Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько дней отводится для ответа на обращение?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
Алгоритм действий управляющей организации, ТСЖ/ЖСК/ЖК при получении обращения состоит из следующих этапов:
- Получение обращения (заявления, жалобы, претензии, запроса) в устной или письменной форме.
- Регистрация поступившего запроса в журнале регистрации входящих обращений.
- Рассмотрение обращения, назначение исполнителя и срока ответа в зависимости от темы запроса и статуса заявителя (собственник/наниматель/стороннее лицо).
- Направление ответа заявителю по тому каналу связи, который он указал в обращении, а если заявитель не указал, каким способом хочет получить ответ, – по тому каналу связи, по которому обращение было принято.
- Хранение запросов и копий ответов на них в течение трёх лет со дня регистрации (п. 38 ПП РФ № 416).
Порядок направления и рассмотрения претензий
Нельзя ответить на претензию до ее получения. Поэтому заявителю важно не только правильно оформить документ, но и подтвердить факт его отправки, получения (вручения). Составив претензию, можно:
- вручить ее второй стороне лично или уполномоченному представителю — на экземпляре заявителя должны поставить подпись или входящий (регистрационный) номер с датой;
- заказным письмом по почте — на руках останется квитанция с трек-номером, датой отправки документа;
- электронной почтой (если такой способ подачи претензии допускается договором) — для удостоверения подписи на электронном документе нужно использовать ЭЦП.
Требования к письменному обращению
Закон предъявляет определенные требования к письменному обращению граждан.
Так, в обязательном порядке нужно указать, куда или кому направляется обращение, а именно — указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо хотя бы должность этого лица
Также в обязательном порядке указываются свои данные – ФИО и почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в случае обращения в форме электронного документа можно указать или почтовый адрес, если вы желаете получить ответ по почте, или адрес электронной почты, если достаточно ответа в электронном виде).
Текст обращения должен содержать суть предложения, заявления или жалобы, с которыми хочет обратиться гражданин. При этом почерк, если обращение написано от руки, должен быть разборчив. Если текст нечитабелен (по любым причинам), орган или лицо, кому было направлено обращение, имеют право не отвечать и освобождаются в этом случае от ответственности. Такая же судьба постигнет обращение, содержащее оскорбления и/или нецензурные выражения, а также угрозы в адрес должностных лиц и/или членов их семей.
Под текстом обращения в обязательном порядке следует проставить личную подпись (кроме электронного документа) и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению можно приложить документы и материалы либо их копии. Если вы посылаете электронный документ, то к нему вы можете прикрепить отсканированные копии документов, либо направить копии отдельно по почте.
Права граждан при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Порядок рассмотрения запроса[]
Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации аналогичен порядку рассмотрения жалоб:
- письменный запрос регистрируется в течение трех дней с момента поступления — то есть не позднее дня (Т+3)
; устные запросы регистрируются в день обращения (ч. 5 ст. 18); - если адресат установит, что запрос находится вне его компетенции, то он обязан в течение 7 дней со дня регистрации направить запрос надлежащему органу и уведомить обратившегося; в такой же срок адресат должен ответить, если у него нет информации о том, какой орган может располагать запрашиваемой информацией (ч. 7 ст. 18);
- если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат должен в течение 7 дней со дня регистрации направить обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты (см. ниже);
- ответ по существу должен быть направлен в течение 30 дней со дня регистрации; если подготовка ответа требует бо́льшего времени, то срок ответа может быть увеличен до 45 дней, но известить об этом обратившегося (с указанием причины отсрочки) необходимо в течение 7 дней со дня регистрации (ч. 6 ст. 18);
Причины оформления претензии
Правила оформления претензии не зафиксированы в НПА, но существуют обычаи делового оборота, указывающие на реквизиты и форму документа. Документ относится к деловой корреспонденции. Обычно он применяется в ситуациях, когда одна сторона договора высказывает второй недовольство. Оно касается качества выполнения обязательств в различных сферах гражданско-правовых отношений.
На практике, перед написанием претензии стороны собираются на переговоры. Но они могут проходить не только личной встречей, но и по телефону. Если по их итогам не достигнуто консенсуса, то выставляется претензия.
Отказ от исполнения требования стороны поступает после прочтения документа. По практике, претензия выступает способом выхода из проблемной ситуации, помогает справиться со спорным вопросом. Не ответ на нее в установленный срок, а также отказ реализует право гражданина, ЮЛ обратиться в суд. Но при наличии обязательного претензионного порядка. Если закон допускает защиту прав без написания документа, этап можно проигнорировать.
Статья 48. Уведомление заявителя о принятых решениях
Статья 48
Уведомление заявителя о принятых решениях
1. Каждая организация должна уведомить заявителя о решении, которое она приняла в соответствии с примененным законодательством. Каждое решение должно содержать в себе способы и периоды для обжалования. Как только связующая организация будет уведомлена обо всех решениях, принятых организациями, она должна направить заявителю и другим заинтересованным организациям сводку этих решений. Пример такой сводки должен быть разработан Административной Комиссией. Сводка направляется заявителю на языке организации или по запросу заявителя на любом языке по его выбору, признаваемом официальным языком организаций Сообщества в соответствии со Статьей 290 Договора.
2. Если после получения сводки заявителем окажется, что обмен решениями, принятыми двумя или более Государствами-членами ЕС, отрицательно сказался на его правах, заявитель имеет право на пересмотр решений заинтересованными организациями в сроки, установленные соответствующим национальным законодательством. Сроки начинают течь в день получения сводки. Заявитель должен быть письменно уведомлен о результатах пересмотра.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение. Примерные тексты служебных писем, составляемых в рамках рассмотрения поступивших обращений граждан
Приложение
к Порядку
рассмотрения обращений граждан в органах
исполнительной государственной власти
Орловской области
Примерные тексты
служебных писем, составляемых в рамках рассмотрения
поступивших обращений граждан
1. Образец текста сопроводительного письма о переадресации обращения
Руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направляю Вам обращение (указывается Ф. И. О. заявителя), поступившее (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), в соответствии с компетенцией возглавляемого Вами (указывается наименование государственного органа, органа местного самоуправления, организации) по решению поставленных в обращении вопросов.
По итогам рассмотрения обращения прошу дать ответ заявителю в установленный указанным Федеральным законом срок и представить (указывается наименование органа исполнительной власти) документы и материалы о результатах рассмотрения обращения (копию ответа заявителю).
Уведомление о переадресации Вам обращения заявителю направлено.
2. Образец текста запроса о предоставлении документов и
материалов, необходимых для рассмотрения обращения
(Указывается наименование органа исполнительной власти или должности) поступило обращение (указывается Ф.И.О. заявителя) по вопросу (указывается вопрос).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прошу представить в (указывается наименование органа исполнительной власти) (указываются документы и материалы), необходимые для рассмотрения поступившего обращения.
3. Образец текста уведомления заявителя о переадресации его обращения
Ваше обращение (указывается дата обращения либо его поступления) по вопросу (указывается вопрос), поступившее (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), направлено на рассмотрение (указывается наименование государственного органа, органа местного самоуправления, организации) в соответствии с его компетенцией по решению поставленного Вами вопроса.
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом, осуществляющим его рассмотрение.
4. Образец текста уведомления заявителя о продлении
срока рассмотрения его обращения
В рамках рассмотрения Вашего обращения (указывается дата обращения либо его поступления) по вопросу (указывается вопрос), поступившее (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), на основании статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сообщаю Вам о продлении срока рассмотрения обращения (указывается количество дней, на которые продлен срок, или планируемая дата рассмотрения обращения).
(Далее указываются причины продления срока или необходимые условия решения поставленных вопросов, сообщается о направлении запросов о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, в иные государственные органы, органы местного самоуправления или иным должностным лицам.)
5. Образец текста уведомления автора многократного обращения
Ваше обращение (указывается дата обращения либо его поступления), поступившее (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), содержит вопрос (указывается вопрос), на который Вам неоднократно давались ответы по существу (указываются даты и номера ответов).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», учитывая отсутствие новых доводов и обстоятельств в данном обращении, сообщаю Вам о прекращении переписки по данному вопросу.
6. Образец текста сопроводительного письма при возврате заявителю
обращения, в котором обжалуется судебное решение
В соответствии с Вашим обращением (указывается дата обращения либо его поступления) по вопросу (указывается вопрос), поступившим (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), сообщаем следующее.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 120), Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (статьи 1 и 5) суды осуществляют судебную власть самостоятельно и независимо, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность суда и оказывать
давление на судей. Судебные решения обжалуются в вышестоящий суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», возвращаем направленное Вами обращение.
7. Образец текста сопроводительного письма при возврате заявителю
обращения, в котором обжалуется решение или действие (бездействие)
государственного органа, органа местного самоуправления
или должностного лица
В соответствии с Вашим обращением (указывается дата обращения либо его поступления), поступившим (указывается наименование органа исполнительной власти или должности) с жалобой на решение (действия, бездействие) (указывается государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо), сообщаем следующее.
Рассмотрение указанного Вами вопроса (можно указать вопрос) находится в компетенции (указывается государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, решение или действие (бездействие) которого обжалуются).
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 8) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которого обжалуются.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь указанным Федеральным законом, возвращаем направленное Вами обращение и сообщаем о возможности обжаловать в суд решение или действия (бездействие) указанного государственного органа (органа местного самоуправления, должностного лица) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Образец текста сообщения о недопустимости злоупотребления правом
В связи с тем, что Ваше обращение (указывается дата обращения либо его поступления), поступившее (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), содержит (сообщается о наличии нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи), руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сообщаю Вам о недопустимости злоупотребления правом на обращение.
9. Образец текста сообщения автору обращения,
текст которого не поддается прочтению
Руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сообщаю, что Ваше обращение (указывается дата поступления обращения), поступившее (указывается наименование органа исполнительной власти или должности), не поддается прочтению, в связи с чем ответ на него не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию в соответствии с их компетенцией.
Текст сопроводительного письма
Письмо можно начать с обращения, если его отправляют партнерам, например: «Уважаемый, Сергей Сергеевич!». Если письмо предназначено для госорганов или вышестоящей инстанции, то обращение не используют. Начинают текст с фраз: «Представляем Вам», «Сообщаем Вам», «Направляем Вам». Далее кратко указывают, какие бумаги сопровождает письмо: «Представляем Вам уточненную декларацию по НДС», «Направляем Вам акт приема-передачи выполненных работ по договору подряда» и т.д. Отмечают также цель: «для согласования», «для подписания» и т.д.
После этого нужно проинструктировать получателя о сроках возврата и о том, что нужно сделать. Это может выглядеть так:
По правилам делового этикета отвечать на корреспонденцию принято в течение 30 рабочих дней. Если срок не установлен какими-либо договорами, то не нужно писать о нем, тем более в категоричной форме, например, «Ответьте как можно скорее». Это недопустимо и с точки зрения этикета. Ускорить срок можно, если общаются организации, равные по статусу. Для этого нужно указать причину, например: «Просим подписать акт в 10-дневный срок для отправления его в Трудинспекцию до 14 марта».
Указывать перечень приложений нужно следующим образом:
Каждую позицию нужно пронумеровать, а после списка нужно указать, сколько всего документов и каково количество листов в целом.
Обработка входящей корреспонденции
Загрузка… Каков срок ответа на письмо входящее в организацию?
- Рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» принят ГД 21.04.2006, одобрен СФ 26.04.2006).
- Ну я не думаю что стоит подходит методом преподавателя по адвокатуре), люди разные бывают… Допустим вы не отвечаете человеку на интересующие его запрос, даже самый простой, что ему после истечения срока и нескольких обращений мешает написать в разные роды инстанции (инспекция труда, прокуратура, налоговая и т. п.) с целью проверки на наличие нарушений, коррупции, халатности… ведь в связи с чем его запросЫ еще могут игнорироваться…. Я думаю не стоит увеличивать шансы еще большей головной боли…
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ(ред.
от 03.11.2015)»О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Статья 12.
Ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан
В Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» № 195, в ст. 5.59 говорится от том, что за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан уполномоченными лицами, а конкретно, сроков рассмотрения заявлений, жалоб, на государственные учреждения, организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, возлагается административная ответственность в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.
Если должностное лицо неправомерно откажет гражданину или организации в предоставлении ответной информации по его обращению или несвоевременно предоставит эту информацию, тогда ему грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей (согласно ст. 5.39 КоАП).
За нарушение полномочий должностным лицом федерального органа исполнительной власти, сотрудниками МФЦ, работниками гос. учреждений, на которых возложена обязанность предоставлять услуги в области регистрации прав на имущество, что повлекло за собой нарушение установленных сроков рассмотрения обращения, влечет за собой наложение штрафа от 3 до 5 тысяч рублей – на сотрудников федеральных органов исполнительной власти; от 1 до 1,5 тысяч рублей – на работников гос. учреждений, которые предоставляют государственные услуги в сфере регистрации права на имущество и т. п.
За повторное нарушение порядка и сроков рассмотрения заявлений сотрудником федеральной исполнительной власти, ему грозит штраф от 10 до 15 тысяч рублей либо отстранение от работы на срок от 3 до 6 месяцев.
В п. 3 ст. 5.63 КоАП зафиксировано, что за нарушение должностным лицом порядка и сроков рассмотрения жалобы, ему грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей.
Если это же должностное лицо неоднократно подвергалось административному наказанию за это же нарушение, тогда ему грозит наказание в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.
Рассмотрение обращений граждан в МВД
Основополагающим законом, который регулирует вопрос рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными организациями, является ФЗ № 59.
Однако государственные власти, в том числе и МВД, утвердили собственные приказы, которые конкретизируют порядок рассмотрения обращений граждан.
Так в силу вступил Приказ МВД № 707 от 12.09.2013 «Об утверждении Инструкции по вопросу рассмотрения обращений граждан Министерством внутренних дел».
Так, Инструкция МВД дает более детальную характеристику в вопросе рассмотрения обращений:
- Обращение можно направить устно, через специальный ящик в МВД, по почте, через официальный сайт, дежурную часть МВД.
- Срок регистрации обращения на действие или бездействие должностных лиц органов МВД – в течение 24 часов, а другие обращения регистрируются в течение 3 дней с момента их поступления.
- Обращения, которые содержат информацию о преступлении или административном правонарушении обязательно регистрируются, докладываются руководителю территориального МВД. После его резолюции такие обращения передаются в дежурные части для регистрации в специальной Книге учета обращений о преступлениях.
- Если обращение адресуется не по адресу, органы МВД некомпетентны в том или ином вопросе, они должны направить обращение в нужный орган в течение 7 дней. При этом они обязательно должны проинформировать об этом гражданина.
- Срок рассмотрения обращений в МВД составляет 30 дней. Если срок заканчивается в выходной или нерабочий день, тогда заявление или жалоба должна быть рассмотрена предшествующим праздничному числу днем.
- В исключительных случаях рассмотрение заявления может быть продлено на срок не больше 30 дней.
- Анонимные обращения, в которых содержится информация о террористическом акте, обязательно передаются в дежурную часть, где их регистрируют.
Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.
Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В организации готовится много внутренних документов, в том числе официальных для третьих лиц:
- учредительные документы, документы о назначении исполнительных органов (устав, учредительный договор, протоколы общих собраний участников и пр.);
- документы к проведению внутренних мероприятий (заседание совета директоров, правления и т.д.);
- организационно-распорядительные, локальные нормативные акты организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате, штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения);
- документы внутреннего вспомогательного использования, в том числе справочно-информационного характера (акты, служебные записки, протоколы служебного расследования, письма, факсы и пр.).
Подготовка указанных документов определяется установленными в конкретной организации сроками. Законом данные сроки не урегулированы. Исключение составляют только некоторые документы, связанные с процедурными вопросами кадрового делопроизводства.
Например, приказ о проведении мероприятий по сокращению штата должен быть издан (и, соответственно, подготовлен) не позднее чем за два месяца до фактической даты увольнения работников. С учетом времени, данного законом на уведомление работников о предстоящем увольнении, срок подготовки такого приказа – заблаговременно и ранее чем два месяца до фактической даты увольнения работников. Акты, как правило, составляются немедленно для фиксации определенного факта (например, акт об отсутствии вложения в заказное письмо составляется немедленно после открытия конверта и установления данного факта).