Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выполнение обгона по правилам дорожного движения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Представим водителя-новичка, который пропустил все курсы в автошколе, но его допустили на дорогу. Прежде всего он должен выяснить, что собой представляет двойная сплошная линия. Это специальная разметка выглядящая, как две параллельные горизонтальные полосы, которые рисуют на автомагистралях и трассах. Она используется, чтобы обозначить полосы противоположного направления движения автомобилей.
Отягощающие обстоятельства
Если присутствуют отягчающие обстоятельства, это может усугубить ответственность. Вероятность избежать лишения прав за сплошную и отделаться штрафом снижается. Возрастает риск получить запрет на вождение на 6 месяцев. В роли отягчающих обстоятельств выступают:
- наличие непогашенных штрафов за допущенные ранее нарушения;
- произошло групповое пересечение сплошной линии;
- гражданин неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД;
- лицо нарушило правила во время стихийного бедствия, чрезвычайных событий и ДТП;
- водитель совершил проступок после лишения водительского удостоверения.
К сведению
Присутствие отягчающих обстоятельств рассматривается в каждой ситуации отдельно. Суд действует в соответствии с нормами части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Если было допущено сразу несколько нарушений, назначение наказания происходит отдельно. Если выполняется лишение водительских прав несколько раз, сроки суммируются. Аналогичная ситуация происходит и со штрафами ГИБДД. Подобное допускает статья 4.4 и часть 3 статьи 32.7 КоАП РФ.
Определение двойной сплошной линии разметки
В частности, рассматриваемая полоса используется для многополосных дорог (от четырех полос). Пересекать черту нельзя, поскольку водитель сразу же ощутит последствия в виде аварийной обстановки. Но даже если удалось избежать аварии, последствия все равно настигнут в виде штрафа или более серьезной меры – зависит от обстоятельств нарушения.
Вс отменил лишение водителя прав за обгон по встречной
О запрете, а вернее о штрафе или лишении прав за пересечение сплошной линии разметки разделяющей полосы движения встречного направления, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Надо заметить, что штраф в этом случае существенный. Кроме того, возможно даже и лишение прав, на срок от 4 до 6 месяцев.
Наказание вполне в соответствии с правонарушением. Здесь как бы все понятно и ясно, нарушители рискующие не только своей жизнью, но и жизнями других людей должны быть наказаны без сожаления и компромиссов.
Другое дело, — а судьи кто!? Но это уже вопрос не для простых смертных, и решение этого вопроса не прерогатива «серой» массы большинства, как считают наши парламентарии… Не смотря на то, что ситуации могут быть и очень опасными и по факту безобидными.
Итак, пересечение сплошной линии разметки идущей в разделе ПДД «Горизонтальная разметка» под номером 1.1 или , предписывает лишение прав. Однако бывают и не столь однозначные ситуации, по крайней мере как нам кажется. Вот, например, так. Выехал через пунктирную линию разметки 1.
5 на полосу предназначенную для встречного движения, то есть не нарушая правила ПДД, а затем перестроился на «свою» полосу, но уже через сплошную 1.1 или 1.3 (см выше). Как же быть в этом случае!? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Под термином «обгон» понимается опережение транспортных средств (как одного, так и нескольких), которое связано с необходимостью выезда на встречную полосу и последующим возвращением на исходный ряд. Данный маневр признан одним из самых опасных, соответственно, на водителя, нарушившего правила его осуществления, накладывается административная ответственность. Она может быть в виде денежного штрафа или лишения права управления автомобилем (выбор наказания осуществляется в суде с учетом всех обстоятельств).
Не только начинающие, но и опытные автолюбители путают термины «обгон» и «опережение». В первом случае речь идет о следующем алгоритме действий:
- Поворот налево.
- Выезд на полосу, на которой находятся транспортные средства, движущиеся навстречу, или же на соседний ряд.
- Поворот направо. Возвращение на исходную полосу.
Правила осуществления обгона строго регламентированы ПДД. Их игнорирование грозит наказанием. Например, пересечение сплошной линии разметки — это грубое нарушение.
Под опережением же понимается увеличение скорости в пределах своей полосы. Водитель просто начинает двигаться быстрее иных участников. Другими словами, ему не нужно пересекать разметку и выезжать на встречную полосу.
Согласно правилам (ПДД), обгон запрещен в следующих ситуациях:
- Перемещающееся впереди транспортное средство совершает какой-либо маневр. Человек, управляющий им, может также обгонять другой автомобиль или же просто производить объезд появившегося препятствия.
- Водитель транспортного средства, которое движется впереди, намерен совершить поворот налево, о чем свидетельствуют соответствующие световые сигналы.
- За автомобилем следует другой, который уже начал осуществлять маневр. Согласно ПДД, водитель транспортного средства (в данном случае обгоняемого) не должен этому препятствовать. Он обязан ехать с прежней скоростью. Если это возможно, он должен прижаться как можно правее.
- После выезда на полосу, которая предназначена для встречного движения, водитель не сможет вернуться в первоначальный ряд, не создавая помех иным транспортным средствам. В связи с этим необходимо заблаговременно оценить ситуацию на проезжей части.
- Если выезд на встречный ряд подразумевает пересечение сплошной линии разметки. Находящаяся слева прерывистая полоса также свидетельствует о невозможности совершения на данном участке обгона. Суровое наказание также ожидает водителей, которые осуществляют выезд на встречную полосу, пересекая двойную сплошную. Если в процессе совершения обгона человек, который управляет транспортным средством, понимает, что прерывистая линия вот-вот закончится, ему необходимо отказаться от маневрирования и вернуться на ранее занимаемый ряд попутного движения.
- Если водитель находится на мосту, путепроводе, перекрестках (в том числе на нерегулируемых, когда он движется по второстепенной дороге), пешеходном переходе, железнодорожном переезде (и на расстоянии до 100 м от него), эстакаде, тоннеле и на участках, характеризующихся ограниченной видимостью.
Перед осуществлением маневра важно проанализировать скорость автомобиля. Если она недостаточна для совершения обгона, во избежание создания аварийной ситуации от него следует отказаться.
Чаще всего недопустимые маневры совершаются в местах, где установлена специализированная аппаратура. В подобных ситуациях ГИБДД проанализирует нарушение, назначит штраф и направит по месту жительства собственника транспортного средства квитанцию для оплаты. Нарушителю в таком случае спорить с постановлением практически бессмысленно. Однако на практике встречались ситуации, когда водителю приходило по месту жительства постановление с фото, на котором изображено пересечение сплошной не транспортным средством, а лишь его тенью. В подобных случаях целесообразно продолжить разбирательство в суде и доказать неисправность или наличие погрешностей в работе специализированного оборудования.
Если нарушение выявлено инспектором ГИБДД, решение относительно наказания принимается им. Но целесообразность лишения права управления транспортным средством оценивается исключительно в суде.
Не нужно сразу же после остановки транспортного средства объясняться перед уполномоченным лицом. Необходимо выяснить, имеются ли у инспектора видео- или фотоматериалы. При их наличии нужно попросить с ними ознакомиться. Если нарушение действительно четко зафиксировано, дальнейшие разбирательства нецелесообразны.
Если же никаких доказательств нет, кроме того, что обгон через сплошную видел инспектор, не следует признавать свою вину. Объяснить это можно отсутствием существенной доказательной базы.
Важно понимать, что если у инспектора имеются фото или видеоматериалы, на которых четко визуализируется нарушение, отпираться бессмысленно. Подобные попытки могут привести к тому, что у водителя изымут водительское удостоверение на длительный срок. При этом раскаяние считается смягчающим обстоятельством. Если не спорить с уполномоченными лицами, имеющими существенную доказательную базу, можно отделаться штрафом или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Какие действия необходимо предпринять, если прерывистая линия на дороге заканчивается?
Если автовладелец уже начал обгонять автомобиль через прерывистую разметку, но во время передвижения по противоположной полосе увидел, что он приближается к сплошной разметке, то правильнее всего будет снизить скорость движения машины, перестать обгонять впереди проезжающее ТС и вернуться на свою полосу.
Теперь давайте разберем в какой именно момент нужно перестать объезжать машины и вернуться на свою полосу. Дорожная разметка наносится последовательно. Сначала идут короткие прерывистые штрихи, затем они сменяются на более длинные, а через определенный отрезок уже начинается сплошной штрих без пробелов.
Таким образом, если вы увидели, что вы приближаетесь к длинным прерывистым штрихам и ваша машина еще не до конца обогнала впереди идущую, то снижайте скорость движения.
В каких случаях взыскается штраф с водителя, а в каких его лишат водительских прав?
За пересечение непрерывной разметки устанавливается административная ответственность двух видов: штраф или изъятие водительского удостоверения. Теперь подробно рассмотрим, что и когда применяется.
Небольшие правонарушения, касающиеся пересечения разметки, наказываются только штрафным взысканием и нет необходимости в рассмотрении их в судебном порядке. А вот когда автовладелец проехал по встречке хотя бы пару метров, то это дело уже будет рассмотрено в суде. Но есть и исключения. Например, если протокол был сформирован за правонарушение, зафиксированное с помощью системы видеофиксации. В подобной ситуации применяется наказание в виде взыскания штрафа.
На решение судьи влияет и информация о том, привлекался ли водитель-нарушитель к админ. ответственности ранее. Если обнаружится, что ему было выписано много щтрафов, даже если он их все вовремя погасил, то этот факт на нем скажется крайне негативно. Под исключение попадают только штрафы, присвоенные на основании фото или видеофиксации. Они никак не скажутся на вердикте судьи.
Если водитель может документально подтвердить, что автомобиль он использует для получения основного дохода, то это воспримется как смягчающее обстоятельство при изъятии водительского удостоверения. Кроме этого бумаги, подтверждающие наличие у нарушителя одного или нескольких детей на иждивении тоже воспримется в его пользу.
Если обвинитель полностью доказал вину водителя, то смягчить наказание можно только одним способом – признать себя виноватым и раскаяться в содеянном. Если этого не сделать, то будет назначено повторное заседание и в качестве очевидцев будут привлечены работники ГАИ ГИБДД. Так как у судьи нет причин не верить их показаниям, отделаться одним штрафом в этом случае уже будет практически невозможно.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2023 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В каких случаях лишения не будет?
В некоторых ситуациях даже суд не имеет права лишить водителя права управлять транспортным средством.
К ним относят следующие варианты:
- отсутствие выбора – статья 2.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Крайняя необходимость» говорит о том, что нельзя привлекать к ответственности, если у водителя не было иной возможности избежать ДТП (например, резкое торможение впереди идущего транспортного средства);
- пересечение сплошной с одновременным выездом на встречную полосу предусматривает ответственность в виде штрафа в сумме 5000 руб., если нарушение зафиксировано камерой ГИБДД, а не инспектором;
- также лишение прав не применяют к водителям, которые наехали на сплошную линию только одним колесом при повороте налево или развороте;
- объезд препятствия – еще одно основание избежать лишения прав после пересечения сплошной.
Разворот через сплошную
Недобросовестные сотрудники ГИБДД и сейчас подлавливают водителей, которые разворачиваются через двойную сплошную. Им грозят лишением прав якобы за выезд на встречную полосу в нарушение сплошной линии разметки. «Я слышал много таких историй от своих клиентов, которым грозили лишением прав именно за проезд по встречной полосе, — рассказал Дугин. — При этом на самом деле неважно, через ординарную или через двойную сплошную разворачивается водитель. Но именно ситуация с двойной сплошной стала хрестоматийной».
По словам Дугина, водители часто соглашаются с тем, что выехали на встречку. Однако для такого запрещенного маневра существует отдельная квалификация: штраф по ч. 12.16 КоАП: «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За это полагается не лишение прав, а только штраф 1 тыс.-1,5 тыс. рублей.
«Обычно нечистые на руку инспекторы ГИБДД в такой ситуации пугают водителей лишением прав за выезд на встречную полосу и следят за его реакцией, ожидая возможных незаконных предложений», — говорит Дугин.
Юрист советует водителям в такой ситуации уверенно сказать: «это никакая не встречка, я разворачивался, выписывайте штраф». Дугин уверен: так инспектор сразу поймет, что ему нечего ловить и оформит протокол о штрафе.
Каким образом ДПС докажет вашу вину?
Основным средством фиксации такого правонарушения остаются камеры на дороге. Часто водители (особенно те, которые всего лишь задели сплошную) позже получают извещение о том, что нарушили и необходимо выплатить штраф или явиться на разбирательство. Не стоит бояться требовать видеозапись, особенно если вы не уверены в том, что нарушение было. Часто в суде нет возможности посмотреть запись, если ответчик не ходатайствует о желании ознакомиться с доказательствами, то иной раз выходит, что водитель даже не видит главной улики.
Наверняка, любому водителю будет полезно ознакомиться с информацией о том, что грозит за двойной обгон, а также за маневр под запрещающий знак, справа, на пешеходном переходе, на мосту.
В качестве завершающего слова отметим, что пересечение сплошной относится к нарушениям, за которые не только штрафуют, но и отбирают права. Помните об этом, водите с умом и осторожно.
Как фиксируется нарушение?
Фиксация правонарушения должна осуществляться камерами фото- и видеосъемки. Возможны варианты:
- Автоматические. В таком случае фотографирование осуществляется камерами, которые работают без участия оператора. Инспектор лишь получает фотографию и составляет административный протокол, который отправляются нарушителю по адресу регистрации.
- Неавтоматические. При таком сценарии фотографирование выполняет оператор — сотрудник ГИБДД. Если водитель не уехал с места происшествия, то инспектор может предъявить фотографию нарушителю сразу и составить протокол. В противном случае составляется постановление, которое высылается нарушителю по месту регистрации.
При выезде с прилегающей территории был совершен поворот налево с выездом на встречную. Сотрудник ДПС составил протокол и передал документы в суд.
Пострадавший обратился за консультацией в нашу компанию. Благодаря профессионально проведенному юристами опросу сотрудников ДПС и найденных свидетелей удалось выяснить противоречия в показаниях, обжаловать административный протокол и сменить наказание в виде лишения водительских прав на более лёгкое. В ходе судебного заседания юристам удалось изменить меру наказания водителю на штраф в размере 1000 рублей. Водительские права были сохранены.
В подобных случаях водителю необходимо четко зафиксировать произошедшее событие нарушения ПДД, грамотно пообщаться с инспектором и также тщательно зафиксировать все моменты нарушения в составлении протокола правонарушения. После этого необходимо обратиться к автоюристам для защиты своих интересов. Как правило, в зависимости от ситуации, адвокаты будут работать над тремя возможными вариантами решения проблемы:
- Замену лишения водительских прав на наказание в виде штрафа;
- Переквалификацию в нарушение ПДД с наименьшей санкцией;
- Оправдание водителя, как самый желанный вариант.
Юристы компании «Главная дорога» подскажут, какой из трех вариантов решения проблемы следует выбрать. Они вместе с вами продумают линию защиты и убедительно укажут на все имеющиеся недостатки в административном материале в суде. Так же существуют способы убедить суд в перевесе смягчающих обстоятельств над отягчающими.
Наша практика показывает, что при правильно выстроенной линии защиты удается сохранить водительское удостоверение в 90% случаев.
Согласно закону, при расследовании административного нарушения выясняются все обстоятельства, сопутствующие вменяемому нарушению ПДД. Любая мелочь, например то, что инспектор ГИБДД при составлении схемы нарушения не указал причину, побудившую Вас отступить от правил, или отсутствие вашей подписи в нужном месте, поможет опытному юристу добиться альтернативного наказания в виде штрафа? либо прекращения производства по делу либо? переквалификации вменяемого нарушения на статью, предусматривающую один вид наказания — штраф (12.16 ч.2,3; 12.15 часть 3 КРФоАП) уже на этапе рассмотрения в мировом суде.
В результате – Ваше водительское удостоверение останется у Вас.
Что понимают под пересечением сплошной линии разметки
Сплошная линия — это горизонтальная разметка, обозначенная в ГОСТе и в ПДД под номером 1.1. Двойная сплошная — под номером 1.3.
Данные линии введены в обиход не просто так, они чаще всего наносятся в опасных местах для предупреждения аварий. Не зря начинающих водителей учат: «Представьте, что сплошная — это стена». Чтобы пресечь возможные ДТП, законодатель и ввел наказание за пересечение разметки 1.1 и 1.3.
Виды и размеры наказаний за пересечение сплошной и двойной сплошной линий не отличаются. Ответственность наступает по ст. 12.15 КоАП РФ, иногда по ст. 12.16 КоАП РФ.
В указанных нормах отсутствует упоминание о сплошной линии, но, совершая правонарушения, предусмотренные этими статьями, подразумевается, что водитель пересекает разметку 1.1 или 1.3. Что интересно, понятия пересечения сплошной также не указано ни в одном нормативном акте. Ввиду этого трактовка пересечения может отличаться.
В большинстве случаев судьи и представители Госавтоинспекции сходятся во мнении, что пересечением является выезд за линию хотя бы одним колесом. Но в некоторых ситуациях, например, при ДТП, достаточно даже выхода корпуса транспортного средства (ТС) за сплошную.
Таким образом, всегда старайтесь держаться ближе к середине своей полосы, а для выезда на встречную полосу дождитесь, пока начнется прерывистая линия.