Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективное взыскание долга по решению суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если за дело берутся приставы, то первым делом они уведомляют должника об этом прискорбном для него факте и дают ему 5 дней, чтобы он добровольно исполнил решение. Игнорирование требования приводит к тому, что теперь, помимо суммы основного долга, ему придется уплатить исполнительский сбор (своеобразная госпошлина за «услуги» приставов), согласно пункту 1 статьи 112 ФЗИП.
Действия приставов в ходе исполнительного производства
Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.
Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?
- Вызывать стороны исполнительного производства.
- Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
- Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
- Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
- Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
- Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
- Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
- Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.
Сколько длится исполнительный лист по взысканию долга?
Длительность срока действия исполнительного листа устанавливает ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению (действителен) в течение 3 лет с даты вступления судебного акта в законную силу. Это общее правило и в ряде случаев есть исключение.
Законодательством установлены случаи прерывания срока предъявления исполнительного документа. Так, срок предъявления исполнительного листа может быть прерван по следующим основаниям:
- Предъявление листа к исполнению в ФССП;
- Частичное исполнение требования.
С этих моментов трехгодичный срок начинается заново. Когда так называемый «срок годности» исполнительного документа истекает — исполнение по просроченному документу более невозможно.
Однако, если срок истек, есть ряд случаев, когда закон позволяет такой срок восстановить. Но для этого должны быть определенные причины. И такие причины должны быть уважительными.
Что относится к уважительным причинам для восстановления срока:
- Длительная служебная командировка;
- Длительное заболевание;
- Пребывание за границей;
- Утрата исполнительного листа приставами или почтой;
- Иные причины, которые суд признает уважительными.
Основные источники арбитражного и административного законодательства о судопроизводстве предписывают, что взыскатель вправе просить восстановления пропущенного срока по исполнительному делопроизводству в административном процессе и в арбитражном процессе. Они, как и Гражданский процессуальный кодекс, устанавливают, что срок может быть восстановлен судом, если причины пропуска были уважительными.
При этом судебная практика складывается по-разному. Судебных прецедентов, когда сроки не восстанавливаются, немало.
Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет
Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:
В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).
В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):
Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).
Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:
Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.
Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).
Стадии исполнительного производства
Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.
Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:
Во время этой стадии решается вопрос принятия исполнительного документа к исполнению. Сначала анализируется возможность выполнения решения в добровольном порядке. После этого должностные лица начинают розыск должника и принадлежащего ему имущества, которое потом можно будет арестовать и наложить на него взыскание;
Приставы обращают взыскание на имущество и денежные средства должника. На основании принятого судебным органом акта гражданина обязывают совершить конкретные действия, например, погасить долги;
Во время этой стадии принимается решение о прекращении исполнительных действий, об их окончании или о возвращении взыскателю документов по делу.
Когда приставы не могут взыскивать долги с физического лица
Приставы не могут забрать то, чего нет. Если у должника нет никакого имущества или дохода, часть которого можно было бы арестовать, то производство оканчивается, а исполнительный лист возвращается обратно взыскателю «до лучших времен».
Если у вас есть имущество, но вы хотите его защитить и списать все долги, то лучшим решением станет банкротство. Для этого нужно обратиться в суд с заявлением о признании неплатежеспособности и пройти одну из процедур: реструктуризацию задолженности или реализацию имущества.
С того момента как суд признает заявление о банкротстве обоснованным, вы сможете забыть обо всех проблемах с приставами, кредиторами и коллекторами. Доверьте ведение дела профессионалам — юристам нашей компании. Записывайтесь на консультацию и получите квалифицированную помощь по любым вопросам.
Обращение взыскания на заложенное имущество
Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу — судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса. При обращении взыскания на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса судебный пристав-исполнитель на основании соответствующего ходатайства залогодержателя осуществляет обращение взыскания на заложенное имущество в ходе исполнительного производства. В случае отсутствия ходатайства залогодержателя об обращении взыскания на предмет залога и о его реализации в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель на основании исполнительной надписи нотариуса изымает предмет залога у залогодателя и передает его залогодержателю для последующей реализации.
Если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.
Что такое исполнительный лист
Исполнительный лист (ИЛ) — это официальный документ установленного образца. Его оформляют на основе судебного акта и выдают, когда требуется принудительное исполнение решения суда. Простыми словами, это ситуация, когда ответчик не хочет добровольно выполнять действия, прописанные в процессуальном решении.
Например:
- возмещать пострадавшей стороне нанесенный ущерб;
- выплачивать алименты на ребенка, пожилого родителя или иного нетрудоспособного ближайшего родственника;
- погашать задолженность по зарплате;
- возвращать заемные средства по кредитному договору;
- удовлетворять имущественные притязания стороны, выигравший спор в наследственных делах.
Исполнительный лист можно получить на руки не раньше следующего дня после вступления в силу решения суда. Он является документальным основанием для возбуждения исполнительного производства — комплекса мер, направленных на принуждение ответчика выполнить требование истца.
Вступление судебного акта в силу произойдет через один календарный месяц при условии, что участник процесса не станет его обжаловать.
Исполнение решения суда, вступившего в законную силу, может быть добровольным. Но это несет определенные риски для гражданина, — двойную оплату. Целесообразно дождаться открытия дела, и в течение 5 дней выплатить денежные средства.
Чаще всего взыскивают деньги принудительно, когда в процесс вовлекаются сотрудники государственной службы. Закон наделяет их особыми полномочиями. В частности, он вправе применять в отношении гражданина принудительные меры. К таковым относятся, помимо наложения ареста на деньги и имущество, запреты – на выезде за границу, на управление транспортным средством.
Несмотря на то, что срок исполнения решения суда не должен превышать 2 месяца, реальное исполнение затягивается. Процесс нужно постоянно контролировать. При бездействии сотрудника службы СП или при явном нарушении нормативных актов, целесообразно принимать решительные меры – подавать официальную жалобу.
Лицу, который не в состоянии одномоментно уплатить деньги, рекомендуется рассмотреть вопрос о рассрочке или об отсрочке платежей. Это возможно, если судья удовлетворит соответствующую просьбу.
Специфика позиции высших судов
На основании абз.4 п.52 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в ситуациях, когда запись в Едином государственном реестре прав на имущество недвижимого характера и сделок с ним не соответствует праву истца, которое нельзя защитить при помощи признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, при помощи оспаривания права, которое зарегистрировано, или при помощи обременения, а допустимо осуществит, предъявив иск относительно признания права или обременения отсутствующими.
В данной ситуации судом было применен способ защиты, который прямо не предусмотрен законодательством. Речь идет о признании права отсутствующим. На основании ст.68 Закона «Об исполнительном производстве» не предусмотрены меры принудительного исполнения для того, чтобы реализовать соответствующие требования. Так на основании п.6 ч.3 ст.68 данного Закона предусмотрено как мера принудительного исполнения обращение в регистрирующие органы для того, чтобы зарегистрировать переход права на имущество с должников на взыскателей, но не аннулировать ряд записей относительно государственной регистрации прав должников. В данном случае для судебного решения допустимо быть исполненным исключительно в тех ситуациях, когда непосредственно в нем самом и исполнительных документах судом будет указан ряд конкретных мер принудительного исполнения, которые важно применить.
Ряд мер принудительного исполнения допустимо классифицировать на основании направленности исполнительных документов, на реализацию которых они направлены. Речь идет об имущественных и неимущественных мерах принудительного исполнения.
Существует классификация исполнительных документов на ряд исполнительных документов, которые включают в себя ряд требований имущественного характера, и ряд исполнительных документов, которые содержат в себе ряд требований не имущественной направленности. Для последних свойственно выступать в качестве требований к должникам относительно совершения определенных действий (исключением являются действия, направленные на передачу имущества). А для первой группы свойственно охватывать не только денежные требования, но и любые требования относительно передачи имущества в собственность, пользование или владение (сюда же относятся ситуации, когда ряд данных требований не подлежит денежной оценке).
Для того чтобы понять правовую направленность мер принудительного исполнения, важно представить ряд звеньев, через которые проходят, к примеру, правоотношения, которые возникли из-за продажи некачественных товаров потребителям. Так, возникает ряд обстоятельств из-за ненадлежащего исполнения договора розничной купли-продажи, отказа продавцов удовлетворять претензии покупателей на добровольной основе, затем предъявляется иск относительно защиты прав, вступает в законную силу решение суда относительно иска, на основании которого применяются меры принудительного исполнения, и происходит фактическое исполнение обязательств. Конечно, не все правоотношения проходят данные стадии осуществления, возможно прекращение или изменение, как на этапе досудебного урегулирования, так и во время судопроизводства или во время между вступлением решений в силу и применением мер принудительного исполнения.
Особенности судебного решения и его взаимосвязь с мерами принудительного исполнения
Ключевым звеном цепочки движения материальных правоотношений является вынесение и вступление в законную силу решений суда относительно предъявленных исков. Именно решения суда служат подтверждением законности избранного истцом способа защиты своих прав, снимают спорность в правоотношениях, подтверждают притязания истцов к ответчикам властными актами органов государственной власти. Речь идет о судах, при неподчинении которым наступают санкции со стороны публичных субъектов.
В качестве судебного решения выступает одна из самых значимых и трудоемких категорий гражданского процессуального права. Для правовой природы судебных решений свойственно обусловливать и направленность материальных правоотношений после того, как вступило решение в законную силу, и определять правовой статус всех людей, которые вовлечены в процесс его последующей реализации.
Сами судебные решения, их законность, обоснованность, полнота обуславливают скорость, качество и эффективность их исполнения.
Своевременное и корректное исполнение требований судебных решений напрямую связано с тем, насколько точно они сформулированы, в какой мере спектр мер принудительного исполнения, процессуальные формы исполнительного производства в общем пригодны для того, чтобы реализовать ряд соответствующих требований. К примеру, исполнительный лист, который содержит исключительно то, что сделка должника и взыскателя недействительна, и в нем нет указаний определенного имущества, которое подлежит передаче, определенного порядка реституции, его нельзя эффективно исполнить. Для органов, которые выдают исполнительные документы, важно обозначать программу действий судебных приставов-исполнителей. Их функция же заключается в том, чтобы не вдаваться в ряд правовых оснований использования определенного способа защиты и своевременно осуществить ряд действий, которые предписаны исполнительными документами законом.
Основываясь на том, что решения выступают в качестве акта правосудия, которое окончательно разрешает дело, их резолютивный элемент должен включать в себя ряд исчерпывающих выводов, которые вытекают из установленных в мотивировочном разделе фактических обстоятельств. Таким образом, в решении суда должно быть четко обозначено, что было постановлено судом как по начальному заявленному иску, так и по встречным требованиям, в ситуациях, когда они были заявлены, кем, какие действия и для кого должны произвести, какая сторона получила оспариваемое право. Суд должен разрешить и ряд иных вопросов, которые указаны в законе, для того чтобы решение не было связано с затруднениями во время исполнения.
Разная трактовка природа такого института, как судебные решения, связана с разным пониманием и сути исполнительного производства, направлений его развития. Наука гражданского процесса в традиционной форме выделяет две ключевые теории судебных решений. Речь идет о теории декларации и теории приказа. На основании декларативной теории судебного решения для него не свойственно создавать новые предписания для сторон, а важно только фиксировать наличие или отсутствие материальных правоотношений между ними и подтверждать право истцов на исполнение присужденных судом требований истца к ответчику в принудительном порядке, выступать в качестве акта использования абстрактных норм права к ряду конкретных отношений.
На основании теории приказа судебные решения не только подтверждают наличие между рядом сторон правоотношений, которые стали их предметом, но и выступает в качестве повеления государства, которое обращено к ряду сторон, осуществить приказ суда. Принимая во внимание судебные решения, для изначальных материальных правоотношений свойственно трансформироваться, а их стороны больше не имеют власти над ними в полной мере. В такой ситуации, не только истцы, но и государство публично заинтересовано в том, чтобы исполнилось судебное решение.
Важно отметить, что сегодня нет четкой позиции законодателя в отношении той или иной теории судебных решений. В одних ситуациях ряд положений процессуального законодательства относительно исков, изменений их предмета и оснований, доказывания дают возможность увидеть в законе части декларативной теории. Но тут же стоит обратить внимание на то, что на основании гражданского законодательства судебные решения сами по себе выступают в качестве преобразующих юридических фактов, а их исполнение подразумевает ответственность административного и уголовного характера. Но, как говорили ранее, разное понимание сути судебных решений обусловливает и разные механизмы исполнительного производства. Постараемся использовать метод правового моделирования и обозначить, как возможно выглядело бы исполнительное производство во всех ситуациях.
Рассмотрим данное явление с точки зрения декларативной теории. Судебные решения, которые понимаются как простое подтверждение того, что есть спорные материальные правоотношения, станут только одним из звеньев в системе: появление правопритязаний – подтверждение их судом – осуществление правопритязаний в исполнительном производстве. Сущность реализации судебных решений состоит в понуждении должников исполнить свои начальные обязанности, которые установлены законом или договором и подтверждены судом. В данной ситуации под исполнительным производством понимается исключительном один из механизмов осуществления своих юридических обязанностей, к которым государство как специализированный орган вынуждает должников к исполнению своих обязанностей самим или замещает должников в материальных правоотношениях, осуществляя их обязанности перед кредиторами само, но за счет должников. Основываясь на данной концепции, можно сказать, что в исполнительном производстве нет новых материальных правоотношений, а правоотношения должника и кредитора остаются неизменными. В данной ситуации изменить способ защиты в исполнительном производстве не представляется возможным. Для судебного права важно реализовываться именно в той форме, в какой оно было на тот момент, когда суд удалился в совещательную комнату для того, чтобы вынести решение. В данной ситуации любое изменение фактического обстоятельства, которое влияет на вероятность осуществления решений, связано с необходимостью возвращения в исковой процесс, в котором фактически изменившиеся правоотношения сторон становится предметом новых судебных оценок и новых судебных решений.
Во время осуществления прав сторон на этапе принудительного исполнения важно использовать ряд тех же принципов, которые нужно использовать во время осуществления прав до суда. Иными словами, ряд принципов гражданского права и гражданского процесса, которые обусловлены ими. Речь идет о диспозитивности и равноправии сторон.
В данной ситуации стороны сохраняют ряд распорядительных прав, которые были и до того, как они обратились к процедурам принудительного исполнения. Кроме этого, совершенно ясно, что роль судебных приставов-исполнителей в условиях осуществления декларативной теории преимущественно основывается исключительно на технических функциях относительно содействия взыскателей в осуществлении их прав.
Рассмотрим моделирование исполнительного производства на основании теории судебного решения в качестве приказа. В данной ситуации для модели исполнительного производства свойственно выглядеть иначе. Так как после вынесения судебных актов появляются новые правоотношения, реализация которых лежит на власти суда и в основе которых находится их поведение, а не ряд интересов сторон, для самого суда или иного органа власти, который замещает суд в исполнительном производстве, важно сохранять власть над правоотношениями, допустимо прекращать или изменять их на основании собственной инициативы в публичных интересах.
Исполнение исполнительного документа вне рамок исполнительного производства
Общие условия исполнения исполнительного документа вне рамок исполнительного производства. Исполнение исполнительного документа возможно не только в рамках исполнительного производства, путем его принудительного исполнения, на основе властной деятельности судебного пристава-исполнителя.
Принудительная сила судебных актов и выданных на их основе исполнительных листов, а также других исполнительных документов проявляется в том, что они могут быть в ряде случаев, установленных в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП, быть исполненными и вне рамок процедур исполнительного производства и принудительного исполнения, без обращения к судебному приставу-исполнителю. Такой порядок, с одной стороны, ускоряет процесс исполнения исполнительного документа для взыскателя и, с другой стороны, позволяет оперативно исполнить исполнительный документ должнику без уплаты исполнительского сбора и возмещения расходов по совершению исполнительных действий, что достаточно важно. Должнику дается шанс добровольно исполнить исполнительный документ вне рамок исполнительного производства.
В этом плане процедуры исполнения, предусмотренные в ст. ст. 8, 8.1, 9 ФЗИП, отличаются от процедуры добровольного исполнения, к которой прибегает судебный пристав-исполнитель в порядке ч. ч. 11 — 14 ст. 30 ФЗИП. Добровольное исполнение, которое предлагается судебным приставом-исполнителем в рамках возбуждения исполнительного производства, осуществляется как один из этапов принудительного исполнения, может сопровождаться арестом имущества и денежных средств должника. Если должник при возбуждении исполнительного производства не сможет его исполнить добровольно, то это повлечет за собой уплату исполнительского сбора и возложение на должника расходов по совершению исполнительных действий.
Таким образом, в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП содержится регламент добровольного исполнения банком и иной кредитной организацией, эмитентом, организацией, выплачивающей периодические платежи должнику, требований исполнительного документа. Данное юридическое действие по направлению взыскателем исполнительного документа нельзя рассматривать как влекущее возбуждение исполнительного производства, поскольку в ст. 30 ФЗИП раскрыта специальная процедура возбуждения исполнительного производства, связанная с вынесением об этом соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.
Взыскатель непосредственно вправе предъявить для исполнения исполнительные документы следующего характера.
1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию (ч. 1 ст. 8 ФЗИП).
2. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг может быть направлен непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, или депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника (ч. 1 ст. 8.1 ФЗИП).
3. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗИП).
Таким образом, условиями обращения взыскателя непосредственно к должнику в порядке ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП являются следующие.
1. Взыскателю известны банк, иная кредитная организация, где находятся счета должника, либо известна организация, выплачивающая должнику заработную плату, пенсию, стипендию, иные периодические платежи, либо известны держатель реестра, депозитарий, где учитываются права на эмиссионные ценные бумаги.
В указанном порядке не могут быть предъявлены требования о передаче имущества либо требования о взыскании денежных средств, сопряженные с его арестом и принудительной реализацией. Например, как было отмечено в Определении Московского городского суда от 16 января 2012 г. по делу N 33-463, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что предъявленный Т. исполнительный лист серии ВС N 0 был не о взыскании денежных средств, а об обязании потребительского ипотечного кооператива «Первая Жилищная Социально-направленная компания» «выполнить условия договора и предоставить Т. денежные средства…» (при этом из резолютивной части невозможно было сделать однозначный вывод, о какой сумме денежных средств идет речь). Таким образом, данный исполнительный лист серии ВС N 0 не мог быть предъявлен взыскателем в банк, а только в службу судебных приставов.
Проблемы уплаты исполнительского сбора
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает взыскание с должника кроме основной суммы долга (или иного имущества) также исполнительского сбора (ст. 81 Федерального закона N 119-ФЗ). Такое возможно лишь в том случае, если должник добровольно не исполнил исполнительный документ ни до момента предъявления его к исполнению, ни до истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, для добровольного исполнения. Исполнительский сбор установлен в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника (по исполнительным документам имущественного характера) или в размере 5 МРОТ — с должника-гражданина, 50 МРОТ — с должника-организации (по исполнительным документам неимущественного характера). Поскольку размер исполнительского сбора в итоге бывает внушительным, целесообразно остановиться на данном вопросе подробнее.
Прежде всего, должнику следует иметь в виду, что исполнительский сбор может быть взыскан не на основании постановления о возбуждении исполнительного производства, а только на основании отдельного постановления пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. На практике довольно часто исполнительский сбор взыскивается без такого постановления. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Чтобы не делать двойную работу, приставы-исполнители порой выносят одно постановление, при этом забывая указывать об исполнительском сборе. В таком случае взыскание исполнительского сбора незаконно, и должник вправе обжаловать данные действия пристава-исполнителя в суд.
Но как узнать, существует ли постановление о взыскании исполнительского сбора и тем самым проверить законность действий пристава? Должник часто не знаком со своими правами и не знает, что может в любое время посетить судебного пристава-исполнителя и ознакомиться с материалами исполнительного производства, сделать любые выписки из них и снять копии. Если должник хочет избежать взыскания лишних сумм, он должен быть активнее.
При наличии всех необходимых постановлений возникает, казалось бы, курьезный вопрос: а вправе ли вообще судебные приставы-исполнители на сегодняшний день взыскивать исполнительский сбор.
Дело в том, что КС РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому допускается взыскание исполнительского сбора, в силу своей формальной неопределенности. Вместе с тем в том же Постановлении указано, что данная норма Закона не противоречит Конституции Российской Федерации, так как взыскание исполнительского сбора допускается в принципе. Иными словами, по мнению КС РФ, само по себе взыскание исполнительского сбора как санкции за неисполнение решения суда возможно, но порядок и процедура взыскания исполнительского сбора, как это указано в Законе, не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку лишают должника возможности подтвердить, что он не исполнил решение суда не по своей вине.
Статья 64. Исполнительные действия
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
151) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 81 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 81 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
161) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.
5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 151 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
6. Исполнительные действия, указанные в пункте 7 части 1 настоящей статьи, не применяются в отношении денежных средств, выплачиваемых должнику-гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, в период его участия в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в проведении контртеррористической операции, его призыва на военную службу по мобилизации, исполнения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, прохождения им военной службы в органах федеральной службы безопасности и выполнения задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, прохождения им военной службы (службы) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, оказывающих содействие пограничным органам федеральной службы безопасности по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.