Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реорганизация и ликвидация – это процедуры, посредством которых можно завершить деятельность некоммерческой организации (НКО). Отличие реорганизации состоит в образовании новых организаций, обладающих полным или частичным объемом прав своего предшественника.
Реорганизации некоммерческих организаций не отличаются от процедуры, реорганизации коммерческих или бюджетных структур.
— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)
— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)
— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)
Компания предпринимает все разумные меры по защите полученных персональных данных Субъекта от уничтожения, искажения или разглашения.
персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;
3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.
5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Процедура реорганизации некоммерческих организаций в 2020 году
Некоммерческая организация считается реорганизованной после завершения государственной регистрации, то есть после внесения сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице. В ст. 16 п. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится информация о формах реорганизации НКО:
- слияние (права, обязательства объединяемых структур переходят к образовавшемуся объединению согласно передаточному акту);
- присоединение (объем прав, обязательств добавленной некоммерческой организации получает компания, на основе которой после реорганизации формируется новый альянс соответственно передаточному акту);
- разделение (обязательства делящейся структуры переходят к образуемым объединениям согласно разделительному балансу);
- выделение (частичный объем прав, обязательств преобразуемой структуры переходит к выделяемым НКО соответственно разделительному балансу);
- преобразование (меняется правовая форма первоначальной НКО, ее права, обязательства передаются новому юридическому лицу согласно передаточному акту).
Для успешного прохождения процедуры некоммерческой организации необходимо подготовить пакет документов, предусмотренный законодательством, и пройти госрегистрацию юридического лица.
Под региональной НКО понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ, к примеру, только в пределах Москвы. Так, некоммерческая организация может пройти процедуру реорганизации путем:
- слияния с одной или несколькими НКО;
- присоединения;
- разделения;
- выделения;
- преобразования.
Решение принимает собрание участников НКО. При наличии кворума достаточно 2/3 голосов учредителей некоммерческой организации, присутствовавших на собрании. После реорганизации имущественные и неимущественные права НКО переходят к новому образованному юридическому лицу в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Следует учитывать тот факт, что к автономной некоммерческой организации (АНО) государственные органы предъявляют повышенные требования. Сбор и заполнение документов требует особой внимательности. Так, вследствие малейших неточностей Минюст РФ может вынести отказ в регистрации АНО путем реорганизации. Следовательно, процедуру придется возобновлять.
В соответствии со ст. 123.4 Гражданского кодекса РФ общественная организация быть преобразована в АНО (автономную некоммерческую организацию) по решению ее участников (членов). Инструкция реорганизации НКО выглядит следующим образом:
- Принимается решение о реорганизации, вследствие чего составляется протокол или решение, если в НКО один учредитель. На повестке дня рассматривается вопрос относительно регистрации этого процесса в госорганах путем преобразования НКО в АНО.
- Подготавливается по форме № Р12003 уведомление в Минюст о начале желаемого процедуры.
- В течение 3 дней в орган регистрации направляется уведомление вместе с решением о реорганизации.
- В письменной форме извещаются все кредиторы НКО.
- Публикуется информация о преобразовании НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» два раза с периодичность ю 1 раз в месяц.
- В Минюст юрлицом подается заявление (форма Р12001) и другие обязательные документы.
Преобразование НКО в коммерческую структуру недопустимо. Общество может быть преобразовано только в определенные формы НКО. Однако исключения составляют следующие случаи:
- реорганизация некоммерческого товарищества;
- структура находится в частном владении.
Некоммерческое юрлицо может стать учредителем ООО. В иных случаях в регистрации Общества с ограниченной ответственностью может быть отказано.
Проще всего преобразовать АНО в хозяйственное общество. Для этого достаточно желания учредителя. Законодательством РФ допускает преобразование вследствие характера организации. Источником ее функционирования является имущество – уставной капитал, принадлежащее конкретному лицу. Юридическое лицо имеет полное право самостоятельно распоряжаться финансами. Решение собственника о реорганизации НКО не нарушает интересы других участников объединения. Владелец может изменить направление деятельности, переводя некоммерческую деятельность в область получения доходов. Технически весь перечень действий, содержащийся в законе при преобразовании НКО в другую форму, сохраняется.
Присоединением признается остановка деятельности одной, нескольких компаний с передачей прав, а также обязательств иной НКО. При реорганизации в форме присоединения стороны подписывают соответствующий договор. Документ определяет алгоритм, условия присоединения. При присоединении одного некоммерческого Общества к другому переход объема прав и обязательств осуществляется в соответствии с передаточным актом.
Присоединение, как форма реорганизации юридических лиц, состоит из нескольких этапов.
- После проведения собраний (с момента принятия решения) в течение 3 дней в Минюст подается форма № Р12003, уведомляющая о начале процедуры. А также решения о реорганизации основной и присоединяемой НКО.
- После того как Минюстом была внесена в ЕГРЮЛ запись о реорганизации НКО, следует 2 раза (с паузой 1 раз в месяц) разместить уведомления о проводимой реорганизации, ее форма и иные сведения в «Вестнике государственной регистрации».
- Все частники НКО уведомляют регистрирующий орган о данном процессе посредством подачи заявлений по форме Р16003. Кроме того представить также нужно учредительные документы, договор о присоединении, квитанцию об уплате госпошлины (4000 рублей). Но если в электронной форме бумаги подавать, то государственную пошлину не нужно уплачивать.
- Завершающим этапом будет получение листа записи ЕГРЮЛ, а также экземпляр Устава.
В п. 2 ст. 123.21 ГК РФ указаны следующие виды учреждений:
- частное;
- государственное;
- муниципальное.
Частные учреждения преобразовываются в АНО либо фонды. Инициатором реорганизации учреждения в частном ведении выступает частное или юридическое лицо. АНО на базе учреждения создается с целью осуществления деятельности, не предполагающей получения прибыли. Государственным и муниципальным учреждениям имущество предоставляется на праве оперативного управления.
Автономная некоммерческая организация не относится к подобной категории юрлиц. В соответствии с п. 7 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственное или муниципальное учреждение реорганизуется в некоммерческую структуру иных правовых форм в соответствии с российским законодательством.
Законодательством РФ не допускается преобразование учреждений, не находящихся в частном ведении в АНО. Таким образом, автономная некоммерческая организация не может стать итогом реорганизации государственного, муниципального учреждения.
У вас есть вопросы? Напишите нам
Для регистрации изменений в устав НКО в Минюсте вам потребуются:
- для смены места нахождения некоммерческой организации нужны документы, подтверждающие право пользования помещением
- при смене руководителя, иного лица, действующего без доверенности (если он указан в уставе) нужно проверить кандидатуру в реестре дисквалифицированных лиц
- при включении в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения на использование имени, выданное Минюстом
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.
- Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
- Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
- Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
- Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
- Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)
При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.
Регистрация автономной некоммерческой организации: пошаговая инструкция
Зарегистрировать автономную некоммерческую организацию могут Министерство юстиции РФ и его Управление в субъектах РФ.
Подать документы можно в Минюст можно несколькими способами:
- Обратиться в Минюст лично
- С помощью доверенного лица и нотариальной доверенности
- По почте России
- Через портал гос. услуг без электронной цифровой подписи
- По электронной цифровой подписи через гос. услуги
- Документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ
- Устав с отметкой регистрирующего органа
- Свидетельство о гос. регистрации организации о постановке на учет в налоговом органе
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.
Изменить свой правовой статус некоммерческая организация вправе различными способами.
В результате реорганизации некоммерческая организация прекращает свою деятельность. Реорганизация отличается от ликвидации наличием правопреемства. Это значит, что при реорганизации права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к другим лицам.
В зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации выделяют особенности правопреемства.
Наравне с стандартными моментами осуществления реорганизации, которые применяются одинаково для всех юридических лиц, самую большую трудность в отношении некоммерческой организации составляет проблема возможных видов реорганизации.
Документы на регистрацию некоммерческой организации подаются в Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок проведения реорганизации некоммерческих организаций определяет Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», и другие федеральные законы (так называемые специальные законы для определенных Некоммерческих организаций). К примеру, Федеральный закон «Об общественных объединениях» гласит, что реорганизация общественной организации, или иного общественного объединения осуществляют на основании решения съезда или конференции (для Межрегиональной общественной организации и Общероссийской общественной организации) или на основании решения Общего собрания членов (для Местной общественной организации и Региональной общественной организации). Имущество общественной организации, которая зарегистрирована в качестве юридического лица, переходит после ее реорганизации к вновь возникшему юридическому лицу в порядке, который предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законодательство установило конкретные виды реорганизации Некоммерческих организаций:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
Когда происходит слияние организаций, то права и обязанности каждого переходят к новому возникшему юридическому лицу на основании специального документа — передаточного акта. В передаточный акт включаются абсолютно все обязательства юридического лица. Обязательства юридического лица включаются в передаточный акт даже в том случае, если руководящие органы юридического лица не согласны с какими-либо обязательствами. Передаточный акт представляет собой приложение к договору. Он составляется на основании тех же принципов, что и большинство подобных документов.
В самом акте должны содержаться сведения об органе управления организации, который утвердил данный акт. Также указывается дата принятого решения и номер документа. Также в акте должны содержаться сведения об основном договоре, содержаться информация об организации-правопреемнике.
Можно ли ооо преобразовать в ано
Какие организационно-правовые формы несовместимы для целей реорганизации предприятий: 1. Прямой запрет:
- невозможна совместная реорганизация коммерческой и некоммерческой организаций. Государственных или муниципальных организаций с частными организациями.
2.
Ограничения, путем введения специальных запрещающих или предписывающих норм:
- хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п.1 ст.68 ГК РФ)
- общество с ограниченной ответственностью можно преобразовать в акционерное общество или в производственный кооператив (п.2 ст.92 ГК РФ)
(Шестакова Е.) («Акционерный вестник», 2012, N 1-2) Текст документа КАК ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОИТЬ СХЕМУ РЕОРГАНИЗАЦИИ? Шестакова Екатерина, эксперт журнала «Акционерный вестник».
ПРОЧЕЕ .ЗАО.ОАО) Реорганизация – прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Реорганизация может касаться как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Правовое положение процедуры реорганизации регулируют следующие нормативные акты: Причинами реорганизации могут быть разные обстоятельства: например, две фирмы хотят объединиться, чтобы при помощи уже совместного имущества решать общие задачи и занять более выгодный сектор рынка; либо крупная организация выделяет из своего состава новую организацию и передает ей имущество либо денежные средства, такая организация уже имеет все возможности быстро стать ведущей фирмой в той или иной области.
Юридические услуги Создание своей фирмы: ООО (общество с ограниченной ответственностью) НКО (некоммерческая организация) Фонд (благотворительный и общественный фонд) А ссоциация, С оюз (СРО) НП (некоммерческое партнерство) АНО (автономная некоммерческая организация) ЧУ (частное учреждение) О бщественное О бъединение (организация, движение) ИП (индивидуальный предприниматель) Ф илиалы и П редставительства Регистрация изменений ООО: Регистрация изменений НКО Ликвидация фирмы (ООО): Ликвидация НКО Ликвидация ИП Восстановление документов (получение дубликатов) Статьи Реорганизация фирмы в форме общества с ограниченной ответственностью или некоммерческой организации представляет собой процедуру структурного изменения одной или нескольких организаций с передачей всех или части прав и обязанностей по своим обязательствам одному или нескольким правопреемникам.
С чего-же начать регистрацию АНО? Конечно с идеи! На основании которой Вы четко сможете сформулировать цели создания, подобрать наименование и определиться с предметом деятельности. Если Вы хорошо представляете идею, не составит труда перенести ее на бумагу в виде целей и видов деятельности. А исходя из целей, можно уже придумывать название.
Давайте рассмотрим это на простом примере. Допустим Вы хотите поделиться своим опытом и создать школу художественной гимнастики. Автономная некоммерческая организация для этого подходит как нельзя лучше. Основная цель создания будет звучать примерно так: организация создана для оказания услуг по обучению художественной гимнастике.
Хорошо, но немного “узко” и сложно будет охватить разные виды деятельности, которые должны соответствовать целям. Тогда можно расширить например так: Организация создана для оказания услуг в области физической культуры и спорта, в том числе предоставление услуг по обучению художественной гимнастике и танцам.
Здесь уже есть поле для деятельности, не правда ли? Не нужно пытаться занести в цель создания виды деятельности, нужно четко разграничивать цели от видов. Цель должна быть емкой, но в тоже время изложена кратко. Иногда читаешь устав, а там целей на страницу, хотя по факту можно было ограничиться тремя строчками.
Раньше за такое Минюст возвращал документы, сейчас инспектора стали более лояльны, но это не значит, что проходит все. Если сформулировать цели по вашему направлению деятельности трудно, можно поступить проще, забить в поисковую строку наброски из нескольких слов, формулирующих основную идею, найти нужную информацию и объединить ее в вашу цель.
Иногда именно так и поступаю, когда пишу устав для совершенно незнакомой мне сферы деятельности. Далее придумываем название АНО или корректируем, если были уже какие-то варианты. В нашем случае подойдет такое: Автономная некоммерческая организация Центр художественной гимнастики и спорта “Совершенство” С видами деятельности намного проще.
Например, для нашего центра подойдут следующие: деятельность в области спорта;организация и проведение занятий по художественной гимнастике,
а далее пропаганда, досуг, просвещение, проведение мероприятий и т.д. Можно найти похожий устав, подскажу как немного позже, и взять из него.
- Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
- Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
- Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
- Рассмотреть и утвердить передаточный акт.
Принимаемые решения фиксируются в протоколах.
Пример уплаты налогов при реорганизации в форме выделения НКО в виде некоммерческого партнерства СРО изыскателей и проектировщиков объявило о реорганизации в форме выделения НП изыскателей.
В процессе ведения общей деятельности в организации использовалось в деятельности имущество, внесенное членским взносом и не передаваемое новой организации.
Преобразование нко в ано особенности
Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:
- добровольная реорганизация;
- принудительная реорганизация.
Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.
В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.
То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:
- разделения
- выделения.
И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.
Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.
Обязательное условие для реорганизации юридического лица — это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.
Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.
Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).
Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).
Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.
Примерами автономный организаций могут быть:
- компании, оказывающие юридические консультации и услуги и мн. др.
- физкультурные и спортивные центры;
- клиники;
- спортклубы
- образовательные центры;
- пансионаты;
Существует 2 пути образования автономной некоммерческой организации:
- Внесение добровольных взносов частных лиц, компаний, органов власти.
- Реорганизация ранее созданного юридического лица.
Учредителями могут стать как граждане и коммерческие компании, так и государство в лице федеральных, региональных органов власти или органов местного самоуправления. Организация создается за счет добровольных взносов ее учредителей – одного или нескольких. Эти имущественные взносы становятся собственностью компании и остаются ею вплоть до . При этом учредители не отвечают по обязательствам учреждения, равно как и наоборот.
[2]
При выборе НКО необходимо начать с изучения правового поля, поскольку вся деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом. Самое непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся основным законом в РФ.
Статьи 13, 14, 30 Конституции РФ регулируют правовые аспекты деятельности НКО. Ниже приведены выдержки из вышеуказанных статей Конституции РФ: Статья 13: п.4 Общественные объединения равны перед законом. п.5 Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14: п. 2 Религиозные объединения отделены от государства и
Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек).
При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности.
Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.
Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации».
Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.
Создавая бизнес, предприниматель выбирает для регистрации одну из организационно-правовых форм (ООО, ПАО, НАО). В отдельных случаях вести бизнес проще в качестве ИП, а такой вид правового формата, как некоммерческие организации (НКО), предприниматели не рассматривают. Целью предприятий этого типа не является деятельность с целью получения дохода, однако стоит знать, что НКО используются и для ведения некоторых сфер бизнеса. В нашем материале мы рассмотрим недостатки и преимущества некоммерческих организаций.
Компании некоммерческого типа существуют как независимые юридические объекты. Таким предприятиям разрешается формировать материальную базу, образованную посредством пожертвований, взносов, вкладов. Поступившие средства компания использует для выплат задолженностей по обязательствам и реализации целей учредителей. Деятельность НКО направлена на благотворительность, социальные потребности граждан, поддержку научных разработок, политические и религиозные сферы (ст. 50 ГК РФ).
Выделяют два основных вида НКО:
- Корпоративные (основатели организаций участвуют в жизни компании, объединяются в членства).
- Унитарные (основатели не являются их участниками).
К корпоративным компаниям относятся:
- Крестьянские хозяйства.
- Этнические общины.
- Общественные союзы.
- Кооперативы производственного и потребительского направления.
- Товарищества владельцев жилых площадей.
К унитарным организациям причисляются муниципальные учреждения, общественные организации, благотворительные фонды, религиозные и правовые сообщества.
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
- Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
- Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
- Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
- Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
- Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
- Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
- Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
- Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
- Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
- Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
- Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.
Выделение с созданием новых организационных форм
Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:
- Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
- Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
- Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
- Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Как поступить в случае, если на момент принятия решения о переводе НКО в коммерческую организацию имеются незакрытые проекты?
Сложность перехода в коммерческую структуру связана с ведением деятельности в момент изменения структуры, например, работы над конкретным проектом. При этом работа должна быть прекращена с возвратом средств или продолжена в порядке благотворительности.
Вопрос №2. Может ли АНО быть реорганизовано в форме присоединения?
НКО, зарегистрированное в форме АНО, имеет право оформить реорганизацию в форме присоединения к любой из видов НКО. Присоединение к коммерческим организациям не предусмотрено.
Вопрос №3. Как определяется размер имущества НКО, получаемого при реорганизации в форме выделения или разделения?
Передача имущества осуществляется в результате создания разделительного баланса и заключения передаточного акта. Размер передаваемого имущества определяют лица, имеющие право принятия решения. Например, в некоммерческом партнерстве решение принимает общее собрание учредителей, в союзе – члены, подписавшие договор.
Вопрос №4. Допускается ли принудительная ликвидация предприятия в форме НКО?
Ликвидация НКО принудительного порядка может осуществляться по решению органов контроля. Для проведения ликвидации необходимо иметь решение суда.
Вопрос №5. Если в реорганизации НКО участвуют несколько организаций, которая из участниц процесса должна подать сведения в Вестник?
Обязательное оповещение о реорганизации представляется от имени всех участников процесса. Последнее по счету объявление представляет организация, присоединившаяся позже остальных субъектов.
Документы для проведения реорганизации
Бумаги, которые нужно представить в налоговую во время первого визита:
- уведомление о реорганизации, форма Р12003;
- протокол решения собрания учредителей;
- решения о реорганизации со стороны всех участников.
После этого ФНС вносит записи в реестр о том, что общества-участники приступили к реорганизации. Какие-то из них приступили к ликвидации, если процесс приведет к прекращению и деятельности. Уведомить налоговую о предстоящей процедуре необходимо в течение трех рабочих дней с момента проведения собрания. Теперь делаются дополнительные процедуры, такие как согласование отчетности, публикации, уведомление кредиторов и другое.
Далее во второй визит нужно принести следующие бумаги:
- заявление, форма Р12001;
- информация об учредителях: паспортные данные;
- коды ОКВЭД.
Во что можно реорганизовать ано
Ст. 17 не распространяется на религиозные организации.
Статья 17. Преобразование некоммерческой организации
1. Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд.
(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 121 ГК РФ утратила силу с 01.01.2014. Положения о преобразовании ассоциации содержатся в ст. 123.8 ГК РФ.
4. Ассоциация (союз) вправе преобразоваться в некоммерческую организацию в одной из организационно-правовых форм, указанных в пункте 5 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2013 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником.
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
Правила п. 6 ст. 17 не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.
6. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.
Реорганизация некоммерческих организаций
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме:
Некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения (в отличие от других форм реорганизации при присоединении не образуется новое юридическое лицо
1. Учреждение может быть преобразовано в:
Решение о преобразовании учреждения принимается собственником
2. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.
3. Ассоциация или союз может быть преобразована в:
Решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми ее (его) членами.
4. Общественная организация может быть преобразована в:
5. Казачье общество может быть преобразовано в:
6. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Реорганизация некоммерческих организаций осуществляется в два этапа.
Перечень документов, представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческих организаций:
Документы, необходимые для 1 этапа
после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц некоммерческая организация размещает в СМИ информацию
о своей реорганизации с указанием:
Данные публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации»
Документы, необходимые для 2 этапа
Уведомление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
В случае участия в реорганизации двух и более некоммерческих организаций уведомление направляется организацией, последней принявшей решение о решении либо определенной решением о реорганизации
По истечении трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации представляются:
1. Заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (форма №Р12016)
Заявление заполняется на каждое вновь возникающее юридическое лицо*.
Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально заверенные копии) в трех экземплярах.
3. Договор о присоединении (в случае реорганизации в форме присоединения) в двух экземплярах
4. Передаточный акт (в случае реорганизации в форме разделения, выделения) – в двух экземплярах
5. Документ об уплате государственной пошлины*
*Примечание: Обращаем внимание, что заявитель вправе, но не обязан представлять указанный документ.
При реорганизации в форме присоединения госпошлина не оплачивается.
6.Документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией сведений о страховых взносах и страховом стаже. Обращаем внимание, что заявитель вправе, но не обязан представлять данный документ.
2. Решение о реорганизации: в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Форма регистрации АНО предполагает особый режим налогообложения. Все некоммерческие организации, включая АНО, являются плательщиками налога на прибыль. Хотя средства и имущество, которое поступило в организацию на безвозмездной основе, не входит в состав налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
АНО вправе работать как на упрощенном режиме, так и на общих основаниях. При этом, если выбрана УСН, то она возможна, если предельный доход не будет превышать 60 миллионов рублей, зато целевое финансирование не включается в налоговую базу. Однако недопустимо применение УСН, если в АНО доля участников-организаций составляет 25 и более процентов.
НДС у АНО формируется в общем порядке. Выручкой в данном случае становится доход от реализации работ, товаров и услуг.
Кто может быть учредителем?
В качестве учредителей организации формы АНО могут выступать как юридические, так и физические лица. Граждане должны быть полностью дееспособными и совершеннолетними. Учредителем АНО могут иностранцы и иностранные юридические лица, но за малым исключением:
- если относительно гражданина иностранного государства или лица без гражданства на территории РФ принято решение о нежелательности его нахождения в пределах страны;
- если деятельность организации приостановлена в связи с проповедованием экстремистских взглядов;
- если в отношении лица было судебное разбирательства и установлен факт экстремистской деятельности.
Учреждать АНО могут и государственные, муниципальные органы. Однако такой учредить должен обладать статусом юридического лица.
Если планируете заняться деятельностью, которая не связана с предпринимательской, лучше всего выбрать следующую организационно-правовую форму: автономная некоммерческая организация. Хотя запрета на занятие предпринимательской деятельностью у АНО нет, но она может быть связана только с основной целью создания компании. Если это правовые услуги, то предоставлять на платной основе можно только такие же услуги.
Регистрация такой организации достаточно простая и прозрачная. Главное, чтобы учредителями такой организации были совершеннолетние и дееспособные физические лица. Также в качестве учредителей могут быть юридические лица. Но все они должны помнить, что имущество, передаваемое в АНО, является собственностью этой организации. Ни учредители, ни АНО не обязаны отвечать по обязательствам друг друга.
Особенности деятельности
Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.
Основные их особенности таковы:
- Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
- Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
- Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
- Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
- Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.
Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.
Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.
Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.
Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.
Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?
Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.
Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:
- Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
- Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
- Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
- Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.
Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
Размер заработной платы устанавливается по их усмотрению. Кроме того, участники могут пользоваться производимыми организацией услугами и иными благами. Вот и получается, что несмотря на провозглашаемые принципы, некоммерческие организации могут служить вполне коммерческим целям и приносить своим учредителям не только моральную, но и материальную выгоду.
Кроме того, нельзя забывать и об определенных финансовых, налоговых и отчетных льготах, установленных для некоммерческих организаций.
- 1. Для некоммерческих организаций не предусмотрен уставный капитал, так как, в отличие от коммерческих юридических лиц, они могут не иметь вообще никакого имущества.
- 2.
Основные виды и формы НКО
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
- Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
- Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
- Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
- Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
- Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
- Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
- Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
- Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
- Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
- Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
- Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.