Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер штрафов за несдачу отчётности в ФСС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2022 году Фонд социального страхования переходит поэтапно на прямые выплаты. С 1 января 2022 года больничные, декретные и детские пособия ФСС начисляет самостоятельно – на основе данных, переданных о работнике работодателем-страхователем в ФСС. А с 1 сентября 2022 года пособия по беременности и родам и единовременные пособия при рождении ребенка работникам будут также назначаться соцстрахом и выплачиваться автоматически.
Новые штрафы по прямым выплатам пособий.
Законодательная база изменений:
- ФЗ от 30.04.2021 № 126: с 2022 года Фонд социального страхования РФ переходит на беззаявительную систему выплаты пособий.
- Постановление Правительства от 23.11.2021 № 2010: установлены Правила получения отделениями ФСС России сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, которые начали действовать с января 2022 года.
- Федеральный закон № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» дополнен с 01.01.2022 статьей 15.2. об ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ответственность перед ФСС должностных лиц.
Ответственность за различные нарушения во взаимодействии с соцстрахом предусмотрена и для должностных лиц. Этот аспект регулируется КоАП, статьей 15.
- Согласно ст. 15.32 — штраф на должностных лиц в размере от 500–1000 руб. за нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов.
- Согласно ч. 2 ст. 15.33 — штраф на должностных лиц в размере от 300–500 руб. за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
- Согласно ч. 3 ст. 15.33 — штраф на должностных лиц в размере от 300–500 руб. за непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
- Согласно ч. 4 ст. 15.33 — штраф на должностных лиц в размере от 300–500 руб. за непредставление сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления запрашиваемых сведений.
ЕФС-1 представляет собой новую отчетную форму, которую нужно будет сдавать с 2023 год в Социальный фонд РФ.
Бумажная форма и правила заполнения этого отчета содержатся в проекта Постановления ПФР ID 01/02/09-22/00131496, а электронный формат — в проекте ID 01/02/10-22/00132215.
В ЕФС-1 включены титульный лист с информацией о страхователе и два раздела:
- информация о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, зарплате и допвзносах на накопительную пенсию;
- информация о начисленных страхвзносах «на травматизм».
На основании ЕФС-1 заменяются такие формы отчетности как СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3 и 4-ФСС. Эти отчетные формы в последний раз нужно будет подать за периоды 2022 года.
Внимание! С 2023 года также не нужно будет сдавать отчет СЗВ-М. Персонифицированные сведения о физлицах нужно будет передавать в ИФНС каждый месяц, а инспекции будут направлять их в Социальный фонд РФ.
Структура разделов отчета ЕФС-1 будет похожа на ранее действующие формы:
Старая форма |
Раздел ЕФС-1 |
Комментарий |
СЗВ-ТД |
Подраздел 1.1 по сведениям о трудовой (иной) деятельности |
Требуется передавать информацию о начале и окончании ГПХ договора. Ввели классификатор причин увольнения — потребуется указывать код, а не формулировку. |
СЗВ-СТАЖ |
Подраздел 1.2 по сведениям о страховом стаже |
Дополняется данными по СОУТ — индивидуальным номером рабочего места и классом (подклассом) условий труда. Будет графа с районным коэффициентом. Сдавать сведения потребуется не по всем сотрудникам, а лишь по тем, у которых имеются особенности учета стажа. |
ОДВ-1 Раздел 5 (ДНП) |
Подраздел 2 по основаниям для отражения сведений о периодах работы в условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии |
Сдавать нужно одновременно с подразделом 1.2, когда имеются данные о лицах, которые имеют право на досрочное назначение пенсии |
СИоЗП (для бюджетных учреждений) |
Подраздел 1.3 по информации о зарплате и условиях деятельности сотрудников в данных учреждениях |
Для многих полей имеются классификаторы допустимых значений. Минтруда будет устанавливать виды деятельности, при которых потребуется подавать указанный подраздел. |
ДСВ-3 |
Подраздел 3 по информации о застрахованных лицах, за которых уплачены допвзносы на накопительную пенсию и взносы работодателя |
Заполняется аналогично отчету ДСВ-3 |
4-ФСС |
Раздел 2 по информации о начисленных страхвзносах «на травматизм» |
Нужно указывать численность не физлиц, в пользу которых производились выплаты, а работающих лиц, застрахованных от травматизма. Добавили поле «На начало отчетного периода» в расчете сумм страхвзносов. В информации по облагаемой базе требуется выбирать тип страхователя:
Для госучреждений добавили особый раздел по определению облагаемой базы. Исключили раздел с количеством пострадавших из-за страховых случаев в отчетном периоде. |
Какие обязательства есть у страхователя относительно взносов
Все обязанности работодателя-страхователя прописаны в п. 2 ст. 17 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Основные пункты таковы.
- Страхователь обязан корректно всё подсчитать, а после этого оформить перечисление средств непосредственно на счета ФСС.
- Все данные должны быть проверены на предмет верности произведенного учёта — это и начисление взносов (суммы), и текущие страховые выплаты, и другое. А вдобавок важно, чтобы были сохранены все документы, которые подтверждают осуществление выплат и взносов.
- Страхователь обязан своевременно предоставить страховщику полный перечень расчётов (как по начислению взносов, так и по их выплате).
На данный момент для составления отчётов за период 2021–2022 гг. страхователь обязан применять форму 4-ФСС. Это прописано в приказе № 381 от 26.09.2016. Также в вопросе составления отчётности нужно учитывать ещё один важный нюанс — он заключается в необходимости перейти на прямые выплаты всех зафиксированных пособий ФСС.
Отчёт подается раз в квартал — это оговорено в п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ. Принятый срок — до 20-го (в бумажном виде) или 25-го числа (в электронном виде) того месяца, который следует за последним в каждом квартале. Благодаря развитию онлайн-технологий отчёты можно подавать в электронном виде — это не только упрощает весь процесс, но и экономит время.
Штраф ФСС — за что и сколько
Начиная с 1 января текущего 2022 года штраф в ФСС за несвоевременную сдачу отчётности будет начислен уже в 00:01 26-го числа при условии, что сам отчёт был направлен 25-го (крайний срок) в 23:50. Это происходит потому, что для формирования квитанции о получении расчёта необходимо время — минимум десять минут. Таким образом электронная отчётность становится просрочкой, что и влечёт за собой привлечение к административной ответственности — 4-ФСС штраф за несвоевременную сдачу.
Ещё один штраф — за неправильную форму отчётности. Так, с 10.01.2022 электронная форма предусмотрена для всех тех компаний, где работает от 11 человек. Если компания (работодатель) нарушила способ передачи отчёта (бумажный вместо электронного), то она заплатит 200 рублей штрафа.
Несданный отчёт в ФСС — повод для наказания в форме денежного взыскания, это прописано в п. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ. Штраф будет рассчитываться по специальной формуле: 5% от той суммы взносов, которая была начислена к уплате за последний отчётный квартал, за каждый просроченный месяц.
Важные моменты:
- не имеет значения, закончился месяц или нет — за полный или неполный будет одинаковый штраф;
- сумма штрафа не может быть меньше 1000 рублей и больше 30% от оговорённой суммы взносов.
Штраф за несдачу 4-ФСС может быть начислен и не на компанию, а на должностное лицо. Речь идёт о сумме от 300 до 500 рублей.
Несданный больничный влечёт за собой невыплату денег работнику. Штраф ФСС за несвоевременную сдачу больничных листов — это очень существенное наказание для работодателя. Согласно законодательству, это сумма от 30 000 до 50 000 рублей, а также может быть применено и приостановление деятельности компании (предприятия) на срок до 90 дней.
Размер штрафа за опоздание с отчетом
Правила, по которым назначается штраф за несвоевременно представленный РСВ, прописаны в п. 1 ст. 119 НК РФ. Сумма штрафа определяется расчетным путем — 5% от неуплаченной в срок суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании представленного РСВ, за каждый полный или неполный месяц.
Рассчитанная таким образом величина не всегда представляет собой окончательный размер штрафа, подлежащего перечислению в бюджет. Законодатель установил ограничения, за пределы которых сумма штрафа выходить не может: не менее 1 000 руб. и не более 30% указанной суммы взносов.
Размер штрафа за несвоевременную сдачу РСВ в 2020 году вычисляется по этому же алгоритму.
Штраф за непредставление (несвоевременное представление) РСВ — это не всё, что может подстерегать плательщика взносов. С прошлого года у налоговиков появилась законодательно закрепленная возможность приостанавливать операции по банковским счетам, если они не получат РСВ в течение 10 дней по истечении установленного срока его представления (п. 2 ст. 76 НК РФ, закон «О внесении изменений. » от 29.07.2018 № 232-ФЗ).
Кроме того, оштрафовать могут и руководителя на 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ). Размер этого наказания в дальнейшем может вырасти — законодатели планируют увеличить его не менее чем в 5 раз.
В рассматриваемой форме заполнению подлежат исключительно те разделы, в которых может быть указана какая-либо информация. Другими словами, если у плательщика один из разделов формы остается пустым, то соответствующие взносы не должны начисляться. В соответствии с этим такие разделы расчета не должны предоставляться.
В соответствии с вышеуказанной информации страхователь должен в первую очередь оформить обязательные разделы и только после этого проставить на каждой конкретной странице документа нумерацию сквозного характера.
Стоит отметить, что годовую отчетность за 2020 года не должны были подавать те индивидуальные предприниматели, которые не нанимали работников и не выплачивали зарплату с прочими финансовыми вознаграждениями физлицам.
Что касается тех работодателей, которые осуществляли выплаты в течение прошлого года финансовых вознаграждений в полном размере и начислявших все страховые взносы по ОМС, то они должны заполнить все без исключения разделы расчета по форме РСВ-1.
В титульном листе должна быть обязательно прописана следующая информация:
- регистрационный номер организации или индивидуального предпринимателя в Пенсионном Фонде;
- сквозная нумерация страницы;
- кодификация для первичной или исправленной документации;
- код отчетного периода – для второго квартала указывается код 6;
- дата оформления;
- полное наименование организации;
- индивидуальный налоговый номер;
- КПП и так далее.
Если предприятие оформляет нулевую отчетность, то нужно проставить прочерк в графе со сведениями о числе застрахованных лиц. Зачастую рассматриваемый отчет подается только теми компаниями, у которых в штате числится только директор. В разделе о среднесписочном числе работников нужно проставить единицу. Если это не будет сделано, то инспекторы также наложат административный штраф.
Как гарантированно избежать штрафов?
Единственный гарантированный способ сдать отчетность без проблем — это обращаться в компанию, профессионально занимающуюся бухгалтерским учетом.
Почему с данной задачей может не справиться ваш штатный бухгалтер?
- Вам сложно сразу оценить настоящий уровень компетенции специалиста. Берете на работу вы его сегодня, а ошибки могут всплыть через год.
- Любому человеку сложно самостоятельно оценивать собственную работу.
- У штатных бухгалтеров может быть достаточно сильная нагрузка, отсюда и ошибки в отчетности.
В чем преимущества работы с бухгалтерской компанией?
- С вами работает не один человек, а команда специалистов. Вы не зависите от отпусков или больничных и можете рассчитывать на многоуровневый контроль качества.
- У профессиональной команды всегда есть доступ к актуальной информации об изменениях в законодательстве.
- Работая с бухгалтерской компанией, вы получаете не только качественное ведение бухучета, но и профессиональные консультации.
Проверка представленной 4-ФСС
Порядок контроля осуществляет посредством камеральных и выездных проверок.
Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения ФСС на базе представленных расчетов и другой информации, которая имеется у ФСС. Проверку проводят уполномоченные лица в соответствии с должностными обязанностями в течение 3 месяцев с даты представления 4-ФСС без специального решения руководителя ФСС. При выявлении в ходе проверки ошибок в расчетах и несоответствия сведений в документах, сообщается страхователю с требованием представить в течение 5 дней пояснений или внесения исправлений.
Выездная проверка проводится на территории проверяемого лица, для которой требуется решение руководителя ФСС при условии, что проверки проводятся чаще 1 раза в 3 года (без учета проверок его обособленных подразделений). При выездной проверке проверяется период, не более 3 лет до года, когда вынесено решение о проверке. Максимальная длительность выездной проверки – не более 2 месяцев, но этот срок может быть удлинен до 4 или 6 месяцев при наличии таких оснований:
получение в ходе проверки от любых источников данных, свидетельствующих о наличии нарушений
- наличие непреодолимой силы на территории проводимой проверки
- наличие нескольких обособленных подразделений
- непредставление документов в установленный срок для проведения выездной проверки
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки и с выводами и предложениями проверяющих в установленный срок может представить письменные возражения, приложив в ним документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своей позиции.
Ошибки оформления электронной отчетности
Помимо логической ошибки, причиной отказа в приеме отчета могут быть ошибки оформления.
Ошибка в регистрационных данных и в электронно-цифровой подписи. Ошибки возможны в любом реквизите, например в регистрационном номере страхователя, в коде подчиненности. При наличии регистрационной ошибки программа при проверке не примет ваш отчет.
Сертификат ЭЦП, принимаемый фондом, должен содержать идентифицирующие реквизиты страхователя. При их отсутствии отчет не пройдет.
Также ошибкой считается применение не той ЭЦП. На практике возможны две ситуации:
- применение ЭЦП, предназначенной для подтверждения документов, направляемых другому адресату, например не ФСС РФ, а ИМНС;
- использование ЭЦП другого страхователя (регистрационный номер в сертификате не совпадает с регистрационным номером в имени отчетного файла).
Сертификат ЭЦП имеет конечный срок действия. Просроченная ЭЦП может стать препятствием успешной сдаче отчета.
Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС
Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).
Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.
Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2021 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.
Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».
Штрафы за отчетность в ФСС
Наказание за несдачу отчета в ФСС прописано в п. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ. Формула для расчета штрафа такова: 5% от суммы взносов, начисленных к уплате за последний квартал, за каждый месяц просрочки. При этом не имеет значения, прошел полный месяц или нет. Отсчет ведется с даты, когда должен был быть сдан отчет. Рассчитанная сумма штрафа не должна превышать 30% от оговоренной суммы взносов, а также не может быть меньше 1000 руб.
Также возможен административный штраф на должностное лицо. По действующему КоАП это 300-500 руб. Новый КоАП эту сумму существенно повысит. Подробности вы можете узнать из Обзора, который подготовили эксперты КонсультантПлюс, если получите пробный доступ. Это бесплатно.
Рассмотрим расчет штрафа по закону № 125-ФЗ на примере.
ООО «Калейдоскоп» опоздало со сдачей расчета в соцстрах на 15 дней. Сумма взносов на травматизм составила 16 759 руб.
Сумма штрафа: 16 759 × 5% = 838 руб.
В этом случае штраф не превышает 30%, так как прошел 1 неполный месяц, но он получился менее 1000 руб., поэтому уплатить придется 1000 руб.
Предположим, просрочка составила 4 месяца и 10 дней.
Сумма штрафа составит 16 759 × 5% × 5 = 4190 руб.
В этом случае штраф также не превышает 30% и составляет сумму более 1000 руб., поэтому уплатить нужно 4190 руб.
Если отчетность не будет передана в фонд в течение 6 месяцев и более, то штраф будет рассчитан как 30% от суммы взносов.
Сумма штрафа составит 16 759 × 30% = 5028 руб.
Кроме того, закон № 125-ФЗ с 2021 года предусматривает штраф за нарушение формы представления расчета (электронно или на бумаге). Сумма этого штрафа — 200 руб. (п. 2 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ).
О том, может ли привести к штрафу неверное указание в отчете регистрационного номера страхователя, читайте в материале «Ошибка в регистрационном номере — не повод для штрафа за несдачу 4-ФСС».
Основания и причины для включения предприятия в план проверок
Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:
- Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
- Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → как пройти камеральную проверку ФСС, → как проходит камеральная проверка ПФР).
- Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
- Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
- Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
- Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.
Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.
Начало процедуры выездной проверки ФСС
Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.
Особенности оформления решения на проверку:
- Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
- Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
- В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
- Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
- Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.
В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.
Санкции остались прежними
Вопрос о штрафе за форму 4-ФСС регулирует Закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от несчастий на производстве и профзаболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).
Сразу отметим, что за отсутствие отчета 4-ФСС штраф в 2021 году остался на прежнем уровне. Законодатели не меняли положения указанного закона, которые регламентируют наложение штрафа за 4-ФСС в 2021 году.
Электронные отчёты 4-ФСС сдают в фонд до 25 числа включительно месяца, который идёт за отчетным (расчетным) периодом – кварталом, полугодием, 9 месяцами, годом. А для представления 4-ФСС на бумаге крайний срок сдачи чуть меньше – до 20-го числа.
По какому закону и как привлекаются страхователи к ответственности?
Как было отмечено выше, ст. 119 НК РФ является более гуманной по отношению к организациям, чем ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ. В связи с этим многие страхователи, понимая, что допустили правонарушение, делают попытку отвечать именно по Налоговому кодексу. Формальное основание для этого содержится в самой ст. 19, согласно которой привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Однако несмотря на эту, казалось бы, спасительную для страхователей норму, вынуждены констатировать, что попытки нести ответственность по ст. 119 НК РФ, к сожалению, обречены на провал. Дело в том, что к нормам НК РФ Закон N 125-ФЗ отсылает лишь только в целях определения порядка привлечения к ответственности, а не установления размера санкции.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения к данным правоотношениям п. 2 ст. 119 НК РФ не принимается во внимание судом кассационной инстанции, — такой вывод сделал ФАС ДО в Постановлении от 11.10.2006 N Ф03-А73/06-2/3387. Это решение суд мотивировал следующим образом: в ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванный Федеральный закон является специальным, регламентирует правоотношения страхователя, страховщика и застрахованного лица, в то время как нормы Налогового кодекса РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Ссылка в ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ на привлечение страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, не означает возможность применения к отношениям по обязательному социальному страхованию иных норм Налогового кодекса РФ без специального на то указания в соответствующих законодательных актах.
Таким образом, отсылка к порядку привлечения страхователя к ответственности, установленному в Налоговом кодексе, не позволит ему снизить штрафные санкции до размеров, предусмотренных ст. 119 НК РФ. Однако эта норма все же может оказать страхователю добрую службу. Дело в том, что при выявлении правонарушения по результатам налогового контроля ФСС обязан соблюдать общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности.
Предметом рассмотрения ФАС МО стало дело о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в срок отчетности. Организация не подала расчетную ведомость за IV квартал 2004 г. до 15.01.2005 и повторно за I квартал 2005 г.