Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации по заключению коллективного договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.
Комментарии к ст. 51 ТК РФ
1. Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.
Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок предоставления информации, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП).
Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП).
По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.
Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.29 КоАП).
Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов регламентируются законодательством.
Другой комментарий к статье 51 ТК РФ
1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.
Часть 1 комментируемой статьи определяет субъекты контроля за выполнением коллективного договора, соглашения, которыми являются:
— стороны социального партнерства (работники, работодатели, органы государственной власти, органы местного самоуправления);
— представители сторон социального партнерства;
— соответствующие органы по труду.
Стороны социального партнерства и их представители могут осуществлять контроль за выполнением коллективного договора, соглашения путем направления различных запросов, периодического проведения мероприятий в рамках полномочий, которые им предоставлены коллективным договором или соглашением.
2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет обязанности сторон, связанные с проведением такого контроля. Эти обязанности заключаются в предоставлении друг другу необходимой информации для проведения контроля. Это, например, может быть информация о начислении заработной платы, о направлении отдельных категорий работников в оздоровительные местности и курорты и т.д. Такая информация предоставляется на основании соответствующих запросов, которые юридически, по нашему мнению, могут быть оформлены произвольно, но в письменной форме. Такая информация, исходя из ч.1 комментируемой статьи, может быть предоставлена в срок до 1 месяца. Безусловно, возникает вопрос о порядке исчисления данного месяца. Полагаем, что в целях такого исчисления сторона, получившая запрос, должна поставить на нем отметку о дате принятия, а на следующий день после этой даты, учитывая положения ст.191 ГК РФ, начнется течение месячного срока.
Что может и должен регулировать колдоговор
Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:
- оплата труда – ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
- система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
- продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
- пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
- обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
- ответственность работников и нанимателя;
- охрана здоровья работающих на предприятии;
- как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.
Порядок осуществления контроля
Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.
Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.
При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня.
Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.
Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.
После того как работодатель или его представители получат уведомление о том, что при проведении проверки комиссия выявила ряд недействительных условий, все участники соглашений должны быть уведомлены о подобной правовой проблеме. Современное законодательство устанавливает, что оповещение субъектов должно быть осуществлено таким же образом, как происходило и само принятие договора. Например, через СМИ.
Далее участники, на которых распространяется действие коллективного договора, могут направить в судебную инстанцию исковое заявление о признании условий, прописанных в колдоговоре, недействительными. Суд может как удовлетворить заявителям в иске, так и отказать, например, за неимением аргументов и доказательств.
В том случае если работодатель будет применять недействительные условия договора на практике или откажется в семидневный срок после заключения соглашения отправить документ в орган по охране труда, то к нему могут быть применены меры ответственности. Это связано с тем, что подобные действия напрямую нарушают трудовое законодательство РФ.
Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Следующий комментарий к статье 51 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 51 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.
2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Коллективный договор как форма взаимодействия работодателя с трудовым коллективом в интересах компании
В начале 1930-х гг. в рамках дискуссии А. Берле и М. Додда появилось новое понимание роли менеджмента в корпорации, из которого позднее сформировалась теория стейкхолдеров. Если А. Берле полагал, что менеджмент корпораций должен заботиться только о богатстве акционеров, то М. Додд считал, что в действительности цели корпорации включают также обеспечение безопасных рабочих мест для наемных работников, лучшее качество продукции для потребителей, а также повышение вклада в благосостояние местного сообщества.
Развивая идею существования заинтересованных сторон, Г. Саймон в 1952 году опубликовал свои исследования модели «поощрение-вклад» (inducements-contributions model) как логической основы формирования организаций. Согласно этой модели каждому из потенциальных участников организации (предпринимателю, наемному работнику, потребителю) предлагается за вступление в нее некоторое поощрение (выручка от продаж, заработная плата, приобретаемые блага и услуги), в обмен на соответствующий вклад в функционирование организации (усилия по организации производства и управления, трудовые затраты, плата за покупки).
Особенности правового регулирования
КТД регулируется гл. 7 ТК РФ. В трудовом законодательстве содержится более 40 статей, допускающих урегулирование трудовых отношений между руководителем и сотрудниками в части коллективных договоров. Порядок их заключения установлен ч. 2 ТК РФ.
Рассматриваемый вид договора относится к срочным: действует 3 года с момента подписания сторонами. Если документ не продлить на основании ст. 43 ТК РФ еще на 3 года, то персонал не сможет воспользоваться закрепленными в нем гарантиями.
Для обеспечения контроля за исполнением КТД на основании ст. 51 ТК РФ формируется специальная ведомственная комиссия. Контроль коллективного трудового договора осуществляется непосредственно работодателем, сотрудниками, их представителями, профсоюзом работников и инспекцией по труду.
Порядок осуществления контроля
Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.
Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.
При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня.
Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.
Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.
После того как работодатель или его представители получат уведомление о том, что при проведении проверки комиссия выявила ряд недействительных условий, все участники соглашений должны быть уведомлены о подобной правовой проблеме. Современное законодательство устанавливает, что оповещение субъектов должно быть осуществлено таким же образом, как происходило и само принятие договора. Например, через СМИ.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляют прежде всего представители социальных партнеров. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в т.
Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании конференции работников, профсоюзной конференции и т. Для проведения контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т.
Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю работодателям , поскольку именно на него возложено исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает порядок и сроки предоставления информации: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером.
Согласно 51 статье ТК РФ проверку выполнения коллективного трудового договора могут проводить стороны социального партнерства. Речь здесь идет о работнике и работодателе.
Интересы работников может представлять сотрудник профсоюзной организации либо специально выбранный для этой цели представитель коллектива.
Со стороны работодателя выступает сам руководитель либо его доверенное лицо.
В любом случае проверку должны осуществлять представители сторон, которые заключили коллективный трудовой договор. В большинстве случаев таких стороны две – работники и работодатель. Но если в договоре заинтересована какая-либо третья сторона, то и от нее акт проверки должен подписать представитель. Что же касается государственных или муниципальных учреждений, то контроль документации в них проводится органами по труду соответствующего уровня.
Уведомление о недействительности
После того, как сторонами будет получено уведомление о недействительности условий колдоговора, он обязаны известить об этом лиц, на которых распространяются положения договора. Таким образом, стороны колдоговора, и субъекты, по отношению к которым было применено являющееся недействительным условие, имеют право непосредственно в судебной инстанции обжаловать вышеупомянутое уведомления в части признания недействительным тех или иных условий колдоговора.
Как уже упоминалось выше, сообщение о недействительных условиях колдоговора, делается в соответствующую гострудинспекцию. Основываясь на данном сообщении, последняя вправе выдать работодателю предписание о неприменении являющегося недействительным условия колдоговора. Применение же недействительного условия рассматривается как нарушение трудового законодательства и влечёт за собой привлечение работодателя к ответственности.