Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 29 ТК РФ. Представители работников (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на представительство интересов работников во взаимоотношениях с работодателями, четкое определение круга легитимных представителей и их правового статуса являются важнейшими условиями обеспечения реальной защиты интересов работников в сфере труда.
Комментарий к статье 29 ТК РФ
1. Часть 1 ст. 29 перечисляет организации, которые могут представлять интересы работников, прежде всего это профсоюзы и их объединения.
Представлять интересы работников может и первичная профсоюзная организация, а также иные представители, избранные работниками.
Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.
Согласно Закону о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Таким органом может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
2. Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило. В том случае, когда такая организация не создана или не объединяет большинство работников, в соответствии со ст. 31 ТК могут быть избраны иные представители (см. коммент. к ст. 31).
3. На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях — при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической политики — работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.
4. В зависимости от уровня социального партнерства представителями работников могут выступать общероссийские профсоюзы (их объединения), региональные объединения профсоюзов, территориальные либо первичные организации профессиональных союзов.
Комментарий к статье 29 ТК РФ
Согласно ч. 1 ст. 29 представителями интересов работников в социальном партнерстве могут быть только: а) профессиональные союзы, их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов; б) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК. Это общее положение, определяющее представителей интересов работников для всех форм и уровней социального партнерства.
В ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи четко определены представители работников применительно к соответствующему уровню и формам социального партнерства.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на уровне организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
При этом важно, чтобы первичная организация была структурной частью соответствующего общероссийского профсоюза, представляющего интересы работников на всех уровнях социального партнерства.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Таким образом, представительство работников на более высоком уровне, чем организация, могут осуществлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Понятие коллективных трудовых споров
В предыдущей главе указывалось, что трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Статья 398 ТК РФ определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Таким образом, коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных как по субъектному составу, так и по предмету спора.
Коллективные трудовые споры возникают либо в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного трудового договора, либо в результате принятия локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо в результате выдвижения работниками требований, касающихся условий труда.
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
В случае если стороны коллективного трудового спора не достигли согласия по поводу рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, либо в процессе переговоров с участием посредника не урегулировали все имеющиеся разногласия, они обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Действующее законодательство предусматривает возможность создание как временных, так и постоянно действующих трудовых арбитражей. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Постоянно действующий трудовой арбитраж может быть создан решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это Министерство труда и социальной защиты), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража). На момент подготовки настоящего учебника такой документ не принят.
Правовое положение работников в период проведения забастовки
Начало забастовки отнюдь не свидетельствует о намерении работников прекратить трудовые отношения с работодателем. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Тем не менее у работодателей нередко возникает соблазн решить проблему забастовки путем увольнения бастующих сотрудников и найма на их место новых. Возможно также и увольнение работников с целью их «наказания» за участие в забастовке. Такие увольнения, в первые годы забастовочного движения носившие массовый характер, получили название локаута. Локаут — это увольнение работников по инициативе работодателя именно в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Прямой запрет локаута установлен в ст. 415 ТК РФ. Работодатель, прибегающий вопреки этому запрету к локауту, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.34 КоАП РФ.
Участие работника в законной забастовке не может повлечь и применение к нему мер дисциплинарной ответственности и, соответственно, рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины.
Трудовой кодекс РФ разделяет правовое положение работников, участвующих и не участвующих в забастовке.
Работникам, принимающим участие в забастовке (за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг)), работодатель имеет право не выплачивать в этот период заработную плату. В то же время коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу.
Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК РФ.
Статья 29. Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Комментарий к статье 29 ТК РФ
1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.
При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК и комментарий к ней.
2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.
Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.
3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.
4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).
5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.
Доверенность в трудовых правоотношениях
Институт представительства весьма развит в современной хозяйственной деятельности. Нас совсем не удивляет, что от лица компаний чаще действуют представители на основании доверенности или уполномоченные иными, предусмотренными законом, способами. Доверенное лицо (поверенный) представляет интересы организации в суде и иных органах и организациях, подписывает различные документы, включая договоры и проч. Но это вне компании, в отношениях с третьими лицами. А как быть, когда руководитель передает поверенному ту часть своих полномочий, которая вытекает из трудовых правоотношений? То есть, если передаются полномочия на представление интересов внутри общества.
Обычно это практикуется в крупных компаниях, разделенных на департаменты, управления, отделы и т.д., а также при наличии у единоличного исполнительного органа нескольких заместителей. Чтобы упростить процедуру принятия управленческих решений, а также для разделения функционала между руководителями генеральный директор издает приказ, например, о разграничении полномочий и выдает своим заместителям (или другим работникам) доверенность на выполнение части своего функционала. Попробуем разобраться, вправе ли единоличный исполнительный орган передать свои полномочия, вытекающие из трудовых правоотношений, иному лицу. Например, может ли работник организации, не являющийся его органом управления, но наделенный полномочиями, скажем, уволить другого работника, наложить на него иное дисциплинарное взыскание?
По общей практике от имени юридического лица без доверенности действует его единоличный исполнительный орган, как это следует из ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», сведения о чем, согласно ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Иные лица, т.е. не указанные в ЕГРЮЛ, выступают от имени юридического лица на основании доверенности, в соответствии со ст. 185 ГК РФ. Согласно данной норме доверенность представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому (или другим) для представительства перед третьими лицами.
Из существа ст. 182 и 185 ГК РФ вытекает, что доверенность выдается доверителем поверенному на представление его интересов, вытекающих из гражданско-правовых отношений, в т.ч. при заключении сделок, как их определяет гражданское законодательство, а именно ст.ст. 153 и 156 ГК РФ. Следовательно, представительство допустимо, во-первых, в рамках гражданских правоотношений а, во-вторых, во взаимоотношениях с третьими лицами. Однако, отношения между работником и работодателем регулируются, согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а сами работники, по обычаю, третьими лицами не являются.
С другой стороны, ст. 20 ТК РФ допускает осуществление прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях не только органами управления юридического лица (организации), но и уполномоченными ими лицами. Однако, уполномоченные органами управления лица могут действовать лишь в случаях и в порядке, предусмотренных ТК РФ. А именно, выполнение функционала одного работника другим работником возможно в рамках трудового законодательства в случаях совмещения должностей, как это предусматривает ст. 60.2 ТК РФ, или в случае временного перевода работника на другую работу, согласно ст. 72.2 ТК РФ. В указанных случаях работник исполняет возложенные на него обязанности другого работника на основании соответствующего приказа. При этом, уполномоченный работник исполняет обязанности временно отсутствующего работника. То есть, на момент исполнения обязанностей единоличного исполнительного органа иным работником, единоличный исполнительный орган должен отсутствовать.
В защиту мнения о недопустимости передачи полномочий в сфере трудовых отношений говорит также следующее. С руководителем организации подписывается трудовой договор, как и с любым другим работником, и данные правоотношения, как говорилось ранее, регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. А в соответствии со ст. 15 ТК РФ работник должен выполнять работу (трудовую функцию) лично.
Стоит отметить, что судебные споры по данному вопросу – редкость. И это неудивительно. Обратиться за защитой своих прав в данном случае может работник организации, орган управления или участник (акционер). Работники, как правило, не вникают в такие тонкости; управленец постарается предпринять максимальные усилия для решения вопроса, не вынося сор из избы; а собственники бизнеса скорее предпочтут досрочно расстаться с управленцем, прибегнув к судебной защите лишь в крайних случаях.
Другой комментарий к ст. 29 ТК РФ
1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.
При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК и комментарий к ней.
2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.
Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.
3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.
4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).
5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.
Другой комментарий к ст. 29 ТК РФ
1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.
При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК и комментарий к ней.
2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.
Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.
3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.
4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).
5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».
За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).
К сведению. Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:
— подвергнуты дисциплинарному взысканию;
— переведены на другую работу по инициативе работодателя;
— уволены по инициативе работодателя.
Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.
Причины возникновения трудовых споров
Предпосылки возникновения трудовых споров могут быть различными. Иногда тут виной становится неверная трактовка положений ТК РФ, причем как со стороны наемного работника, так и его работодателем. В некоторых случаях причиной могут быть различные технические ошибки, например, сбой в программном обеспечении.
Чаще всего причины трудовых споров будут следующими:
- неожиданное для работника изменение условий труда по договору;
- перевод сотрудника в другое подразделение или отдел;
- штрафы и иные виды дисциплинарного взыскания;
- отказ в предоставлении полагающегося по трудовому договору отпуска или выходных;
- несоблюдение условий предоставления графика (например, вместо обещанного графика 2/2 приходится работать по 6 дней в неделю);
- задержки в выдаче заработной платы, неполная ее выплата;
- увольнение (сокращение) работника;
- причинение имущественного или иного вреда работодателю или работнику;
- необоснованный, а также нарушающий права гражданина отказ в приеме на работу (например, по причине национальности).
Комитет по трудовым спорам
Департамент или комитет по трудовым спорам правильно называется «Государственная инспекция труда» или «Роструд». Для каждого региона есть свой сайт организации, на котором указаны контактные телефоны, адреса приемных и другая необходимая информация.
В сферу ее компетенции, в соответствии со ст. 356 ТК РФ, входит:
- контроль за соблюдением работодателями ТК РФ;
- предъявление работодателю распоряжений о восстановлении им трудовых прав сотрудников;
- отстранение от работы лиц, не ознакомленных с техникой безопасности или не имеющих знаний по этому вопросу;
- расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на работе;
- привлечение к административной ответственности виновных в нарушении ТК РФ лиц.
Юрисдикционные органы по разрешению трудовых споров
Особенности разрешения споров каждым из органов приведены в таблице:
Название юрисдикционного органа |
Рассматриваемый вид трудового спора |
Особенности рассмотрения и разрешения спора |
КТС — Комиссия по трудовым спорам |
Индивидуальный |
|
Районный суд |
Индивидуальный |
|
Примирительная комиссия |
Коллективный |
|
Посредник |
Коллективный |
|
Трудовой арбитраж |
Коллективный |
|
Представителями работников в социальном
партнерстве являются профсоюзы и их
объединенияиные профсоюзные
организации, предусмотренные уставами
общероссийских профсоюзов, или иные
представители, избираемые работниками
в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников организации при
проведении коллективных переговоров,
заключении и изменении коллективного
договора, осуществлении контроля за
его выполнением, а также при реализации
права на участие в управлении организацией,
рассмотрении трудовых споров работников
с работодателем представляет первичная
профсоюзная организация или иные
представители, избираемые работниками.
В свою очередь, представителями
работодателя являются руководитель
организации или уполномоченные им лица
в соответствии с ТК РФ, законами, иными
нормативными правовыми актами,
учредительными документами организации
и локальными нормативными актами.
- Интересы работников при проведении
коллективных переговоров о заключении
и об изменении соглашений, разрешении
коллективных трудовых споров по поводу
заключения или изменения соглашений,
осуществлении контроля за их выполнением,
а также при формировании и осуществлении
деятельности комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений представляют
соответствующие профсоюзы, их
территориальные организации, объединения
профессиональных союзов и объединения
территориальных организаций
профессиональных союзов В этих случаях
интересы работодателей представляют
соответствующие объединения работодателей. - Объединение работодателей –
некоммерческая организация, объединяющая
на добровольной основе работодателей
для представительства интересов и
защиты прав своих членов во взаимоотношениях
с профсоюзами, органами государственной
власти и органами местного самоуправления. - Особенности правового положения
объединения работодателей устанавливаются
федеральным законодательством. - Представителями работодателей –
федеральных государственных учреждений,
государственных учреждений субъектов
РФ, муниципальных учреждений и других
организаций, финансируемых из
соответствующих бюджетов, при проведении
коллективных переговоров, заключении
или изменении соглашений, разрешении
коллективных трудовых споров по поводу
заключения или изменения соглашений,
осуществлении контроля за выполнением
соглашений, формировании комиссий по
регулированию социально-трудовых
отношений и осуществлении их деятельности
также являются соответствующие
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, иные государственные
органы, органы местного самоуправления.