Как менялся пенсионный возраст в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как менялся пенсионный возраст в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Историю развития пенсионной системы в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в 1880-е годы Общество содействия развитию российской промышленности и торговли поставило вопрос о создании в России государственного страхования от несчастных случаев трудящихся и государственного пенсионного фонда для трудящихся. Пенсионные фонды страхового типа появились в России в 1888 году на железных дорогах. Позже они начали формироваться в различных отделах. Существовали почетные, пенсионные и страховые фонды. Практически все госслужащие были членами этих фондов. Все крупные промышленные предприятия имели собственные отдельные фонды или создавали совместные фонды. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем основывались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. Таблицы выплат прилагались к кассовым уставам, рассчитанным в соответствии с правилами теории страхования жизни и с учетом условий назначения пенсий, смертности, инвалидности и темпов прироста капитала.

История возникновения и развития пенсионной системы в России

Emmeritaa tions обычно предоставляет своим участникам четыре вида пособий и пенсий:

  • Пенсия по старости;
  • пенсия по старости; — пенсия по инвалидности; — пенсия для вдовы и сироты;
  • пенсии для вдов и сирот;
  • Пенсионные и/или выходные пособия до определенного количества лет службы.

Примечателен один факт: в 1908 году Эммеритатный фонд инженеров железнодорожного транспорта производил актуарные расчеты до 2062 года. Как видим, в дореволюционной России пенсионное страхование и страхование жизни были очень серьезными и планировались на долгосрочную перспективу.

Второй этап развития пенсионной системы начался после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых декретов Советской России стал декрет от 10 ноября 1917 г. «О повышении пенсий работникам, получившим производственные травмы в результате несчастного случая». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «Страховая ассоциация может заимствовать из Пенсионного фонда средства для повышения пенсий пострадавшим от несчастных случаев, 100%». Первоначально политика в этом вопросе была обусловлена желанием осуществлять свои социально-экономические преобразования на основе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 1917 года «О социальном страховании» указывалось, что трудовое и крестьянское правительство в настоящее время издает декреты о полном социальном страховании на основе следующих лозунгов страхования трудящихся.

Пенсионный возраст в России и СССР. Справка

Результатом последнего решения правительства по сокращению расходов на пенсионное обеспечение стало принятие закона о повышении возраста выхода на пенсию госслужащим. Действие закона распространяется на служащих государственных, муниципальных органов власти, а также на лиц, занимающих политические должности. Согласно принятому закону у этой категории граждан право на назначение пенсионного пособия по выслуге лет будет возникать :

  • у мужчин при достижении возраста 65 лет , у женщин в 63 года ;

  • при наличии минимального стажа работы в госорганах 20 лет .

Установление пенсионного возраста и продолжительность жизни в 1932 году

В России в 1932 году законодательно установили возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Средняя продолжительность жизни тогда была 43 года (40 лет для мужчин и 46 — для женщин).

Ситуация лучше, чем в Германии времен Бисмарка. Там, как я рассказывала, пенсии полагались дожившим до 70 лет. Чем именно лучше? Разрыв между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию меньше, а шансов дожить до пенсии больше. Но суть та же: платили в пенсионную систему все, а вот выплаты из нее доставались не всем. Такая особенность пенсионной системы была установлена изначально и в большинстве стран (историю пенсионной системы Зимбабве и прочих африканских стран не изучала). И установлена она была впервые как раз в западных странах, на которые сейчас некоторые так любят кивать, как на более продвинутые, цивилизованные и социально-ориентированные.

Однако такая низкая средняя продолжительность жизни совершенно не означает, что пенсии были, а пенсионеров не было, ибо никто не доживал. Это не так. В 1959 году появилась первая информация о численности пенсионеров в СССР. Их на тот год было 11 млн. 406 тыс. человек. То есть, несмотря на статистические данные о средней продолжительности жизни тогда в 43 года, было почти 11,5 млн. людей, доживших до пенсионного возраста.

Как менялся пенсионный возраст в России

Пенсионное обеспечение по старости было введено 5 января 1928 года в СССР для работников текстильной промышленности. В это же время им был установлен пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В 1932 году возрастная планка была введена и для рабочих и служащих других отраслей, которые также стали получать пособия по старости.
А в 1964 году такое право приобрели и члены колхозов. Однако изначально для них возрастной ценз был установлен выше: мужчины могли выйти на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.

Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Краснодарском крае и Краснодаре в 2023 году

В 1968 году для колхозников был установлен такой же пенсионный возраст, как и для остальных рабочих и служащих страны. На протяжении всего существования советского государства пенсионный возраст не менялся и его изменения не обсуждались.

Впервые в правительстве об увеличении пенсионного возраста стали говорить в 1997 году. В январе Министерство экономики РФ выступило с проектом нового закона «О пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», в котором предлагалось повысить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60. По словам главы департамента социальной политики ведомства Владимира Понизова, реформа должна была длиться на протяжении 20 лет. Однако законопроект не был принят.

Перспективы развития пенсионной системы и российской экономики после реформы

По прогнозам Федеральной службы государственной статистики (Росстат), к 2035 году на 1000 работающих россиян будет приходиться 553 пенсионера. Пенсионная реформа позволила снизить социальную нагрузку на общество, и в настоящее время число таких пенсионеров оценивается в 391 человек.

Сокращение числа потенциальных пенсионеров позволило высвободить значительную часть бюджетных средств. Правительство планирует использовать эти деньги для реализации национальных проектов, целью которых является преодоление демографического кризиса. В частности, уже существует норма, согласно которой материнский капитал (в размере более 450 тыс. рублей) расходуется на рождение первого ребенка.

Однако многие эксперты сомневаются в эффективности пенсионной реформы в преодолении демографического кризиса. Причина в том, что бабушки и дедушки будут вынуждены продолжать работать вместо того, чтобы заботиться о внуках, поэтому молодые семьи не будут спешить заводить детей. Кроме того, необходимость продолжения трудовой деятельности может негативно сказаться на здоровье граждан, снижая среднюю продолжительность жизни россиян.

Однако изменения, внесенные в рамках пенсионной реформы, окажут положительное влияние на экономическое развитие. Таким образом, годовой прирост ВВП в ближайшем будущем будет выше в среднем на 0.2 процентных пункта. Это станет возможным благодаря увеличению численности рабочей силы с 75,8 до 79,2 млн. человек.

Пенсионная система России в царское время

Практика наделения своих воинов появилась еще в древние времена. В старинных летописях можно встретить сведения о наделении князьями и воеводами своих подданных, участвовавших в военных походах или охраняющих владения князя, пожизненным денежным довольствием или земельным наделом.

Со временем такая практика становилась все более популярной, и стала распространяться не только на военных, но и на государственных служащих.

С развитием промышленного производства, строительством многочисленных заводов и железных дорог, многочисленными увечьями рабочих при строительстве, появилась и необходимость уплаты пособий. Во второй половине 19 века был принят закон, обязывающий владельцев частных заводов и частных железных дорог формировать отчисления из заработной платы рабочих, и за счет этих денег, в случае получения увечья или профессионального заболевания, выплачивать пособия.

С приходом советской власти все накопленные деньги были национализированы в бюджет молодой социалистической республики, «в общий котел».

Как менялся пенсионный возраст в России

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон «О государственных пенсиях», гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

История пенсионной системы России началась с принятия закона «О государственных пенсиях в РФ» (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

Читайте также:  Как подать на алименты, находясь в браке (без развода)

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».

Пенсионный возраст в России и СССР. Справка

Результатом последнего решения правительства по сокращению расходов на пенсионное обеспечение стало принятие закона о повышении возраста выхода на пенсию госслужащим. Действие закона распространяется на служащих государственных, муниципальных органов власти, а также на лиц, занимающих политические должности. Согласно принятому закону у этой категории граждан право на назначение пенсионного пособия по выслуге лет будет возникать :

  • у мужчин при достижении возраста 65 лет , у женщин в 63 года ;

  • при наличии минимального стажа работы в госорганах 20 лет .

Повышение возраста и минимального трудового стажа будет происходить постепенно , с 2017 года они будут увеличиватьсяежегодно на 6 месяцев .

Возраст выхода на пенсию в России ниже среднего уровня по сравнению с другими странами, при этом пенсионеры составляют около 30% населения нашей страны.

СтранаУровень пенсионного возрастаВозраст

Албания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Норвегия, Финляндия

Высокий

от 66 лет до 69 лет для мужчин и от 63,5 до 69,5 лет для женщин

Австрия, Бельгия, Болгария, Испания, Кипр, Латвия, Нидерланды, Польша, Португалия, Хорватия, Эстония

Средний

от 61 года до 67 лет — мужчины и от 55 до 67 лет — женщины

Франция

Низкий

60 лет для мужчин и женщин

Турция

Низкий

60 лет для мужчин, 56 лет для женщин

Белоруссия, Россия, Украина

Низкий

60 лет — мужчины, 55 лет — женщины

Благодаря тому, что выход на пенсию отодвигается, а трудоспособный возраст увеличивается, будут расти пенсии действующих пенсионеров.

Размер пенсии будет составлять:

  • Повышение социальных пенсий будет превышать инфляцию (7,07% — в среднем выплаты будут повышены на 1 тысячу рублей).

  • Планируется, что индексация пенсий будет проводиться ежегодно 1 января.

  • Величина надбавки будет рассчитываться индивидуально для каждого отдельного пенсионера. Это касается только неработающих пенсионеров, которые получают выплаты по инвалидности, старости, потере кормильца и пр.

Читайте также:  Какие документы нужны для перевода ребенка в другой детский сад в спб

Жили за счет подсобных хозяйств

Массовое вступление в колхозы началось, как известно, в 1930 году. Сначала никаких пенсий колхозникам не платили — кроме, конечно, инвалидов-красноармейцев и людей с особыми заслугами (о которых мы написали выше).

Поэтому члены коллективных хозяйств, если могли, пахали в колхозе «до упора». Буквально — как завещал Ленин. Как и все или почти все, держали подсобное хозяйство — на колхозную зарплату не разгуляешься.

При этом и молодые, и престарелые владельцы ЛПХ обязаны были платить сельхозналог и сдавать продукты государству — зерновые, картофель, яйца, мясо. Освободили престарелых от этого налога только в 1938—1939 году — но только тех, у кого в семье не было трудоспособных.

И вот 15 июля 1964 года был принят закон о государственных пенсиях колхозникам — с 1 января 1965-го он вступил в силу. Только в РСФСР предстояло назначить пенсии 4 млн колхозников.

Закон ввел единые правила для всей колхозной системы — для пенсионеров, инвалидов, потерявших кормильца, беременных. Со своей стороны колхозы обязали отчислять 4% выручки в централизованный фонд, который пополнялся также и из госбюджета. Платил пенсии собес.

Это был, конечно, прорыв, но, как пишет историк Мамяченков, государство «лишний раз обидело жителей села»: пенсионный порог для них установили на пять лет выше, чем для прочих категорий граждан — 65 лет для мужчин и 60 для женщин.

Минимальная пенсия, гарантированная государством, у колхозника была меньше, чем у рабочих: 12 рублей (для рабочих — 30). Максимальная тоже меньше — 102 рубля (для рабочих 120). Впрочем, такой максимум для престарелых сельчан был недостижимой мечтой.

По данным Ольги Капустиной, через год после вступления в силу нового закона — то есть в конце 1965 года — средний размер пенсии колхозников на территории России составлял… 12,6 рублей в месяц. Килограмм мяса в те годы стоил 2 рубля.

Кому не будут повышать пенсионный возраст

Возрастные рамки оставят без изменений для лиц, работающих в отраслях с повышенной опасностью и вредностью:

  • на подземных работах, занятых в горячих цехах с высоким температурным режимом;
  • персонал локомотивных депо;
  • персонал охраны на метро и ж/д-транспорте;
  • водители грузовиков;
  • рабочие карьеров и рудников;
  • женщины, работающие на текстильных фабриках, в отраслях с тяжелыми условиями высокими темпами труда;
  • топографы-геодезисты геологических отрядов;
  • бригады по поискам пропавших людей;
  • лесоустроители;
  • штат морских и речных рыболовецких судов;
  • горнорабочие, спасатели под землей и в горах, рабочие и строители угольных и рудных шахт, рудодобывающих карьеров;
  • летчики и обслуживающий воздушные суда гражданского назначения штат;
  • сотрудники тюрем;
  • водители-трактористы, занятые в сельском хозяйстве;
  • сотрудники погрузочно-разгрузочной техники на строительстве дорог;
  • водители пассажирского транспорта в городах;
  • спасатели и рабочие аварийных служб.

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Предлагаем «разложить все по полочкам» относительно возрастной градации «предпенсионеров», у которых введение ФЗ № 350 пришлось на последние годы перед пенсией.

Итак, рожденные в 1958 мужчины и в 1963 женщины ушли на пенсию до окончания 2018 года, то есть до вступления ФЗ № 350 в силу. Трудоспособный возраст мужчин 1963 и женщин 1968 года рождения будет продлен на полные 5 лет. В переходной категории остались мужчины 1959-1962 и женщины 1964-1967 годов рождения. Их пенсионный возраст уже не 55/60, но и не 60/65, а где-то посередине. Он каждый год поэтапно увеличивается.

В нижеследующей таблице мы покажем, каким образом это происходит

Мужчины

Женщины

Год наступления пенсионного возраста

Год рождения

Пенсионный возраст по новому закону

Год рождения

Пенсионный возраст по новому закону

Согласно прежнему законодательству

Согласно новому закону

1959(январь-июнь)

60,5

1964(январь-июнь)

55,5

2019(январь-июнь)

2019(июль-декабрь)

1959(июль-декабрь)

60,5

1964(июль-декабрь)

55.5

2019(июль-декабрь)

2020(январь-июнь)

1960(январь-июнь)

61,5

1965(январь-июнь)

56,5

2020(январь-июнь)

2021(июль-декабрь)

1960(июль-декабрь)

61,5

1965(июль-декабрь)

56,5

2020(июль-декабрь)

2022(январь-июнь)

1961

63

1966

58

2021

2024

1962

64

1967

59

2022

2026

1963

65

1968

60

2023

2028

Кого не коснутся нововведения в пенсионной реформе

Идущая в стране очередная пенсионная реформа коснётся не всех граждан. Для ряда лиц, трудящихся на производствах с тяжёлыми и опасными условиями, а также сотрудников силовых ведомств, сохраняются имеющиеся ранее льготы относительно условий оформления пенсии. Они по-прежнему смогут рассчитывать на досрочный уход на покой, при наличии установленного размера рабочего стажа.

К таким работникам относятся:

  1. Лица, трудящиеся на предприятиях горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности.
  2. Нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслях.
  3. Определённый перечень работников железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.
  4. Работающие в тяжёлых климатических условиях: работники геологических партий, прочих научно-исследовательских экспедиций.
  5. Трудящиеся ряда сельскохозяйственных предприятий.
  6. Работники некоторых других производств, попавшие в льготный список. Всего он насчитывает порядка трёх десятков профессий и специальностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий