ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.

Социальное обслуживание на дому — направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

1.3.2 Полустационарное социальное обслуживание — социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов и престарелых, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

1.3.3 Стационарное социальное обслуживание-обслуживание осуществляющееся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах.

1.3.4 Срочное социальное обслуживание-осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

1.3.5 Социально-консультативную помощь— направлена на адаптацию инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Куда обращаться при оформлении

Существует несколько способов подачи заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности:

  1. Личное посещение клиентской службы Пенсионного фонда с необходимыми документами. Чтобы обезопасить себя от длительного ожидания в очереди на прием, целесообразно предварительно записаться по телефону или через портал. Время приема у специалиста не занимает более 50 минут. Период назначения пенсии – 10 дней, после чего заявителю отправляется уведомление либо о назначении, либо об отказе в этом;
  2. Если заявитель не располагает временем или возможностью посещения Пенсионного фонда, он может отправить на прием свое доверенное лицо, снабдив его пакетом документов. Также можно отправить заявление почтой, однако тогда придется заверить копии документов у нотариуса, что довольно накладно;
  3. Самое популярное средство отправки заявления в официальные органы – портал Госуслуг ПФ. Подтвердить свою учетную запись можно в Центре обслуживания, который располагается в многофункциональном центре (Мои документы) и в Управлениях ПФ.

Трудовая (страховая) пенсия

Чтобы инвалиду начислили страховое обеспечение, ему потребуется предъявить:

1. Справку об имеющейся группе; 2. Рукописную заявку;

3. Трудовую книжку.

Вычисляется по формуле:

ПК : (ДхК) + Б = СП

Где:

  • ПК – пенсионный капитал, накопившийся у недееспособного лица во время работы. За основу берутся накопления на дату оформления заявки;
  • Д – планируемая продолжительность дожития, показывающая, в течение какого времени инвалиду будет платиться пенсия. Определяется со дня одобрения пенсии до планируемого назначения льгот по возрасту. В 2020 году максимальная продолжительность дожития установлена в 228 месяцев, то есть 19 лет;
  • К – коэффициент рабочего стажа. Представляет собой страховой стаж бывшего работника, разделенный на ставку 180 для мужской половины и 160 для женской. Эти цифры показывают полный срок трудоспособности до наступления дотации по старости. Например, у мужчин это 42 года (с 18 до 60 лет), что и совпадает со 180-ю месяцами. Для граждан, ставших недееспособными с 18 до 19 лет, без подсчетов устанавливается страховой стаж в 12 месяцев. Тем, к кому инвалидность пришла позднее, добавляется по 4 месяца стажа по каждому дальнейшему году;
  • Б – базовая пенсионная ставка, устанавливаемая ежегодно для всех типов инвалидности. Представляет собой самую меньшую сумму, доступную для получения недееспособным лицом.

Право на социальное обслуживание

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:

1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);

2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);

3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);

4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);

7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).

Формы предоставления социального обслуживания:

— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;

полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-психологические;

— социально-педагогические;

— социально-трудовые;

— социально-правовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги – включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

Социальное обслуживание инвалидов

Социальное обслуживание престарелых лиц и инвалидов регламентировано в ФЗ N 442. Согласно ему, соцобслуживание оказывается женщинам и мужчинам в возрасте 60 и 65 лет соответственно. Также помощь доступна инвалидам любого возраста, в т.ч. и детям-инвалидам.

Читайте также: 

Поддержку могут оказывать определённое время или же постоянно из-за утраты возможности самолично удовлетворять собственные нужды (полностью или отчасти).

Желающий должен заранее дать письменное согласие на оказание соцобслуживания. Для этого от его имени подаётся письменное заявление, копия паспорта или пенсионного удостоверения. Нуждающийся может получить жилплощадь в домах жилфонда для соцпользования. Также он вправе указать срок предоставления поддержки – бессрочно или временно.

Кроме заявки от претендента потребуется документ, свидетельствующий о праве на запрашиваемую помощь. Например:

  • справка о заработке;
  • заключение медсоцэкспертизы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство об отсутствии заболеваний, при которых нельзя получать помощь дома.

Если же гражданин не желает получить поддержку, за ним сохраняется возможность отказаться от её назначения. Работникам соцслужбы остаётся разъяснить последствия такого решения, а также принять от лица письменный отказ от соцобслуживания.

Исключение составляют недееспособные граждане и дети до 14 лет. В этих случаях согласие даёт представитель.

Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 7).

До 1991 года отдельные аспекты социального обслуживания реализовывались в системе профсоюзов, учреждений социального страхования и общественных организаций.

Современный этап развития теории и практики социальной работы в России характеризуется: целенаправленными усилиями государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды для жизни человека, созданию системы поддержки людей; инициацией потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; оказанием социальной помощи человеку или группе людей через поддержку, консультирование, реабилитацию, социальный патронаж и использование других видов социальных

Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты в России.

В современных условиях социальные службы выступают в качестве одного из важных принципов социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности. Фирсов М.В. Введение в профессию социального работника — Москва: КНОРУС, 2011.

В словаре социальной работы Р. Баркера социальная служба определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям с целью удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может обеспечить себя сам)». Баркер Р. Словарь по социальной работе. — Москва, 1994.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», социальное обслуживание — это деятельность, включающая в себя социально-экономическую поддержку, предоставление социальных, медицинских, социально-психологических и юридических услуг, а также осуществление социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в соответствии с основными видами, определенными настоящим Федеральным законом. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия». 2010.

К середине 1990-х годов была создана правовая база основных отраслей социальной сферы, заложены основы правового регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеров, беженцев, инвалидов, престарелых, вынужденных переселенцев и т.д.). Прежде всего, это базовые законодательные акты, которые закладывают основы правового регулирования в сфере социального обслуживания населения, повышения уровня социальной защиты граждан или отдельных категорий, а также установления для них экономических, социальных и правовых гарантий и определения механизмов их реализации.

В 1990-х годах были разработаны и реализованы специальные федеральные программы по содействию занятости и помощи пожилым людям и инвалидам («Старшее поколение» и «Социальная помощь инвалидам»). С 1993 года реализуется программа «Дети России», а через год после ее запуска она получила статус президентской.

В последующие годы были изданы следующие нормативно-правовые документы:

* Федеральный закон от 19.02.93 № 4528 — 1 «О беженцах»;

* Закон Российской Федерации от 19.02.93 № 4530 — 1 «О вынужденных переселенцах»;

* Закон РФ от 19.04.91 № 1032 — 1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

* Федеральный закон № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».

* Федеральный закон № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

* Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

* Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

* Федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

* Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.95.

* Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

* Федеральный закон № 120 от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

* Федеральный закон № 178 от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: «Омега — Л», 2011.

    2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 — ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    3. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 — ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    4. Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    5. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 — ФЗ «О государственной социальной помощи».

    6. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во РАГС, 2008.

    7. Баркер Р. Словарь социальной работы. — Москва, 1994 г.

    8. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

    9. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    10. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011.

    11. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 2005.

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в 2019 году

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в дальнейшем по тексту — Федеральный закон N 442-ФЗ) путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

  • Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
  • Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, согласно статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.
  • Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
  • Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
  • Перечень надомных социальных услуг устанавливается договором о предоставлении социальных услуг и может включать:
  • Организацию питания, включая доставку продуктов на дом.
  • Помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.
  • Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг.
  • Содействие в организации ритуальных услуг.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг может включено содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Читайте также:  Отчётность в 2023 году (II полугодие)

Кроме этого гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:

  1. наблюдение за состоянием здоровья;
  2. оказание экстренной доврачебной помощи;
  3. выполнение медицинских процедур;
  4. оказание санитарно-гигиенических услуг;
  5. кормление ослабленных больных;
  6. проведение санитарно-просветительной работы.

Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Платные пансионаты для пожилых инвалидов

Кроме государственных структур, существуют и частные учреждения, в которых обеспечен замечательный уход за пожилыми людьми. Коммерческий пансионат больше походит на дом отдыха или загородную гостиницу, единственное отличие – в нем предоставляется полный комплекс медицинских услуг, которые оказывает квалифицированный персонал. Часто такие пансионаты имеют собственную парковую территорию, что позволяет оградить само здание от шума, но в то же время находиться в шаговой доступности от центра города (родственники могут без проблем навещать постояльцев).

В частном пансионате отличные условия не только для пожилых людей, но и для лиц другого возраста с ограниченными возможностями. Как правило, коммерческие центры оборудованы намного лучше обычных интернатов. Кроме того, постояльцы частного учреждения совершенно не страдают от одиночества. Здесь обустроены общие комнаты для общения и совместного времяпрепровождения, работают кружки по интересам (творческие направления), устраиваются пикники и музыкальные вечера.

4.1.1. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации ( пункт 4 предисловия к стандарту), ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 52498.

4.1.2. Социальные услуги гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

а) соблюдения прав гражданина и человека;

б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

в) приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;

д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

4.1.3. Социальные услуги предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.1.4. При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют установленное законодательством Российской Федерации право на:

а) выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

б) получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях проживания и других условиях предоставления этих услуг. Информация о характере и объеме социальных услуг предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении детей-инвалидов, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, их законным представителям;

в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг. Такая информация является профессиональной тайной и не подлежит разглашению. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

д) добровольное согласие на социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, когда согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет (детей-инвалидов), и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления;

е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

4.1.5. Право внеочередного приема на обслуживание в учреждения стационарного социального обслуживания, а также на обслуживание отделениями социальной помощи на дому предоставляется инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

4.1.6. Преимущественным правом при приеме на обслуживание в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, а также правом внеочередного приема на обслуживание отделениями социальной помощи на дому пользуются следующие категории граждан:

а) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

б) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

в) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР, либо награжденные орденами и за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

г) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

4.1.7. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, должны пользоваться теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.1.8. При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться безопасность граждан, среды их обитания, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом о пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.9. В случае причинения гражданам пожилого возраста и инвалидам в процессе социального обслуживания вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.1.10. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг.

4.1.11. При предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждения должны осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Порядок срочного социального обслуживания предполагает предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам следующих видов социальных услуг:

а) социально-бытовые услуги (разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилого помещения);

б) социально-медицинские и социально-психологические услуги (организация экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров);

в) социально-правовые услуги (организация юридической помощи в целях защиты законных прав и интересов обслуживаемых граждан);

г) срочные социальные услуги иные.

Как оформить социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, в каких случаях могут отказать в предоставлении услуги

Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.

Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:

  1. Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
    • наличие тяжелых психических отклонений,
    • наркотическая зависимость,
    • алкогольная зависимость,
    • прием психотропных препаратов,
    • наличие карантинных болезней,
    • наличие тяжелых инфекционных патологий;
    • наличие открытой формы туберкулеза;
    • наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
  2. Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
  3. Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
  4. Заявитель является лицом без определенного места жительства.
Читайте также:  Льготы инвалидам в 2023 году: группы инвалидности, как оформить

Социальные проблемы пожилых людей условно можно поделить на пять групп:

· социально — медицинские;

· жилищные;

· социально — экономические;

· социально — бытовые;

· одиночество.

Социально — медицинские проблемы престарелых, пожилых, старых прежде всего, делятся на сугубо социальные и сугубо медицинские. Но это деление не по существу, а по форме. Обе проблемы возникли на заре цивилизации и культуры. Само положение пожилого человека не только в обществе, а в жизни таково, что отличает его по существу от всех других возрастных групп, и в зависимости от того, как данное конкретное общество относится к старости, определяются и решаются соответствующие социально — медицинские проблемы.

За крайне редким исключением, каждый пожилой человек страдает рядом хронических соматических заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных, гинекологических, урологических, заболеваний опорно-двигательного аппарата и других). Если оставить в стороне заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории «пограничных» больных. Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта.

Каждый пожилой человек проживает непростую жизнь (трудно представить человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов). Самое страшное для человека (после утраты иллюзий юности) — пережить крах всех своих внутренних ценностей, потерять всё то, на что ориентировался. Ценностно — переориентироваться, то есть принять ценности капиталистического мира, пожилые люди не могут. Таким образом, они представляют собой огромную армию социопатов.

Вот, что говорил о себе в старости Л. Н. Толстой: «Для меня нет уже конкретного человека. Как нет человека «вообще». Каждого я воспринимаю как близкий и родной мне тип человека, то есть по неким общим, но существенным именно для данного типа чертами. Поэтому все люди для меня или чужие, или родные: знакомых, дальних, близких и других нет». Воспринимая людей как «родные типы», пожилой человек тем самым легко строит с ними отношения (на выработанных с годами стереотипах общения), адаптируется к ним, включает их в свою эмоциональную память как родных. И именно поэтому пожилые люди не хотят и не могут вступать хотя бы в эмоциональные поверхностные отношения с другими людьми, которые для них «чужие» — уже по одному своему типологическому статусу. Есть и другая сторона этой проблемы: дожив до определённого возраста, родные становятся для пожилых людей «чужими», ибо на первый план выступают именно те «общие» типологические черты, на которые только и ориентируется пожилой человек.

Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально — экономического кризиса 1998 г. ещё актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения пенсий.

По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причём по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60 % пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых людей.

Данная проблема является одной из самых важных и актуальных по причине того, что по нынешнему законодательству – Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях[1]» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) предусматривает рост страхового стажа. Таким образом к 2025 году, необходимый страховой стаж будет равен 15 годам, что естественно осложняет возможность получения пенсии пожилыми людьми. Данный факт влечет за собой множество последствий, усложняет жизнь людям пенсионного возраста, что в свою очередь может плохо сказать на здоровье человека, так и на психологическом фоне.

Социально — экономические проблемы пожилых людей заключаются в слишком маленькой пенсии. Они не могут себе позволить купить то, что хотят. Пожилые люди чувствуют себя изолированными от общества. Потому, что некоторые пожилые люди хотят работать, чтобы улучшить своё материальное положение, но их ни на какой работе «не жалуют». И поэтому им приходится идти работать дворниками или уборщиками, где мизерная зарплата. А на сегодняшние дни мы имеем большое количество приезжих, иммигрантов, что очень усложняет поиск работы. Большое количество граждан пред пенсионном возрасте никак не может трудоустроиться и с каждым годом число безработицы растет. И поэтому они чувствуют себя отчуждёнными, брошенными обществом. От этого появляется у пожилых людей злость на всё общество.

Социально — бытовые проблемы пожилых людей связаны с социально — медицинскими проблемами. То есть пожилые люди стареют и здоровье ухудшается с каждым днём. И поэтому им трудно самих себя обслуживать, если рядом нет близких родственников или не помогают соседи. И поэтому для решения социально — бытовых проблем и оказания социально — бытовых услуг на помощь к пожилым людям приходят социальные работники. Эта проблема тесно связана, как уже выше говорилось с социально — медицинскими проблемами и с проблемой одиночества. Потому, что, как известно, социальные работники чаще обслуживают одиноких пожилых людей, у которых родственники далеко, или их нет, или родственники отказались от своих старых родителей по разным причинам.

Одиночество считается самой важной проблемой пожилых людей. В XX веке проблема одиночества получила небывалый статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников трагической безнадёжности существования человека.

Старые люди часто жалуются на тоску и одиночество, изоляцию от общества и ставят эти жалобы в зависимости от материальных трудностей и проблем удовлетворения житейских потребностей. Большие финансовые затруднения часто ускоряют отход от активной жизни пожилых и старых людей. Невозможность поддерживать привычный образ жизни, связанный с приёмом гостей, обязательным в таких случаях и достойным угощением, отклонение приглашений из — за недостаток свободных средств на покупку даже скромного подарка, отсутствие приличных вещей, обуви и так далее заставляют многих старых людей прерывать прежние дружеские контакты, делают их жизнь мрачной и серой, бедной событиями и развлечениями. Многие из пожилых людей не могут купить себе новую одежду, обувь, вынуждены донашивать старые вещи, вызывая в лучшем случае насмешку и сочувственные взгляды прохожих и продавцов в магазинах, а в худшем — откровенное пренебрежение и презрительные высказывания, а нередко оскорбления и обвинения в скупости. Всё это способствует затворничеству старых людей в сенах своего жилища, заставляет их ограничивать свои контакты с внешним миром.

Пожилые люди, живущие одиноко, всё — таки чаще жалуются на чувство одиночества, чем те, кто живёт вместе с родственниками. Одинокими обычно являются овдовевшие лица, их потребности остаются неудовлетворёнными, что приводит к появлению обострённого чувства недовольства всей жизнью. Эти люди переполнены обидой на окружающих, вплоть до чувства ненависти и зависти к ним. Одиночество с научной точки зрения — одно из наименее разработанных социальных понятий.

Одиночество — это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжёлое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близких людей, постоянной ощущение, бесполезности и ненужности собственного существования. Одиночество — это социальное состояние, которое отражает психофизический статус человека, затрудняя ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально — экономического характера.


Похожие записи:

Добавить комментарий