Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем.; ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. 524 с.
- Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124 (1). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
- Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел: Учебное пособие. Свердловск, 1973. 123 с.
- Поляков И.Н. Институт подведомственности и судебная реформа // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 1. С. 58 — 64.
Основные разграничения подведомственности при рассмотрении гражданских дел следует проводить между арбитражным судом и судом общей юрисдикции. В АПК РФ подведомственности посвящены ст. ст. 27 — 33, в ГПК РФ — ст. 22. Отсутствие оснований для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда, за исключением третейского разбирательства, дает основания считать, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Главными критериями разграничения гражданских дел, подлежащих рассмотрению арбитражным судом, являются экономический (предпринимательский) характер спора и правовой статус сторон — юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Споры между указанными участниками в сфере управления также подлежат рассмотрению арбитражным судом. В некоторых случаях в качестве стороны в арбитражном процессе могут выступать и Российская Федерация, субъекты РФ, должностные и другие лица.
В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела, дела особого производства, дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений этих судов; об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных законом, о выдаче приказа. Все эти дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если одной из сторон является гражданин. Характер спора по гражданскому делу шире и охватывает не только гражданские, но и семейные, трудовые, жилищные, земельные, экологические и иные правоотношения.
В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом ВАС РФ было принято Постановление от 18.08.1992 N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Согласно п. 1 указанного Постановления предпринимательской признается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или иного дохода, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность. Согласно п. 3 Постановления гражданские дела подлежат рассмотрению в суде (общей юрисдикции), если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
Однако, если в заявлении гражданина, с которым он обращается в суд, содержится несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть арбитражному суду, при невозможности разделения этих требований рассмотрение спора будет иметь место в суде общей юрисдикции. В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014).
Главные критерии разграничения подведомственности являются приоритетными, но без обращения к закону и пленарным разъяснениям судебной практики по регулированию некоторых категорий дел можно допустить ошибку.
Так, специальная подведомственность дел арбитражному суду установлена в ч. 6 ст. 27 АПК РФ. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, именно арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве), в том числе в отношении гражданина или по заявлению гражданина (ст. ст. 213.1, 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ, в том числе спорам, связанным с принадлежностью акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооператива; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; и другим делам, вытекающим из предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил ст. 22 ГПК РФ и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам, — в соответствии со ст. ст. 27, 28, 33 АПК РФ.
Основным критерием категории дел по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ, — ч. ч. 2 и 3 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). Если с иском о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, по которому должником выступает физическое лицо, обратился взыскатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то при рассмотрении данного имущественного спора оценку законности указанных действий должен дать суд общей юрисдикции.
Изложенный вывод основан на том, что к подведомственности арбитражных судов не отнесена проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу (ст. 29 АПК РФ, ч. ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
Иск юридического лица или индивидуального предпринимателя о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов убытков, причиненных в результате действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, должником по которому выступает гражданин, также подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
Отличие подсудности от подведомственности
Обеспечение законности ведения судопроизводства определяет столь же грамотный тип фиксирования уровня подведомственности полученного для рассмотрения иска. Понятие подведомственности обеспечивает четкое определение отнесения определенного иска в разряд компетенции органа должного уровня. В чем отличие подсудности от подведомственности?
В современной юридической практике большая часть дел успешно разрешается судами. В ГПК подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции регламентирована достаточно четко. Но в то же время существуют правовые случаи, возможные для направление на рассмотрение, выполняемое другими правовыми органами. Причем важно соблюдать направление именно в тот орган, который считается компетентным в разборе определенной ситуации.
В число частых ошибок входит, например, направление материалов на рассмотрение в Конституционный суд. При выявлении ошибки судья получает право на основании части первого пункта статьи 129 Гражданско-правового кодекса страны отказать в принятии иска. Суд имеет право уже на этапе, когда дело рассматривается и выявлена ошибка в выборе подведомственности, прекратить производство по делу.
Отличие подведомственности от подсудности
Подведомственность имеет значительные отличия от подсудности. В первую очередь нужно отметить тот факт, что подсудность – это более узкое понятие. Оно определяет законодательные нормы, регламентирующие выбор исключительно судебного органа.
Подведомственностью называют свод правил, которые применяются при избрании организации, уполномоченной разрешать тот или иной спор.
Если при подаче заявления нарушена подведомственность, то оно не подлежит рассмотрению. Информация о прекращении процесса направляется заявителю. Также важно объяснить, почему остановлено разрешение конфликта, и привести рекомендации, способствующие правильной подачи жалобы или иной заявки.
Если при подаче иска нарушена подсудность, то его перенаправляют в суд, который наделен полномочиями в его рассмотрении.
Подведомственность может быть:
- исключительной, то есть подавать заявление нужно в конкретное ведомство, определенное нормативно-правовыми актами;
- условная, которая предполагает предварительное прохождение досудебной процедуры разрешения конфликта;
- императивная, которая характеризуется строгим иерархическим разделением полномочий между ведомствами;
- договорная, при которой стороны сами определяют организацию, которая будут рассматривать спор, в случае его возникновения.
В свою очередь, подсудность делится на 3 типа: предметную, территориальную и по связи дел. Первая определяет конкретный суд, уполномоченный разрешать конфликт, вторая – местоположение судебного органа, куда подается заявление, а третья – предполагает возможность объединения нескольких процессов, подсудных разным ведомствам в одно дело.
Подведомственность: понятие, типы и виды
Подведомственностью называют комплекс законодательных норм, на основании которых ведомства наделяются правами на рассмотрение конкретного дела. В целом, подведомственность – это иерархическое разделение полномочий органов, уполномоченных решать споры, конфликты и иные процессы, в зависимости от их рода, типа или вида.
Главной особенностью подведомственности является то, что система включает в себя не только судебные органы, но и иные ведомства. Например, разрешить трудовой спор можно не как в суде, так и при помощи трудовой инспекции.
При использовании термина подведомственность, к ведомствам относят следующие организации:
- прокуратуру;
- администрацию;
- нотариат;
- суды (мировой, районный, арбитражный, кассационный, верховный, третейский);
- министерства, агентства, службы;
- профсоюзные организации, трудовые инспекции и др.
Если гражданин обращается в ведомство, не уполномоченное в решении конкретного вопроса, либо нарушена иерархическая система подведомственности, то его заявление отклонят или перенаправят в организацию, которая обязана разбираться с данным вопросом на этом этапе.
Подведомственность гражданских дел
Подведомственность в гражданском процессе – это понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата, и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров.
Простыми словами: подведомственность предполагает, что спор можно разрешить не только в суде, но и через другие учреждения. Однако есть исключительная подведомственность, когда конфликты разрешаются только в судах. Рассмотрим все виды более подробно.
Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора сторонам не нужно соблюдать досудебный порядок урегулирования, и проблема решается только в суде – другие госорганы заниматься этим не вправе.
Примеры исключительной подведомственности:
- признание недействительным договора купли-продажи недвижимости;
- оспаривание незаконного увольнения с последующим восстановлением на рабочем месте;
- признание авторства;
- лишение родительских прав;
- признание гражданина недееспособным или пропавшим безвестно, умершим.
Как видно из представленного выше, исключительная подведомственность подразумевает рассмотрение довольно серьезных проблем и вопросов, которые другие госорганы разрешить не смогут.
Условная подведомственность означает, что перед обращением в суд граждане и организации должны соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта.
Такой порядок устанавливается для следующих видов споров:
- индивидуальные трудовые споры;
- взыскание обязательных платежей, недоимки;
- расторжение договора банковского счета;
- расторжение договора аренды, найма;
- выплаты по договору ОСАГО;
- споры по грузо-, ЖД-, авиаперевозкам, переводкам морским транспортом, и пр.;
- разногласия по договорам поставки.
Пример условной подведомственности:
У гражданина открыт накопительный счет в банке. После снятия суммы он захотел его закрыть, для этого написал заявление и представил его в банковском отделении. Согласно условиям финансового учреждения, закрытие счета происходит в течение 30 дней после обращения клиентов. Однако по истечении указанного срока ответа не последовало, счет не закрыт.
Гражданин повторно обратился в банк за получением объяснений, но вразумительного ответа не последовало. Он отправил письменную претензию с требованием закрыть счет и дать письменный ответ в течение 30 дней. Требования не выполнены, и тогда мужчина подал заявление о выдаче судебного приказа. Документ был готов через 5 дней и направлен на адрес банка, договор расторгли в принудительном порядке.
Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами:
- характером дела, предметом спора;
- исковыми требованиями.
С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ.
Здесь происходит разграничение компетенций судов: например, мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.
Глава 11 Подведомственность гражданских дел
1. Подведомственность гражданских дел необходима для разграничения полномочий между правоприменительными органами, судами.
2. Подведомственность раскрывает, какой вопрос относится к чьему-либо ведению.
3. Подведомственность – это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного судебного органа
4. Подведомственность необходимо для точного определения круга гражданских дел, разрешение которых относится к компетенции конкретного органа.
Кто вправе разрешать юрисдикционные дела?
- Конституционный Суд РФ;
- Суды общей юрисдикции;
- Арбитражные суды;
- Третейские суды;
- Комиссии по трудовым спорам;
- Профсоюзные органы;
- Органы исполнительной власти;
- Нотариальные органы.
1. Исключительная (единичная) судебная подведомственность – дело может быть рассмотрено только судом (например, дело о восстановлении на работе);
2. Альтернативная судебная подведомственность (множественная бывает альтернативной, договорной, императивной) – означает, что дело может быть отнесено к ведению различных юрисдикционных органов (по усмотрению заинтересованного лица) например, ст. 254 ГПК РФ;
3. Договорная подведомственность – определяется соглашением сторон,
4. Императивная (условная) подведомственность – означает, что для определенной категории дел закон предусматривает прохождение предварительного внесудебного порядка разрешения спора;
5. Смешанная подведомственность (содержит признаки альтернативной и императивной);
6. Подведомственность, определяемая по связи исковых требований.
Мы рассматриваем подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Что это?
Подведомственность — относимость споров и иного рода юридических дел, нуждающихся во властно-государственном рассмотрении, к ведению определенного государственного (или какого-либо иного) органа.
Подведомственность — конкретное свойство юридических дел, по которому они будут подлежать рассмотрению юрисдикционными определенными органами.
Виды подведомственности и подсудности тоже будут разобраны нами. Первое понятие разделяется на следующие разновидности:
- Исключительная. Это такая подведомственность юрисдикционных дел, которая исключает обращение за защитой собственных прав в любую юрисдикционную организацию, кроме суда.
- Условная. Данная подведомственность требует соблюдение установленного буквой закона алгоритма внесудебного предварительного порядка урегулирования споров.
- Альтернативная. Она допускает рассмотрение гражданского дела не только судом общей юрисдикции, но также и другими юрисдикционными органами.
- Договорная. Данная подведомственность основана на соглашении сторон о рассмотрении определенного дела в третейском суде.
Продолжаем представлять подведомственность и подсудность в гражданском процессе. Тут мы подробно разберем подведомственность судам общей юрисдикции. Они отличаются универсальным характером (по отношению к подведомственности арбитражному суду) — здесь рассматриваются все гражданские дела, которые прямо не относятся к компетенции арбитражных судов.
В частности, тут разрешается следующее:
- Исковые дела с участием юрлиц, граждан, органов госвласти и местного самоуправления по защите оспариваемых, нарушенных прав, интересов, свобод.
- Разрешение споров, возникающих из гражданских, жилищных, семейных, трудовых, экологических и иного рода правоотношений.
- Дела по требованиям, указанным в ст. 122 ГПК, разрешаемым в порядке приказного производства.
- Дела, которые возникают из публичных правоотношений, указанных в ст. 245 ГПК.
- Дела особого производства, перечисленные в ст. 262 ГПК.
- Дела по оспариванию решений третейского суда, по выдаче исполнительных документов на принудительное выполнение решений, выданных теми же третейскими судами.
- Дела о признании и дальнейшем приведении в исполнение решений, постановленных иностранными судами, зарубежными арбитражными решениями.
- Рассмотрение и разрешение дел с участием иностранцев, лиц, не имеющих гражданства, иностранных, международных компаний, организаций, функционирующих с участием иностранных инвестиций.
Подведомственность и подсудность в гражданском процессе — близкие, но не тождественные понятия. Познакомимся с определением последнего.
Подсудность — распределение между судебными организациями дел, что подлежат рассмотрению по первой инстанции. Иными словами, это определение конкретного суда, где и должно рассматриваться конкретное дело.
Подсудность будет включать в себя как власть, компетентность, принадлежащую определенному суду, постановить свое решение по делу, так и соответствующую данной власти обязанность подчиняться этому компетентному суду заинтересованных лиц.
Почему важно рассматривать подведомственность и подсудность в гражданском процесс вместе? При предъявлении в суд исковых заявлений учитывается не только подведомственность дела конкретному суду, но и правила подсудности. Последняя будет определять возможность рассмотрения споров в каком-либо конкретном суде.
Итак, подсудность — относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда. Нормы, которые регулируют относимость дел к ведению определенных судов, образуют собой правовой самостоятельный институт. Они играют важную роль уже в судебной практической деятельности.
Мы рассмотрели понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Теперь рассмотрим разновидности подсудности:
- Предметная (иное название — родовая).
- Пространственная (или территориальная).
Также выделяют подсудность определенных гражданских дел мировым судьям и районным судам. Теперь представим подробно каждую из данных категорий.
Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе разделяются на несколько разновидностей. Что подразумевает родовая подсудность? С ее помощью различные дела, подведомственные суду, разделяются среди звеньев судебных систем по первой инстанции, по вертикали. То есть дело может быть подсудно следующему:
- Мировой судья.
- Районный суд.
- Суд определенного российского субъекта.
- Верховный суд РФ.
Родовая подсудность будет определяться в зависимости от рода судебного дела, его характера, свойства, значимости и проч. Она помогает не только определить, найти суд, который будет по первой инстанции рассматривать дело, но также выступает критерием нагрузки судов. То есть распределяет, какое число дел будет рассматриваться конкретными судами.
Предметная подсудность близко связана с конституционным требованием (ч. 1, ст. 47): никакое лицо не может быть лишено права на рассмотрение его дела теми судьями и в тех судах, к подсудности которых оно отнесено законодательными предписаниями.
В органах записи актов гражданского состояния:
Целью данного исследования является анализ правил, регулирующих юрисдикцию бразильского судьи, с учетом права иностранца; правила, которые составляют международную компетенцию, но не являются нормами международного права, а скорее внутренним публичным правом.
Гражданский процессуальный кодекс. Однако на переднем плане, даже до такого анализа, важно знать основные понятия компетенции и юрисдикции, поскольку из этих понятий вытекает понятие международной компетентности. Предполагая, что суд не может нести ответственность за всю территорию, юрисдикция уважает границы каждого государства, отсюда и идея национальной и международной юрисдикции.
а). если есть взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б). по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:
Признан судом безвестно отсутствующим,
Признан судом недееспособным.
Осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет.
Чтобы лучше анализировать компетенцию, мы должны классифицировать ее как конкурента, в которой это правило не исключает признания иностранной юрисдикции и исключительных случаев, когда только бразильское правосудие может позаботиться об этом вопросе. Обычно закон штата определяет случаи, когда юрисдикция страны является исключительной или конкурирующей. Кроме того, в дополнение к законодательству правила добросовестного международного сосуществования и уважения суверенитета государств заставляют других освобождать себя от осуществления юрисдикции над активами и интересами других государств.
а) исковое производство;
б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
в) особое производство;
г) приказное производство.
3. В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:
по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. I ст. 37 ГПК);
по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. I ст. 37 ГП К);
другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. II ст. 37 ГПК).
Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех. которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.
4. В соответствии со ст. 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из публично-правовых отношений:
по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;
по жалобам на отказ внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;
но жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц. ущемляющих права граждан:
по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе:
иные дела, во шикающие и (административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.
Не подлежат обжалованию в суд обшей юрисдикции решения государственных органов и должностных лиц. имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.
5. Согласно ст. 361 ГПК в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомственные суду:
об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;
об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным:
о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;
о признании наследства выморочным;
о восстановлении прав по документам на предъявителя;
о принудительной госпитализации и лечении граждан;
об усыновлении (удочерении) ребенка:
о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;
о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.
В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. II ст. 361 ГПК).
Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК). Так. суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.
6. В ст. 394 ГПК дан перечень дел приказного производства, подведомственных суду.
Приказное производство осуществляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:
1) нотариально удостоверенной сделке:
2) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом:
3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;
4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства:
5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы:
6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.
Обратите внимание! Правила о подведомственности и подсудности представляют собой нормативный механизм определения компетентного государственного органа для разрешения дела. Они дают ответ, куда обратиться сторонам конфликта для защиты ущемленных интересов.
Отличие подведомственности от подсудности заключается в том, что понятие подсудности охватывает более узкий вопрос разграничения дел между судами в рамках отдельной подсистемы, а подведомственность предполагает определение компетенции судов и иных органов, уполномоченных разрешать споры.
Выделяются следующие разновидности подведомственности.
- Исключительная — дело не может быть рассмотрено иным органом, кроме суда, при этом соблюдения досудебного порядка не требуется, например, споры о восстановлении на работе, признании авторства.
- Смешанная — по выбору лица, чьи права нарушены, может иметь место как судебный, так и несудебный (например, административный) порядок урегулирования, причем возможность в последующем прибегнуть к судебной защите сохраняется.
- Условная — обращение в суд поставлено под условие в виде соблюдения претензионного порядка, например, по ст. 452 ГК РФ при расторжении договора.
- Императивная — вместо обязательной попытки сторон урегулировать конфликт между собой здесь предусматривается обязанность предварительно направиться в несудебную юрисдикцию (административный орган), например, в Роспатент при патентном споре.
- Договорная — право сторон прийти к соглашению о передаче спора третейскому суду, то есть своей волей исключить подведомственность арбитражного суда или суда общей юрисдикции.
Что касается конфликтов, требующих судебного разрешения, вопрос о разграничении подведомственности между судами арбитражными и общей юрисдикции решается посредством использования критериев, закрепленных процессуальными кодексами.
Важно! С 01.10.2019 в АПК термин «подведомственность» заменен на термин «компетенция арбитражных судов».
Ст. 27 АПК определяет в качестве общего правила 2 признака споров, относимых к компетенции арбитражного суда:
- характер спора — экономический, однако данный термин не конкретизируется законом; наиболее близким является понятие предпринимательской деятельности, но экономические споры — более широкая категория.
- субъектный состав спора — его участниками выступают организации, ИП, а в предусмотренных законом случаях и публично-правовые образования, граждане, организации без статуса юрлиц.
Важно! П. 6 ст. 27 АПК перечисляет специальные категории дел, вне зависимости от субъектного состава рассматриваемые исключительно арбитражными судами, например, дела о банкротстве.
АПК дополнительно говорит о подведомственности гражданских (ст. 28) и административных (ст. 29) споров. Гражданские дела ограничиваются лишь вышеприведенными условиями, а применительно к административным устанавливается перечень. Также в ст. 225.1 перечисляются корпоративные споры, решаемые арбитражным судом.
Подведомственность же судов общей юрисдикции определяется по остаточному принципу (ст. 22 ГПК) — все споры, которые не отнесены детальным регулированием к сфере деятельности иных специальных судебных органов, в частности КС, арбитражных судов.
Важно! Нормы о подведомственности императивны, произвольный выбор суда сторонами невозможен.
Понятие подведомственности и подсудности близки, однако здесь речь уже идет о поиске конкретного судебного органа, компетенция которого распространяется на разрешение соответствующего дела.
Нормативно определяются следующие виды подсудности:
- Предметная (родовая) — распределение дел по вертикали — на какой уровень судебной системы должно направляться заявление для рассмотрения по 1-й инстанции.
- Территориальная — 2-й шаг для определения адресата заявления — в какой из одноуровневых судов его направить. Данный вид подсудности включает такие правила:
- общая подсудность: предъявление требований по месту жительства / нахождения ответчика;
- альтернативная подсудность: судебный орган выбирает истец в рамках предоставленного законом выбора; перечень таких ситуаций и в АПК, и в ГПК исчерпывающий;
- исключительная подсудность: императивно установлен суд, в котором дело подлежит рассмотрению, что обусловлено идеей концентрации доказательств, например, по спорам с недвижимостью;
- договорная подсудность: сторонам предоставляется право установить надлежащий судебный орган посредством заключения соглашения до принятия спора к производству; данное правило применимо лишь для ограниченного числа случаев;
Обратите внимание! Изменению может быть подвергнута только территориальная подсудность, но не предметная.
- подсудность связанных дел: к примеру, правило о том, что встречный иск подается в тот орган, который рассматривает первоначальный иск.
Таким образом, я считаю, что институты подведомственности и подсудности в достаточной степени урегулированы действующим законодательством, они являются достаточно эффективной предпосылкой для защиты нарушенных прав и свобод, позволяют гибко строить линию поведения истца в зависимости от его законных интересов.
В заключение работы представляется необходимым сделать ряд важнейших выводов по теме проведенного исследования.
Подсудность — это относимость подведомственных судам дел к ведению определенного суда. Нормы, регулирующие относимость дел к ведению определенных судов, образуют самостоятельный правовой институт. Он выполняет очень важную роль в практической деятельности судов.
В науке гражданского процессуального права различаются несколько видов подсудности: родовая (предметная) и территориальная (пространственная).
Родовая подсудность определяется в зависимости от рода дела, его свойства, характера, значимости и т.д.
С помощью территориальной подсудности гражданские дела, подведомственные суду, разграничиваются между судами одного уровня внутри судебной системы по горизонтали, т.е. в пространстве, на которое распространяется их юрисдикционная деятельность.
Общим правилом территориальной подсудности является место жительство (место нахождения) ответчика.
Подсудность в уголовном и гражданском процессе имеют различную структуру, а так же различные основания.
Что касается принципов, они играют очень важную роль, для определения подсудности. Общие принципы подсудности заключаются в следующем:
учреждение, наделённое судебной властью, не должно принимать к своему рассмотрению судебных дел, подведомственных юрисдикции другого учреждения;
решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным.
Стороны вправе просить об устранении некомпетентного учреждения от решения данного дела: он имеет право возражения или отвода.
Подсудность определяется положением, в котором находятся обстоятельства дела ко времени предъявления иска. Последующие изменения не имеют значения. Отсюда общее начало: где дело началось, там оно должно быть и окончено.
Подсудность, как правило, имеет территориальный характер: она распространяется только на определенные местности в государстве, территория которого разделяется на судебные округа. Суды, находящиеся в этих округах являются компетентными только для дел, возникающих в пределах данной территории. Исключение составляет высший суд государства, например, Верховный суд РФ, распространяющий свою деятельность на все государство.