Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ещё один повод для изъятия: дачи смогут отбирать за неуплату взносов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение конфискации земельного участка узаконено в ст. 50 Земельного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и в части 1 ст. 104.1 УК РФ (УК РФ). Проанализировав эти нормативно-правовые акты, мы найдем понятие, из анализа которого станут понятны особенности депривации землевладельца.
Определение конфискации земельного участка
Конфискация земли — это обязательное бесплатное изъятие земли собственником в пользу государства на основании решения суда в виде взыскания за совершенное преступление.
Поскольку конфискация является разновидностью ареста, это не единственная причина лишения собственника земли.
Терминологическая путаница, т.е непонимание того, что «изъятие» шире, чем термин «конфискация земельного участка», вызывает многочисленные ошибки в толковании закона гражданами.
Между тем правовая основа процедур иная.
Гражданский кодекс Российской Федерации дополняет понятие конфискации еще одним основанием для применения — совершением преступления. Однако следует понимать, что это относится не к земле, а к другим видам собственности: прочей недвижимости, движимому имуществу, инструментам и объектам преступлений и преступлений.
За административное правонарушение никто не может быть лишен участка, так как это не предусмотрено нормами Трудового кодекса и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для изъятия
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Срок решения об изъятии земли действует в течение трех лет
Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).
За изымаемое имущество, государство обязуется компенсировать в виде другой недвижимости или же в денежном эквиваленте. Собственник сам решает какой выбрать вариант компенсации. Ввиду того, что происходит выкуп земли государством у вас, то вам определяют цену выкупа и сумму, какая будет уплачена вам.
Оценивается рыночная стоимость и несмотря на то, что собственник готов договориться с госорганом о цене, но оценщика хоть как придется привлекать.
Для оценки убытков собственника берутся такие данные и включаются в выкупную цену, как: скважина, хозяйственные постройки, наличие многолетних насаждений, расходы связанные с переездом собственника.
Государство вправе не компенсировать цену недвижимости, если она не соответствует целевому назначению земельного участка. Смотреть в пп. 2, 8 ст. 56.8 ЗК РФ. Не входят для компенсации и постройки, какие были построены уже после уведомления об изъятии земельного участка.
Вам обязаны прислать проект соглашения на изъятие недвижимости для подписания вами (п. 2 ст. 56.9 ЗК РФ). В нем должны быть указаны сроки и порядок расчетов компенсации. А вы можете предложить свой вариант, либо согласиться с представленным (п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ).
Комментарии к ст. 50 ЗК РФ
Конфискация земельных участков применяется только по отношению к собственникам таких участков и только как санкция за такое серьезное правонарушение, каковым считается преступление.
Статья 243 ГК РФ предусматривает возможность применения конфискации имущества как санкции и за иные, кроме преступлений, правонарушения, но ЗК РФ сужает применение этой статьи в отношении земельных участков, однозначно говоря только об уголовных преступлениях. Далее, в упомянутой статье ГК РФ, говорится о том, что конфискация может быть произведена в случаях, установленных законом, и в административном порядке. ЗК РФ такой возможности не предусматривает, и соответственно конфискация земельного участка может быть произведена только по решению суда.
Надо отметить, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний, которые могут применяться к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Однако затем Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ разд. VI УК РФ дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Конфискация имущества относится теперь, таким образом, к иным мерам уголовно-правового характера и представляет собой принудительное безвозмездное обращение имущества по решению суда в собственность государства.
Нормами этой главы предусмотрена конфискация денег, ценностей и иного имущества: полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. ст. 127.1, 127.2, 146, 147, 164, ч. ч. 3 и 4 ст. 184, ст. ст. 186 — 189, ч. ч. 3 и 4 ст. 204, ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208 — 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240 — 242.1, 275 — 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфисковано может быть такое имущество (и в том числе земельный участок), которое:
а) получено в результате совершения преступлений, перечень которых приведен в названной статье (за исключением имущества, подлежащего возвращению законному владельцу). Это, например, преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 105 (убийство), ч. 2 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ч. 2 ст. 126 (похищение человека), ст. ст. 127.1 (торговля людьми), 127.2 (использование рабского труда), 146 (нарушение авторских и смежных прав), 147 (нарушение изобретательских и патентных прав), 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность), ч. ч. 3 и 4 ст. 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), ст. 186 (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), 187 (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов), 188 (контрабанда) и др.;
б) получено в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
в) используется или предназначается для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
Определение конфискации земельного участка
Определение конфискации земельного участка легализовано в ст. 50 (ЗК РФ) и в ч. 1 ст. 104.1 (УК РФ). Изучив эти нормативные акты, мы обнаружим характеристики лишения собственника земли.
Конфискация земельного участка — это принудительное безвозмездное изъятие участка у собственника в пользу государства на основании решения суда в виде санкции за совершенное преступление.
Поскольку конфискация является видом изъятия, это не единственная причина лишения собственника земли.
Путаница в терминологии, а именно непонимание того, что «изъятие» шире термина «конфискация земельного участка», провоцирует многочисленные ошибки в трактовке закона гражданами.
Между тем, и законодательная база у процедур разная.
Какие могут быть основания для изъятия земельного участка
Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:
- Исполнение международных соглашений РФ;
- Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
- энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
- атомной энергии;
- обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
- связанные с космической деятельностью;
- энерго-/газо-/теплоснабжения;
- автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
- Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.
Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.
Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.
Отличия изъятия земли при взыскании по гражданским обязательствам и за совершение преступления
Конфискацию земли как конфискацию за тяжкие и, прежде всего, тяжкие преступления следует отличать от других форм лишения собственности, прежде всего от взыскания гражданской ответственности.
Чтобы понять разницу, давайте сравним их.
Кража земли за преступления
(конфискация) |
Изъятие земельного участка на этапе взыскания с гражданско-правовой ответственности |
Что такое верховенство закона | |
УК РФ (ст. 104.1) и УПП | Гражданский кодекс (статья 278) и ГПЗ |
С кем я могу связаться | |
Для физических лиц | Физические и юридические лица |
По какой причине применяется | |
Совершение преступления: мошенничество, незаконное получение информации, составляющей коменерческуй | Неисполнение гражданско-правовых обязательств: неуплата задолженности по кредитному догонозанотекамадикимадик |
Кем и по инициативе кого принято решение | |
Выезд по решению суда по инициативе либо по ходатайству следователя илидеревеногодинеред | Взыскание осуществляется по решению по инициативе кредитора |
В пользу снятых | |
В пользу государства | В пользу кредитора |
Порядок изъятия земельного участка
Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.
Причины конфискации земли и иные виды ее лишения
Каждый земельный участок имеет свое назначение. На одних наделах строят дома, на других выращивают пшеницу. И государство ведет незримый мониторинг деятельности на ваших законных сотках.
Если собственник 3 года не использовал землю по назначению, либо использовал в целях, для которых его участок не был предназначен, надел могут изъять. Это правило касается земельных участков для ведения сельского хозяйства, жилищного и иного строительства.
Изъятие предусмотрено при использовании земли, которое приводит к существенному снижению плодородия почвы или причиняет вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).
Несогласный с изъятием собственник вправе оспорить такое решение в судебном порядке.
Важно: в ст. 284 ГК РФ сказано, что в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земли, а также период стихийных бедствий, из-за которых использование участка было невозможным. Это может стать аргументом в пользу хозяина земли в суде.
Стоимость конфискованной земли бывшему собственнику никто не компенсирует. Гражданин утрачивает ее безвозмездно. Иначе дело обстоит с изъятием для государственных и муниципальных нужд и реквизицией. Они являются возмездными видами изъятия.
Размер компенсации при возмездном изъятии определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка. В случае выкупа формируется выкупная цена. Она включает в себя стоимость участка и убытки, понесенные собственником из-за утраты имущества.
Реквизиция земельных участков — изъятие при обстоятельствах чрезвычайного характера, проводимое уполномоченными органами власти. Реквизиция отличается от других способов принудительного изъятия некоторыми нюансами применения. В частности, эта процедура:
- возможна только при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях, иных чрезвычайных обстоятельствах;
- носит временный характер — до устранения угрозы или ее последствий;
- может быть возмездной: если участок нельзя вернуть, например, из-за того, что земля оказалась в зоне отчуждения, то собственнику выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости утраченного участка.
Порядку проведения реквизиции посвящены некоторые положения земельного и гражданского законодательства, например, ст. 242 ГК РФ и 51 ЗК РФ. В документах содержится упоминание о временном ограничении прав собственника, за которое тоже могут быть возмещены убытки.
Конфискация земельного участка это
Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:
1) Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.
2) Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Объект может быть изъят как у собственника-гражданина, так и организации, владеющей землёй. При этом немаловажное значение имеют обстоятельства, ставшие причиной для осуществления данной процедуры.
Закон выделяет следующие основания для конфискации земельных участков:
- выкуп муниципалитетом или государственными властями;
- совершение владельцем преступления (например, незаконное получение прав на территорию);
- нерациональное или нецелевое пользование участком;
- возникновение непредвиденной чрезвычайной ситуации, например, вспышки эпидемии (в таком случае речь идёт о реквизиции);
- неисполнение долгового обязательства (например, при неоплате кредита).
Начать данную процедуру способны федеральные органы или представители местного самоуправления. Решение о конфискации должно быть предоставлено владельцу участка в течение 12 месяцев до момента инициирования процесса изъятия.
У властей должно иметься веское основание для конфискации объекта:
- исполнение международных обязательств;
- возведение объектов регионального, федерального или муниципального значения (например, образовательных учреждений, магистралей и иных инженерных конструкций);
- и т. д.
Конфискация в этом случае подразумевает выплату денежной компенсации. В сумму возмещения будет включена рыночная либо кадастровая стоимость земли, сумма, равная понесённым владельцем убытков в связи с изъятием, а также оплата упущенной коммерческой выгоды (если она имела место).
На территории располагались какие-либо постройки? При конфискации участка данные объекты недвижимости также подлежат обязательному изъятию. Владелец получает компенсацию и за это имущество.
При оформлении того или иного кредита участок может выступать предметом залога. В случае неоплаты задолженности по займу финансовая организация вправе обратиться в суд и конфисковать объект недвижимости в принудительном порядке. После тщательного рассмотрения дела судьёй выносится соответствующее постановление.
Порядок изъятия земли
Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.
Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П
В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.
- Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
- В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
- Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
- В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.
Органы местной власти получат больше прав
Как уже отмечалось, существенно расширяются полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части оптимизации процедуры изъятия и предоставления земельных участков, определения целей, населенных пунктов и иных территорий, в пределах которых земельные участки выделяются по заявительному принципу.
Для удовлетворения возникающего на местах спроса на земельные участки при развитии «малой родины» предоставляется возможность в упрощенном порядке организовывать новые населенные пункты, включая хутора, или расширять существующие за счет земель, которые нецелесообразно использовать по назначению в иных категориях.
Областные, районные, городские исполнительные комитеты вправе разрешать сделки и иные действия с земельными участками, если землепользователи соблюдают градостроительные регламенты, природоохранные, санитарно-эпидемиологические требования, противопожарные, строительные и иные нормы и правила.
Что касается исключения в данном случае коррупционных проявлений, а также эффективного использования «золотых» земель пригородных районов Минска и областных центров, то землепользователь должен внести плату за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Если же участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, то землепользователю придется доплатить разницу. Причем кадастровая стоимость определяется госорганизациями, занимающимися оценочной деятельностью и входящими в систему Госкомимущества.
В целях минимизации обращения граждан по вопросам земельных споров планируется усовершенствовать порядок и качество их рассмотрения, повысив компетенцию участников этого процесса. От сельских и поселковых исполкомов, не имеющих в своем штате отраслевых специалистов в области землеустройства, архитектуры и строительства, полномочия передаются городским и районным комитетам.
Отметим, что перечень случаев, когда решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных и лесных земель и их переводе в другие категории принимаются без согласования с Президентом, дополняется следующими случаями: при расширении мест погребений, размещении мест воинской славы и мемориальных комплексов; для строительства, обслуживания и обустройства нефтяных и газовых скважин при поиске и добыче углеводородного сырья, а также для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов и благоустройства прилегающей к ним территории в населенных пунктах, генпланы которых утверждены главой государства.
При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении учтены поступившие замечания и предложения от 44 заинтересованных госорганов, а также осуществлена его доработка путем изложения Кодекса в новой редакции, сообщил Сергей Кравцов.
Закон об изъятии земель
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.
В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.
Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.