Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Протоколирование переговоров
Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:
- номер официального документа, под которым он регистрируется;
- наименование заседания;
- его дата и время проведения;
- состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
- повестка дня;
- кто выступал по каждому вопросу;
- что именно решили;
- сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
- подписи участников переговоров (в конце протокола).
Комментарий к ст. 37 ТК РФ
1. Правила взаимодействия представительных органов работников при проведении коллективных переговоров основаны на представлении о том, что преимущественное право на представительство интересов работников на коллективных переговорах принадлежит профсоюзу (нескольким профсоюзам), объединяющему большинство работников данного работодателя.
2. Стороны при разработке проекта коллективного договора, соглашения свободны в выборе предмета регулирования — общественных отношений (элементов трудового правоотношения), которые подлежат регламентации в соответствующих договорных актах.
Это право вытекает из положений основополагающих Конвенций МОТ о свободе объединения (Конвенции N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и Конвенции N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949)). Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ в своем докладе о свободе объединения и коллективных переговорах подчеркивает, что реализация принципа добровольности переговоров возможна в полной мере лишь при создании такой процедуры, которая позволяла бы сторонам свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. обсуждать все вопросы, связанные с условиями труда. Ограничение круга дискуссионных вопросов может рассматриваться как решение, несовместимое с Конвенцией МОТ N 98.
3. Свобода выбора вопросов не означает, что стороны могут вынести на обсуждение проблемы, не связанные с трудом, его организацией, условиями и т.п.
Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели их проведения — регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и компетенции работодателя (см. коммент. к ст. ст. 41, 46).
4. Части 2 — 6 ст. 37 регламентируют порядок ведения переговоров при наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников. При этом закон исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. Кроме того, подчеркивается, что в организации должен быть заключен один (единый) коллективный договор. Соответственно, в отрасли должно действовать одно отраслевое соглашение. В создании единого представительного органа могут участвовать не все первичные профсоюзные организации, а те из них, которые добровольно решили объединиться. Единственным требованием является охват такими организациями более половины работников соответствующего работодателя.
5. При наличии в юридическом лице или у индивидуального предпринимателя двух и более первичных профсоюзных организаций любые несколько организаций, объединяющие в совокупности более половины работников, могут создать единый представительный орган. Этот орган создается исключительно в целях ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора.
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает правила создания такого органа: пропорциональное представительство, обязательное включение в состав единого представительного органа представителей каждой из первичных профсоюзных организаций.
6. Единый представительный орган с момента его создания считается представителем всех работников данного работодателя и может выступить с инициативой о вступлении в коллективные переговоры для заключения или изменения единого коллективного договора. Он уравнивается в правах с первичной профсоюзной организацией, которая объединяет более половины работников.
Таким образом, законодатель формирует определенную модель, в соответствии с которой профсоюзная организация либо несколько профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников, пользуются преимущественным правом вступления в коллективные переговоры от имени всех работников.
Предложенная законодателем модель в полной мере соответствует международным нормам и согласуется с распространенной зарубежной практикой организации коллективных переговоров. По мнению Комитета экспертов МОТ, признание за наиболее представительным профсоюзом преимущественного права на проведение коллективных переговоров не противоречит международным трудовым стандартам, в т.ч. одной из важнейших по данному вопросу Конвенции МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948). Вместе с тем признаются желательными разработка и применение специальных процедур определения наиболее представительного профсоюза (первичной профсоюзной организации) на основе заранее определенных критериев (см.: Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 114).
К сожалению, российское законодательство не устанавливает порядка определения наиболее представительного профсоюза. Поэтому на практике представительный профсоюз может определяться по соглашению всех действующих профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на основе представленных доказательств (списков членов профсоюзов, документов об уплате членских взносов, учредительных документов профсоюза и т.п.). В этом процессе может участвовать и представитель работодателя.
7. Если ни одна из действующих у работодателя первичных профсоюзных организаций (или несколько первичных профсоюзных организаций) не объединяет более половины работников, используется механизм непосредственной демократии: профсоюзная организация, которой доверяется вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор от имени всех работников, избирается на общем собрании (конференции).
При невозможности избрать такую профсоюзную организацию работники избирают иного (непрофсоюзного) представителя (представительный орган) (см. коммент. к ст. 31).
Протоколирование переговоров
Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:
- номер официального документа, под которым он регистрируется;
- наименование заседания;
- его дата и время проведения;
- состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
- повестка дня;
- кто выступал по каждому вопросу;
- что именно решили;
- сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
- подписи участников переговоров (в конце протокола).
Что если работодатель не соглашается проводить коллективные переговоры
Уклонение от переговоров работодателем не предусмотрено законом, если представитель работников направил письменное предложение о проведении заседания.
Ход переговоров, установленный регламентом, также не может быть нарушен со стороны нанимателя. Если же руководитель предприятия допускает со своей стороны нарушения, ст. 54 ТК РФ предусматривает наказания в случае наступления следующих ситуаций:
- сторона не подписывает принятый по окончании переговоров проект коллективного договора и протокол;
- сторона не корректирует коллективный договор после принятия решения о внесении в текст изменений;
- сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах.
В каждом из перечисленных случаев работодатель должен будет уплатить штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей (за каждое нарушение) – ст. 5.28 КоАП РФ.
О коллективных трудовых спорах в законодательстве
Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:
- Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
- Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
- День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.
Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.
Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.
Следующие лица наделены правом представлять руководство:
- организации профессиональных объединений;
- руководящие сотрудники;
- другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.
Ошибки и дополнительные нюансы
Многие думают, что коллективные переговоры и соглашения – обязательные требования текущего законодательства. Но в нормативных актах нет требований, которые бы подтверждали это, Не предусмотрено и наказаний для руководства, отказывающегося от оформления документов, письменной фиксации.
Главное – помнить о том, что руководитель не может отказаться, когда ему поступает предложение. Нужно в любом случае оформить письменный ответ, где вторая сторона сообщает о том, какого представителя выбирает. Сами переговоры организуют не позднее следующего дня после поступления документа.
Статья 54 ТК РФ отдельно описывает последствия нарушений для тех, кто уклоняется от обязанностей в этом направлении. Ответственность чаще все материальная и дисциплинарная либо административная. Некоторые случаи допускают применение наказаний сразу нескольких видов.
Одна из основных причин появления споров с руководством – невозможность выплачивать заработную плату, соответствующую работе и ответственности граждан на своей должности. Переговоры помогают прийти к соглашению мирным путем, без обращения с жалобой к вышестоящим инстанциям. Главное – не отказываться от этого мероприятия, выбирать представителей, способных должным образом защитить интересы.
Проведение коллективных переговоров: основные этапы
Порядок проведения коллективных переговоров следующий:
- Одна из сторон составляет письменное предложение о начале переговорного процесса и направляет его другой стороне. Предложение о начале коллективных переговоров, образец которого не унифицирован, должно содержать четко сформулированные требования для обсуждения. Например:
«Нижеподписавшиеся представители работников компании (наименование), предлагают начать коллективные переговоры о разработке и заключении коллективного договора. Для этого предлагается обсудить следующие вопросы: 1. Предоставление дополнительных отпусков. 2. Установление надбавок. …» и т.д.
- Издается приказ о составе комиссии, порядке и сроках проведения мероприятия.
- Стороны обсуждают вопросы. Разногласия, которые не могут быть улажены в рабочем порядке, решаются в соответствии с положениями ст. и гл. ТК РФ.
- Представители сторон подписывают согласованный документ, и колдоговор вступает в силу.
Отметим, что если переговоры ведутся с целью решения какой-то конфликтной ситуации или спора, то принятие окончательного решения или изменение условий работы создают почву для того, чтобы формировалась специальная комиссия, которая будет контролировать ведение переговоров и исполнение принятых решений. В комиссию входят люди, которые выбираются профсоюзными организациями. Это должны быть компетентные сотрудники, которые имеют определенный опыт и навыки решения спорных ситуаций.
Как мы говорили выше, ведение переговоров можно поручать любому ответственному лицу, но чаще всего такие полномочия ложатся на профсоюзные организации и различные формируемые и выборные органы, члены которых избираются путем голосования на заседаниях. Затем специальная комиссия или сформированная организация получает право не только на ведение переговоров, но также внесения различных изменений и контроля за тем, как исполняются те или иные условия.
Ведение коллективных переговоров
Принятию соглашения между работниками и работодателем предшествуют переговоры по его заключению. Одной из форм фиксации достигнутых условий является протокол общего собрания коллектива о заключении колдоговора, составляемый представителями сторон. Ранее отмечалось, что коллективный договор не носит обязательного характера. Но в случае, если одна из сторон получила от другой предложение о намерении начать переговоры, другая не вправе уклониться от вступления в них и обязана вступить в них в течение 7 дней.
Интересы работодателя представляют уполномоченные работодателем лица и(или) лично индивидуальный предприниматель. Интересы работников отстаивает первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Локальные нормативные акты о труде
ТК РФ предусматривает достаточно обширный перечень случаев, когда работодатель обязан принимать локальные нормативные акты и иные решения с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации. Целесообразно определить в коллективном договоре перечень этих локальных нормативных актов, а также предусмотреть возможность их принятия по согласованию или совместно с представительными органами работников.
Право выражать свое мнение предоставляется только тем первичным профсоюзным организациям, которые представляют интересы всех или большинства работников, то есть объединяющим более 50% работников организации (ст. 372 ТК РФ). Несоблюдение процедуры учета мнения профсоюза влечет негативные последствия для работодателя — локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).
Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора
- Методические рекомендации по вопросам коллективно-договорного регулирования разработаны на основе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективного договора, контроля за его исполнением, а также разрешения коллективных трудовых споров в случаях неисполнения условий коллективного договора.
- Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделений (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
- Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях, их обособленных подразделениях.
- Целью принятия коллективного договора является регулирование сторонами трудовых и социально-экономических отношений, направленных на повышение заинтересованности в увеличении производительности труда, эффективной, прибыльной работы организации, установление соответствующего уровня оплаты труда работников, полную и продуктивную занятость работников, создание здоровых и безопасных условий труда, охрану здоровья и установление льгот и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с законодательством.
- Коллективный договор – это локальный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 ТК).
- Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантиях и компенсациях, предоставляемых нанимателем и профсоюзом.
- Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (статья 362 ТК).
- Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора (статья 353 ТК) являются:
- равноправие сторон;
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность принятия обязательств;
- добровольность принятия обязательств;
- учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
- обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
- отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
- взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
Порядок ведения коллективных переговоров
- Представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (статья 356 ТК).
- Сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, в том числе и по подготовке проекта нового коллективного договора. При этом время начала переговоров по заключению коллективного договора необходимо определить с таким расчетом, чтобы согласование проекта коллективного договора и его заключение состоялось до окончания срока действующего коллективного договора.
- Каждая сторона имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 ТК). Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Примерная форма требования приведена в приложении 1.
- Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию по коллективным переговорам из равного числа уполномоченных представителей сторон (статья 357 ТК). При наличии в организации профсоюзных организаций нескольких профсоюзов:
количество сторон коллективных переговоров не меняется;
необходимо предусматривать участие в работе комиссии по коллективным переговорам представителей всех профсоюзных организаций, действующих в организации, по решению их выборных органов;
количество представителей профсоюзных организаций, включаемых в состав комиссии по коллективным переговорам, определяется пропорционально численности членов профсоюзов в составе этих организаций, но не менее одного человека от каждой из них (с правом замены);
решения стороны работников в рамках комиссии по коллективным переговорам вырабатываются с учетом предложений всех профсоюзных организаций. При наличии разногласий у стороны работников этой стороной предпринимаются шаги по выработке согласованного решения. В случае если согласие не достигнуто, решение принимается большинством голосов стороны после дополнительного обсуждения.
Количество представителей от каждой из сторон коллективных трудовых отношений устанавливается по взаимной договоренности сторон, но, как правило, не менее трех человек от каждой стороны.
- Персональный состав уполномоченных представителей от профсоюзной организации в комиссию по коллективным переговорам утверждается на заседании профсоюзного комитета (далее – профком). При этом в состав комиссии может быть включен любой работник – член профсоюза, не назначенный уполномоченным представителем от нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
Пример оформления протокола заседания профкома приведен в приложении 2.
- Руководитель организации в свою очередь издает приказ (распоряжение) о назначении представителей нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
- Выписка из протокола заседания профкома и копия приказа (распоряжения) нанимателя являются документами, подтверждающими полномочия представителей сторон на ведение коллективных переговоров.
- На первой встрече представители сторон (кроме организаций с малой численностью работников – членов профсоюзов, как правило, до 5 человек (включительно)) договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, определяют полномочия председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.
В организациях с малой численностью работников – членов профсоюзов на первой встрече представители сторон могут приступить к рассмотрению проекта коллективного договора.
- На заседаниях комиссии по коллективным переговорам функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.
- На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. При наличии разногласий по каким-либо вопросам каждая из сторон вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений. При этом стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке (статья 357 ТК).
- Каждое заседание комиссии по коллективным переговорам оформляется протоколом. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.
- Профкому целесообразно представлять свои предложения в проект коллективного договора, взяв за основу нормы действующего в организации коллективного договора. В коллективном договоре рекомендуется закреплять в отношении работников гарантии, предусмотренные в местном, тарифном и Генеральном соглашениях (далее – социально-партнерские соглашения), а также предусматривать дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами вышеуказанных соглашений.
П р и м е ч а н и е.
При изложении в коллективном договоре норм не рекомендуется использовать такие выражения, как «наниматель может», «при наличии финансовых возможностей», «при наличии средств» и т.п.
- Процесс разработки проекта коллективного договора и его заключение, как правило, состоит из следующих основных этапов:
- проведение сторонами разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях о значении коллективного договора, необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и законных интересов работников;
- организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора;
- анализ и систематизация предложений работников, поступивших в профком (комиссию по коллективным переговорам);
- подготовка проекта коллективного договора;
- доведение подготовленного проекта коллективного договора до сведения каждого работника;
- обсуждение проекта коллективного договора работниками (по возможности во всех структурных подразделениях организации);
- доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;
- проведение (при необходимости) анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (часть четвертая статьи 357 ТК, статья 20 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах»);
- проведение коллективных переговоров по доработанному проекту коллективного договора;
24.10. представление профкомом проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) на соответствие законодательству и полноте включения в него всех норм социально-партнерских соглашений с учетом реальных возможностей организации;
24.11. обсуждение и одобрение проекта коллективного договора, как правило, на профсоюзном собрании, конференции работников, если иное не определено сторонами (статья 369 ТК).
Допускается обсуждение и одобрение проекта коллективного договора на профсоюзном собрании, конференции работников путем проведения заочного обсуждения и голосования (опросным методом);
24.12. подписание коллективного договора.
Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и подписанию коллективного договора приведен в приложении 4.
- Проект подготовленного коллективного договора целесообразно выносить на профсоюзное собрание, конференцию работников одновременно с подведением итогов выполнения коллективного договора, срок действия которого истекает.
- Все разногласия сторон по проекту коллективного договора могут выносится на обсуждение профсоюзного собрания, конференции работников для принятия решения о достижении согласия или предъявления нанимателю требования (часть первая статьи 379 ТК). Пример оформления протокола профсоюзного собрания, конференции работников приведен в приложении 5.
- Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а на конференции работников – не менее двух третей делегатов. Организациям с численностью работников свыше 150 человек рекомендовано проводить конференцию. Решение такого собрания, конференции считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов участников собрания, конференции.
- При разногласии сторон по отдельным положениям проекта, при наличии соответствующего решения собрания, конференции работников, коллективный договор может быть подписан сторонами по согласованным позициям.
Контроль за выполнением коллективного договора
- Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также профсоюзами в порядке, установленном законодательными актами (статья 375 ТК).
- Информирование работников об исполнении коллективного договора осуществляется в сроки, определенные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие (статья 374 ТК).
- Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по коллективным переговорам.
- Комиссия по коллективным переговорам не реже одного раза в полугодие подводит итоги выполнения коллективного договора и рассматривает их на расширенном заседании профкома с участием нанимателя, а при необходимости на совместном заседании профкома и нанимателя.
Итоги выполнения коллективного договора за год, как правило, рассматриваются на общем собрании, конференции работников либо в порядке, определенном сторонами.
Результаты подведения итогов выполнения коллективного договора в организации оформляются в письменном виде (справка, информация, акт, протокол и т.п.) по форме, согласованной сторонами. Примерная форма документа приведена в приложении 9. Согласованный документ подписывается председателями (сопредседателями) комиссии по коллективным переговорам, после чего рассматривается на расширенном заседании профкома с участием нанимателя, общем собрании, конференции.
- При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов в порядке, установленном законодательством (часть вторая статьи 463 ТК, статья 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах«).
При осуществлении профсоюзами общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать от нанимателя устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее – Указ № 240). Об исполнении каждого пункта представления наниматель обязан письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.
При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе выдать нанимателю рекомендацию на устранение установленных нарушений коллективного договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 240).
О результатах рассмотрения рекомендации наниматель обязан письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.
- В случае отказа нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов, разногласия рассматриваются в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Представители работодателя при проведении коллективных переговоров
Представители работодателя различаются в зависимости от вопросов, по которым необходимо вести коллективные переговоры. Например, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения последних.
А вот при проведении коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников интересы работодателя представляют:
— руководитель организации;
— работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
— иные уполномоченные работодателем лица.
Примечание. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).