Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «условие в договоре морской перевозки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.
Существенные условия договора перевозки
На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:
- характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
- сопроводительные документы на груз;
- маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
- размер провозной платы и порядок расчетов;
- требования к транспорту перевозчика;
- срок и порядок предоставления транспорта;
- срок и порядок предъявления груза к перевозке;
- порядок погрузки/выгрузки груза;
- условия хранения груза в терминале перевозчика;
- срок доставки груза;
- порядок признания груза утраченным.
Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).
Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Что указать в договоре
При перевозках производится перемещение груза из одной точки в другую. Основная цель перевозчика заключается в загрузке транспорта и аккуратном перемещении груза до клиента.
Образец договора перевозки груза
Договор не унифицирован, а потому составляется в произвольной форме. Однако в нём обязательно указываются такие важные условия как физические параметры груза, сопроводительная документация, стоимость услуги и порядок расчётов, маршрут транспортировки, требования к транспортному средству, правила загрузки и выгрузки, условия хранения, сроки, механизм признания груза утерянным.
Для чего нужно юридически оформлять отношения?
Не у каждой организации есть транспорт, чтобы доставить товар в пункты его реализации. Содержать собственный транспорт довольно дорого, и порой выгоднее обратиться за услугами в транспортные компании. Для этих целей изначально оформляется специальная заявка на перевозку.
Подобный первичный документ позволяет решить все возникающие вопросы перед заключением официального договора между нанимателем и перевозчиком.
Договор защищает права нанимателя и гарантирует, что товар доставят вовремя, в полной сохранности до пункта назначения. Разумеется, в нем учитываются и интересы грузоперевозчика. Благодаря введению новых правил и требований в закон о транспортных перевозках, усилился контроль качества подобных услуг, что позволило приблизить их к международным стандартам.
Тип
Наименование
Договор перевозки груза автотранспортом |
Договор воздушной перевозки пассажира |
Договор морского фрахтования |
Договор морской перевозки пассажира |
Договор перевозки пассажира автотранспортом |
Договор транспортной экспедиции |
Как правильно оформить договор на перевозки груза в 2021 году?
Для транспортирования товара, чтобы быть уверенным в его своевременной доставке и сохранению его целостности, необходимо заключить контракт между товароотправителем и товароперевозчиком.
Документы, требуемые для транспортирования товара нужно прописать так, чтобы быть уверенным в целостности груза и своевременной его доставке.
Рассмотрим – как правильно оформить контракт по транспортированию товара, чтобы минимизировать налоговые риски?
Сегодня, учитывая наличие недобросовестных контрагентов, заключение ДПГ является основополагающей возможностью расчета на налоговую выгоду (при проявлении налогоплательщиком нужной осмотрительности).
Судебная практика имеет прецеденты по необоснованному признанию налоговой выгоды в результате отсутствия действительного транспортирования товара. Поэтому, факт действительной поставки груза обязан быть удостоверен документально.
ДПГ – это договоренность между товароотправителем и товароперевозчиком, по которой последний должен осуществить транспортирование врученного ему товара из места отправления к месту назначения, получить расчет за выполненную работу.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Административная ответственность за перегруз
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* | Наказание для водителя | Наказание для перевозчика | Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб. |
2-10% / до 10 см | 1 000 – 1 500 руб. | 100 000 – 150 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
10-20% / 10-20 см | 3 000 – 4 000 руб. | 250 000 – 300 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
20-50% / 20-50 см | 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 350 000 – 400 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
>50% / >50 см | 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 400 000 – 500 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
Понятие транспортных договоров
Перевозка (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.
Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).
Транспортное обязательство — это договорное обязательство, опосредующее правоотношения в процессе организации и оказания транспортных услуг (перемещения в пространстве физических лиц и материальных благ), а также оплаты этих услуг.
Транспортный договор — это соглашение двух или нескольких лиц, устанавливающее гражданские права и обязанности в целях оказания транспортных услуг (перемещения в пространстве физических лиц и материальных благ).
Услуги, оказываемые различными видами транспорта, не выступают в какой-либо овеществленной (материализованной) форме, имеют товарный и возмездный характер. Отношения по транспортировке могут возникать из гражданско-правового договора или из совокупности юридических фактов (в том числе из договора и административного акта).
Оба соглашения относятся к категории транспортных договоров, однако предмет их различен.
По договору перевозки грузов перевозчик непосредственно доставляет груз назначенному лицу (в конечный пункт), а отправитель оплачивает данную услугу. Если в тексте не определено место назначения, контракт является беспредметным, т. е. незаключенным.
ВАЖНО! Перемещение груза по данному договору осуществляется только с помощью транспортного средства (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Не считается перевозкой перетаскивание объекта, сплав плотов по реке, подъем на высоту и т. п.
Предметом же транспортной экспедиции является не сама перевозка груза, а связанные с ней услуги и организация их выполнения:
- выбор маршрута и транспорта;
- заключение договора перевозки от своего имени или имени заказчика;
- отправка и получение груза;
- получение документов на экспорт или импорт;
- решение таможенных вопросов;
- проверка состояния груза;
- погрузка, выгрузка;
- оплата пошлин и иных расходов;
- получение и хранение товара;
- иные действия, связанные с транспортировкой груза.
Между ООО «А» (далее — покупатель, истец) и польской компанией «С» (далее — поставщик) был заключен внешнеторговый договор на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. По данному договору покупатель перечислил поставщику 15 674 евро за подлежащий поставке товар.
В дальнейшем покупатель заключил с ООО «Л» (далее — экспедитор, транспортер, ответчик) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).
Для доставки груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Поставщик загрузил иностранному перевозчику «Н» товар, который покупателю доставлен не был. В последующем экспедитор сообщил покупателю, что товар, вероятно, был похищен. Правоохранительными органами Республики Польша по факту хищения груза было возбуждено уголовное дело.
Покупатель обратился в суд с иском к экспедитору о взыскании 15 674 евро в счет возмещения причиненных убытков в связи с утратой груза.
Апелляционная инстанция и новые доказательства
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу. В связи с необходимостью уведомления об апелляционном обжаловании третьего лица — иностранного перевозчика «Н» между подачей апелляционной жалобы и ее рассмотрением прошло около 5 месяцев.
За это время ответчик обратился в правоохранительные органы Республики Польша и ознакомился с материалами расследуемого уголовного дела по факту хищения груза.
Из протоколов допроса свидетелей — работников поставщика, а также фотографий, сделанных на основании видеозаписей камер наблюдения, следовало, что в день погрузки на завод поставщика прибыло иное транспортное средство, нежели сообщенное ответчиком истцу (не соответствовали марка и регистрационный номер транспортного средства).
Таким образом, ответчик, ссылаясь на халатность поставщика, заявил о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку истец должен заявлять требование о возврате уплаченных за товар денежных средств исключительно к поставщику.
Суд апелляционной инстанции принял новые доказательства, приобщив их к материалам дела.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции указал, что доводы апеллянта о вине грузоотправителя не могут быть приняты во внимание, так как при установлении каких-либо оснований при расследовании уголовного дела, свидетельствующих о вине поставщика и т.п., дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика — без удовлетворения.
Договор перевозки, как правило, заключается между двумя участниками соглашения: перевозчиком, а также отправителем. Согласно условиям данного документа, первая сторона обязана принять от отправителя определенный груз, после чего, доставить его по обозначенному адресу и передать на руки получателю. Отправитель, в свою очередь, должен оплатить услуги перевозчика в соответствии с оговоренными тарифами. Подтверждением заключения договора является транспортная накладная, которая предоставляется второй стороне сделки.
Следует отметить, что на сегодняшний день соглашение подобного рода может подразумевать множество направлений. Например, кроме перевозки различного рода объектов также существует услуга перевозки пассажиров и т.д. Если классифицировать все направления, то можно выделить ключевые категории: перевозка грузов (а также почтовой корреспонденции), пассажиров (а также их багажа) и договор фрахтования.
По сроку действия соглашения бывают длительными, а также разовыми. При этом отношения могут подчиняться территориальным признакам (в таком случае договоры подразделяются на международные и внутригосударственные). Кроме того, соглашения могут различаться по кол-ву транспортных организаций, которые принимают участие в перевозке.
Договор перевозки грузов
Тип документа: Договор перевозки
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 12,7 кб
Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении. Согласно условиям документа, первая сторона обязуется принять от отправителя какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии заявленным тарифам. Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.
Следует отметить, что перевозчик должен предоставить второй стороне исправные ТС, подходящие для транспортировки груза. Сделать это он обязан в срок, обозначенный в соглашении. При этом отправитель имеет полное право отказаться от предоставленных транспортных средств в том случае, если они непригодны для перевозки предмета соглашения.
В соответствии с договором перевозки грузов, а также актуальными транспортными кодексами и уставами, обе стороны несут ответственность: отправитель за невыдачу груза или же неиспользование предоставленных ТС, а переводчик за не предоставление ТС после регистрации заявки на транспортировку. При этом существует ряд обстоятельств, освобождающих каждую из сторон от какой бы то ни было ответственности (например, обстоятельства непреодолимой силы и т.п.). Данные факторы в обязательном порядке оговариваются в заключаемом соглашении.