Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и методы финансового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.
Комментарий к ст. 267.1 БК РФ
Комментируемая статья регламентирует приемы и способы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля.
Контрольные мероприятия осуществляются методом проверки, ревизии, обследования. Проверки подразделяются на камеральные, выездные, встречные.
Выездные проверки, ревизии проводятся по месту нахождения объекта контроля и его обособленных подразделений.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения службы (территориального органа).
Обследование может проводиться в рамках камеральных и выездных проверок и ревизий, либо как самостоятельное контрольное мероприятие, в порядке и сроки, установленные для выездных проверок и ревизий.
Результатом исполнения административной процедуры проведения контрольного мероприятия и оформления его результатов является акт проверки (ревизии), заключение, подготовленное по результатам проведения обследования, и иные материалы контрольного мероприятия.
Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
Ревизия является основным методом государственного контроля
В научной литературе именно ревизия часто именуется основным методом финансового контроля. Это объясняется тем, что:
- Ревизию, как правило, проводят наиболее компетентные и имеющие наибольший объем полномочий лица.
- Ревизия, как правило, предполагает изучение не только внутренних источников информации проверяемого субъекта, но и внешних. Например, может предусматриваться встречная проверка контрагентов.
Также наряду с изучением документов предполагается фактическая проверка наличия (комплектности) активов (пассивов), отраженных в этих документах. Например, при инвентаризации — составляющей ревизии — происходит физический пересчет ТМЦ. - Ревизия позволяет оценить деятельность проверяемого объекта в целом.
Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности
Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.
Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.
На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.
На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.
Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.
Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.
Пример
Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.
Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.
***
Метод финансового контроля — это совокупность способов или инструментов осуществления контроля, применяемая контролером для достижения определенных целей. Методы осуществления государственного финансового контроля определены в БК РФ.
***
Еще больше информации — в нашей рубрике «Аудит».
Аудиторская деятельность
На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.
Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.
Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.
Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:
- устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
- осуществлять налоговое консультирование;
- анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
- проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
- консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
- автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
- проводить оценочную деятельность(
- проводить маркетинговые исследования;
- проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
- обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
- оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.
Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, заключается в контроле финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.
Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету делает заключение по проекту федерального бюджета. Остальные подкомитеты занимаются оценкой законопроектов по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.
Ее деятельность определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ является не зависящим от Правительства РФ, постоянно действующим органом государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями и подотчетным Федеральному собранию РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.
Все юридические лица подлежат контролю, который осуществляется в части получения, перечисления или использования ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использования федеральной собственности, а также применения налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:
1) организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
2) подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
3) оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
4) выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;
5) финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;
6) контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
7) регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.
В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законов и финансовой дисциплины, причиняющих государству ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений.
Счетной палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной думой может приостановить финансовые и расчетные операции по счетам юридического лица. Это может быть обжаловано в судебном порядке.
Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ с помощью издания указов, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ и т. д.
Некоторые функции финансового контроля возложены на Главное контрольное управление Президента РФ, которое было создано Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Оно является структурным подразделением Администрации Президента РФ и подчиняется непосредственно ему, взаимодействуя со всеми органами государственной исполнительной власти.
К его функциям относятся:
1) контроль деятельности органов контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
2) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.
Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.
Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.
Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.
Финансовый контроль Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждены Положение «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта 1998 г.), Положение «О Казначействе» (Постановление от 27 августа 1993 г.).
При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.
В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
В условиях рынка деятельность страховой организации подразделяется на два вида: собственно страховую и коммерческую.
Страховая деятельность имеет целью предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам. Целью коммерческой деятельности страховщика является получение прибыли.
Страховая деятельность тоже может приносить прибыль, иногда довольно значительную, но ее получение не является ориентиром в организации страховой деятельности. Общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли, а в определенных случаях – и при ее отсутствии.
Прибыль от страховой деятельности, полученная в благоприятные годы, используется, как правило, на нужды страхования: погашение убытков, полученных в неблагоприятные годы; дотации общественно необходимым, но убыточным видам страхования; улучшение организации страховых услуг; финансирование научных и социологических исследований в области страхования; переподготовку кадров и т. д.
Прибыль от операций коммерческого характера используется по канонам коммерции, хотя в условиях конкуренции часть ее направляется тем видам страхования, на которые необходимо поддержать конкурентоспособную цену и привлечь страхователя.
Вследствие этого кругооборот средств страховщика включает в себя два тесно связанных между собой, но в то же время четко разделенных денежных потока: один из них обеспечивает формирование, распределение и использование страхового фонда, второй – использование части средств страхового фонда в коммерческих целях.
Несмотря на различную ориентацию, они тесно связаны между собой; например, ожидаемая прибыль от коммерческой деятельности может быть заранее учтена при определении тарифа как цены на страховую услугу, оказывая тем самым заметное влияние на поступления средств в страховой фонд.
Страховая деятельность осуществляется в процессе формирования и использования страхового фонда и является финансовой основой деятельности страховщика.
Понятие страховой деятельности шире, чем получение страховых платежей и выплата страхового возмещения, поскольку в нее включаются также операции, связанные с организацией страхового дела (оплата труда страховых работников, расходы на маркетинг и т. д.).
Отсюда денежный оборот, связанный со страховой деятельностью страховщика, в свою очередь распадается на два: оборот средств, непосредственно связанный с оказанием страховой защиты, – он регулируется сущностными моментами категории страхования; и оборот средств, связанный с организацией страхования, – он регулируется юридическими актами, формой собственности страховщика, принятой моделью ведения хозяйства и другими экономическими факторами.
В процессе формирования и распределения страхового фонда формируются доходы, расходы и финансовые результаты страховых операций.
Доходы от страховых операций представляют собой поступление страховых платежей и взносов по различным видам страхования.
Страховые платежи образуют фонд текущих поступлений, который вместе с доходами от нестраховой деятельности составляет валовый доход страховщика. В составе доходов страховой организации учитываются также поступления из запасных или резервных фондов; однако они не являются доходом в прямом смысле этого слова.
Данные поступления имеют регулирующий характер и производятся лишь в том случае, если для финансирования расходов не хватает текущих поступлений страховых платежей.
Фонд текущих поступлений может быть единым по всем видам страхования, проводимым страховщиком, но может формироваться и по каждому виду страхования или по нескольким из них, если это экономически целесообразно.
Страховой платеж как основной источник доходов страховщика определяется на основе страхового тарифа (тарифной ставки). Объективной основой тарифной ставки является себестоимость страховой услуги, которая отражает потребность в средствах на формирование страхового фонда и на ведение дела.
В условиях рынка на страховой тариф большое влияние оказывают конъюнктура рынка и сложившаяся норма прибыли, в частности процент за банковский кредит.
Последний оказывает прямое воздействие на продажу страховой услуги, на выбор страхователем стратегии борьбы с риском; выбирая наиболее экономичный вариант защиты, страхователь может обратиться не к страховщику, а в банк за ссудой или накапливать в банке деньги для самострахования.
Полученные в виде платежей средства до момента выплаты страховых сумм страховщик использует в коммерческих целях, получая на них соответствующий процент.
В связи с этим тарифная ставка заранее уменьшается с учетом так называемой «нормы доходности».
При длительных сроках страхования и умелом вложении средств учет нормы доходности позволяет страховщику заметно снизить страховой тариф, что укрепляет его положение в условиях конкуренции.
Необходимость учета меняющейся рисковой ситуации и влияния конъюнктуры рынка значительно усложняет технику расчета страховых тарифов, что делает так называемые актуарные расчеты одним из наиболее сложных участков страховой деятельности. Расходы страховщика покрываются в процессе распределения страхового фонда.
Состав и структуру расходов определяют два взаимосвязанных экономических процесса: погашение обязательств перед страхователями и финансирование деятельности страховой организации.
По экономическим признакам расходы классифицируются на: расходы на выплату страхового возмещения и страховых сумм; отчисления в запасные фонды и резервы взносов; отчисления на предупредительные мероприятия; расходы на ведение дела.
По удельному весу и значимости в организации страхового дела основной статьей расходов страховщика являются выплаты страховых сумм и страхового возмещения.
В момент выплаты происходит выполнение финансовых обязательств страховщика перед страхователями, принятых при заключении договора или на основании закона (в обязательном порядке).
В связи со случайным характером страховых событий величина ежегодных выплат подвержена значительным колебаниям в зависимости от частоты и разрушительности страховых случаев.
Отчисления в запасные фонды или резервы в страховом деле представляют собой своеобразный вариант расходов будущих периодов.
Потребность в формировании запасных фондов обусловлена одним из сущностных признаков страхования – временной раскладкой ущерба.
Случайный характер страховых событий подразумевает накопление средств страховщиком в благоприятный период для того, чтобы иметь возможность оказать помощь пострадавшим хозяйствам в неблагоприятный период.
Целью формирования запасных фондов является обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, а источником формирования – недоиспользованная часть нетто-ставок по всем поступившим платежам, поскольку на выплату страховых сумм и страхового возмещения предназначена именно нетто-ставка.
Остаток нетто-ставок платежей, не израсходованный по прямому назначению в текущем благоприятном году, будет накапливаться из года в год до тех пор, пока не наступит неблагоприятный год, в котором текущих поступлений платежей страховщику не хватит для выполнения своих обязательств перед страхователем.
В целом необходимый размер запасных фондов определяется требованиями обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и уровнем развития перестрахования. Чем сильнее развито перестрахование, тем с меньшими запасными фондами можно обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.
Запасные фонды могут формироваться по всем видам страхования в целом, по каждому виду страхования в отдельности, а также могут создаваться общие запасные фонды для нескольких видов страхования, если страховщик считает это целесообразным. Единый запасной фонд по всем видам страхования позволяет страховщику активно маневрировать средствами, используя раскладку ущерба между видами страхования.
Запасной фонд по каждому виду страхования, напротив, позволяет избежать перераспределения средств между различными группами страхователей.
Как правило, в практике используется третий вариант, когда по нескольким видам страхования формируются общие запасные фонды.
Виды и формы финконтроля
В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:
Наименование группы |
Подвиды ФК |
По контролирующим субъектам |
|
По объектам проверки |
|
По обязательности |
|
Что такое финансовый контроль
Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.
В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.
В свою очередь, в нормативных актах можно найти описание и форм, и методов финансового контроля. Так, в ст. 45 положения о бюджете ЕАЭС (решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 № 78) указано, что финансовый контроль по своей форме может быть:
- предварительным;
- текущим;
- последующим.
Таким образом, форма финансового контроля — это его разновидность в привязке к тому или иному этапу ведения финансово-хозяйственной деятельности. Если эта операция еще предстоит (как вариант, должна быть одобрена), проводится предварительный контроль, если она осуществляется — текущий, если завершена — последующий.
Что изучается при проведении контрольных процедур
Основным предметом контроля выступает система решений в области финансов, влияющих на эффективность использования имеющегося капитала компании.
Предмет финконтроля характеризуется следующими составными элементами:
- комплексом внутренней нормативной документации, применяемой в процессе финансового управления;
- технологической инфраструктурой, при помощи которой реализуется действующая политика в области финансов;
- концепцией принятия решений, которой руководствуются работники, ответственные за управление капиталом компании.
В состав нормативной документации входят законодательные акты различных уровней, локальные положения, инструкции и регламенты, созданные внутри организации.
В качестве технологической инфраструктуры для реализации финансового контроля выступают бухгалтерские информационные базы данных, системы расчетов с банками, специализированное программное обеспечение для анализа данных и организации документооборота.
Кроме того, предметом изучения контролирующих отделов могут быть:
- показатели производственной деятельности в натуральной и стоимостной оценке;
- разнообразные статистические данные в динамике;
- характеристики партнеров компании, потребителей.
Перечень объектов, включаемых в систему финансового контроля, ничем не ограничен и может изменяться в зависимости от потребностей конкретной компании в контроле за управлением финансовыми ресурсами.
Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ
Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.
В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:
- По месту проведения:
- на камеральные;
выездные.
- Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
- на прямые;
встречные.
Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.
Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).
Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram
При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.
При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.
Общий подход к организации внутреннего контроля
В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бюджетные учреждения наравне с другими экономическими субъектами обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Чтобы помочь в исполнении названной нормы, Минфин подготовил и опубликовал Информацию № ПЗ-11/2013. Как указано в ее тексте, данные рекомендации не распространяются на организации сектора государственного управления, но это не означает отсутствия методологической ценности документа для БУ. В частности, Информацию № ПЗ-11/2013 можно использовать при разработке мер по пресечению злоупотреблений персонала, при формировании органов, ответственных за ВФК, для самооценки уровня ВФК. Также руководителям БУ стоит узнать, какие факторы снижают эффективность ВФК. К ним Информация № ПЗ-11/2013 относит:
а) изменение экономической конъюнктуры или законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
б) превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
в) возникновение ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Практическая ситуация.
В связи с увольнением сотрудника, занимающего закупками, на вакансию пришел новый работник и приступил к своим обязанностям. Через некоторое время торговый агент одного из поставщиков в телефонном разговоре с ним поинтересовался, куда теперь перечислять «премию». Поскольку новый сотрудник сразу информировал руководство, было установлено, что поставщик выплачивал откаты. В результате сговора персонала с поставщиком БУ был нанесен ущерб за счет завышения цен. Косвенно причиной сговора стало отсутствие корпоративной политики, недвусмысленно квалифицирующей откаты как воровство.
Классификация видов контроля по срокам
Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.
Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.
Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.
Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.
В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.
Что изучается при проведении контрольных процедур
Основным предметом контроля выступает система решений в области финансов, влияющих на эффективность использования имеющегося капитала компании.
Предмет финконтроля характеризуется следующими составными элементами:
- комплексом внутренней нормативной документации, применяемой в процессе финансового управления;
- технологической инфраструктурой, при помощи которой реализуется действующая политика в области финансов;
- концепцией принятия решений, которой руководствуются работники, ответственные за управление капиталом компании.
В состав нормативной документации входят законодательные акты различных уровней, локальные положения, инструкции и регламенты, созданные внутри организации.
В качестве технологической инфраструктуры для реализации финансового контроля выступают бухгалтерские информационные базы данных, системы расчетов с банками, специализированное программное обеспечение для анализа данных и организации документооборота.
Кроме того, предметом изучения контролирующих отделов могут быть:
- показатели производственной деятельности в натуральной и стоимостной оценке;
- разнообразные статистические данные в динамике;
- характеристики партнеров компании, потребителей.
Перечень объектов, включаемых в систему финансового контроля, ничем не ограничен и может изменяться в зависимости от потребностей конкретной компании в контроле за управлением финансовыми ресурсами.
Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т. п.
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется на:
- предварительный контроль, который проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
- текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
- последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
Субъекты контроля могут быть различными.
В их число входят:
- органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы);
- контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств;
- финансово-экономические службы предприятий и организаций;
- аудиторские фирмы;
- неправительственные организации;
- граждане страны как налогоплательщики.
Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля:
- государственный;
- ведомственный;
- внутрихозяйственный;
- независимый;
- другие.
Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
1) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
2) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
3) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
4) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия — это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
- комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
- тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.