Если фактический адрес не совпадает с юридическим.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если фактический адрес не совпадает с юридическим.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зарегистрировать ИП можно используя временную прописку. Для этого к списку основных документов необходимо предоставить справку о временной прописке сроком не менее полугода. Также должен отсутствовать штамп в паспорте о регистрации по месту постоянного проживания.
Отметим, что временную прописку нужно продлевать, иначе ИП снимут с учета автоматически.

Место нахождения и адрес юридического лица

Нередко возникают случаи, при которых юридическое и фактическое местонахождение не совпадают. Например, новая компания еще не арендовала помещение для оборудования рабочего пространства.

Разрешено использовать место проживания руководителя организации или учредителя. Первичная регистрация без проблем оформляется в налоговой службе. Для оформления нужна копия паспорта и право собственности на жилье, заверенное нотариусом.

За несовпадение не установлено штрафных санкций. Однако, необходимо встать на налоговый учет. В случае несоблюдения, инспекция вправе выписать штраф на 5000 рублей. Штрафа не будет только в случае, если фактическое и юридическое местоположение относятся к одной налоговой инспекции.

Другой комментарий к статье 54 Гражданского Кодекса РФ

1. В настоящей статье содержатся общие положения о правовом режиме наименования, места нахождения и адреса юридического лица. Каждое юридическое лицо независимо от каких-либо критериев должно иметь наименование (для коммерческих организаций — фирменное наименование), место нахождения и адрес, которые указываются в учредительных документах (в уставе, учредительном договоре).

В п. 1 комментируемой статьи предусматривается единственное требование к наименованию — указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законами случаях — наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. К таким законам относятся, в частности, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» и др.

В Определении Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 244-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обращено внимание на п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, который устанавливает, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности, и что некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Между тем, принимая часть четвертую ГК РФ, федеральный законодатель пошел по пути закрепления исключительных прав на фирменное наименование, носящих имущественный характер, только за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями (ст. 1225, п. 1 ст. 1473 ГК). Такой подход свидетельствует о том, что на наименования некоммерческих организаций правила § 1 гл. 76 ГК РФ не распространяются.

Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи расширяет перечень случаев использования слов «Российская Федерация», «Россия» в наименованиях юридических лиц. Статья 1473 ГК РФ предусматривает их использование в фирменных наименованиях коммерческих организаций. В комментируемой статье предусматривается порядок использования слов «Российская Федерация», «Россия» в наименованиях как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также наименований субъектов Российской Федерации и наименований федеральных органов государственной власти. Наименования органов исполнительной власти субъектов Федерации в наименованиях юридических лиц могут быть использованы в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовым актами субъектов Федерации. Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» предусмотрено, что разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции РФ в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Федерации, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшим налогоплательщикам, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйствующего субъекта находятся в собственности Российской Федерации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» наделяет Минюст России полномочием по разрешению использования указанных наименований некоммерческими организациями. Основаниями выдачи разрешения является осуществление некоммерческой организацией:

———————————
Там же. N 40. Ст. 5080.

а) в течение не менее трех лет деятельности, направленной на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации и развитие ее национальных, исторических и культурных традиций, наличие на территории более 1/3 субъектов Федерации структурных подразделений (филиалов, представительств) или членов некоммерческой организации — юридических лиц (физических лиц), расположенных (постоянно проживающих) на указанной территории;

б) в течение не менее трех лет деятельности, направленной на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации и развитие ее национальных, исторических и культурных традиций, и вхождение в структуру или членство в международной организации;

в) некоммерческая организация оказывает не менее трех лет уникальные общественно полезные услуги (реализует соответствующую продукцию);

г) учредителем некоммерческой организации является государственная компания, государственная корпорация, организация, доля участия Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет более 50%, и деятельность некоммерческой организации направлена на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации и развитие ее национальных, исторических и культурных традиций.

2. Место нахождения юридического лица устанавливается по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В п. 2 комментируемой статьи уточняется место государственной регистрации юридического лица, которое определяется на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Как отмечается в ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для большинства организаций (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия, некоммерческие организации) таким органом выступает единоличный исполнительный орган — руководитель (директор, генеральный директор, управляющий и др.). Именно он в отличие от коллегиального исполнительного органа действует на постоянной основе и без доверенности.

Так, согласно ст. 69 Закона об акционерных обществах единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества.

В соответствии со ст. 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.) может действовать от имени общества без доверенности, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа его функции может выполнять иной орган. При этом по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), которых можно рассматривать в качестве иных органов в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, либо лицам, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, например полным товариществам и товариществам на вере.

Комментарии к ст. 54 ГК РФ

Необходимым формальным атрибутом каждого юридического лица является наличие наименования, отвечающего ряду обязательных требований, установленных законодательством.

Прежде всего, наименование юридического лица должно отражать его организационно-правовую форму, то есть включать слова «полное товарищество», «общество с ограниченной ответственностью», «открытое (либо закрытое) акционерное общество», «государственное (либо муниципальное) унитарное предприятие» и т.д. Если учредительные документы предусматривают наряду с полным сокращенное наименование, последнее может включать соответствующую аббревиатуру (ООО, ЗАО, ОАО, ГУП, МУП и т.д.).

Коммерческая организация должна обязательно иметь фирменное наименование, то есть после слов, обозначающих организационно-правовую форму, должно следовать какое-либо имя собственное. В отношении фирменного наименования юридического лица действует режим правовой охраны, применяемый к объектам интеллектуальной собственности.

Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности этой организации (например, благотворительный фонд). Аналогичное требование в установленных законом случаях может предъявляться и к коммерческим организациям. Так, фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а фирменное наименование юридического лица — субъекта страхового дела должно включать указание на вид его деятельности с использованием слов «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний.

Читайте также:  Как оформить генеральную доверенность

Использование в наименованиях юридических лиц (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», слов и словосочетаний, образованных на их основе, допускается только в соответствии с актами Президента и Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1463).

Помимо требований, связанных с наименованием, к юридическому лицу предъявляются также требования по индивидуализации места его нахождения. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту постоянного нахождения исполнительного органа данного юридического лица.

Наименование и сведения о месте нахождения юридического лица подлежат обязательному указанию в его учредительных документах.

Смена юридического адреса ООО

Организация имеет право сменить юридический адрес. Есть два сценария, по которому развивается смена адреса ООО и они зависят от: 1) смена происходит в пределах одного населенного пункта; 2) меняется место нахождения.

Добавим, что это относится к тем организациям, которые зарегистрировали ООО по месту прописки директора.

2014 году понятия “место нахождения юридического лица” и “адрес юридического лица” было разделено:

  • место нахождения – это название населенного пункта;
  • адрес юридического лица – это полный адрес ООО, который указан в ЕГРЮЛ.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

При этом в уставе можно указать только населенный пункт. В этом случае, при переезде и смене места жительства в пределах одного города (например, Москва), изменения в устав заносить не нужно. Необходимо будет лишь заполнить форму Р14001.

После того, как адрес изменится, нужно будет обратиться в ИФНС со следующими документами:

  • нотариально заверенная форма Р14001;
  • документы, которые подтверждают право нахождения по новому адресу (например, договор аренды);
  • протокол общего собрания участников или решение единственного участника о смене адреса.

Если в уставе прописан полный адрес, то изменения будут отражены и в этом документе. Нужно будет заполнить форму Р13001.
Документы в ИФНС:

  • нотариально заверенная форма Р13001;
  • документ об уплате госпошлины за смену юридического адреса;
  • документы, которые подтверждают новый адрес ООО)
  • протокол ОСУ или решение единственного участника о смене адреса;
  • измененный устав (2 экземпляра).

Если организация переезжает в другой город, то смена юридического адреса по такому сценарию:

  • необходимо уведомить налоговую о том, что юридический адрес изменился;
  • зарегистрировать смену юридического адреса.

На первом этапе в ИФНС нужно предоставить:

  • форму Р14001, которая заверена нотариусом;
  • протокол или решение единственного участника о смене адреса.

Во-вторых, после того, как налоговая внесет запись запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения в ЕГРЮЛ, нужно будет опять прийти в ИФНС с документами:

  • форма Р13001, которая заверена нотариусом;
  • подтверждение уплаты госпошлины;
  • документы, которые подтверждают новый адрес;
  • протокол собрания или решение единственного участника о смене адреса и внесении изменений в устав;
  • измененный устав.

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

Итак, судебная практика и налоговые органы довольно четко сформулировали основные критерии, которым должно отвечать место нахождения юрлица. Другой вопрос, что в этой сфере до сих пор встречаются многочисленные проблемы. Возьмем, например, «массовые» или «резиновые» адреса. Свою долю вины в их возникновении несут и сами налоговые органы. Ведь именно они сначала регистрируют фирмы по таким адресам, а потом предъявляют им претензии. Спрашивается, разве чиновники не видят, что в комнате площадью 17 квадратных метров уже зарегистрировано 5 — 6 фирм? Зачем оформлять здесь ещё 95 организаций? Непонятно.

Наряду с этим во многих городах России ощущается и нехватка юридических адресов. Несмотря на обилие офисных центров в нашей стране, цены за аренду в них являются совершенно неподъемными для начинающих предпринимателей. И при отсутствии возможности зарегистрировать ООО по месту проживания, люди вынуждены обращаться к владельцам массовых адресов с просьбой предоставить адрес за плату. Уполномоченная ИФНС регистрирует фирму, а потом начинаются проблемы. В этой связи хотелось, чтобы налоговые органы более четко отслеживали возникновение подобных адресов и принимали соответствующие меры. Ну, а предпринимателям мы можем посоветовать более внимательно относиться к выбору места нахождения своей фирмы и обращаться только к проверенным и зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим подобные услуги.

Если руководитель использует массовый адрес, ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».

В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации.

Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.

Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России. Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.

Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Другой комментарий к Ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Наименованием юридического лица является его название, под которым оно выступает в гражданском обороте. Наименование организации указывается в ее учредительных документах и должно включать в себя указание на ее организационно-правовую форму (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК РФ).

Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно имени (наименования) и указания на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе, особенно дореволюционной, обозначение организационно-правовой формы юридического лица считалось корпусом наименования, а собственно имя (наименование) юридического лица — добавлением (см.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002. С. 214 — 215).

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии, условные обозначения, составные слова и аббревиатуры, а также иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например, общество с ограниченной ответственностью «Секрет»).

При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием (п. 4 ст. 54). Фирменное наименование наряду с товарным знаком и знаком обслуживания является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ).

Абзац 4 п. 4 комментируемой статьи предусматривает принятие специального закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок регистрации и использования фирменных наименований. До принятия таких актов процедура регистрации фирменного наименования заключается лишь во внесении его в Единый государственный реестр юридических лиц наряду с другими данными, необходимыми для государственной регистрации юридического лица.

2. Наименование некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и коммерческих организаций, должно содержать указание на характер их деятельности. Так, например, словосочетание «центральная компания финансово-промышленной группы» включается в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона о ФПГ; согласно абз. 2 ст. 7 Закона о банках фирменное наименование кредитной организации содержит указание на характер деятельности данного юридического лица посредством использования слова «банк» или словосочетания «банковская кредитная организация»; а в соответствии со ст. 5 Закона о биржах организации, не отвечающие требованиям, установленным этим Законом, не вправе использовать в своем названии слова «биржа» и «товарная биржа».

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» (Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 470) наименования «Россия» и «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в наименованиях юридических лиц, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами.

Читайте также:  Транспортный налог для юридических лиц в 2022 и 2023 году

3. Согласно п. 2 ст. 54 место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Организация может иметь юридический и фактический адреса. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент регистрации, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес — это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут совпадать.

Кодекс не содержит общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации, однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание этому все же уделено. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об АО общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Другой комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Наименованием юридического лица является название, под которым оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Наименование присваивается юридическому лицу учредителями (участниками) и должно отвечать установленным законом требованиям, различающимся в зависимости от вида юридического лица (коммерческое или некоммерческое) и его организационно-правовой формы (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 96, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115, п. 3 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 5 ст. 121 ГК). Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах (см. п. 2 ст. 52 ГК).

Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица.

Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности (например, ОАО «Телекомпания «НТВ», ООО «Банк «Солидарность»). В качестве разновидности таких словесных обозначений могут рассматриваться сокращенные наименования юридических лиц (например, НИИАТ — Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). При этом речь идет о сокращенном варианте полного наименования, его аббревиатуре, т.е. об условном сокращении слов, составляющих полное наименование, на письме, а также о слове, образованном путем сокращения двух или нескольких слов, составляющих полное наименование.

Наименования могут быть связаны с основными целями или основным видом деятельности данного юридического лица (например, международный фонд социально-экологической помощи, завод трикотажного машиностроения), при этом использование в наименовании определенных терминов и словосочетаний (например, «банк», «финансово-промышленная группа») допускается лишь в установленных законом случаях.

Для всех без исключения юридических лиц является обязательным указание в составе наименования их организационно-правовой формы (фонд, ассоциация, союз и т.д.). В связи с этим в судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.99 N 7570/98). С его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации. Такое указание дополняет, усиливает индивидуальность наименования.

Указание на характер деятельности должно содержаться в наименовании некоммерческих организаций, а также в наименовании некоторых видов коммерческих организаций, для которых законом предусмотрена специальная правоспособность (например, банки, страховые организации). Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (см. ст. 7 Закона о банках). Слова «центральная компания финансово-промышленной группы» включаются в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании (см. ст. 11 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» ).

———————————
СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

Наименование государственного или муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование (см. ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).

2. В силу п. 4 комментируемой статьи юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, выступают в гражданском обороте под наименованием особого рода — фирменным наименованием.

Фирменное наименование (или фирма) наряду с товарным знаком, знаком обслуживания служит средством индивидуализации юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности (см. ч. 1 ст. 138 ГК). Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. Кроме того, оно входит в состав предприятия как имущественного комплекса (см. п. 2 ст. 132 ГК), стоимость которого зависит от престижа и деловой репутации фирмы.

Комментируемая статья предусматривает принятие специального закона и иных правовых актов, определяющих порядок регистрации и использования фирменных наименований. До принятия таких актов процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в Единый реестр юридических лиц вместе с другими данными государственной регистрации юридического лица.

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица так называемого права на фирму — исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.

Исключительность права на фирму состоит, в частности, в следующем. Использование фирменного наименования коммерческой организации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (см. ч. 2 ст. 138 ГК). При этом организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с применением способов, предусмотренных ст. 12 ГК (требование о прекращении неправомерного использования, о возмещении причиненных убытков и т.д.).

3. Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов. Наряду с фирменным наименованием место нахождения служит средством индивидуализации юридического лица.

Согласно п. 2 комментируемой статьи место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При этом место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, соответствующего иного органа или лица указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации юридического лица (см. п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

«Народные» понятия и «термины в законе»

В повседневной жизни принято говорить о юридическом и фактическом адресах. Под юридическим адресом подразумевают адрес офиса компании, куда можно отправить корреспонденцию, он фигурирует в документообороте.

Под фактическим имеют в виду реальное месторасположение предприятия (цеха, торговой точки, столовой и т. д.), где занимаются производством, реализуют товары или предоставляют услугу, иными словами – занимаются тем, ради чего организация создавалась.

В законодательных актах до 2014 года существовало единственное понятие – место нахождения юридического лица. По предписанию законодательства, оно значилось в учредительных документах и зависело от места государственной регистрации предприятия в ЕГРЮЛ.

После 2014 года законодатель видоизменил прежнее понятие и добавил к нему еще одно новое.

Рассмотрим их:

Место нахождения юридического лица – населенный пункт, который указан как адрес регистрации юрлица. Как и прежде, обязательным условием будет постоянное присутствие там исполнительного органа или правомочного заместителя – то есть физического лица, наделенного полномочиями действовать в интересах юридического лица без предъявления доверенности.

Адрес юридического лица – адрес, через который с юрлицом обеспечивается связь, доставляется юридически значимая корреспонденция. То есть должны быть указаны улица, номер дома, корпус, номер помещения или квартиры.

Согласно изменениям, теперь в учредительных документах можно прописывать только место нахождения организации, например, город, в котором она зарегистрировано (при желании можно указать там адрес – то есть более полную информацию – закон этого не запрещает).

Каким критериям должен отвечать адрес юрлица

Прежде всего он должен … существовать в реальности или быть. Что это значит? Все просто. Закон № 443 — ФЗ о федеральной адресной системе дает нам общее определение адреса. Последний состоит из улично — дорожной сети, цифрового либо буквенно — цифрового обозначения дома, позволяющего его идентифицировать, а также из типа и номера помещения в здании. И если их нет, то нет и адреса. Так, налоговые органы Санкт — Петербурга во время проверки сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, выяснили, что одна из местных зарегистрироваться просто на «территории». Конечный элемент ее адреса был «… Дорога жизни, 8 километр». Когда ИФНС потребовала детализировать местонахождение юрлица, то выяснилось, что в реальности «офис» фирмы располагается в передвижном «контейнере», которому вообще нельзя присвоить адрес. В результате уполномоченный орган сделал в реестре запись о недостоверных сведениях (решение АС города Санкт — Петербурга и Ленинградской области по делу №А56 — 73793/2018 от 13.09.2018 года).

Читайте также:  Устроить в детский сад Москвы можно только ребенка со столичной пропиской?

Другие требованию к юрадресу можно вывести из Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013 года. В нём бывший Высший Арбитражный Суд изложил основные критерии недостоверного адреса компании. Их несколько. Так, ИФНС и суды могут признать местонахождение фирмы недостоверным, когда она находится по месту массовой регистрации, а письма, отправленные ей, возвращаются с о или «за истечением срока хранения».

Если руководитель использует массовый адрес, ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».
В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации.

Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.

Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России. Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.

Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Комментарий к статье 54 ГК РФ

1. Наименование юридического лица включает в себя две основных составляющих: указание на организационно-правовую форму организации и собственно ее наименование. Отсутствие указания на организационно-правовую форму юридического лица является основанием для отказа в его государственной регистрации. Наименование юридического лица должно быть индивидуальным, неповторимым, позволяющим безошибочно определить юридическое лицо, к которому оно относится. Наименование юридического лица не рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности в связи с чем не получает достаточной защиты как со стороны закона, так и со стороны органов судебной власти.

Одним из обязательных требований к наименованию юридического лица, которое зачастую не соблюдается на практике, является указание на характер деятельности данного субъекта. Указанный факт позволит определить круг потенциальных клиентов и сферу деятельности на рынке аналогичных товаров, работ или услуг. Указание на вид деятельности отражается только при наличии специального указания закона, например, в отношении аудиторских фирм. Все прочие юридические лица данное требование не соблюдают.

Принципиальное значение имеет нормативное закрепление в комментируемой статье порядка использования в наименование юридического лица официальных наименований, а также указаний на органы государственной власти. На практике подобные указания нередко используются юридическими лицами с нарушением действующего законодательства, способствуя тем самым введению контрагентов в заблуждение, ведь указание на органы государственной власти свидетельствует о связи юридического лица с государством.

При определении наименования юридического лица запрещено использование наименования Россия или производных от него, а также указание наименований органов государственной власти. Указание на принадлежность субъекта государству или взаимосвязь его с органом власти допускается лишь на основании специального разрешения, выдаваемого уполномоченным субъектом. Указание РФ (Россия) допускается лишь при соблюдении субъектом следующих условий:
— организация осуществляет деятельность в более чем половине субъектов РФ, например, имеет филиалы и представительства;
— организация является крупнейшим налогоплательщиком;
— организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, либо занимает доминирующее положение на рынке;
— более 25% акций (уставного капитала) организации находятся в собственности РФ.

Порядок использования наименования субъекта РФ или его органов власти осуществляется в соответствии с региональными нормативными актами.

2. В уставе юридического лица подлежит определению юридический адрес организации. Сведения о фактическом адресе вносятся в ЕГРЮЛ по решению учредителей данной организации. Юридический адрес организации должен отражать наименование населенного пункта на территории РФ. В настоящее время юридический адрес организации определяется применительно к наименованию населенного пункта (муниципального образования) на территории РФ. С одной стороны, указанная новелла способствует упорядочению юридических лиц. С другой стороны, определение юридического адреса применительно к населенному пункту затрудняет поиск организации и взаимодействие с ней. В связи с этим требуется детализация такого адреса применительно к улице, дому и помещению, в котором располагается исполнительный или иной орган юридического лица. В полной мере данное положение может быть реализовано лишь в отношении сельских населенных пунктов, которые в своем территориальном устройстве могут не предусматривать разделения на улицы и т.п. Применительно к крупным населенным пунктам такая детализация является необходимой и обоснованной. Юридический адрес рассматривается как тождество почтового адреса организации.

Юридический адрес организации определяется по месту нахождения единоличного исполнительного органа данного субъекта. Следует разграничивать статус единоличного исполнительного органа как физического лица или должностного лица организации. Осуществляя руководство деятельностью юридического лица, руководитель должен иметь офисное помещение, которое и выступает в качестве юридического адреса.

При наличии информации, свидетельствующей о невозможности связи с юридическим лицом по адресу из ЕГРЮЛ, налоговые инспекторы могут обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этой компании, но только в случае непредставления этих данных компанией в разумный срок (после направления ей уведомления о необходимости указания достоверных сведений о ее адресе). Признаками отсутствия организации по юридическому адресу могут быть: факт отсутствия по этому адресу ее представителей, возврат корреспонденции с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п. Уведомление о необходимости представления достоверных сведений может направляться по адресу учредителей организации и лица, действующего от имени организации без доверенности.

Принципиальное значение имеет введение меры ответственности организации за неполучение корреспонденции в случае ее отсутствия по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу. Закрепленные в п.3 комментируемой статьи положения выработаны практикой деятельности судебных органов, нередко сталкивающихся с ситуацией, в которой невозможно установить фактическое местонахождение юридического лица и его органов при их отсутствии по юридическому адресу. Судебные процессы в подобных ситуациях затягивались на неопределенное время, что нарушало права и законные интересы истцов и третьих лиц (см. ниже ссылки на судебную практику). Нормативное закрепление презумпции получения корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации, позволяет надлежащим образом обеспечить права и законные интересы всех заинтересованных субъектов.

Сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны соответствовать аналогичной информации, отраженной в его учредительных документах. В случае выявления несоответствия в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения, т.е. устав имеет приоритетное значение в части определения сведений об организации.

3. Судебная практика:
— постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 N 5793/13 по делу N А40-53262/2012;
— постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61;
— постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3621/09-С6;
— постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2008 N А82-1965/2008-20;
— постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КГ-А41/5629-08;
— постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2008 N Ф09-3443/08-С4;
— постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2006 N А33-16824/2005-Ф02-1275/06-С1;
— постановление ФАС Московского округа от 04.06.2001 N КА-А40/2693-01.

Что делать, если контрагента признали фирмой-однодневкой

Представьте, компания на УСН с объектом «доходы минус расходы» приобрела товары. Определяя налогооблагаемую базу, она отразила их в затратах. Налоговый орган установил, что поставщик товаров — фирма-однодневка, и потребовал от налогоплательщика убрать из расходов затраты на эти товары.

С одной стороны, добросовестный налогоплательщик не должен страдать от «нечистоплотности» контрагента, но с другой, ФНС накладывает на налогоплательщиков обязанность проявлять должную осмотрительность при выборе партнера. Так, если организация, не убедившись в благонадежности контрагента, заключила с ним сделку, ФНС и суды посчитают возникшие проблемы последствиями неосмотрительности самой организации. К сожалению, это сложившаяся практика.

ФНС не раз публиковала письма о том, что нужно проверять своих партнеров, проявлять разумную осторожность при их выборе (письма от 11.02.2010 № 3-7-07/84; от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005). Добросовестным юридическим лицам придется следовать этим рекомендациям.

Не всегда для однодневок

Справедливости ради нужно отметить, что по этим же адресам числились и совершенно нормальные компании, ведущие легальную хозяйственную деятельность, уплачивающие налоги. Осмелюсь предположить, что офисы более 90% компаний в Москве и крупных промышленных городах до последнего времени не находились по заявленным юридическим адресам. Почему, зачем им это нужно?

Ответ достаточно прост. В момент регистрации бизнес маленький, в офисе работает 1-2 человека. Через год — сотрудников 10, еще через два — 50. Компания вынуждена менять офис, она ищет удобный вариант в пределах всего города, а не на территории, закрепленной за ИФНС. Если следовать требованиям закона, при каждой смене офиса нужно менять юридический адрес, а это стоит денег и занимает время.

С 2003 года в КоАП РФ внесена статья 14.25, в соответствии с которой налоговая служба имеет право оштрафовать руководителя компании за представление в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, но сил (а может быть, политической воли) у налоговиков не хватало для того, чтобы заставить все предприятия привести свои документы в соответствие закону.

И поскольку контролирующие органы не обращали внимания на несоответствие адресов, предприниматели не хотели тратить свои ресурсы на решение этой задачи.


Похожие записи:

Добавить комментарий