Социальная защита семей с детьми

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита семей с детьми». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В республике действует разветвленная система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми — всего 11 видов (Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35-40% среднемесячного заработка по стране.

Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.

Размеры единовременных пособий: при рождении первого ребенка 10 БПМ в среднем на душу населения, при рождении второго и последующих детей — 14 БПМ.

Расходы на выплату пособийв адрес семей с детьми в 2019 году составили Br2,3 млрд, или 1,7% ВВП. Это один из самых высоких показателей относительных расходов на выплату семейных пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, в европейском пространстве.

Федеральные льготы многодетным семьям в 2022 году

Некоторые могут подумать, что намного выгоднее продать земельный участок и на вырученные средства купить квартиру в городе. Вот только провернуть подобною затею не получиться – земля предоставляется исключительно по договору социального найма, а потому продолжает оставаться в собственности муниципалитета.

  • получение бесплатных медикаментов и витаминов;
  • пособие по уходу за ребёнком;
  • право на первоочередное посещение врачей в поликлиниках;
  • возвращение 70% от средств, уплаченных за детский сад;
  • снижение ставки на землю, а также отмена регистрационного сбора за предпринимательскую деятельность;
  • компенсация платы за домашний телефон;
  • компенсации расходов на жильё, с условием, что те возрастают;
  • право на бесплатное питание в школе;
  • право на бесплатную школьную форму;
  • оформление детей на бюджетной основе в кружки или секции;
  • возможность обзаводится билетом на выставку, в музей или зоопарк 1 раз в 30 дней;
  • льготный проезд в общественном транспорте;
  • преимущества при зачислении в детские сады и школы;
  • досрочное оформление пенсии в 50 лет, даже если стаж работы родителей всего 15 лет;
  • оформление поездки в санаторий на безвозмездных засадах;
  • дополнительный отпуск для родителей – 2 недели в год;
  • накопление пенсионных балов даже в декрете;
  • право получить дополнительный выходной, если работа основывается на трудовом договоре;
  • право родителей получить образование на бесплатной основе;
  • помощь в поиске работы на дому;
  • компенсация трат на оплату ЖКХ;
  • бесплатное предоставление учебников детям, если таковые имеются в наличии школьной библиотеки.

Льготы для многодетной семьи в 2022 году: изменения

включение многодетной семьи в льготную программу покупки недвижимости в ипотеку, которые реализуются крупнейшими российскими кредитными компаниями. К примеру, по условиям программ поддержки социальных категорий граждан «Молодая семья», «Доступное жилье», семья может купить квартиру по льготной кредитной ставке непосредственно у фирмы-застройщика.

предоставление по договору найма социальной квартиры или дома для многодетной семьи: обратившись в профильное ведомство местного муниципалитета, многодетная семья может подать заявку на выделение льготного жилья. Для этого ей придется подтвердить статус малоимущей семьи, в которой все ее члены являются зарегистрированными на одной жилплощади гражданами РФ, при этом, никто из них не владеет объектами недвижимости, а индивидуальная площадь, по прописке отводящаяся каждому жильцу – меньше санитарных норм.

Минский район — действительно привлекательное место для тех, кто хочет построить свой дом. Поэтому участки здесь продают с аукциона, выжимая из людей во время торгов порой очень внушительные суммы за каждую сотку. Впрочем, закон, определяя Минский район как аукционную зону, имеет и «лирическое отступление»: «Без проведения аукциона земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска предоставляются гражданам Республики Беларусь — членам многодетных семей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, — в частную собственность без внесения платы за земельный участок». То есть, по сути, Мамедовы просят лишь исполнить указ президента №667.

Правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового законодательства

Нормы, регулирующие права лиц с семейными обязанностями в трудовых отношениях, заложены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Основные трудовые гарантии распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.

Одна из основных норм — отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая — его можно разделить на части любой продолжительности.

Предусмотрено право работающих матери или отца на свободные от работы дни, оплачиваемые в размере средней заработной платы:

  • воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет — на один дополнительный выходной день в месяц, оплачиваемый за счет средств государственного социального страхования;
  • воспитывающим троих и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) — на один дополнительный выходной день в неделю, оплачиваемый за счет средств нанимателя.
Читайте также:  Когда могут отобрать подаренную квартиру

Установлена обязанность нанимателя запланировать трудовой отпуск работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, — в период этого отпуска.

Предусмотрено обязательное продление срока контракта:

  • с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, — не менее чем до окончания указанных отпусков;
  • с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия — не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.

Для обеспечения гендерного паритета в семье в Трудовой кодекс Республики Беларусь внесены следующие новации (вступили в силу с 28 февраля 2020 года):

  • предоставление отцу (отчиму) кратковременного отпуска при рождении ребенка по его заявлению (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка);
  • право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
  • распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.

В целях совмещения профессиональных и родительских функций в Трудовом кодексе Республики Беларусь урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью.

Единовременные выплаты при рождении ребенка

К появлению на свет малыша нужно подготовиться: купить кроватку, коляску и кучу мелочей, которые нынче стоят недешево. Поэтому существуют следующие разовые выплаты:

  • Пособие женщинам, которые обратились (стали на учет) в женскую консультацию до наступления 12 недель беременности. Молодая мама имеет право получить выплату только, если она постоянно наблюдалась в организациях здравоохранения и выполняла все рекомендации медицинских работников. Размер пособия – 1 бюджет прожиточного минимума (БПМ) или 239,87 BYN.
  • Пособие в связи с рождением ребенка. За рождение первого ребенка платят 10 БПМ или 2 398,7 BYN, за рождение 2-го ребенка и последующих детей – 14 БПМ или 3358,18 BYN.
  • Выплата при рождении двойни, тройни и т.д. На каждого ребенка – 2 БПМ или 479,74 BYN.

Какие льготы имеет одинокая мать?

Согласно ч. 3 ст. 268 ТК расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей ­инвалидов – до 18 лет), не допускается.

Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет);

Ранее было предусмотрено Частью 3 статьи 265 ТК, что одинокой матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Теперь же это отменили и порядок такой:

Статья 265. Дополнительный свободный от работы день

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

Матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенка-инвалида – в возрасте до восемнадцати лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.

Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляется по желанию работника согласно одному из оснований.

Одинокий родитель имеет право на стандартный налоговый вычет при исчислении подоходного налога в двойном размере (246000 в 2012 году) на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца ежемесячно (Налоговый Кодекс Республики Беларусь ст.164).

Костевич: рассматриваются новые нормы адресной помощи семьям


Единовременное (разовое) социальное пособие выплачивается при соблюдении следующих условий:[∗] подпункт 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

  • среднедушевой доход семьи или гражданина ниже размера 1,5 бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за последний или предпоследний В случае, если бюджет прожиточного минимума за последний квартал меньше, чем за предпоследний квартал;
  • семья или гражданин оказались по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, такой как:
      • полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80 лет;
      • неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительно принимать лекарства;
      • причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций непреодолимой силы, противоправных действий других граждан;
      • другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.
Читайте также:  Банкротство застройщика: что делать дольщикам, если был заключен ДДУ?

Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от того, в насколько трудной жизненной ситуации находится семья или гражданин. Однако его сумма не может быть больше 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о выплате пособия.[∗] подпункт 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

В каких случаях нельзя получить единовременное социальное пособие?

Единовременное социальное пособие не предоставляется гражданам, проживающим отдельно или ведущим раздельное хозяйство, если они:[∗] пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»


Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников (в том числе впитывающих трусиков, впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей)) выплачивается нуждающимся в них:[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья;
  • инвалидам I группы.

Нуждаемость в подгузниках определяется в индивидуальной программе реабилитации инвалида или заключении врачебно-консультационной комиссии.[∗] пункт 13 Положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41

Пособие выплачивается на основании документов, подтверждающих расходы на приобретение подгузников.[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

Размер пособия устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о выплате пособия.[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

В каких случаях нельзя получить пособие для возмещения затрат на подгузники?

Пособие не выплачивается:[∗] подпункт 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

  • детям-инвалидам до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы вследствие профессионального заболевания или трудового увечья, если они имеют право на оплату подгузников за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • инвалидам I группы, если инвалидность наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Куда и с какими документам нужно обращаться за пособием для возмещения затрат на подгузники?

За пособием необходимо обратиться в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите. Предоставить нужно следующие документы:[∗] подпункт 2.33.2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200

  • заявление Бланк заявления заполняется непосредственно при приеме документов;
  • паспорта Или другие документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи, в т.ч. детей до 14 лет (если у них есть паспорта);
  • свидетельство о рождении ребенка – если есть дети до 18 лет (беженцы предоставляют такое свидетельство, только при его наличии);
  • удостоверение инвалида – для инвалидов I группы;
  • удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов до 18 лет имеющих IV степень утраты здоровья;
  • свидетельство о рождении ребенка – если подгузники приобретались для ребенка-инвалида;
  • документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь;
  • индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в подгузниках;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного, доверенность, документ, подтверждающий родственные отношения, — для лиц, представляющих интересы инвалида I группы;

Вниманию многодетных семей

Для решения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи к учебному году, семьям, воспитывающим троих и более детей, необходимо обратиться в учреждение образования по месту регистрации матери, представив следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность матери в полных семьях, либо законного представителя;

справка о месте жительства и составе семьи;

копии свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей (в случае различных фамилий у матери и детей — документы об изменении фамилии);

для опекунских семей — копия решения администрации района г. Могилева (райисполкома) о создании приемной семьи, передаче несовершеннолетних в приемную семью, установлении опеки над

несовершеннолетним;

справка с места учебы;

копия удостоверения многодетной семьи;

выписка текущего счета (28 знаков), открытого в одном из филиалов учреждения ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» (счет должен быть открыт на имя родителя, от имени которого пишется заявление.

Выплата единовременной материальной помощи производится путем перечисления денежных средств на текущие счета заявителей, открытые в филиале ОАО АСБ «Беларусбанк».

По состоянию на 21.08.2020 управлениями социальной защиты администраций районов г. Могилева оказана единовременная материальная помощь 2 431 многодетной семье, в которой 4 488 школьников, на общую сумму 344 813,04 руб. Выплаты произведены всем заявленным семьям в полном объеме.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде единовременного и (или) ежемесячного социальных пособий предоставлена: 158 малообеспеченным семьям, в них 333 ребенка на сумму 59 098,93 руб., в том числе 37 многодетным семьям, в них 149 ребенка, на сумму 25 871,85 руб.

Гуманитарную помощь получили 125 семей (423 ребенка) на сумму 10 012,30 руб., из них 103 многодетные семьи (387 детей) на сумму 9 162,30 руб. и 22 малообеспеченные семьи (36 ребенка) на сумму 850,00 руб.

Читайте также:  Как рассчитать пенсию в 2022 году

В адрес организаций и предприятий города были направлены письма с рекомендациями оказать материальную помощь работникам, воспитывающим детей школьного возраста, для подготовки их к новому 2020/2021 учебному году.

По информации на 21.08.2020 материальную помощь оказали 76 предприятий (организаций) города, на общую сумму 384 726,00 руб. Материальную помощь получили 2 298 семьей, в них 4 182 детей, в том числе: 427 многодетных семей, в них 813 детей, на сумму 54 794,50 руб., 85 малообеспеченных семей, в них 100 детей, на сумму 3 254,50 руб.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 №41 «О государственной адресной социальной помощи» малообеспеченные семьи, воспитывающие детей, могут обратиться за предоставлением государственной адресной социальной помощи в службу «Одно окно» администраций Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева (пр. Мира, д. 55 а,каб. № 14, 15, 16, ул. Чигринова, д. 8а, каб. № 2).

Почему банк может отказать?

За комментарием Onliner обратился в «Беларусбанк». В пресс-службе нам подробно разъяснили ситуацию и уточнили: банк не предоставляет саму субсидию.

— Господдержка граждан в форме субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам предусмотрена указом президента Республики Беларусь от 04.07.2017 №240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений».

После получения выписки из решения исполкома о предоставлении субсидии (копии решения) гражданин, которому предоставляется такая субсидия, обращается в один из банков (ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «Банк „БелВЭБ“», ОАО «Белинвестбанк» и иные банки), осуществляющих выдачу кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения с использованием гражданами субсидии, для заключения кредитного договора на получение кредита и предоставляет в банк выписку из указанного решения (копию решения) и документы, перечень которых определяется банком.

Важно понимать, что наличие у гражданина решения о предоставлении субсидии не является безусловной обязанностью банка выдать ему кредит. Кредит на строительство (реконструкцию) жилых помещений с использованием субсидии на его погашение согласно указу №240 предоставляется на условиях, определенных банками.

Перед заключением кредитного договора, а также дополнительного соглашения к нему, на основании которого увеличивается размер денежных обязательств кредитополучателя, банк обязан оценить кредитоспособность заявителя (кредитополучателя). Эта норма прописана в инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2018 №149.

Для оценки кредитоспособности банки анализируют кредитную историю заявителя, в том числе наличие задолженности по кредитам в других банках, изучают взаимоотношения заявителя с банком (наличие вкладного (депозитного), текущего счета), возраст, семейное положение и состав семьи, стаж работы, в том числе по последнему месту работы, и другие обстоятельства, способные повлиять на своевременное исполнение обязательств по кредитным договорам. Также изучается платежеспособность заявителя (поручителей) — доходы с учетом обязательных удержаний из заработной платы, платежи по исполнительным листам, алиментам, другие платежи, являющиеся расходами, разрешаются иные вопросы, которые могут иметь значение для кредитной сделки.

Таким образом, как положительные, так и отрицательные решения о возможности предоставления кредита принимаются с учетом целой совокупности факторов, — проинформировали в пресс-службе.

Выгоднее строиться в деревне, но есть нюансы

Стоит отметить, что стоимость квадратного метра в сельской местности и в городе разная. Для семей, проживающих и работающих на селе и строящихся там, государство готово субсидировать 940 рублей за метр квадратный. Для тех, кто строится в городах или работает в городе, — 718 рублей. Есть разница и в количестве субсидируемых метров — 30 м² в сельской местности, 20 м2 — в городе.

Вот пример для расчета максимального размера кредита для семьи из шести человек, проживающей и работающей в сельской местности:

6 человек х 30 м² х 940 руб = 169 200 рублей.

Если бы наша семья жила либо была трудоустроена в городе, то формула выглядела бы уже по-другому:

6 человек х 20 м² х 718 руб = 86 160 рублей.

Как видим, сельскому жителю полагается кредит почти в два раза больше. Но чтобы его получить, нужно не только проживать в сельской местности, но и работать там.

Что такое адресная помощь?

Адресная помощь может выражаться в предоставлении льготных лекарств.
Бедность отдельных категорий граждан является неотъемлемой частью общества. Чтобы сгладить расслоение населения по уровню доходов, создаются специальные госпрограммы. Но так как все люди разные, их потребности также индивидуальны.

Чтобы содействие происходило быстрее и эффективнее, было введено понятие адресной помощи – такое распределение ресурсов, при котором каждый льготник получает именно то, что ему нужно (лекарство, бесплатный проезд, деньги на приобретение бытовой техники).

Чтобы финансовые ресурсы расходовались максимально эффективно, предоставляется государственная социальная помощь тем, кто действительно нуждается. Это выражается в удовлетворении первостепенных потребностей граждан.

Финансирование программы

При предоставлении адресной социальной помощи для населения, достаточно редко, она выделяется в виде материальных средств. Государственная поддержка осуществляется в виде натуральных продуктов (продовольственные товары, одежда, стройматериалы, личное медоборудование и т.д.).

Оказание поддержки для граждан может осуществляться не только управление соцзащиты, но и непосредственный наниматель.

На оформление АП претендует достаточно больше количество людей, так что требуется изначально изучить действующее законодательство на соответствие условий получения и социального статуса человека.

Уточнить все подробности можно в многофункциональных центрах, управлении соцзащиты населения, либо на сайтах ведомств.


Похожие записи:

Добавить комментарий